Очно заочная форма образования в школе. Очно-заочная форма обучения в школе (гимназии, лицее). о формах получения образования

Именно апостолу Павлу принадлежат слова из Писания: «Жены ваши в церквах да молчат, ибо не позволено им говорить, а быть в подчинении, как и закон говорит. Если же они хотят чему научиться, пусть спрашивают о том дома у мужей своих; ибо неприлично жене говорить в церкви» (1Кор.14:34,35); «Жена да учится в безмолвии, со всякою покорностью» (1Тим.2:11); «А учить жене не позволяю, ни властвовать над мужем, но быть в безмолвии» (1Тим.2:12).

Это дает повод некоторым верующим говорить, что апостол Павел был на стороне мужчин, что ему не нравились женщины. Более того, что он был женоненавистником и его послания ограничивают права женщин. Чтобы разобраться, так ли это, приводим примеры женщин-служителей, о которых говорит Павел в Библии. Учитель и пастор Рик Реннер в книге «Женщины в служении» рассуждает на эту тему.

Фива

«Представляю вам Фиву, сестру нашу, диакониссу церкви Кенхрейской. Примите её для Господа, как прилично святым, и помогите ей, в чём она будет иметь нужду у вас, ибо и она была помощницею многим и мне самому» (Рим.16:1-2).

Кто была эта Фива? Почему она была так известна, и почему сам апостол Павел относился к ней с почтением?

Греческое слово, переведённое как «представляю», означает «стоять рядом с кем-то», «стоять за кем-то». Сказать это слово в отношении какого-либо человека означало дать ему лучшую рекомендацию. Эту фразу можно перевести ещё и так: «Я стою за сестрой Фивой и даю ей самую лучшую рекомендацию, которую только можно дать».

Он её уважал, ценил и называл своей помощницей. Он так ей доверял, что, написав Послание к Римлянам, он отправил его не с мужчиной, а поручил Фиве доставить письмо по назначению - в Римскую церковь. , что на протяжении некоторого времени Фива была пастором самого апостола Павла.

Значение имени Фива - «яркая, сияющая» - указывает на то, что она была ярким примером того, какой должна быть женщина-христианка.

Павел также называет её сестрой. А это свидетельствует о том, что она входила в круг его близких друзей.

И ещё он называет её диаконисой. Слово «диакониса» мы встречаем и в книге Деяния, 6-й главе, где говорится о том, как были избраны первые дьяконы. Тогда ими стали только мужчины. Теперь мы видим, что в Кенхрейской церкви дьяконское служение было возложено на женщину.

Город Кенхрея был восточным портом, находящимся неподалёку от Коринфа. Это была очень влиятельная область, поэтому то, что происходило в церквях той местности, распространялось и по другим церквям. И в этой влиятельной церкви женщина по имени Фива играла далеко не последнюю роль. Если была одна женщина-диакониса, то можно предположить, что были и другие женщины, служившие диаконисами. И это удивительно, так как в той местности господствовали мужчины, женщины же занимали низкое положение.

В Коринфе обитало немало блудниц, и мужчины рассматривали женщин как вещь, которой можно попользоваться и выбросить за ненадобностью. И тот факт, что Фива была уважаема в том регионе, указывало на то, что у женщин появилась свобода и стало отходить бесправие. То, что Фива была диаконисой, ещё раз подтверждает истину, что в Иисусе Христе нет различия между мужским и женским полом.

Греческое слово, переведённое как «примите», означает «принять, не задавая вопросов». Мнение Павла о Фиве было настолько высоким и он настолько в неё верил, что написал: «Примите её и не задавайте вопросов. Если я её уважаю, то уважайте и вы». Это не похоже на мужчину, который против женщин, не так ли?

Греческое слово, переведённое как «помочь», означает «стоять рядом с кем-то», «быть рядом с кем-то». Перефразируем этот фрагмент его письма: «Эта женщина нуждается в вашей поддержке и помощи. Примите её и поддержите, как только сможете». И далее он пишет нечто вообще поразительное: «...в чём она будет иметь нужду у вас...». «Нужда» - это неточный перевод. В Новом Завете на греческом языке написано, что если «она будет иметь какое-то дело у вас...». То есть Павел написал: «Помогите ей в любом деле, которым она будет заниматься, находясь у вас».

«Ибо и она была помощницей...». Словом «помощник/помощница» в то время называли человека, помогавшего людям из другой страны. Возможно, Фива оказывала помощь миссионерам, путь которых пролегал через их область.

Прискилла и Акила

«Приветствуйте Прискиллу и Акилу, сотрудников моих во Христе Иисусе» (Рим.16:3).

Вы заметили порядок упоминания имён? Сначала Павел говорит про Прискиллу, а потом про Акилу. Но так было не всегда. Раньше о них упоминалось так: «После сего Павел, оставив Афины, пришёл в Коринф; и, нашед некоторого Иудея, именем Акилу, родом Понтянина, недавно пришедшего из Италии, и Прискиллу, жену его...» (Деян.18:1-2). Вначале Лука пишет про Акилу, потом, как бы между прочим, упоминает и Прискиллу: «Там был человек по имени Акила. Ну и была ещё его жена. Как же её звали? А, Прискилла».

Акила был иудеем. Он родился в Понте, том же регионе, где и апостол Павел. И, возможно, у него было такое же мнение о женщинах, как и у всех иудеев. До встречи с апостолом Павлом они оба не понимали роли женщины в служении. Но после общения с ним они поняли, что Бог избирает для служения не только мужчин, но и женщин. И Прискилла стала выдающимся служителем! С тех пор, когда шла речь об этой супружеской паре, сначала упоминали Прискиллу, потом вспоминали и про Акилу.

Мне приходит на память Мэрелин Хикки и её муж. Она - помазанный служитель и известный во всём христианском мире учитель Библии. Он - пастор поместной церкви, известный только своим прихожанам.

В раннехристианской церкви Прискилла считалась одной из лучших среди проповедников. Её откровения и способность толковать Писание настолько уважалось другими служителями, что даже сегодня многие богословы полагают, что именно она написала Послание к Евреям.

Юния и Андроник

«Приветствуйте Андроника и Юнию, сродников моих и узников со мною, прославившихся между Апостолами и прежде меня ещё уверовавших во Христа» (Рим.16:7).

Это тоже были муж и жена и родственники Павла. Он написал, что они прославились между апостолами. Это значит, что Павел был не единственным апостолом в их родне. Эти супруги тоже были апостолами. Более того, они стали апостолами ещё до того, как Павла признали апостолом.

