Общественное предпринимательство. Социальное предпринимательство как форма решения социальных проблем общества. Что такое социальное предпринимательство

«Социальные предприниматели не довольствуются тем, чтобы просто дать человеку рыбы, или обучить, как ее ловить. Они не успокоятся до тех пор, пока не революционизируют саму рыбную отрасль». - Билл Драйтон .

В этом популярном определении Б. Драйтона, основателя компании «Ашока» - глобальной ассоциации лидеров социального предпринимательства, содержится, пожалуй, суть социального предпринимательства. В сравнении с другими явлениями социальной работы, которую ведут организации коммерческого и некоммерческого сектора, различаясь по сфере деятельности и условиям предоставления услуг, социальное предпринимательство выделяется тем, как оно работает. Ключевыми здесь являются понятия инновации и предпринимательства. В соответствии с этим социальное предпринимательство стремится уменьшить социальные беды инновационным методом, изобретая или комбинируя социальные и экономические ресурсы так, чтобы создать самовоспроизводящийся, способный к расширению механизм производства и предоставления целевого социального блага.

Термин «социальное предпринимательство» определяет деятельность, которая предполагает создание социального блага не через чистую благотворительность, а через прибыльную или частично прибыльную деятельность. Такой социально ориентированной деятельностью может быть микрокредитование, предоставляющее жизненно важные ресурсы семьям, находящимся в абсолютной бедности. Социальное предпринимательство - это и, например, интернет-портал, открытый центром помощи трудным подросткам, который не только предоставляет информацию молодым людям и их семьям, но и зарабатывает деньги, занимаясь дизайном Интернет-рекламы. Социальное предпринимательство - экологический парк, окупаемый за счет туризма, но предоставляющий благодатные условия для сохранения флоры и фауны того региона, где он создан. Первым человеком, воплотившим в жизнь принципы социального предпринимательства, стал небогатый предприниматель из Бангладеш Мухаммад Юнус. Он создал первый в мире социально ориентированный банк, не затаптывающий в грязь заемщиков грабительскими процентами, а вытаскивающий бедные семьи из безнадежной нищеты. В середине 1970-х годов в Бангладеш Мухаммад Юнус создал банк Grameen, особенность которого заключается в том, что он обеспечивает кредитами (причем в ряде случаев - без каких бы то ни было поручительств) наиболее бедные слои населения. Концепция Grameen базируется на убеждении Юнуса в том, что полученные в кредит деньги пойдут на создание товара, часть дохода от продажи которого, в свою очередь, будет использована как раз на погашение кредита .

Первое начинание Мухаммада Юнуса в этом направлении относится к 1976 году, когда он одолжил 27 долларов нескольким ремесленникам из Джобры. Позже Юнус вспоминал о мотивах, которыми руководствовался при этом: «Я ходил по домам, беседовал с людьми, пытался понять, чем они живут, каковы их потребности, желания, мечты. И мне открылась горькая правда: многим из них для осуществления планов необходима ничтожно малая сумма. Мы даже составили список из 42 человек, чьи общие потребности не выходили за пределы 27 долларов - менее доллара на душу. Это стало настоящим шоком».

Следующим шагом Юнуса стало получение им в одном из бангладешских банков кредита, который также пошел на мелкие ссуды беднейшим. Банк крайне неохотно согласился удовлетворить просьбу Юнуса, но последний лично выступил в качестве поручителя и, самое главное, уже через довольно непродолжительное время сумел доказать скептически настроенным банкирам, что даже бедняки могут быть вполне кредитоспособными заемщиками. Сам Юнус, ссылаясь на то, что «более 1,2 млрд. человек в мире не имеют возможности удовлетворить свои основные потребности», считает, что «микрокредиты могли бы стать тропинкой, уводящей их от отчаяния». По данным на декабрь 2005 года, с момента основания Grameen 5,3 млн. человек стали получателями кредитов на сумму 5,1 млрд. долларов при доле возвращенных банку кредитов в 98,9 %. С конца 1970-х годов в мире возникло более 3200 организаций и банков, предоставляющих микрокредиты по модели, разработанной Мухаммадом Юнусом. Только в 2004 году количество получателей кредитов достигло 92 млн. человек, при этом 73 % из них на момент получения первого кредита находились вообще за чертой бедности.

По мнению Грегори Диза, директора Центра развития социального предпринимательства Дюкского Университета (США), идея социального предпринимательства в последнее время получила популярность, т.к. «задевает за живое» и очень подходит нашему времени. Это понятие «соединяет в себе страсть к социальной миссии со свойственной бизнесу дисциплиной, инновацией и решительностью» - наподобие тех, которые демонстрировали пионеры «Силиконовой Долины». Он убежден, что наше время созрело для того, чтобы решать социальные проблемы «предпринимательскими» средствами. Необходимость в таком подходе связана с тем, что многие попытки государственных и благотворительных организаций оказались далеки от наших ожиданий, а большая часть институтов общественного сектора все чаще рассматривается как нерезультативная, неэффективная и безответственная. Социальные предприниматели нужны для того, чтобы создать новые модели социально значимой деятельности «для нового века» .

