Причастие как часть речи урок в 7. Объяснение нового материала. Объявление темы и цели урока

На уроке вы познакомитесь с понятием плоскости, с различными минимальными фигурами, которые есть в геометрии, и изучите их свойства. Узнаете, что такое прямая, отрезок, луч, угол и др.

Все геометрические фигуры мы изображаем на листе бумаги карандашом, на школьной доске мелом или маркером. Часто летом мелом или белым камушком мы рисуем фигуры на асфальте. И всегда, прежде чем начинать рисовать задуманное, мы оцениваем, хватит ли нам места. А так как мы редко знаем точные размеры нашего будущего рисунка, то всегда места нужно взять с запасом, и лучше с большим запасом. Обычно мы не боимся, что место для рисования кончится, если поле для рисования во много раз больше, чем сам рисунок. Так асфальта во дворе вполне хватит, чтобы начертить поле для прыганья. Тетрадного листа достаточно, чтобы посредине начертить два пересекающихся отрезка.

В математике таким полем, на котором мы все изображаем, является плоскость (рис. 1).

Рис. 1. Плоскость

Она обладает двумя качествами:

1. На ней можно изобразить любую фигуру, про которую мы уже говорили, или еще будем говорить.

2. Мы не дойдем до края. Ее размеры можно считать намного большими, чем размеры рисунка.

То обстоятельство, что мы никогда не доходим до края плоскости, можно понимать как отсутствие краев вообще. Нам не нужны ее края, вот мы и договорились считать, что их нет (рис. 2).

Рис. 2. Плоскость бесконечна

В этом смысле плоскость бесконечна в любую сторону.

Мы можем представлять ее как большой лист бумаги, большую ровную асфальтовую площадку или огромную доску для рисования.

Геометрических фигур бесконечное множество, и изучить их все совершенно невозможно. Но геометрия устроена во многом как конструктор. Есть несколько видов основных деталей, из которых можно построить все остальное, любую самую сложную постройку.

Этот принцип можно сравнить со словами и буквами: мы знаем все буквы, но не знаем всех слов. Встретив незнакомое слово, мы сможем его прочитать, так как знаем, как буквы пишутся и как произносятся соответствующие звуки.

Так и в математике - существует совсем немного основных геометрических фигур, которые нам с вами нужно хорошо знать.

Рассмотрим отрезок (рис. 3). Отрезок - это кратчайшая линия, соединяющая две точки.

Рис. 3. Отрезок

Продолжим отрезок в обе стороны до бесконечности. Продолжать будем тоже прямо.

Что значит «прямо»? Рассмотрим отрезки и (рис. 4).

Рис. 4. Отрезки и

Продолжим их в обе стороны. Верхняя линия прямая, а нижняя нет (рис. 5).

Добавим еще по одной точке на верхнюю и нижнюю линию и (рис. 6). Часть верхней линии между точками и тоже является отрезком, а часть нижней линии между точками и отрезком не является, так как он не соединяет эти точки по самому короткому пути.

Рис. 6. Продолжение линий и

Прямая - это линия, продолжающаяся бесконечно в обе стороны, любая часть которой, ограниченная двумя точками, является отрезком.

Прямая - это тип линии, и, как любая линия, прямая является фигурой. И, как для любой линии, данная точка либо принадлежит данной прямой, либо нет (рис. 7).

Рис. 7. Точки и , принадлежащие прямой, и точки и , не принадлежащие прямой

1. Прямая делит плоскость на две части, на две полуплоскости. На рисунке 8 точки и лежат в одной полуплоскости, а и - в разных полуплоскостях.

Рис. 8. Две полуплоскости

2. Через две точки всегда можно провести прямую, причем только одну (рис. 9).

Прямую, как и любую линию, можно отметить одной строчной буквой латинского алфавита или последовательностью точек, которые на ней лежат. Чтобы обозначить прямую через точки, лежащие на ней, достаточно двух точек.

Продлив отрезок в обе стороны до бесконечности, получили прямую. Если так же продлить отрезок, но всего лишь в одну сторону до бесконечности, получим фигуру, которая называется луч (рис. 10). Этот геометрический луч очень похож на световой луч, поэтому он так и называется. Если взять в руки лазерную указку, то луч света будет начинаться в указке и уходить в бесконечность по прямой.