Но не заблуждайтесь, что если муж является апостолом, то автоматически и его жена тоже - апостол. Или что если муж пастор, то и жена - пастор. Я нередко замечаю, что жену пастора тоже называют пастором. Дар служения одного супруга не передаётся другому супругу посредством акта бракосочетания. Есть много пасторов, чьи жёны не помазаны Богом на пасторство.

Но как чудесно, когда жена человека, являющегося, например, апостолом, пророком, пастором или учителем, тоже призвана Богом к служению.

Юния, даже если бы она не была женой апостола Андроника, всё равно была бы апостолом, потому что к этому служению призвал её Бог. Это подтверждает то, что и женщины могут быть апостолами. Может, в вашей церкви не заведено, чтобы женщина была пастором или апостолом, однако женщины могут быть и теми, и другими или нести какое-нибудь другое служение, и это не возбраняется Библией и не противоречит Новому Завету.

Экстернат в школе

У меня такой вопрос, уехали на постоянное место жительство в Европу в апреле 2015 года,

ребенок на тот момент закончил полностью 1 класс и 3 четверти 2-го класса.

В каких случаях возможно обучение в заочной и очно-заочной формах?

Статья 17 Федерального закона «Об образовании в РФ» устанавливает, что в Российской Федерации образование может быть получено:

1) в организациях, осуществляющих образовательную деятельность;

2) вне организаций, осуществляющих образовательную деятельность (в форме семейного образования и самообразования)

Чем заочная форма получения образования отличается от семейной формы и экстерната

Чем заочная форма получения образования отличается от семейной формы и экстерната согласно новому закону об образовании в РФ?

Правовое регулирование форм получения образования и форм обучения в Федеральном законе от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (далее – Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации») фактически не изменилось.

Что такое экстернат

Сохранилась ли с введением Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» такая форма обучения, как экстернат?

Задать свой вопрос и получить ответ

Популярные разъяснения

Актуальные материалы

Об usperm.ru

© Служба поддержки участников образовательного процесса

© Пермская региональная организация «Гражданское участие»

Проект «Школа и право» реализуется ПРОО «Гражданское участие» с использованием гранта Президента Российской Федерации на развитие гражданского общества, предоставленного Фондом президентских грантов в период с июня 2018 по июнь 2019 года.

МОУ СОШ №11

ПОЛОЖЕНИЕ

о формах получения образования

1. Общие положения

  1. Положение разработано в соответствии с Федеральным законом от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», Уставом Школы;
  2. Настоящее Положение регулирует деятельность Муниципального образовательного учреждения средней общеобразовательной школы №11 г. Твери, реализующей общеобразовательные программы (далее – Школа) по организации образовательного процесса в различных формах.
  1. Формы получения образования и формы обучения

1. Образование может быть получено:

  •  в образовательном учреждении: в очной, очно-заочной, заочной форме;
  •  вне образовательного учреждения: в форме семейного образования и самообразования.

2. Возможность освоения образовательных программ в различных формах: очной, очно-заочной, заочной, семейного образования и самообразования предоставляются на всех уровнях общего образования в целях создания вариативной образовательной среды, обеспечивающей благоприятные условия для обучения и развития обучающихся в соответствии с их интересами и способностями, и по согласованию с их родителями (законными представителями).

3. Допускается сочетание различных форм получения образования, а также организация образовательного процесса по индивидуальному учебному плану с правом последующего прохождения промежуточной и государственной итоговой аттестации.

4. Для всех форм получения образования в пределах конкретной основной общеобразовательной программы действует единый федеральный государственный образовательный стандарт.

5. Школа несёт ответственность перед обучающимися, их родителями (законными представителями), органами управления образованием за реализацию конституционных прав личности на образование, соответствие выбранных форм обучения возрастным психофизическим особенностям детей и медицинским рекомендациям, качество образования, отвечающее федеральному государственному образовательному стандарту.

1. Обучение в различных формах получения образования организуется в соответствии с основной образовательной программой школы, Уставом школы, учебным планом, отражающим образовательную стратегию школы. Учебный план и основная образовательная программа школы содержат обязательный минимум содержания основных образовательных программ, который обязан освоить каждый обучающийся.

2. При освоении общеобразовательных программ в формах, предусмотренных настоящим Положением, совершеннолетний гражданин или родители (законные представители) несовершеннолетнего обучающегося должны быть ознакомлены с настоящим Положением, программами учебных предметов, критериями стандартного уровня их освоения, примерным перечнем базовых тем, нормами оценки знаний, умений и навыков обучающегося по каждому предмету, иными документами, регламентирующими организацию образовательного процесса в избранной форме.

3. Обучающиеся, осваивающие общеобразовательные программы в очной, очно-заочной, заочной формах, в форме семейного образования или самообразования, по индивидуальному учебному плану, зачисляются в контингент учащихся школы.

В приказе школы и личном деле обучающегося отражается форма освоения общеобразовательных программ в соответствии с заявлением совершеннолетнего гражданина или родителей (законных представителей) несовершеннолетнего обучающегося. Все данные об обучающемся вносятся в журнал того класса, в котором он будет числиться, или оформляется журнал индивидуальных занятий.

4. Государственная итоговая аттестация обучающихся по различным формам получения образования проводится в полном соответствии с Положением о государственной итоговой аттестации выпускников 9-х и 11-х классов общеобразовательных учреждений Российской Федерации, утверждённым федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативному правовому регулированию в сфере образования.

4 . Организация очно-заочной, заочной формы получения общего образования.

1. Очно-заочная, заочная форма обучения организуется в соответствии со ст. 17 п.2 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации») с учетом потребностей и возможностей обучающихся, по заявлению совершеннолетнего гражданина и согласованию с родителями (законными представителями) несовершеннолетних обучающихся при наличии необходимых условий в школе.

2. Обучение по очно-заочной, заочной форме осуществляется при обязательном выполнении государственных образовательных стандартов по всем предметам учебного плана конкретного класса школы.

3. При освоении общеобразовательных программ в очно-заочной, заочной форме Школа предоставляет обучающемуся:

  • адресные данные школы (телефоны, сайт Интернета, адрес электронной почты);
  • учебный план;
  • план учебной работы на полугодие или учебный год;
  • учебники;
  • перечень практических и лабораторных работ с рекомендациями по их подготовке;
  • контрольные работы с образцами их оформления;
  • перечень методических комплектов для выполнения заданий.

4. Образовательный процесс для очно-заочных, заочных групп может быть организован:

  • в течение всего учебного года;
  • в виде экзаменационных сессий.

5. Образовательный процесс для очно-заочной, заочной группы организуется из расчёта 504 часов в учебном году.

