Примеры когда можно сказать волк на псарне. Анализ басни Волк на псарне. Что вы могли бы сказать о характерах Ловчего, Волка

Волк на псарне рисунок

Волк ночью, думая залезть в овчарню,
Попал на псарню.
Поднялся вдруг весь псарный двор -
Почуя серого так близко забияку,
Псы залились в хлевах и рвутся вон на драку;
Псари кричат: «Ахти, ребята, вор!»-
И вмиг ворота на запор;
В минуту псарня стала адом.
Бегут: иной с дубьем,
Иной с ружьем.
«Огня!- кричат,- огня!» Пришли с огнем.
Мой Волк сидит, прижавшись в угол задом.
Зубами щелкая и ощетиня шерсть,
Глазами, кажется, хотел бы всех он съесть;
Но, видя то, что тут не перед стадом
И что приходит, наконец,
Ему расчесться за овец,-
Пустился мой хитрец
В переговоры
И начал так: «Друзья! к чему весь этот шум?
Я, ваш старинный сват и кум,
Пришел мириться к вам, совсем не ради ссоры;
Забудем прошлое, уставим общий лад!
А я, не только впредь не трону здешних стад,
Но сам за них с другими грызться рад
И волчьей клятвой утверждаю,
Что я…» - «Послушай-ка, сосед,-
Тут ловчий перервал в ответ,-
Ты сер, а я, приятель, сед,

А потому обычай мой:

Как снявши шкуру с них долой».
И тут же выпустил на Волка гончих стаю.

Мораль басни Крылова Волк на псарне

И волчью вашу я давно натуру знаю;
А потому обычай мой:
С волками иначе не делать мировой,
Как снявши шкуру с них долой.

Мораль своими словами, главная мысль и смысл басни

Нельзя верить на слово тем, кто прежде неоднократно обманывал и не держал свое слово

Анализ басни Волк на псарне

Что такое басня? Басня – это лиро-эпическое произведение, в котором автор чему-то учит читателя. Чаще всего басня излагается в стихотворной форме, а главными действующими лицами в произведениях этого жанра выступают животные и насекомые. Басня традиционно делится на 2 части. В первой автор передает сюжет произошедшего события, а во второй приходит к некоторому выводу. Этот вывод в литературе называют моралью. Мораль призвана учить и наставлять читателя.

И.А. Крылова без сомнений можно назвать самым известным и любимым русским баснописцем. Его творения по праву вошли в золотой фонд русской литературы, их любят и читают люди разных возрастов, его сборник можно найти в каждом доме.

Одной из наиболее поучительных и интересных его басен является басня «Волк на псарне». Она написана в 1812 году, в разгар Отечественной войны 1812 года с Францией.

Она учит не верить на слово тем, кто прежде неоднократно обманывал и не держал свое слово. Басня призывает быть осмотрительными и недоверчивыми, чтобы позже не пожинать плоды своего необдуманного прощения. Стоит сказать, что И.А.Крылов не просто так выбрал Волка главным героем своего произведения. Как известно, еще в устном народном творчестве волки, а наряду с ними и лисы, считались воплощением хитрости и лжи. Этот образ, как нельзя кстати вписался в сюжет басни и помог читателю полнее и точнее понять мораль.

Очень сложно определить рифму и размер, в которых написана басня. Это еще одна отличительная черта басни, как жанра. Впрочем, не смотря на это, произведение все равно читается легко, нараспев.

Стоит также отметить исторический факт, ставший основой сюжета произведения Крылова. Басня написана в 1812 году, в разгар Отечественной войны 1812 года с Францией. Известно, что под образом Волка автор подразумевал Наполеона, командующего французской армией, а сторожем, спустившим собак на Волка, является генерал Кутузов. Этот факт, говорит так же о том, что басня «Волк на псарне» - это патриотическое и переполненное любовью к Родине и уверенностью в ее величии и несомненной победе в этой войне над французами.