Рис. 10. Луч

Точка называется началом луча. Обозначается луч .

Если на прямой отметить точку , то она делит эту прямую на два луча (рис. 11). Оба луча имеют начало в точке , но направлены в разные стороны. Два этих луча составляют прямую, являются ее половинами. Поэтому луч часто еще называют «полупрямая».

Рис. 11. Точка делит прямую на два луча

Рассмотрим рисунок 12.


Рис. 12. Отрезок, прямая и луч

Разберемся, в чем похожи и не похожи друг на друга отрезок, прямая и луч:

Отрезок и луч легко достраиваются до прямой, отрезок для этого нужно продолжить в обе стороны, а луч в одну;

На прямой всегда можно выделить отрезок или луч;

Точка делит прямую на два луча, на две полупрямые;

Точки и ограничивают на прямой отрезок ;

Все эти фигуры: отрезок, луч, прямая - являются «прямыми линиями». Различаются они наличием концов. У отрезка их два, у луча один, у прямой ни одного. Иначе можно сказать еще так: и луч, и отрезок являются частью прямой;

Нам известно, что у отрезка можно измерить его длину. Два отрезка можно сравнить, выяснить, какой из них длиннее;

Прямая же бесконечно продолжается в обе стороны, луч - в одну сторону. По этой причине невозможно измерить длину прямой или луча, также невозможно сравнить по длине две прямых или два луча. Они все одинаково бесконечны.

Два луча, имеющие свои начала в одной точке, образуют еще одну геометрическую фигуру из основного набора - угол. Точка, начало обоих лучей, называется вершиной угла. Сами лучи называются сторонами угла.

Итак, угол - это фигура, состоящая из двух лучей, выходящих из одной точки (рис. 13).

Рис. 13. Угол

Обозначают угол одной буквой, соответствующей обозначению вершины. В данном случае угол можно назвать угол (рис. 14). Чтобы было понятно, что речь идет именно об угле, а не о точке, перед его названием надо написать слово «угол» или поставить специальный знак угла («»).

Рис. 14. Угол

Если по вершине сложно понять, о каком именно угле идет речь, как на рисунке 15, то используют еще две точки на обеих сторонах угла.

Если просто назвать угол на этом рисунке, то непонятно, о каком конкретно идет речь, ведь с вершиной в точке мы видим несколько углов. Поэтому на стороны нужного нам угла добавим по точке и угол обозначим как (рис. 15).

Рис. 15. Угол

Можно при обозначении пойти в обратную сторону, но чтобы опять вершина оказалась в середине записи .

Еще одно распространенное обозначение - одной греческой буквой: альфа, бета, гамма и так далее (рис. 16). В этом случае букву вписывают обычно внутрь угла (рис. 17).

Рис. 16. Греческий алфавит

Рис. 17. Название угла, записанное внутри угла

Так, на рисунке 18 обозначения , , являются эквивалентными, обозначают один и тот же угол.

Рис. 18. , , - один и тот же угол

Пусть две прямые и пересекаются в точке (рис. 19). Точка делит каждую прямую на два луча, то есть всего 4 луча. Каждая пара лучей задает угол.

Рис. 19. Прямые и образуют 4 луча

Например, , , .

Через две точки и всегда можно провести прямую. Так ли это с тремя точками?

На рисунке 20 через три точки можно провести прямую, а на рисунке 21 - нельзя.

Рис. 20. Через три точки можно провести прямую

Рис. 21. Через три точки нельзя провести прямую

Про три точки на рисунке говорят, что они лежат на одной прямой. Так говорят, даже если сама прямая не начерчена, просто подразумевая, что ее можно провести. Во втором случае говорят, что точки не лежат на одной прямой, подразумевая, что провести прямую через все три точки невозможно.

Если мы соединим последовательно сначала 1-ю и 2-ю точки, потом 2-ю и 3-ю, то полученная линия называется ломаной (рис. 22). Название следует из ее внешнего вида.

Рис. 22. Ломаная

Аналогично ломаной можно соединить любое количество точек. Точки , , , , называются вершинами ломаной, отрезки , , , - звеньями ломаной.

Обозначается ломаная своими вершинами .

Рис. 23. Ломаная

Если последнюю точку соединить с первой, то полученная ломаная называется замкнутой (рис. 24).