Исследователи из Университета Наварры в Барселоне Дж. Мэйр и И. Марти отмечают, что отдельные проявления социального предпринимательства можно было наблюдать в Европе XIX и в Азии первой половины XX века. Организации, подобные основанным такими выдающимися личностями как Флоренс Найтингейл и Виноба Бхаве, по своей сути являются тем, что мы сейчас называем организациями венчурного социального предпринимательства .

Социальное предпринимательство как практическая деятельность, интегрирующая процесс получения экономической и социальной выгоды, стало активно себя проявлять во второй половине XX века. В качестве примеров можно привести такие широко известные и уважаемые организации как Гильдия манчестерских ремесленников, основанная Биллом Стриклэндом в 1968 г. и использующая возможности изобразительного и исполнительского искусства для развития городских сообществ или банк «Грамин», основанный в 1976 г. профессором Мухаммадом Юнусом для искоренения бедности и поддержки бедных женщин в Бангладеш. За свою деятельность М. Юнус стал в 2006 г. лауреатом Нобелевской премии мира. Типичным представителем глобальной организации социального предпринимательства, поддерживающей социально-предпринимательские инициативы по всему миру является фонд «Ашока», основанный Б. Драйтоном в 1981 г. .

Институт здоровья одного мира (The Institute for One World Health (IOWH), основанный доктором Викторией Хале в 2000 г., является первой в мире некоммерческой фармацевтической компанией и разрабатывает лекарственные препараты для лечения заболеваний, которыми пренебрегают в обществе. Институт разрушил традиционные представления о казалось бы неконкурентоспособной промышленности, предоставляющей лекарства особо нуждающимся в развивающихся странах, перестроив всю цепочку получения дохода от разработки лекарств до их доставки.

Несмотря на то, что преимущества, которые дает социальное предпринимательство, ясны очень многим, его реальное значение и специфика недостаточно исследованы. В условиях растущей популярности социальное предпринимательство может означать разное для разных людей. Это обусловлено как относительной новизной термина, так и разнообразием социальных инициатив, которые различаются по масштабам, целевым группам и странам. Для одних социальное предпринимательство ассоциируется исключительно с неприбыльными организациями, открывшими какие-либо доходные предприятия. Другие понимают под социальным предпринимательством непременно - неприбыльные организации. Третьи считают его разновидностью социальной ответственности бизнеса, реализующего социально значимые программы через независимые организационные структуры. По мнению Роджера Мартина и Салли Осберг, в связи с ростом популярности термин «социальное предпринимательство» приобрел в последние годы такой широкий круг значений, что стал употребляться практически в любом контексте, как только речь заходит о социально полезной деятельности. По их мнению, столь расширительная трактовка, вредит самому явлению. Если общественный запрос на социальное предпринимательство не будет удовлетворен из-за того, что под его «вывеской» окажется слишком много непредпринимательских по сути и, возможно, неэффективных организаций, явление окажется дискредитированным. И тогда «зерно настоящего социального предпринимательства может быть утеряно». Поэтому свою задачу они видят в сужении рамок категории социального предпринимательства и выявлении его отличительных черт .

Главной отличительной чертой социального предпринимательства, по Мартину и Осберг, является то, что оно влечет за собой какие-либо социальные преобразования. Фонд Сколла, в котором они работают, занимается как раз тем, что ищет и поддерживает по всему миру зарекомендовавшие себя в качестве социального предпринимательства инициативы, чтобы дать им возможность расширить свой масштаб и влияние на «изменение мира».

Наиболее часто цитируемое определение социального предпринимательства принадлежит Грегори Дизу, который выделил пять факторов, определяющих социальное предпринимательство :

1) принятие на себя миссии создания и поддержания социальной ценности (блага);

2) выявление и использование новых возможностей для реализации выбранной миссии;

3) осуществление непрерывного процесса инноваций, адаптации и обучения;

4) решительность действий, не ограничиваемая располагаемыми ресурсами;

5) высокая ответственность предпринимателя за результаты своей деятельности - как перед непосредственными клиентами, так и перед обществом.

Многие исследователи принимают его определение. При этом они стремятся его дополнить проработкой отдельных характеристик из тех, которые названы, либо в дополнение к ним. Так, Дж. Мэйр и И. Марти из университета Наварры в Барселоне рассматривают социальное предпринимательство как широкий процесс, который включает в себя комбинацию ресурсов для создания возможностей ускорения социальных изменений и удовлетворения социальных потребностей .