Главные герои басни (персонажи) Ивана Крылова

Волк

Главным героем басни является Волк. Он забрался на псарню ночью, а когда его загнали в угол, решил «пойти на сделку» и договориться о мире со сторожами псарни. Однако сторожа оказались достаточно умными, чтобы не принять предложения хитрого Волка и спустили с поводков озлобленных собак со словами, которые и является моралью всей басни.

Крылатые выражения, которые пошли из басни Волк на псарне

  • Волчью вашу я давно натуру знаю
  • Ты сер, а я, приятель, сед

Слушать Басню Волк на псарне (текст читает Игорь козлов)

Конспект урока литературы в 5 классе по теме:

«Басня И.А.Крылова «Волк на псарне. Аллегория и мораль».

Новик Н.Г., учитель русского языка и литературы, ГБОУ АО «Вычегодская СКОШИ».

Цели: познакомить с краткими сведениями из жизни И.А.Крылова, с басней «Волк на псарне»; продолжить развитие умения понимать иносказательный подтекст басни и её мораль.

Задачи:

образовательные :

    развивать умение находить нужные сведения;

    выявить основную идею басни;

    подчеркнуть важность морали как композиционного элемента, являющегося средоточием идейного содержания басни;

    формирование умения анализа сюжета, системы образов и построения басни;

    познакомить с термином «аллегория»;

    формирование навыка работы с иллюстрациями;

    совершенствовать навыки выразительного чтения, чтения по ролям;

    совершенствовать навык осознанного чтения;

развивающие :

    развивать речь учащихся; ввести термины: мораль, олицетворение, аллегория, твердить, забияка, сват, кум;

    активизировать познавательную активность на уроках литературы, развивать интерес к чтению;

    развивать коммуникативные и информационные компетентности;

    раскрывать творческий потенциал учащихся.

    развивать внимание, способность воспринимать и оценивать явления художественной литературы и формировать духовно-нравственные качества, эстетический вкус;

воспитательные :

    воспитывать интерес, уважение к предмету, ценностное отношение к слову;

    формирование и воспитание духовно развитой личности;

воспитывать отрицательное отношение к порокам и недостаткам человека как лесть, корысть, заискивание.

Наглядность и оборудование: портрет И.А.Крылова, иллюстрации к басням, карточки со словами и словосочетаниями, грамзапись басни, запись пословиц на доске, учебник: Литература, 5 класс. Учебник-хрестоматия для общеобразовательных учреждений. В 2 ч. Авт.-сост. В.Я.Коровина и др. – 5-е изд. – М.:Просвещение, 2011г

Эпиграф к уроку :

История твердит – вот человек каков,

а должен быть каким - вещает басня.

ХОД УРОКА

1.Орг.момент

1.Психологический настрой.

Здравствуйте, ребята! Рада видеть вас всех здоровыми, задорными, улыбающимися. Очень надеюсь, что мы с вами сегодня поработаем хорошо, активно, и вы получите знания и достойные отметки.

2.Сообщение темы, целей урока.

Сегодня на уроке продолжим знакомство с творчеством И.А.Крылова, постараемся раскрыть секреты, прелесть и силу басни «Волк на псарне». Но сначала давайте обратимся к эпиграфу урока.

Что такое эпиграф? (Эпиграф – «окно в душу автора», «окно в душу произведения», «окно в суть урока»).

Прочитаем его.

Как понимаете слова «твердит» и «вещает»?

& Словарная работа. Работа с толковыми словарями.

Твердить – постоянно говорить одно и то же

Вещать – предсказывать, говорить

Как эпиграф подходит к уроку? Об этом поговорим в конце урока.

3.Повторение пройденного материала, проверка дом. задания.

    Блиц-перекличка по результатам домашнего опроса. Разбор тестовых заданий.

«Биография И.А.Крылова».