Рис. 24. Замкнутая ломаная

Какую ломаную можно построить с минимальным набором вершин и звеньев? Если есть две точки, то их можно соединить отрезком. Это и будет самым простым примером ломаной: две вершины и одно звено, их соединяющее. Можно сказать, что отрезок - это минимальная ломаная.

Если требуется, чтобы ломаная была замкнута, то самой простой такой ломаной будет треугольник. Если взять две точки, то соединить последнюю точку с первой получится только тем же самым отрезком, который уже есть. То есть ломаная останется, как и раньше, незамкнутой. А если добавить еще одну точку, не лежащую на одной прямой с точками и , соединить тремя отрезками все точки, получится треугольник (рис. 25).

Рис. 25. Треугольник

Треугольник - это замкнутая ломаная с тремя вершинами. Или даже так: треугольник - это минимальная замкнутая ломаная.

Точки , и - это вершины треугольника. Отрезки, их соединяющие, звенья ломаной, называются сторонами треугольника.

Обозначается треугольник по своим вершинам. Например, . Перед обозначением нужно поставить слово «треугольник» или специальный символ треугольника («»).

Треугольник подразумевает три угла. Из каждой из вершин исходит по две стороны, то есть стороны треугольника являются сторонами углов (рис. 26).

Рис. 26. Углы треугольника

Таким образом, треугольник имеет три вершины (три точки , и ), три стороны (три отрезка , и ).

Цель урока

  • освоить понятия плоскости, прямой, луча

Тип урока

  • получения новых знаний

Задачи урока

  • мотивировать учеников на изучение темы
  • понять, что такое плоскость
  • узнать, из чего состоит прямая и луч, как они изображаются
  • развить творческие навыки
  • повторить и закрепить полученные знания
  • получить навыки групповой работы

План урока

  • Приветствие и мотивация
  • Изучение нового материала
  • Работа в группах (закрепление знаний)
  • Домашнее задание
  • Заключение: вопросы, ответы, обсуждения

Ход урока

Приветствие и мотивация

Прием 1. Приветствие и объявление темы

Прием 2. Проверка отсутствующих

Кто из учеников сегодня отсутствует на уроке? По каким причинам?

Изучение нового материала

В одном из вагонов Мишка едет на дачу. Реши задачу самостоятельно.

В одном вагоне поезда едут 46 человек, а в другом – на 8 человек меньше. Сколько человек едут в двух вагонах?

На доске чертёж.

Что изображено на чертеже? (геометрические фигуры)

На какие группы можно разделить данные геометрические фигуры? (варианты детей могут быть различные)

По какому признаку фигуры разделены на 2 группы? (ответы детей: фигуры, состоящие из кривых линий и фигуры, состоящие из прямых линий)

А что такое прямая линия?

Знаете ли вы, в каких песнях упоминается один из объектов, о которых мы говорили на уроке? Например, в песне из м/ф "Бременские музыканты"

Использованные источники

1. Урок на тему "Точка. Прямая и кривая линии"

2. Презентация урока "Прямая.Луч.отрезок".

3. Математика. 5 класс. Учебник. Виленкин Н.Я., Жохов В.И. и др. 24-е изд., испр. - М: Мнемозина, 2008. - 280 с.

4. Математика. 5 класс. Учебник. Зубарева И.И., Мордкович А.Г. (2009, 270с.)

5. Дидактические материалы по математике для 5 класса. Чесноков А.С., Нешков К.И. (2009, 144с.)

Над уроком работали

Денисова Н.А.

Любименко В.В.

Ткачёва О.Н.

Скомпонированно и отредактированно Любименко В.В.

Поставить вопрос о современном образовании, выразить идею или решить назревшую проблему Вы можете на Образовательном форуме , где на международном уровне собирается образовательный совет свежей мысли и действия. Создав блог, Вы не только повысите свой статус, как компетентного преподавателя, но и сделаете весомый вклад в развитие школы будущего. Гильдия Лидеров Образования

Методы и приемы: словесный (беседа, объяснение, знакомство с правилом); практический (самостоятельная работа, работа с карточками- заданиями); метод дифференцированной проверки знаний; наглядный (иллюстрации, карточки); частично-поисковый. Формы урока: фронтальная, работа в парах, индивидуальная работа, взаимопроверка, самопроверка, самостоятельная работа, дифференцированная работа. Оборудование: интерактивная доска; мультимедийные слайды; раздаточный материал; учебник «Русский язык». 7 класс. М.Т.Баранов, Т.А.Ладыженская, Л.А.Тростенцова и другие. М., Просвещение, 2011.