6. При организации образовательного процесса для заочной группы в течение всего учебного года указанные учебные часы равномерно распределяются на 2-3 учебных дня в неделю с учётом санитарно-эпидемиологических правил и нормативов, утверждённых постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29.12.2010 г. № 189 СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательном учреждении».

7. При сессионном режиме организации обучения для заочной группы объём учебных часов, предусмотренных на учебный год, не изменяется. Количество экзаменационных сессий, их продолжительность, сроки проведения определяются Школой.

8. Порядок, формы и сроки проведения промежуточной аттестации обучающихся по очно-заочной, заочной форме определяются Школой самостоятельно.

9. Годовые оценки обучающемуся данной группы выставляются с учётом результатов экзаменов и выполненных работ по предмету. Результаты аттестации фиксируются в классном журнале учебных занятий, дневнике учащегося в соответствии с графиком проведения промежуточной аттестации.

10. К сдаче экзаменов допускаются обучающиеся, успешно выполнившие предусмотренные практические, лабораторные, зачётные и контрольные работы.

11. Между экзаменационными сессиями могут быть организованы консультации преподавателей. График проведения консультаций утверждается директором школы и вывешивается на информационном стенде (сайте школы). Количество консультаций определяется возможностями Школы.

12. Для обучающихся организуется обучение из расчёта одного академического часа в неделю на каждого обучающегося.

13. Суммарное количество учебных часов равномерно распределяется на проведение промежуточной аттестации, практических, лабораторных, консультативных занятий. Право распределения часов предоставляется Школе.

14. Для организации очно-заочной, заочной формы обучения необходимо ведение следующей документации:

  • журналы учебных, консультативных и факультативных занятий;
  • учебные планы;
  • календарный учебный график;
  • расписание занятий;
  • расписание и протоколы экзаменов.

15. Документация очно-заочной, заочной формы обучения хранится в Школе в течение 3 лет.

5. Организация обучения в форме семейного образования, самообразования.

1. Право дать ребёнку образование в форме семейного образования, в форме самообразования предоставляется всем родителям. При выборе родителями (законными представителями) детей формы получения образования в форме семейного образования родители (законные представители) информируют об этом выборе орган местного самоуправления муниципального района, на территории которого они проживают.

2. Перейти на семейную форму получения образования могут учащиеся на любой ступени общего образования: начального общего, основного общего и среднего общего образования. Среднее общее образование может быть получено в форме самообразования.

Учащиеся, получающие образование в семье, вправе на любом этапе обучения, по решению родителей (законных представителей), продолжить образование в Школе.

3. Освоение общеобразовательных программ в форме семейного образования предполагает самостоятельное или с помощью педагогов, или с помощью родителей (законных представителей) несовершеннолетнего учащегося освоение общеобразовательных программ с последующим прохождением промежуточной и государственной итоговой аттестации в Школе.

4. Отношения между Школой и родителями (законными представителями) несовершеннолетнего учащегося регулируются договором. В договоре указывается образовательная программа, по которой учащийся будет получать общее образование в семье, формы и сроки проведения промежуточной аттестации по предметам учебного плана, сроки выполнения практических и лабораторных работ.

5. Школа в соответствии с договором предоставляет учащемуся на время обучения бесплатно учебники и другую литературу, имеющуюся в библиотеке школы; обеспечивает учащемуся методическую и консультационную помощь, необходимую для освоения общеобразовательных программ.

6. Для выполнения лабораторных и практических работ, получения консультативной и методической помощи, прохождения промежуточной аттестации учащийся приглашается на учебные, практические и иные занятия, соответствующие срокам выполнения лабораторных и практических работ, проведения промежуточной аттестации по очной форме по расписанию Школы.

7. Промежуточная аттестация учащегося по общеобразовательным программам начального общего, основного общего, среднего общего образования при обучении в форме семейного образования осуществляется в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами и графиком её проведения.

Результаты аттестации фиксируются в классном и электронном журналах и дневнике учащегося.

Вместе с тем дети, обучающиеся в форме самообразования или семейного образования, могут экстерном пройти промежуточную и государственную итоговую аттестацию.

Экстерны, в свою очередь, это лица, зачисленные в образовательную организацию для прохождения промежуточной и государственной итоговой аттестации.

8. Перевод учащегося в следующий класс производится по решению педагогического совета школы по результатам промежуточной аттестации.

9. Родители (законные представители) несовершеннолетнего учащегося могут присутствовать на консультациях и промежуточной аттестации и должны быть информированы в письменном виде об уровне усвоения учащимся общеобразовательных программ.

10. Школа вправе расторгнуть договор, если родители (законные представители) несовершеннолетнего учащегося не обеспечили:

  • освоение учащимся определённых договором общеобразовательных программ в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта в установленные сроки;
  • явку учащегося в Школу в определённые договором сроки для выполнения лабораторных и практических работ, прохождения промежуточной и государственной итоговой аттестации.

11. Родителям (законным представителям), осуществляющим воспитание и образование несовершеннолетнего ребенка в семье, выплачиваются денежные средства в размере затрат на образование каждого ребенка на соответствующем этапе образования в Школе, определяемых федеральными нормативами. Выплаты производятся из средств бюджета учредителя Школы в порядке, устанавливаемом учредителем в соответствии с законодательством.

12. Дополнительные расходы, произведенные семьей сверх выплаченных денежных средств, покрываются родителями (лицами, их заменяющими) самостоятельно.

6. Организация образовательного процесса на основе индивидуальных учебных планов (ИУП).

1. Обучение по ИУП вводится с целью создания условий для увеличения возможностей выбора обучающимися моделей своего дальнейшего образования, обеспечения индивидуализации обучения и более полного удовлетворения познавательных потребностей и интересов обучающихся, как правило, среднего общего образования. С учетом особенностей и образовательных потребностей конкретного обучающегося составляется индивидуальный учебный план.

2. Для организации обучения по индивидуальным учебным планам в школе необходимо наличие следующих условий: кадровых, содержательных, материальных, психологических (готовность старшеклассников к обучению по ИУП).

3. Обучение по ИУП может быть организовано для обучающихся:

  • с высокой степенью успешности в освоении программ (например, при организации профильного обучения);
  • с устойчивой дезадаптацией к школе и неспособностью к усвоению к условию образовательных программ в условиях большого детского коллектива;
  • получающих образование в форме семейного образования, самообразования, заочной форме;
  • по состоянию здоровья;
  • по другим основаниям.

4. На подготовительном этапе в содержательном аспекте образовательного процесса выделяются уровни дифференциации, которые являются основой для разработки индивидуального учебного плана.

5. Подготовительный этап завершается определением количества учебных групп (в зависимости от выбора учащихся), необходимых потребностей в кадрах, их расстановкой.