Социальное предпринимательство рассматривается как процесс создания ценности путем сочетания ресурсов новыми способами. Эти комбинации ресурсов предназначены в первую очередь для изучения и использования возможностей получения социального блага путем стимулирования социальных изменений или удовлетворения социальных потребностей.

Социальное предпринимательство - термин сравнительно новый. Он впервые был применен в 1960-1970-е годы в литературе, посвященной социальным изменениям, но активно использоваться начал только в 1990-е годы, продвигаемый экспертом Розабет Мосс Кантер и основателем организации «Ашока» Биллом Дрейтоном. С конца 1950-х и по 1990-е гг. самым успешным проводником концепции социального предпринимательства был Майкл Янг, названный Гарвардским университетом «лучшим предпринимателем по продвижению социального предпринимательства в мире» .

Ключевые элементы модели социального предпринимательства, собственно, заключены в его названии. Социальный предприниматель - это человек, прежде всего стремящийся помочь людям или решить общественную проблему. Безусловно, коммерческий бизнес также решает общественные проблемы, налаживая выпуск подгузников или «Кока-колы». Однако особенностью социального предпринимательства является преобладание общественной или социальной цели над коммерческой. Основная задача социального предпринимателя, для которой и создается организация или компания - помощь обществу, и только затем - зарабатывание прибыли. Именно поэтому социальные предприниматели, как правило, трудятся в тех сферах, которые обычный коммерческий бизнес считает неприбыльными или высоко рисковыми, но одновременно это сферы, где шансы снизить уровень бедности, дать возможность реабилитации инвалидам, улучшить экологическую ситуацию - наиболее высоки.

Подходы к типологии социального предпринимательства и социальных предприятий осуществляются постоянно с тех пор, как появились первые исследования этого явления. В то же время, поскольку теория социального предпринимательства еще очень молода, многие определения и классификации противоречат друг другу. Кроме того, некоторые исследования, как мы видели, стремятся к концептуальному сужению предмета, и если расширительное толкование социального предпринимательства в своих крайних формах лишает его новизны и специфики, то слишком увлеченное устранение «лишнего» рискует «с водой выплеснуть ребенка».

Стремясь преодолеть эти крайности, Ким Альтер - основатель и директор небольшой компании по продвижению исследований и практики социального предпринимательства из Вашингтона - предложила наиболее детальную и систематическую типологию социальных предприятий. Очевидно, что смещение акцента с социального предпринимательства на социальное предприятие расширяет границы исследования далеко за пределы собственно предпринимательства. Однако в данном случае важно понять, где в системе координат «создания социальных и экономических ценностей» находятся те или иные социально-предпринимательские инициативы. Работа Альтер интересна тем, что стремится привести к синтезу широкое разнообразие практик и организационных моделей успешно реализованных и устойчиво развивающихся социальных проектов и предприятий. Первичной основой эмпирического анализа послужила предшествующая работа Альтер, в которой подробно анализировался опыт развития таких организаций в Латинской Америке. В то же время его результаты носят универсальный характер, что подтверждают дальнейшие исследования и практическая работа ее компании .

По собственному утверждению Альтер, ее подход стремился преодолеть дихотомию «коммерческий - некоммерческий», поскольку, в практике самых разных компаний оба компонента идут рука об руку - все большее число компаний использует рыночные механизмы для достижения одновременно экономической и социальной ценности, что выражается в создании некоего совокупного блага.

Для того, чтобы представить действительную широту поля социального предпринимательства, на примере истории развития конкретных компаний Альтер проводит обзор ряда разительно отличающихся друг от друга моделей социальных предприятий, возникших в разное время и сыгравших разную роль в развитии социального предпринимательства. Это и кооперативы, и организации гражданского общества, и Соглашения о добросовестной торговле, и Корпорации развития местных сообществ, и социальные компании (так называемый поддерживающий бизнес - affirmative businesses), и микропредприятия, и правительственные программы для поддержки частных социальных инициатив, и организации «Дна Пирамиды», и венчурная филантропия и «филантропренерство». Парадоксально, но по признанию самой Альтер, «хотя рынок для социальных предприятий весьма широк, реальный круг организаций, считающих себя социальными предприятиями - узок, фрагментарен и до некоторой степени элитарен». Значительная группа лидеров и доноров некоммерческого сектора либо вовсе не знакома с термином, либо не видит смысла для анализа рынка потенциального социального предприятия. Что такое социальное предприятие? Альтер приводит целый ряд определений, данных организациями поддержки социальных предприятий и социального предпринимательства.

Самое простое из них дано Коалицией Социальных Предприятий из Великобритании: «это - коммерческое предприятие социального назначения». При этом Коалиция дает ряд общих характеристик социального предприятия.

Ориентация предприятия. Они непосредственно вовлечены в производство товаров и услуг для рынка.

Социальные цели. Они имеют ясные социальные и экологические цели, выраженные в создании рабочих мест, обучении или предоставлении социальных услуг.