П/п Этап урока Время, мин. 1Организационный момент 2 мин 2Актуализация знаний 5 мин 3Изучение нового материала 13 мин 4Формирование новых знаний 7 мин 5Применение новых знаний и умений 9 мин 6Систематизация знаний 4 мин 7Задание на дом 2 мин 8Подведение итогов и рефлексия 3 мин


II.Актуализация знаний: создать ситуацию успеха и положительного эмоционального настроя, актуализировать опорные знания учащихся, подготовить мышление учащихся к постреению нового способа действий. Учитель: Ребята, я очень хочу, чтобы наш урок получился интересным и познавательным. На этом уроке мы постараемся открыть новые секреты русского языка. Сегодня вы узнаете удивительную историю о бесприютных суффиксах, которые обрели свее место. Мы познакомимся с новой для вас частью речи, рассмотрим, как она образуется. Для этого мы вспомним морфологические признаки прилагательного.




Учитель: -Знание об этих частях речи пригодятся нам для определения той части речи, о которой мы будем с вами говорить. Как вы думаете, с какой целью мы вспоминали эти признаки? Ученик: -Та часть речи, о которой пойдет речь, имеет признаки глагола и прилагательного. Учитель: -В связи с этим определите, какая цель стоит перед вами на уроке? Ученик: -Узнать новую часть речи, ее морфологические признаки. Ученик: - Определить отличительные признаки этой части речи.


III. Изучение нового материала (познакомить с новым материалом). Учитель: Для достижения поставленных нами целей я предлагаю вам отправиться в лингвистическее путешествие. В тридевятом царстве, в тридесятом государстве Морфология жил-был король. Однажды собрал он на бал своих подданных. Во дворец прибыли Глаголы и Прилагательные. Но начало приёма почему-то откладывалось. Оказалось, что к королю с жалобой на бесприютную жизнь обратились незнакомые гости. Король внимательно посмотрел на них и не узнал, только суффикс –енн– был ему знаком. делающий любящий читавший везший озаряемые гонимый прочитанный увиденная бритый


Ребята, а вам знаком этот суффикс? Какой части речи из тех, что прибыли во дворец, он принадлежит? Ученик: Суффикс –енн- принадлежит прилагательному. Учитель: Стали просить гости у короля Морфологии определить их к какой-нибудь части речи. Глаголы-добряки сразу же вызвались помочь. Они подбежали к незнакомцам и сказали: «Мы подарим вам самее дорогее, что у нас есть – основу, и вы будете частицей нашего сердца». И добрый волшебник Прилагательнее тоже захотел помочь несчастным и подарил им окончания. И вот какие слова получились. Прочитаем и запишем их в тетрадь. Делатьделающий Любить любящий Читать читавший Везти везший Озарять озаряемые Гнать гонимый Прочитать прочитанный Увидеть увиденная Брить бритый


Учитель: - Получилась самостоятельная часть речи. И назвали её причастием. Итак, запишем тему нашего урока «Причастие как часть речи». На доске прочитайте, что сказал о причастиях В.И.Даль, автор знаменитого «Толкового словаря живого великорусского языка». Ученик: - «Часть речи, причастная к глаголу, в образе прилагательного». Учитель: - В.И. Даль обратил внимание не только на содержание, но и на форму причастия, поскольку своим «внешним видом» оно действительно напоминает прилагательнее. Запишите это высказывание.


Учитель: - Так как причастие напоминает прилагательнее, давайте вспомним, что мы знаем о прилагательном? По каким признакам мы отличаем имя прилагательнее от других частей речи? Обратимся к составленным кластерам. Подходят ли эти признаки причастию? Продолжим работу по учебнику. Найдите общие признаки прилагательного и причастия. Читаем параграф 9 вслух и работаем в парах.