6. На организационном этапе составляется индивидуальное расписание, для чего в учебных группах, безотносительно к дням недели, выстраивается комбинация уроков, на которых задействовано наибольшее количество обучающихся.

Уроки, на которых присутствуют все учащиеся, распределяются на 3-е, 4-е, 5-е уроки; на которых присутствуют не все учащиеся – на 1-е, 2-е, 6-е уроки.

7. На этапе внедрения индивидуального учебного плана школы, с целью осуществления контроля и коррекции выполнения индивидуального учебного плана обучающегося, содержание каждого предмета разбивается на учебные модули, и их изучение завершается зачётной или контрольной работой.

Результаты зачётов и контрольных работ фиксируются ведомостях и протоколах.

8. На аналитическом этапе результаты работы по внедрению индивидуальных учебных планов обсуждаются на заседаниях педагогического совета, научно-методических объединений, родительских собраниях, собраниях учащихся. С учётом выводов проблемного анализа и результатов обсуждений проводится корректировка процесса организации работы по индивидуальным учебным планам и планирование работы на следующий учебный год.

www.school.tver.ru

Каким образом составляется учебный план заочной формы обучения в школе? Согласно каким нормативным документам составляется учебный план для учащихся по заочной форме обучения? Какие документы должны представить родители для заочного обучения?

В отсутствие норм, содержащихся во ФГОС начального общего, основного общего и среднего общего образования по регламентации процесса обучения в зависимости от соответствующей формы, образовательная организация вправе использовать полномочия, установленные для нее в 28 и 30 статьях закона об образовании в части разработки и утверждения ООП, установления режима занятий, средств и методов обучения, форм, порядка и периодичности текущего контроля и промежуточной аттестации.

Следовательно, учебный план заочной формы обучения в школе подразумевает составление индивидуального учебного плана в соответствии с ФГОС. Согласно ст. 34 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»:

  • индивидуальный учебный план обеспечивает освоение образовательной программы на основе индивидуализации ее содержания с учетом особенностей и образовательных потребностей конкретного обучающегося;
  • обучающимся предоставляется право на обучение по индивидуальному учебному плану, в том числе ускоренное обучение, в пределах осваиваемой образовательной программы в порядке, установленном локальными нормативными актами ;
  • обучающиеся обязаны выполнять индивидуальный учебный план, в том числе посещать учебные занятия, осуществлять самостоятельную подготовку к занятиям, выполнять задания педагога.

За основу берется учебный план основной образовательной программы школы, которую осваивает обучающийся. Вне зависимости от формы обучения основная образовательная программа должна быть освоена полностью (ч. 7 ст. 28 Закона № 273-ФЗ). Поэтому необходимо:

  1. Определить процентное соотношение занятий с учителем и самостоятельной работы обучающегося в зависимости от формы обучения при условии полной реализации количества учебных часов, установленных учебным планом в соответствии с ФГОС или федерального компонента.
  2. Обеспечить самостоятельную работу обучающегося методическими материалами и (или) электронными образовательными ресурсами (ЭОР) и (или) иными средствами обучения, образовательными технологиями.
  3. Разработка индивидуального учебного плана осуществляется в зависимости от индивидуальных возможностей и потребностей личности. Соответственно разработка индивидуального учебного плана ускоренного обучения для одаренного ребенка будет отличаться от индивидуального учебного плана для ребенка с ОВЗ (с учетом рекомендаций ПМПК). Поэтому при разработке индивидуального учебного плана необходимо:
  1. определить форму обучения (если от родителей есть заявление о выборе формы обучения или о сочетании форм обучения и (или) получения образования).
  2. определить срок освоения основной образовательной программы (ускоренное обучение или, наоборот, увеличение срока обучения, предусмотренного по ФГОС ООО, ФГОС СОО, ФГОС для детей с интеллектуальными нарушениями). Например, срок получения среднего общего образования составляет два года, а для лиц с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов при обучении по адаптированным основным образовательным программам среднего общего образования, и для обучающихся, осваивающих основную образовательную программу в очно-заочной или заочной формах, независимо от применяемых образовательных технологий, увеличивается не более чем на один год (п. 2 ФГОС СОО, утв. Приказом Минобрнауки России от 17.05.2012 № 413).
  3. определить периодичность и формы промежуточной аттестации с учетом планируемой даты итоговой аттестации.
  4. определить способы и формы контроля, как методического, так и административного за освоением основной образовательной программы по индивидуальному учебному плану.

Для смены формы обучения от родителей достаточно предоставления письменного заявления. При выборе родителями (законными представителями) несовершеннолетнего обучающегося формы получения общего образования и формы обучения учитывается мнение ребенка (п. 7 ч. 1 ст. 3, п. 1 ч. 3 ст. 44, ч. 4 ст. 65 Закона № 273-ФЗ). Требований о предоставлении определенного перечня документов для выбора заочной формы обучения законодательством об образовании не установлено.

Скачать книгу «Управление образовательной организацией» в формате pdf >>>

Как составляются учебные планы для очно-заочной и заочной форм обучения?

Вопрос-ответ по теме

Согласно ст. 17 Федерального закона «Об образовании в РФ» обучение в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, с учетом потребностей, возможностей личности и в зависимости от объема обязательных занятий педагогического работника с обучающимися осуществляется в очной, очно-заочной или заочной форме. Какими нормативными документами необходимо руководствоваться при разработке учебных планов для очно-заочной или заочной формы?

На законодательном уровне отсутствуют правовые акты, регламентирующие порядок разработки учебных планов по очно-заочной и заочной форме обучения.

Часть 2 ст. 17 Федерального закона № 273-ФЗ устанавливает следующие формы обучения: очная, очно-заочная или заочная формы. При этом согласно ч. 4 ст. 17 Федерального закона № 273-ФЗ допускается сочетание различных форм получения образования и форм обучения.

Формы обучения в ОО различаются между собой по числу учебных часов, предусматривающих непосредственное взаимодействие обучающихся и педагогических работников в процессе освоения основной образовательной программы.

В соответствии с ч. 5 ст. 17 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в РФ», формы получения образования и формы обучения по основной образовательной программе по каждому уровню образования, профессии, специальности и направлению подготовки определяются соответствующими федеральными государственными образовательными стандартами, образовательными стандартами.

В отсутствие норм, содержащихся во ФГОС начального общего, основного общего и среднего общего образования по регламентации процесса обучения в зависимости от соответствующей формы, образовательная организация вправе использовать полномочия, установленные для нее в 28 и 30 статьях закона об образовании в части разработки и утверждения ООП, установления режима занятий, средств и методов обучения, форм, порядка и периодичности текущего контроля и промежуточной аттестации. Соответственно, данный вопрос рекомендуется определить в локальном акте.