Общественная собственность. Социальные предприятия характеризуются общественной собственностью. Они являются автономными организациями, чья структура управления и собственности обычно основана на участии групп стейкхолдеров (т.е. персонала, потребителей, представителей местного сообщества, инвесторов), либо попечителей и директоров, выступающих от имени более широкого круга стейкхолдеров. Они подотчетны своим стейкхолдерам и более широкому сообществу за социальные, экологические и экономические результаты деятельности предприятия. Прибыль может быть распределена на долевой основе, либо инвестирована в интересах местного сообщества.

«Virtue Ventures» - организация, руководимая Альтер (название которой можно перевести по-разному: как «добродетельные предприятия», как «достойные предприятия» и как «настоящие венчурные предприятия»), предлагает следующее рабочее определение социального предприятия: «Социальным предприятием (social enterprise) является любое бизнес предприятие, созданное в социальных целях и для создания социальной ценности - призванное смягчить или уменьшить социальную проблему, либо «провалы» рынка, - функционирующее на основе финансовой дисциплины, инноваций и порядка ведения бизнеса, установленного в частном секторе. В распространенном применении «социальный предприниматель» - это индивид, а «социальное предприятие» - организация. Таким образом, «социальное предприятие» является институциональным выражением понятия «социальный предприниматель».

В цитируемой работе Альтер приводит целый набор различных классификаций социальных предприятий, а также более широкой группы - так называемых «гибридных» организаций - в зависимости от выбираемых критериев и угла зрения. Здесь приводятся только некоторые из них. В связи с социальным предпринимательством стоит говорить в первую очередь о «гибридных» организациях, которые сочетают деятельность, преследующую прибыль (for-profit activities), с неприбыльной деятельностью (non-profit activities), т.к. именно среди них существует основная путаница и смешение категорий и смыслов у разных исследователей и практиков социального предпринимательства. Социальное предпринимательство достаточно молодое явление. Это не благотворительность в ее традиционной форме. Несмотря на то, что многие социальные предприниматели получают гранты и пожертвования, особенно на начальной стадии развития их бизнеса, основным методом привлечения средств в социальные предприятия является предпринимательская деятельность. Социальный предприниматель - не только тот, кто оказывает помощь обществу, но и тот, кто способен окупить такую деятельность за счет продажи товаров или услуг .

Социальное предпринимательство - это не просто бизнес, иногда отщипывающий пожертвования от прибыли, и даже не социально ответственный бизнес в современном понимании. Это бизнес, где социальная цель является главной. Социальный предприниматель - это и не благотворитель, существующий за счет пожертвований и грантов. Это тот, кто использует преимущества бизнеса для достижения социальных целей. При этом социальное предпринимательство и социальная работа в своей деятельности используют одни технологии.

Ключевым в категории социального предпринимательства является слово «предпринимательство», а «социальность» играет лишь модифицирующую роль. Уделяя внимание заслугам классиков теории предпринимательства, таким как Сэй, Шумпетер и Друкер, они подчеркивают ключевые свойства всякого предпринимательства - создание ценности (в результате перемещения активов в область более высокой производительности - Сэй); «творческое разрушение» как преобразующая деятельность; поиск изменений и использование возможностей .

Все это в равной степени касается как предпринимательства, так и социального предпринимательства, каждое из которых предлагает новую ценность (благо), преодолевая устоявшееся равновесие.

Согласно Мартину и Осберг, социальное предпринимательство в своей деятельности содержит следующие три компонента :

1) выявление устойчивого, но несправедливого равновесия, обусловливающего социальную исключенность, маргинализацию или страдание у части общества (которой не достает финансовых средств, либо политических рычагов для достижения социального блага путем трансформации);

2) выявление внутри несправедливого равновесия возможности для производства социального блага - посредством вдохновения, творческой смекалки, прямого действия и смелости предпринимателя;

3) постепенное достижение нового равновесия, высвобождающего скрытый потенциал, либо облегчающего страдания целевой группы через «создание стабильной экосистемы вокруг нового равновесия». Последнее призвано обеспечить лучшее будущее целевой группе и обществу в целом.

Создавая общее определение для социального предпринимательства, EMES выделила 5 критериев :

1. Явная цель, направленная на помощь местному сообществу. Работа организации направлена на обслуживание местного сообщества или определенной группы людей. Свойством социального предпринимательства также является желание распространить идею социальной ответственности на местном уровне.

2. Инициатива, реализуемая группой граждан: социальное предпринимательство - это результат групповой динамики вовлекаемых людей сообщества или той целевой группы, для которой реализуется деятельность. При этом лидерство человека или группы как организаторов не отменяется.

3. Власть принятия решений, основанная не на владении капиталом. Применяется принцип «один человек - один голос» в противовес системе, где у человека в правлении количество голосов в принятии решения зависит от доли компании, находящейся во владении.