Работа в парах Имя прилагательнее маленький мальчик 1. Вопрос: какой 2. Признак предмета 3. Начальная форма: им. п., ед. ч., м. р. 4. Изменяется по родам, падежам, числам (маленькая девочка, маленького мальчика, маленькие мальчики) 5. Окончания –ий, -ая, -ого, -ие. Причастие читающий мальчик 1. Вопрос: какой 2. Признак предмета по действию 3. Начальная форма: им. п., ед. ч., м. р. 4. Изменяется по родам, падежам, числам (читающая девочка, читающего мальчика, читающие мальчики) 5. Окончания –ий, –ая, –ого, –ие. Вывод(делает ученик): Причастие имеет признаки прилагательного.


Работа в парах Глагол любит 1. Действие предмета 2. Время (наст.) 3. Вид (несов.) 4. Возвратность (навоз в.) 5. Зависимые слова (любит кого?) Причастие любящий 1. Признак предмета по действию 2. Время (наст.) 3. Вид (несов.) 4. Возвратность (навоз в.) 5. Зависимые слова (любящий кого?) Вывод (делает ученик): Причастие похоже и на глагол, только у него 2 времени: настоящее и прошедшее.


Имени прилагательного 1. Какой? Какая? Какее? 2. Обозначает признак предмета 3. Начальная форма: им.п., ед. ч., м.р. 4. Изменяется по родам, числам и падежам. 5. Главнее слово – имя существительнее (согласуется в роде, числе, падеже). 6. Окончания: ая-яя, ее- ее, ую-юю …глагола 1. Обозначает признак предмета по действию 2. Изменяется по временам (наст., прош.). 3. Имеет вид (сов., несов.)4. Есть постфикс –ся. Причастие совмещает признаки


Учитель: Опираясь на данную схему и материал параграфа, дайте определение причастию. Ученик: ПРИЧАСТИЕ: Это самостоятельная часть речи, которая обозначает признак предмета по действию и отвечает на вопросы какой? какая? какее? какие? Причастия бывают совершенного и несовершенного вида. Изменяются по временам, числам и падежам.




Учитель: -Второй секрет: причастие можно заменить сочетанием «тот, который + глагол», от которого причастие образовано. Например: летящий – тот, который летит. Кричащий Тот, который кричит Бегущий Тот, который бежит Спасенный Тот, которого спасли Принесший Тот, который принес Забытый Тот, которого забыли Ведомый Тот, которого ведут Уставший Тот, который устал


Учитель: -Возможность сеединения действия и указания на признак предмета в одном слове увеличивает семантическую емкость причастий, позволяет избавиться от многословия. Эту особенность отмечает А.С.Пушкин. Он с сожалением пишет: «Причастия обыкновенно избегаются в разговоре. Мы не говорим «карета, скачущая по мосту», «слуга, метущий комнату». Мы говорим, которая скачет, который метет, заменяя выразительную краткость причастия вялым оборотом». Пушкин широко использовал причастия в своих произведениях, показывая, что они делают речь более яркой и выразительной. И мы в этом еще не раз убедимся, читая его стихотворения, повести и рассказы.


Причастие обыкновенно избегаются в разговоре. Мы не говорим «карета, скачущая по мосту», «слуга, метущий комнату». Мы говорим, которая скачет, который метет, заменяя выразительную краткость причастия вялым оборотом. А.С.Пушкин. Причастие обыкновенно избегаются в разговоре. Мы не говорим «карета, скачущая по мосту», «слуга, метущий комнату». Мы говорим, которая скачет, который метет, заменяя выразительную краткость причастия вялым оборотом. А.С.Пушкин.


Итак, все секреты причастия вы знаете. V. Применение новых знаний и умений. Задание 1. Учитель: Найдите причастия в предложениях, которые мы запишем на доске и в тетрадях. Внезапно раздавшиеся громкие крики разбудили меня. Учитель: Как найти причастие? Ученик: Ищу существительнее и от него задаю вопрос какие?: громкие и раздавшиеся. Учитель: Как узнать, какее из них причастие? Ученик: Заменить глаголом, посмотреть на суффиксы: причастие раздавшиеся.


Задание 2 Дифференцированная работа. Определите признаки глагола и прилагательного у причастия, заполнив таблицу(раздаточный материал с таблицей). 1-я группа заполняет таблицу словами: пронизанных (туч), озаривший, гаснувший (луч). 2-я группа выполняет работу под руководством учителя: летящий, спешащий (лист).