В Системе Образование представлен примерный шаблон (для ознакомления перейдите по ссылке):

Подборка лучших материалов, для руководителей образовательных учреждений.

Скачать книгу «Управление образовательной организацией» в формате pdf >>>

Очно заочная форма обучения в школе по новому закону об образовании

Как удержать молодых учителей в школе?

Необходимо всячески стимулировать молодых учителей материально

Стоит закрепить за молодыми опытных наставников

Важно создать благоприятный психологический микроклимат в коллективе

Удерживать никого не надо

Текущий номер

Новая модель аттестации открывает перед педагогами неограниченные возможности профессионального роста

Читайте в следующем номере «Учительской газеты»

«У нас сегодня очень много говорят об индивидуализации обучения, необходимости создания авторских программ, о том, что каждый ребенок – уникальная личность. А тут выясняется, что для учителей это всё слова, слова, слова. Подавляющее большинство педагогов считает, что у родителей вообще нет собственно образовательных запросов. » — из эксклюзивного интервью Владимира Собкина, доктора психологических наук, руководителя Центра социологии образования Института управления образованием РАО.

На дороге или лужайке лежит брошенная кем-то пластиковая бутылка или полиэтиленовый пакет. Что нужно сделать? Подобрать и выбросить в ближайшую урну. Действительно, решение многих проблем, если смотреть на них со стороны, кажется довольно очевидным. Но это только в общих чертах. А в частности? Ответ — в материале Вадима Мелешко.

Сегодня, когда во многих селах закрываются клубы и библиотеки, единственным очагом культуры остается школа. Дети сюда идут за знаниями, а взрослые — за общением и хорошим настроением. Поэтому, как считает директор Сосновской сельской школы Марина Макарова, нужно гордиться не тем, сколько сельских учеников поступили в вузы, а тем, как они повлияли на развитие села.

Наши приложения

Хотите учиться заочно? Школа не имеет права отказать!

«Заочники» и «очно-заочники» — полноправные ученики школы со всеми вытекающими последствиями

Это в теории. А на практике далеко не все школы готовы организовать у себя заочную или очно-заочную формы обучения. Почему? Потому что учредительные документы (устав, положения и другие локальные акты) большинства образовательных организаций не приведены в соответствие с новым законом и требованиями ФГОС. Почему руководство большинства школ не торопится вносить изменения? Потому что пока в этих школах нет желающих переводить детей на заочную или очно-заочную формы. Нет заявлений — не будет и изменений. В образовании действует рыночный принцип: спрос рождает предложение. Почему нет желающих, тоже понятно. Подавляющее большинство родителей не знает о новых формах обучения, даже не догадывается о них. Понятие «заочное» в сознании большинства россиян связано лишь с получением высшего образования. Средние образовательные учреждения не афишируют новые формы, тем более не рекламируют их на родительских собраниях. Тоже понятно почему. Если появится хотя бы одно заявление, придется менять привычную, годами устоявшуюся систему. Лишняя головная боль не нужна никому — у директора и его заместителей и так хлопот невпроворот.

Раньше детей, которые не хотят или по каким-то причинам не могут учиться очно, просто посылали в вечернюю (сменную) школу. У вечерних школ была особая лицензия — разрешение на обучение в заочной форме. Теперь же в приложении к лицензии указывается лишь уровень образования и ни слова нет о форме его получения. В большинстве регионов вечерние (сменные) школы вошли в состав средних общеобразовательных организаций, стали их структурными подразделениями. Именно эти объединенные школы (их теперь называют «центрами образования») были вынуждены первыми внести изменения в учредительные документы и начать работать по всем трем формам.

Привело ли изменение статуса вечерних (сменных) школ к положительным сдвигам? Далеко не везде.

Известно, что учебные планы вечерних школ всегда были укорочены, особенно на заочной форме обучения (на ней работают практически все школы в системе ФСИН), при этом коэффициент для финансирования составлял 0, 65 от норматива дневных школ. Когда же в соответствии с ФГОС в учебные планы включили предметы, которые раньше не велись: физкультуру, музыку, ИЗО, ОБЖ, — школам пришлось нанять новых специалистов либо увеличить нагрузку имеющимся, но норматив финансирования при этом остался прежним.

Логично предположить, что если сменная школа входит в состав общеобразовательной, то ее финансирование увеличивается. Но это в теории. На практике финансирование организуется по-разному в зависимости от бюджета того или иного региона.

Помимо центров образования внутришкольные документы привели в соответствие с новым законом и требованиями ФГОС некоторые сельские школы. По-видимому, их тоже подтолкнула к этому жизненная необходимость. Не секрет, что подвоз детей из отдаленных населенных пунктов нередко сопряжен с трудностями чисто технического порядка: время от времени школы сталкиваются с нехваткой горючего, болезнью водителя или технической неисправностью автобуса. И не только такими. Знаю немало случаев, когда школьный автобус с сопровождающим педагогом катит в 6-30 утра за единственным учеником в деревню, расположенную за 25-28 километров от школы. Одного ученика без сопровождения водитель везти не имеет права. Вот учителям и приходится в очередь вставать чуть свет, недосыпать, бросать утренние домашние дела ради подвоза одного ученика. Причем обязанность эта, распределенная между членами педколлектива сельской школы, чаще всего не оплачивается. Директор просто говорит: «А что делать, коллеги? Если не будем возить, потеряем одну душу и — соответственно - финансирование. Упадет численность». Поскольку почти все сельские школы стоят перед угрозой закрытия, а учителя - перед перспективой лишиться работы, то никто не возражает. Без особой радости педагоги покоряются необходимости. Для таких случаев очно-заочная форма обучения является спасением. Ребенка, живущего далеко, можно подвозить не каждый день, а допустим, раз в неделю - на консультации и проверочные работы и на общешкольные мероприятия.

Кроме того, есть дети, плохо переносящие дорогу, особенно если она неровная, с кочками и ямами (это в провинции, увы, не редкость). Привезут ребенка в школу полуживого, неспособного к учебе, к третьему уроку он понемногу придет в себя, а после четвертого ему снова терпеть ту же дорожную муку. У родителей сердце не каменное, они оставляют ребенка дома под любым предлогом. Для семей, столкнувшихся с такой проблемой, заочная форма - наиболее приемлемый выход. Дистанционное образование тоже стало бы выходом, но скорость интернета в российских деревнях, даже крупных, не позволяет пользоваться Скайпом не только обычным жителям, но даже руководству школ. Несомненно, за дистанционным образованием будущее, но для большинства сельских школ оно наступит нескоро.