4. «Принцип привлечения сторон», вовлечение различных групп, затронутых деятельностью. Привлечение пользователей или потребителей услуг социального предпринимательства к принятию управленческих решений, что способствует развитию демократических принципов на местном, локальном уровне.

5. Ограничение распределения прибыли. Социальное предпринимательство включает в себя не только организации, запрещающие распределение прибыли между участниками, но и организации, которым позволяется это делать в ограниченных пределах. При этом, естественно, основной целью должно оставаться решение общественной проблемы.

Социальные технологии в этой области общественной жизни базируются на реальном опыте социальной работы, принципах и теоретико-методологических закономерностях, открытых социальными науками - социологией, теорией социальной работы, социальной инженерией, теорией управления, правом, социальной педагогикой, валеологией и др.

Поскольку социальную работу можно рассматривать в широком и узком смысле, в зависимости от этого различают и технологии. Если во втором случае речь идет преимущественно о технологиях работы со «слабыми» слоями населения, то в первом - о технологиях социальной защиты всех слоев населения, о создании таких условий (что связано с сущностью и содержанием социальной политики), которые способствовали бы уменьшению численности и доли населения, нуждающегося в помощи и поддержке, помогали бы населению самому решать свои проблемы. Этого можно добиться также путем создания (реализации) технологий более глобального характера, затрагивающих процесс функционирования и развития общества, такой как социальное предпринимательство. Учитывая интегрированный, универсальный характер социальной работы, можно выделить собственно социальные технологии, социально-педагогические, социально-психологические, социально-медицинские и другие технологии .

Можно выделить «внешние» по отношению к клиенту социальные технологии - государственное вмешательство, помощь общественных и других организаций, частных лиц. Главное их содержание - создать такие условия, чтобы человек (группа, слой общества) сам решал свои проблемы. Примером реализации таких технологий социальной работы в социальном предпринимательстве может служить создание рабочих мест на предприятиях для инвалидов. От «внешних» технологий отличаются социальные технологии (т. е. способы, действия), осуществляемые самими клиентами. Например, организация собственного дела, откладывание определенной доли дохода (процентов) для социального страхования и др. Эти методы (саморазвития, самозащиты, самосохранения, самообеспечения, самообучения, самоорганизации т. д.) называют иногда персональным менеджментом .

Тем не менее, нельзя ассоциировать социальное предпринимательство с социальной ответственностью бизнеса. Социальная ответственность бизнеса исходит из задач социальной политики .

1. Гармонизация общественных отношений, согласование интересов и потребностей отдельных групп населения с долговременными интересами общества, стабилизация общественно-политической системы.

2. Создания условий для обеспечения материального благосостояния граждан, формирование экономических стимулов для участия в общественном производстве, обеспечение равенства социальных возможностей для достижения нормального уровня жизни.

3. Обеспечение социальной защиты всех граждан и их основных гарантированных государством социально-экономических прав, в том числе поддержка малообеспеченных и слабо защищённых групп населения.

4. Обеспечение рациональной занятости в обществе.

5. Снижения уровня криминализации в обществе.

6. Развитие отраслей социального комплекса, таких как образование, здравоохранение, наука, культура, жилищно-коммунальное хозяйство и т.д.

7. Обеспечение экологической безопасности страны.

Так что же такое социальная ответственность бизнеса? Это ведение бизнеса по тем нормам и законам, принятым в той стране, где он находится. Это создание рабочих мест. Это благотворительность и создание различных фондов помощи различным социальным слоям общества. Это обеспечение защиты окружающей среды своего производства. Таким образом, бизнес не может вестись в обход этих целей. Промышленный завод обязан сохранять экологию в районе, где он функционирует. Социальная ответственность так же является средством для создания положительного имиджа компании. Социальное предпринимательство, так же не может противоречить задачам социальной политики, но при этом реализуемый бизнес приносит доходы и самоокупается именно за счет решения существующих социальных проблем, в то время как предприятия реализующие принципы социально ответственного бизнеса в решения социальных проблем вкладывают проценты от своей прибыли, за счет совершенно не социальной деятельности. Например, завод, отливающий свинец, загрязняет атмосферу, но вкладывает деньги от продажи в озеленение города. А предприниматель, продающий ёлки в горшках, будет социальным предпринимателем. Так, благодаря своему делу он сохраняет природу, и тем самым зарабатывает деньги.

Подводя итоги, можно сделать вывод, что социальное предпринимательство является ключом к решению тех социальных проблем общества, которые еще не разрешены государством. Исходя из этого, можно сказать, что социальное предпринимательство является социальной работой в бизнесе. Так как в решении социальных проблем общества социальное предпринимательство использует технологии социальной работы, и стремится к тем же целям. В отечественной литературе социальные технологии применительно к социальной работе трактуются как совокупность приемов, методов и воздействий, применяемых социальными службами и социальными работниками для достижения поставленных целей в процессе осуществления социальной работы, для решения разного рода социальных проблем, обеспечения эффективности реализации задач социальной защиты населения.