Прич. + сущ От какого глагола образовано Признаки глагола Признаки прилагательного вид время возвратность число род падеж пронизанных туч прони- знать сов.прош. не - возвр. мн.–Род. озаривший лучозаритьсов.прош. навоз вред.муж.Им. гаснувший лучгаснуть несов. прош. навоз вред.муж.Им. летящий лист лететь несов. наст. навоз вред.муж.Им. спешащий лист спешить несов. наст. навоз вред.муж.Им.


VI. Систематизация знаний. Учитель: С какой частью речи мы сегодня познакомились на уроке? Что мы о ней узнали? Давайте выразим это в форме синквейна. Синквейн 1. Причастие 2. Полнее, краткее. 3. Изменяется, обозначает, отвечает. 4. Имеет признаки глагола и прилагательного. 5. Форма (Проверка работ учащихся). Учитель: Посмотрите в свои тетради и определите, все ли из списка короля Морфологии у вас получается. - Умею пользоваться «секретами». - Нахожу в причастии признаки глагола и прилагательного. - Умею отличить от других частей речи. Если все 3 пункта вы сможете утвердить - покажите своими карточками, с каким настреением уходим с урока? Красный – отличнее настреение, всё получилось, ошибок практически нет. Жёлтый – хорошее настреение, не всё удалось, как хотелось. Зелёный – есть над чем поработать, повторить, выучить. А следующий урок, ребята, мы начнем с эпиграфа, которым мы закончим сегодня урок: Вот свойство мее обязательнее: Склоняюсь я, как прилагательнее. На все вопросы его отвечаю Глагол по значению напоминаю.

Урок русского языка по теме «Причастие как часть речи»

Цель: знать грамматические признаки причастия, уметь различать причастия от прилагательного, находить причастия; дать понятие о причастии как части речи, особой форме глагола.

Задачи урока:

Образовательные :

знать о части речи причастии, о грамматических признаках причастия

Развивающие :

    развивать умение отличать причастие от прилагательного; находить причастие

    развивать память, орфографическую зоркость, мышление, устную и письменную речь;

Воспитательные:

    воспитывать учебную активность, умение работать в парах;

    формировать положительную мотивацию к обучению.

Оборудование: мультимедийный проектор, экран, презентация, карточки с заданиями для работы в парах и группах, тетради.

Ход урока

Ход урока

    Организационный момент

Посмотрите друг на друга, улыбнитесь! Я желаю, чтобы ваша жизнь наполнилась такими же сочными, яркими красками, как на этой картине.

    Актуализация опорных знаний

А вы знаете части речи? Проверим.

На доске слова. Определите часть речи

маленький

Качеств, м.р., ед.ч, падеж

Неодуш, нариц, 2 скл, м.р., ед.ч, падеж

Что делает?

Несов. Вид, неперех, 2 спр., изъявит накл, ед.ч, наст. время, 3 лицо

Можем ли определить часть речи у слова «летящий»?

На какую часть речи похожа? (прилагательное, но нельзя определить разряд по значению: качеств., относит. или притяжательное)

В чем отличие от прилагательного?

Вывод: у прилагательного значение признака постоянное, а у новой части речи – временное)

На какую часть речи похожа? (глагол) Летящий - какой? Тот, который летит., есть действие.

Вывод: новая для вас часть речи, с которой мы сегодня познакомимся на уроке.

    Объяснение нового материала

Как называется и как появилась эта часть речи? Послушайте грамматическую сказку Феликса Кривина

Жили-были на свете одинокие суффиксы -УЩ-, -ЮЩ-, -АЩ-, -ЯЩ-, -ВШ-, -Ш-. Скучно им жилось на белом свете, и решили они пойти за советом к Глаголу. Рассказали уму о своем житье-бытье. Отвечает им Глагол: «Подарю я вам самое дорогое, что у меня есть,- основу».

Вот бредут они по дороге со своими основами, и встречается им добрый волшебник Прилагательное. Выслушало оно их горе и согласилось помочь несчастным суффиксам.

Возьмите мои окончания, они вам помогут.

И суффиксы, взяв подарки, счастливые отправились на лужайку к речке. Они долго веселились, играли и плясали, рисовали составленные слова. Но в большой стране Грамматике нельзя быть эгоистом, надо думать и заботиться о других. Возмутились части речи, особенно Глагол и Прилагательное. И решили они наказать их. Глагол сказал:

Называться теперь вы будете Причастиями. А за ваши проделки оставляю вам только два времени: прошедшее и настоящее. И никакого вам будущего.