Но вернемся к заявленной теме. В отличие от «семейников», о которых мы подробно писали в прошлой статье, «заочники» и «очно-заочники» являются полноправным учащимися школы со всеми вытекающими последствиями. Школа отвечает за их успеваемость, развитие, дает все необходимые консультации, обеспечивает учебным материалом, проводит диагностику и т. д. Каждый «заочник» имеет куратора и прикрепленных к нему педагогов. Как для «очников», так и для «заочников» действует государственный образовательный стандарт, обучение «заочников», так же, как и очников, финансируется учредителем. Разница лишь в том, что обучающи е ся в очно-заочной и заочной формах осваивают общеобразовательную программу по индивидуальному плану. Организация обучения в очно-заочной и заочной формах тоже имеет свои особенности, хотя она тоже регламентируется учебным планом, расписанием занятий, образовательными программами и рабочими программами педагогов.

Вот несколько пунктов положения об организации обучения в очной и очно-заочной форме:

» О бучающиеся, осваивающие образовательные программы в очно заочной или заочной форме, могут быть переведены на очную форму обучения по заявлению родителей ( з аконных представителей). Вместе с заявлением представляются документы, подтверждающие освоение образовательных программ. М огут быть представлены документы за период, предшествующий обучению в форме семейного образования, в образовательных учреждениях иностранных государств. При отсутствии документов уровень освоения общеобразовательных программ осуществляется школьной комиссией на основании распорядительного документа, в котором определяется порядок, перечень предметов, сроки и формы прохождения диагностической аттестации.

При приеме заявления о зачислении или переводе обучающихся на заочную или о чно – заочную форму обучения образовательное учреждение обязано ознакомить родителей (законных представителей) обучающихся с порядком проведения аттестации (промежуточной и государственной (итоговой)) и образовательными программами учебных предметов.

Для освоения образовательных программ учебные часы распределяются в течение учебных дней с учетом потребностей и возможностей обучающегося на основе учебного плана. Контрольные работы и зачёты проводятся за счёт отведённых часов учебного плана. Количество контрольных работ определяет учитель по согласованию с администрацией образовательного учреждения. Формы проведения зачётов определяются учителем. Расписание занятий, контрольных работ и зачётов утверждается приказом руководителя образовательного учреждения.

Школа открывает классы (группы) при наличии не менее 9 человек. При зачислении в класс (группу) менее 9 обучающихся освоение общеобразовательных программ осуществляется по индивидуальному плану, количество учебных часов в неделю устанавливается из расчета – 1 академический час на каждого обучающегося. П ри наличии в группе 16 и более человек дополнительно выделяются 72 учебных часа для проведения индивидуальных консультаций. Суммарное количество учебных часов равномерно распределяется на проведение промежуточной аттестации, практических, лабораторных, консультативных занятий.

При организации образовательного процесса в течение всего учебного года указанные учебные часы равномерно распределяются на 2-3 учебных дня в неделю с учетом действующих СанПиН.

Школа самостоятельна в выборе системы оценивания учащихся, порядка и периодичности промежуточных аттестаций обучающихся. Качество освоения программ основного общего образования, вынесенных на самостоятельное изучение обучающимися, проверяется с помощью различных видов контроля. Формы и сроки оценивания знаний учащегося определяются участниками образовательного процесса и фиксируются в учебном плане обучающегося.

Г осударственная (итоговая) аттестация обучающихся по предметам, изученным в очно-заочной и заочной формах, проводится в соответствии с Положением о государственной (итоговой) аттестации выпускников образовательных учреждений Российской Федерации.

Участники образовательного процесса вправ е к о рректировать формы организации обучения учащегося и выбирать наиболее удобные для успешного освоения обучающимся образовательной программы (дистанционные, групповые, индивидуальные).

Учащийся, получающий образование в очно-заочной форме, может получать в школе дополнительные образовательные услуги (в том числе и на договорной основе) за пределами основной образовательной программы с учётом интересов и индивидуальных особенностей обучающегося. Порядок освоения программ дополнительного образования и внеурочной занятости отражается в индивидуальном плане учащегося».

На бумаге все выглядит очень благостно. Все «по желанию родителей», «с учетом мнения ребенка», в соответствии с законом и требованиями ФГОС. Красиво - нет слов. Но кто оплачивает «банкет»? Учредитель. А значит приказ о переводе или зачислении ребенка на очно-заочную или заочную форму должен быть согласован с учредителем. Хорошо, если заявление будет написано родителями до начала учебного года, а если они решат перевести ребенка в середине четверти, после того, как бюджет образовательного учреждения утвержден? Откуда пойдет финансирование оплаты дополнительных часов? Из бюджета школы, скорее всего, деньги будут выкраиваться из фонда оплаты труда. Разве это выгодно школам? Нет, большинству школ это невыгодно. Гораздо выгоднее «заочников» «семейники», за которых школа ответственности не несет, по закону она обязана организовать только его аттестацию - промежуточную и итоговую. Согласитесь, что это совсем другие затраты.

Светлана Викторовна Савицкая, директор лицея №40, Петрозаводск:

— В нашем учреждении последние 10 лет обучались дети, которых родители переводили на семейную форму получения образования, а теперь на заочную. Но это всегда были особые, единичные случаи.
Думаю, что такая практика будет расширяться, и родители более смело станут выбирать для своих детей заочные формы получения образования. Самый частые аргументы против заочной формы и семейного образования – отсутствие возможностей для социализации ребенка, скудность его коммуникаций со сверстниками, — кажутся мне несостоятельными. Неужели родители, которые готовы взять всю ответственность за образование детей на себя, не смогут обеспечить своему ребенку адекватное общение с другими детьми? Сегодня возможностей для этого предостаточно. А вот то, что школа «не успевает» за современным развитием общества и технологий, далеко не всегда действительно выстраивает образовательный процесс с учетом индивидуальных особенностей КАЖДОГО ребенка, для меня не вызывает сомнения. А ведь именно это ждет каждый родитель от нас. Ответим на запрос – дети придут учиться в школу, не ответим – родители будут искать альтернативные варианты для обучения своих детей.