Социальное предпринимательство - это особый вид деятельности, находящийся на пересечении благотворительности и бизнеса. Он предполагает извлечение прибыли и ее реинвестирование в решение либо смягчение наиболее актуальных проблем в обществе. Доходы не распределяются между участниками хозяйствующих обществ, а вкладываются в такие сферы, как снижение безработицы, усиление защиты прав граждан, окружающей среды. Рассмотрим далее подробно, что собой представляет социально-ориентированное предпринимательство.

Общие сведения

Социальное предпринимательство - это сфера, в которой деятельность осуществляется независимо от внешнего финансирования. Вся работа ведется на основе проверенных бизнес-схем. В связи с чем нельзя говорить, что социальное предпринимательство - это такая форма самодеятельности. В этой сфере применяются не только проверенные временем, но и новые, научно обоснованные подходы к решению уже существующих и сравнительно недавно возникших проблем.

Миссия

Субъекты малого предпринимательства и социально-ориентированные организации могут работать в самых разных сферах. Они реализуют общественно-направленные программы в рамках основной деятельности. Это может быть здравоохранение, сельское хозяйство, обслуживание, образование и так далее. В настоящее время точного определения социального предпринимательства нет, поскольку оно затрагивает множество областей жизни человека и имеет огромное количество направлений и граней. Наиболее емко можно описать эту деятельность следующей фразой: "Зарабатывать, оказывая помощь другим". Социальное предпринимательство - это решение осязаемых и конкретных проблем общественной жизни, способствующее позитивным устойчивым изменениям. При этом следует подчеркнуть, что данная работа не является благотворительностью. Помощь оказывается по принципу "дать не рыбу, а удочку".

Историческая справка

Как зародилось социально-ориентированное предпринимательство? В России еще в 19 столетии существовали так называемые дома трудолюбия. Их можно назвать примером отечественной комплексной рабочей помощи. Эти дома были основаны отцом Иоанном Сергиевым в Кронштадте. Его основной идеей стала мысль о том, что зачастую обычная благотворительность, милостыня развращает человека, лишая его стимула к труду. "Дома" представляли собой центры, в которых работа велась по трем направлениям сразу. Здесь занимались благотворительностью, учебно-воспитательной деятельностью и трудоустройством. В середине 19 в. в Великобритании возникли кооперативы. Они являлись источником финансирования общественных нужд населения.

Развитие социального предпринимательства

Стоит отметить, что рассматриваемое явление было замечено за рубежом намного раньше, чем в России. Существует несколько исследований, которые иллюстрируют разнообразие содержания и форм организации социального предпринимательства. Само понятие впервые было введено в 60-х гг. 20-го столетия в Великобритании. Тогда получили распространение тенденции общественной свободы. На этой волне вопросы общественного значения широко освещались англоязычными изданиями. Более устойчивое употребление понятия социального предпринимательства относится к 70-80-м годам. Этому способствовали несколько выдающихся личностей. Так, Грегори Диз указывал в одной из своих статей, что причина возникновения малого предпринимательства, социально-ориентированных некоммерческих организаций заключается в неэффективности работы отдельных общественных институтов. Здесь стоит отметить, что в передовых странах с довольно прогрессивными структурами рассматриваемая форма бизнеса более распространена. В этой связи для появления социального предпринимательства бывает достаточно появления субъективной оценки действующих институтов как неэффективных у отдельного члена общества.

Специфика

Майкл Янг

Этот человек не только создавал социальные предприятия по всему миру. Майкл Янг всерьез занялся образовательными программами. Благодаря ему возникли Колледж предпринимательства (социального), Университет 3-го тысячелетия, Институт по изучению сообществ и многие другие учреждения. Один из профессоров Гарварда назвал Янга самым успешным бизнесменом в сфере общественных инициатив. Благодаря его деятельности реализовалось множество идей по защите потребителей. Янг выступал и писал книги. Основной мыслью его трудов была идея оценивать людей не только по образованности, заслугам, умственным способностям, роду деятельности, но и по уровню их честности, способности сочувствовать, проявлять доброту и щедрость.