А я наказываю вас тем, что будете вечно склоняться по падежам, изменяться по родам и числам,- сказало Прилагательное.

С тех пор не забывают Причастия о Глаголе и Прилагательном. Погрустили они, да делать нечего, надо трудиться. Больше ничего плохого за ними не замечали. И части речи простили их. Прощать-то тоже надо уметь.

    Объявление темы и цели урока

Назовите тему урока?

Запись темы в тетрадь. Объявление цели урока. Это новая для вас часть речи: причастие.

Почему так назвали «причастие»? Вдумаемся в смысл слова, произведем морфемный разбор: при-част-и-е (состоит из двух частей: часть от глагола и часть от прилагательного, т.е. причастная к глаголу в образе прилагательного)

Какие признаки имеет причастие от глагола, какие от прилагательного? Чтобы ответить на этот вопрос прочитаем правило о причастии и заполним таблицу.

    Работа с учебником

Чтение правила о причастии и заполнение таблицы:

Рассказ по плану

А) Что такое причастие

Б) Что общего у причастия и прилагательного

В) Чем они отличаются

Г) Роль причастия в предложении

На экзамене Вам нужно найти причастие. Давайте выведем формулу, по которой вы будете искать Причастие. Признак по действию!

    Закрепление материала .

Посмотрим, как работает формула.

1) Доказать (устно), какой частью речи являются слова: летящий, темнеющий, блестящий, могучей, залитой, бойкий, покрытый, загораживавший, изъеденный, ведущая, заходящая, присутствующий, обеспокоенный, изучаемая, составленная, рассчитанный, спускаемый. (вопрос какой, тот который + глагол делает)

2) найти в тексте причастия, доказать. (устно) упр.54

3) Замените словосочетания с причастиями, синонимичными словосочетаниями глаголов со словом который. Запишите получившиеся словосочетания.

Образец:

Болеющий малыш – малыш, который болеет; болевший малыш – малыш, который болел

Освежающий ветер, освежавший ветер, пугающая неизвестность, пугавшая неизвестность, потерянный корабль, увлекаемый вперед, поющие птицы, небоявшиеся звери, предстоящая борьба.

4) Выборочный диктант. Прослушайте пословицы. Выпишите причастия.

1. Вылетевшее слово и на коне не догонишь.

2. Пересохший пласт урожая не дает.

3. Рассыпанный рис соберешь, а сказанных слов не воротишь.

4. Обдуманное слово дороже золота.

5. Катящийся камень травой не обрастет.

5) Найдите слово, «лишнее» в каждой строчке. Объясните свой выбор.

    Манивший, манящий, магнитный

    Грустный, грустящий, грустивший

    Доверяющий, доверчивый, доверенный

    Колючий, колющий, текучая

    решивший, решающий, решать

    горячий, багровый, заросший

6) Распределите словосочетания по двум группам: прич + сущ., прич. + сущ.

Вскоре мы двинулись в путь по узкой дороге, петлявшей по лесу и темневшей в колеях с водой. Я открыл глаза и увидел черное небо, усеянное яркими и крупными звездами. Земля, иссеченная тугими струями, была мягкой, и лопата легко входила в грунт.

7) Исследовательская работа.

Докажите справедливость слов М.В.Ломоносова о том, что причастия «служат к сокращению человеческого слова, заключая в себе имени и глагола силу ». Для этого замените в предложении один из глаголов причастием.

1.Книга, которая лежит на столе, уже прочитана. (Лежащая на столе книга уже прочитана.)

2.За столом сидят ученики и читают книгу (За столом сидят ученики, читающие книгу.)

3.Мы подошли к туристскому лагерю, который располагался на высоком берегу реки. (Мы подошли к туристскому лагерю, располагавшемуся на высоком берегу реки)

Вывод: Употребление причастий позволяет избегать повтора слов, делает речь более яркой, выразительной. Пафос, обличительность, торжественность – вот свойства речи, в которой всегда встречаются причастия.

8)Физминутка

9) Тест. Взаимопроверка. Ключ

10) Подведение итогов

Домашнее задание: (на выбор)

    Написать сказку: «Как появились причастия»

    Упражнение № 134, стр. 67