  • Приказ Генеральной прокуратуры РФ от 1 июля 2015 г. № 346 “О внесении изменений в приказ Генерального прокурора Российской Федерации от 29.08.2014 № 454 «Об организации прокурорского надзора за исполнением законодательства о […]
  • Правительство России О применении риск-ориентированного подхода при федеральном государственном надзоре в области безопасности дорожного движения Постановление от 17 февраля 2018 года №172. Установлено, что риск-ориентированный […]
  • Законодательство Приказ КФ № 71 от 1 марта 2018 года Министерство здравоохранения Республики Казахстан Комитет фармации Приказ № 71 от 1 марта 2018 года Об отзыве регистрационного удостоверения лекарственного средства «Олисио, […]
  • Почти никто из родителей не знает, что в принятом три года назад Законе «Об образовании в Российской Федерации», предусмотрена не только очная, но и заочная, а также и очно-заочная форма получения среднего образования. При этом право выбора принадлежит родителям ученика с учётом его пожеланий, и школьная администрация не имеет права отказывать в этом.

    Почти никто из родителей не знает, что в принятом три года назад Законе «Об образовании в Российской Федерации», предусмотрена не только очная, но и заочная, а также и очно-заочная форма получения среднего образования. При этом право выбора принадлежит родителям ученика с учётом его пожеланий, и школьная администрация не имеет права отказывать в этом.

    Однако в реальности не все учебные организации готовы к реализации обеих форм образования. Причина кроется в учредительной документации, которая в большинстве школ ещё не соответствует новому закону и требованиям ФГОС.

    Почему этот процесс движется так медленно? Все очень просто: в виду отсутствия заявок от желающих выбирать заочную или очно-заочную форму обучения, так как большинство родителей не владеют информацией о подобной возможности. Кроме того, заочная форма образования в уме россиян, как правило, связана с вузами, а не со школами. В школах также не спешат с анонсированием подобных прав, чтобы избежать лишней головной боли.

    Ранее учащихся, которые не хотели или не могли учиться очно, направляли в вечерние школы, имевшие лицензии на заочную форму образования. Однако теперь в приложении к лицензии указывают исключительно уровень образования, а не его форму. В основном, вечерние, или сменные, школы на сегодняшний день стали частью (структурным подразделением) средних общеобразовательных организаций, став центрами образования, которые первыми и внесли поправки в свои учредительные документы и стали предлагать обучение по трём формам.

    Но к успеху подобная смена статуса вечерних школ привела не везде. Особенно если учесть сокращение учебных планов и финансирования по коэффициенту в 0,65 от нормы дневных школ.

    Кроме центров образования, изменили внутришкольную документацию, согласно новому законодательству и ФГОС, и в некоторых школах сельской местности, где заочная форма имеет большее значение, так как зачастую детей приходится возить на большие расстояния, что занимает немало времени и изматывает учащихся.

    Для очно-заочной формы в школе должна открываться группа, если набирается, по меньшей мере, девять человек. Если в группе 16 человек, то для них выделяется 72 часа на консультации индивидуального характера, куда входят лабораторные и практические занятия, а также и промежуточная аттестация. При организации процесса обучения на весь учебный год часы распределяются равномерно – 2-3 учебных дня еженедельно, согласно действующим СанПиН.

    Весь процесс организации очно-заочного и заочного обучения утверждается приказом руководителя образовательного учреждения на основе учебного плана и при учёте способностей и потребностей обучающихся, претендующих на подобную форму получения образования.

    Итоговая госаттестация проходит, как и у всех выпускников образовательных учреждений РФ, на основании действующего Положения о ней. А вот формы организации обучения (дистанционные, групповые или индивидуальные) могут варьироваться в зависимости от обоюдного согласия участников процесса образования.

    В целом же, руководство школ не стремится предлагать упомянутые формы обучения, за исключением единичных случаев, поскольку попытка реализации заочной формы в массовом характере может привести к серьёзным трудностям в системе образования.

    Фото взято с сайта http://lh4.googleusercontent.com.

    Атрибуты детства в виде первых и последних звонков, парт, суровых и справедливых преподавателей, одноклассников не всех привлекают. Причем это решают родители, для которых еще недавно не было альтернатив обязательному школьному образованию и кто обязан был посещать классы. Свой график был устроен для небольшой группы детей - юных циркачей и спортсменов, актеров, музыкантов или чьи рjдители были дипломатами. Остальным приходилось высиживать определенное количество времени на уроках.

    24 года назад Борис Ельцин своей властью дал возможность российским детям учиться в домашних условиях, а экзамены сдавать экзамены. Очень быстро семейное образование (как его еще называют хоумскулинг) нашло прописку в нашем обществе. Кто выбирает его? В основном те, кто по разным причинам не может отдавать своих детей в школу. Вот только несколько категорий:

    1. Йоги,
    2. Веганы,
    3. Адепты смешанного или светского обучения из религиозных побуждений,
    4. Фрилансеры, то есть люди, работающие в интернете,
    5. Те, кто путешествует постоянно,
    6. Люди, чьи дети имеют глубоко ограниченные возможности. Просто родители, которые со школьных дней испытывают неприязнь к традиционной школе.

    Другой вопрос - хорошо это или плохо, и кому плохо или хорошо?

    Ура, на уроки ходить не надо!

    Так могут возрадоваться те, кто испытал на себе все прелести традиционной школы. Потому что сами отучились, а их дети теперь не будут ходить на ненавистные уроки. Оказывается, это можно делать. И никто не проставит ребенку прогул. Потому что особая форма обучения оформлена грамотно.

    Раньше, еще до ныне существующего Закона об образовании, многие выбирали такую форму обучения как экстернат. То есть эта программа существовала в школах и центрах образования. Дети посещают школу раз в неделю, получая консультации по выбранным предметам, и после сдают экзамен. Более того, ребенок мог даже не получать таких консультаций. Просто сдавал экзамен. Экстернат предусмотрен в сегодняшнем варианте закона об образовании экстернат лишь в виде сдачи экзаменов.

    Дети могут числиться в школе на очно-заочной форме или заочной. Как и что тут?

    Заочники

    Что это за категория учеников? Это дети, занимающиеся в домашних условиях на семейном обучении по гос.программе, когда они нуждаются в консультациях специалистов. Они, будучи в данный момент в любом месте планеты, числятся за одной из российских школ. Это очень удобно семьям, которые проживают за рубежом и стремятся к тому, чтобы их чадо получило аттестат российской школы.

    Есть школы, активно работающие с так называемыми заочниками. Открываются спеццентры, которые оказывают помощь тем, кто учит дома своего ребенка. Например, мальчик из Подмосковья учился на экстерн-офисе в Новосибирске. Будучи прикрепленным к местной, так называемой традиционной, школе, ребенок задания получал по интернету, а экзамены и тесты сдавал по скайпу. Другой учился в Центре семейного образования, но числиться продолжал за своей, московской школой. Этот ученик бывал в Центре раз в неделю, посещая только некоторые уроки. Все остальное изучалось им дома.