Современные реалии

В настоящее время коммерческие компании активнее участвуют в социальных реформах. При этом общим у всех предприятий является стремление внедрять инновационные подходы в бизнесе. Отмечается возрастающий интерес к социальному предпринимательству со стороны академического сообщества. В Гарвардской бизнес-школе в 1989 г. был открыт специальный курс. Обучение шло непосредственно по программе социального предпринимательства. С того времени ведущие школы бизнеса Америки стали включать дополнительные курсы в свои учебные планы. В 2004 г. около четверти выпускников Стенфорда имели диплом специалистов социального предпринимательства. В начале 21 века было открыто несколько крупных компаний. Среди них:

Российские компании

В РФ наиболее существенным можно назвать вклад фонда "Наше будущее". Его основал совладелец и президент компании "ЛУКойл" В. Алекперов. Фонд оказывает информационную, финансовую и консультационную помощь социальным предпринимателям, организовывает конкурсы проектов, осуществляет анализ эффективности поддерживаемых предприятий по конкретным показателям. Кроме "Нашего будущего", стоит отметить "Школу фермеров" в Пермском крае, мастерскую "Веселый войлок", действующую при Женском обществе в Рыбинске, салон бытового обслуживания "Березень" в Туле, ООО "Доспехи" в в Екатеринбурге "Эльфо", общественное объединение "Забота" в Нижнем Новгороде, фонд "Надежда" в Санкт-Петербурге. В 2010 г. в нормативные акты Минэкономразвития было официально включено понятие "социальное предпринимательство". За счет этого к данному общественному явлению начали проявлять больше внимания региональные власти. Активнее стали развиваться образовательные учреждения. Среди них, например, можно выделить новосибирскую школу "Территория развития".

Заключение

Социальная проблема, на решение которой направлены действия предпринимателя, является отправной точкой его бизнеса. Если не будет актуального вопроса, требующего вмешательства, то и не будет специальной работы. Будет существовать обычное предприятие с традиционными целями. Социальное предпринимательство представляет собой баланс общественных задач и бизнес-составляющей. Здесь деньги являются не целью, а средством, позволяющим не только решать проблемы, но и оставаться независимым от постоянных инвестиций со стороны. С точки зрения мировой истории социальное предпринимательство считается явлением довольно молодым. За рубежом оно существует чуть более 30 лет, а в России - около 10. Тем не менее, несмотря на это, социальные предприятия сегодня стоят в одном ряду с благотворительностью, некоммерческими инициативами, корпоративной ответственностью. На правительственном уровне прорабатываются проекты нормативных актов, в которых был бы четко описан механизм взаимодействия предприятий, решающих общественные проблемы, с гражданами и госструктурами. Сегодня социальное предпринимательство основывается на общих правилах хозяйствования. При этом компании постоянно внедряют инновационные методы работы. Несомненно, этот сектор должен расширяться.

18.07.2017

Какая-то часть высказанных идей может показаться неактуальной для России, но, во-первых, всегда интересно и полезно знать, чем живут коллеги в других странах, во-вторых, даже странная идея может дать толчок для рождения новых идей и эффективных проектов.

1. Социальный супермаркет

Идея состоит в том, чтобы организовать универсальный продуктовый магазин, в котором продукты продавались бы с максимальной скидкой. Такой супермаркет дал бы возможность нуждающимся снизить повседневные расходы на еду и улучшить структуру своего питания.

2. Выучился? Отдай учебник другому!

Многие студенты покупают необходимые учебники за свой счет. После окончания семестра эти книги, как правило, им уже не нужны. Попробуйте организовать бесплатный сбор таких учебников в различных вузах для последующей перепродажи в специальном магазине нуждающимся студентам. Стоимость подержанных учебников предлагается установить на таком уровне, чтобы продажи покрывали расходы по сбору книг и содержанию магазина. Кроме того, для реализации проекта вам потребуются помощники – вы можете нанять студентов, обеспечив их таким образом подработкой.

3. Онлайн-лавка


Еще одна любопытная идея – организовать онлайн-магазин по продаже сделанных вручную сувениров, поделок, ковриков, одежды и других вещей. Такая Интернет-платформа дала бы многим талантливым надомникам возможность наладить каналы сбыта, получать стабильный доход и осваивать роль предпринимателя.

4. Честное микрофинансирование

Конечно, финансовые рынки России и зарубежныхстран во многом отличаются, и само словосочетание «микрозаймы» в нашей стране стяжало, увы, сомнительную репутацию. Однако у предпринимтеля на ниве финансов всегда есть выбор: быть ли добросовестным и социально ответственным кредитором. Суть идеи – в том, чтобы организовать специальную Интернет-платформу, через которую любой желающий мог бы одалживать (под небольшой процент) деньги для предпринимательских стартапов. Нечто вроде краудфандинговой платформы – только в меньшем масштабе. Вы как держатель ресурса могли бы брать небольшую комиссию для его поддержания.

5. Социальная кулинария


Если вы любите и умеете готовить, то этот бизнес – для вас. Попробуйте организовать нечто вроде общественной столовой или кафе, в которой могли бы питаться нуждающиеся или бездомные люди. Снизить издержки можно за счет участия волонтеров и нулевой арендной платы (если вам удастся найти такое помещение).

6. Печи, которые не коптят

В развивающихся странах, где готовят преимущественно на открытом огне, большинство домохозяек из-за постоянно вдыхаемого дыма страдает теми или иными сердечно-легочными заболеваниями. Идея (надо сказать, уже реализованная в ряде стран) состоит в том, чтобы наладить производство недорогих, но безопасных и эффективных (с точки зрения КПД) дровяных печей. Людям с нормальным достатком их можно продавать по обычной цене, субсидируя за счет получаемой прибыли более низкие социальные цены для нуждающихся. От себя добавим, что в России на открытом огне готовят чаще всего шашлыки и проблема, конечно же, не стоит так остро. Но! В странах Средней Азии (Узбекистан, Таджикистан, Киргизия) многие действительно готовят еду на простых уличных печках. Поэтому идея вполне применима у наших ближайших соседей.

7. Инновационные информационные носители

В ряде развивающихся стран все еще актуальна проблема неграмотности, в связи с чем очень сложно доносить до широких слоев населения важную информацию (например, о борьбе с инфекциями, по основам гигиены и т.д.). Как вариант – организовать производство (и продажу по низким ценам), скажем, детских одеял, на которых – в доступной форме, в виде рисунков нанесены инструкции по правильному уходу за детьми или другая важная информация. Наверняка, эту идею можно как-то приспособить и в России. Например, выпускать футболки с какими-то полезными рекомендациями для подростков.

8. Альтернативная энергия


Во многих странах электроэнергия – дорога и недоступна бедным слоям населения. Как насчет того, чтобы наладить альтернативное производство электроэнергии по низким ценам? Например, из навоза, отходов сельскохозяйственного производства и других био-разлагаемых материалов. Производимым таким образом электричеством можно было бы снабжать, например, больницы и школы. То есть речь идет об альтернативной энергетике в небольших масштабах.

9. Социальные гаджеты

Авторы статьи предлагают разработать и производить «дружелюбные пользователю» электронные гаджеты, как написано в оригинале, из «безконфликтных» материалов. Очевидно, речь идет о материалах, произведенных без ущерба для окружающей среды и без эксплуатации дешевого (полу-рабского) труда людей из развивающихся стран. К тому же, авторы предлагают установить на них цены ниже рыночных. Для России идея – довольно смелая, но почему бы не попробовать?

10. Индустрия красоты на благо социума

Вот это, по мнению авторов статьи, дословно - «крутая» идея. Заключается она в том, чтобы убедить производителей косметики поставлять вам продукцию по оптовым ценам, а вы будете ее продавать через Интернет-магазин, направляя прибыль на решение каких-то социальных проблем. Кстати, у нас уже действуют проекты, связаные с социальной косметикой.

11. Цифровой рынок


Создайте виртуальный онлайн-рынок, на котором продавцы могут покупать продукты и товары напрямую у производителей, избегая посреднических цепочек, которые «накручивают» конечную цену. Идея – в том, чтобы обеспечить доступ рядовых покупателей к жизненно важным продуктам и товарам по оптимальным, социальным ценам.

12. Доступный спорт

Идея – в том, чтобы найти (либо производить самим) недорогое спортивное оборудование – как альтернативу дорогостоящему членству в фитнес-клубах. Это помогло бы многим людям приобщиться к здоровому образу жизни.

13. Образовательная туристическая компания

Авторы статьи предлагают создать нечто вроде виртуального просветительского клуба путешественников, в котором люди смогли бы делиться своими впечатлениями и рекомендациями по посещению других регионов и стран и организации путешествий. При этом членство в таком клубе может быть платным (за символическую цену). На наш взгляд, для Рунета идея несколько запоздавшая, поскольку в сети немало абсолютно бесплатных аналогичных сайтов. Но, возможно, в Индии (откуда, предположительно, происходят авторы данной статьи) ощущается недостаток информации о других регионах страны. Кстати, в каком-то смысле это актуально и для России, ведь свою страну, будем честны, мы знаем не очень. Поэтому, может быть, эта идея поможет придумать что-то похожее для русскоязычного Интернета.

14. Микро-пожертвования или «легкая» благотворительность


Фактически, речь идет о некой «десятине» на торговые операции. Насколько бизнес готов к столь крупным пожертвованиям – вопрос, но в предложении, безусловно, есть здравая идея. Заключается она в том, чтобы договориться с коммерческими предприятиями не о разовых (пусть и крупных) пожертвованиях, а о том, что они будут отчислять на оговоренные цели какую-то (пусть и малую) часть от любого дохода. Смысл подобного партнерства в том, что вы получаете от каждого бизнеса пусть и малый, но постоянный денежный ручеек, соединив которые, вы можете обеспечить постоянное и предсказуемое финансирование некоего благотворительного или социального проекта. Впрочем, данная идея, скорее, относится к сфере благотворительности. Но пусть будет.