    Почему эти семьи выбрали такую форму обучения? Потому что их дети не могли физически высиживать нужное количество времени в школе. После многочасового сидения они не просто устают, а и не могут усваивать весь объем информации. В итоге, домашнюю работу сделать самостоятельно не могут.

    Очно-заочники

    Эта форма обучения предполагает составление индивидуального учебного плана. В нем указано - какие предметы он ходит учить в класс, а что сам учит, а также как и в какое время будет по ним сдавать зачеты. Благодаря такому плану можно предусмотреть углубленное и ускоренное изучение. Если договориться с администрацией школы, дети могут ходить только отдельные уроки, проводить тут день-два, а остальные дни работать дома, в центр образования, семейном клубе, посещая репетитора. То есть так, как решат родители.

    Вот пример. Мама преподает заочные предметы. Оценки ставятся по сделанным дома работам, заданным учителем (мама приносит в школу тетради). В школе ребенок пишет диктанты и тесты. Когда одноклассники идут на физкультуру или ОРКСЭ, или во время переменок ребенок пишет небольшие тесты и диктанты. В чем выгода? В том, что дети учатся, а не высиживают в классе, ничего не делая. И тут ребенку очень тяжело.

    Или другой пример. Родители перевели ребенка на очно-заочное обучение, потому что их ребенок часто болел и его недолюбливали дети. Увидев, что он потерял интерес к учебе, папа с мамой изменили форму. В итоге, ребенок высыпается, не мучается из-за травли одноклассниками, не нервничает, что огромное домашнее задание не выполнено. Этот способ получения образования больше подходит для детей, которые утомляются и часто заболевают.

    Однако тут надо приготовиться к составлению четкого распорядка дня, гибкого графика (ежедневные уроки, но если вдруг погода не та или ребенок устал, все это можно сделать завтра).

    Тут родители должны донести до ребенка информацию о том, что он на “домашнем обучении”, а не просто отдыхает дома, потому что так хочется.

    Надомники

    Надомное обучение подходит детям, которые не могут ходить в школу по состоянию здоровья. Надо подтвердить это справкой от врача. Учитель, если ребенок не в состоянии посещать уроки, занимается с ним дома. В каждом классе есть своя норма часов - 8-12, в зависимости от класса.

    Увы, домой приходить может не каждый учитель. И тогда дети не получают знаний по этому предмету. Не слыша ответов ребят, с которыми они могли бы учиться, эти ученики не имеют возможности учиться на чужих ошибках. Кроме того, они зависят от уровня профессионализма преподавателя и того, какие сложатся личные отношения с ним. Но в принципе, родители считают систему гибкой, позволяющей учитывать возможности детей и проч.

    Дистанционщики

    При дистанционной форме обучения дети не посещают школу, получая задания и отправляя их по электронной почте, встречаясь с преподавателями по скайпу. Кому эта форма выгодна? Детям-инвалидам, в особенности из глубинки, где они не могут обратиться к квалифицированной помощи, включая психолога, логопеда, дефектолога.

    Не очень приятно то, что дети абсолютно изолированы от своих сверстников.

    Резюме

    Что ж, рамки закона распространились на многие формы альтернативного обучения. Какой выбрать? Это зависит от особенностей каждого ребенка и семьи. Выбрав правильный подход, вы получаете однозначно выгоду. Ребенок учится, не посещая школу, при этом набирается знаний и реализовывает себя шире!

    Почти никто из родителей не знает, что в принятом три года назад Законе «Об образовании в Российской Федерации», предусмотрена не только очная, но и заочная, а также и очно-заочная форма получения среднего образования. При этом право выбора принадлежит родителям ученика с учётом его пожеланий, и школьная администрация не имеет права отказывать в этом.

    Почти никто из родителей не знает, что в принятом три года назад Законе «Об образовании в Российской Федерации», предусмотрена не только очная, но и заочная, а также и очно-заочная форма получения среднего образования. При этом право выбора принадлежит родителям ученика с учётом его пожеланий, и школьная администрация не имеет права отказывать в этом.

    Однако в реальности не все учебные организации готовы к реализации обеих форм образования. Причина кроется в учредительной документации, которая в большинстве школ ещё не соответствует новому закону и требованиям ФГОС.

    Почему этот процесс движется так медленно? Все очень просто: в виду отсутствия заявок от желающих выбирать заочную или очно-заочную форму обучения, так как большинство родителей не владеют информацией о подобной возможности. Кроме того, заочная форма образования в уме россиян, как правило, связана с вузами, а не со школами. В школах также не спешат с анонсированием подобных прав, чтобы избежать лишней головной боли.

    Ранее учащихся, которые не хотели или не могли учиться очно, направляли в вечерние школы, имевшие лицензии на заочную форму образования. Однако теперь в приложении к лицензии указывают исключительно уровень образования, а не его форму. В основном, вечерние, или сменные, школы на сегодняшний день стали частью (структурным подразделением) средних общеобразовательных организаций, став центрами образования, которые первыми и внесли поправки в свои учредительные документы и стали предлагать обучение по трём формам.

    Но к успеху подобная смена статуса вечерних школ привела не везде. Особенно если учесть сокращение учебных планов и финансирования по коэффициенту в 0,65 от нормы дневных школ.

    Кроме центров образования, изменили внутришкольную документацию, согласно новому законодательству и ФГОС, и в некоторых школах сельской местности, где заочная форма имеет большее значение, так как зачастую детей приходится возить на большие расстояния, что занимает немало времени и изматывает учащихся.

    Для очно-заочной формы в школе должна открываться группа, если набирается, по меньшей мере, девять человек. Если в группе 16 человек, то для них выделяется 72 часа на консультации индивидуального характера, куда входят лабораторные и практические занятия, а также и промежуточная аттестация. При организации процесса обучения на весь учебный год часы распределяются равномерно – 2-3 учебных дня еженедельно, согласно действующим СанПиН.

    Весь процесс организации очно-заочного и заочного обучения утверждается приказом руководителя образовательного учреждения на основе учебного плана и при учёте способностей и потребностей обучающихся, претендующих на подобную форму получения образования.

    Итоговая госаттестация проходит, как и у всех выпускников образовательных учреждений РФ, на основании действующего Положения о ней. А вот формы организации обучения (дистанционные, групповые или индивидуальные) могут варьироваться в зависимости от обоюдного согласия участников процесса образования.

    В целом же, руководство школ не стремится предлагать упомянутые формы обучения, за исключением единичных случаев, поскольку попытка реализации заочной формы в массовом характере может привести к серьёзным трудностям в системе образования.

    Фото взято с сайта http://lh4.googleusercontent.com.