    Отметьте дату рождения И.А.Крылова

2. Определите место рождения И.А.Крылова

А) Москва

Б) Санкт-Петербург

3.Воспитанием мальчика занималась:

А) бабушка

4.Восьмилетний Крылов работал:

А) грузчиком

Б) мыл посуду

В) переписчиком бумаг

5. Крылов в большей степени становится известен как:

А) баснописец

Б) журналист

В) издатель

6. Иваном Андреевичем Крыловым было создано:

А) Более двухсот басен

Б) Более трёхсот басен

В) Более ста

2)Повторение сведений о басне и её особенностях (материал учебника стр.55-56)

Ответьте, что такое басня и каковы ее особенности?

Приём «Незаконченные предложения».

- Продолжите предложения:

Басня – это краткий рассказ

Мораль – начальные или заключительные строки …

Басня состоит из …

В баснях мы часто встречаем …

Олицетворение – это…

Аллегория – это …

Что нового вы узнали о басне?

Итог: В баснях интересный короткий занимательный сюжет, где мало описаний и много диалогов. Героев обычно несколько, поэтому их легко запомнить, особенно главного, который выражает основную идею. Басни чем-то напоминают сказки: дикие животные, птицы, рыбы, предметы в них разговаривают и действуют, как в сказках. Многие басни смешны, с помощью смеха легко донести мысль о вреде дурных привычек и свойств человеческого характера.

4. Знакомство с басней И.А.Крылова «Волк на псарне».

1).Слово учителя:

В основу сюжета басни «Волк на псарне» положены события войны 1812 года. Когда Наполеон вошёл в Москву и понял, что русская армия не побеждена, а набирает силы. Эти события и запечатлел в своей басне великий русский баснописец.

2). Выразительное чтение басни учителем.

О чём эта басня?

Кто главный герой басни?

3). Чтение басни учащимися.

Прочтите басню и выделите незнакомые слова.

4). Обобщающая беседа.

Куда хотел залезть волк?

& Словарная работа

Овчарня – хлев для овец.

А куда попал? Почему?

Как отнеслись к появлению волка на псарне?

Дополните предложение:

Весь псарный двор поднялся: псы … и …; псари …; бегут:…, ….

& Словарная работа

Забияка – тот, кто любит затевать драки, ссоры

Как ведёт себя Волк? Опишите его, используя иллюстрацию на стр.59

Почему Волк начинает хитрить?

Найдите в басне и прочтите причину его хитрости?

& Словарная работа

Сват – родственник (родитель одного из супругов)

Кум – крёстный отец по отношению к родителям крестника

Как вы понимаете выражение: «Ты сер, а я, приятель, сед…»? (говорит о возрасте Ловчего, о его опыте борьбы с захватчиками).

5). Чтение в лицах диалога между Волком и Ловчим.

6). Характеристика Волка и Ловчего.

Упражнение в подборе качеств, характеризующих героев басни.

Коварный – Волк

Опытный – Ловчий

Мудрый - Ловчий

Вероломный - Волк

Хитрый – Волк

Предусмотрительный - Ловчий

Трусливый - Волк

7).Работа со словами морали.

Какова тема басни?

Где отражена тема?

Идея басни?

Где находится ее смысл? (С волками иначе не делать мировой, как снявши шкуру с них долой).

Что такое мораль?

Как понимаете слова морали? (Волк – это хищник, и даже если он предлагает мирные переговоры, он всё равно остаётся хищником, которого надо уничтожать).

5. Домашнее задание:

1.Выразительное чтение басни «Волк на псарне» с. 59 – 60.

2.Сделать иллюстрацию к басне.

6. Подведение итогов урока.

Что мы начали изучать на уроке?

Какова мораль басни?

Как эпиграф подходит к уроку?

Полезным ли для вас оказался урок? Чем?

7.Рефлексия:

1. Урок полезен, всё понятно.

2. Лишь кое-что чуть-чуть неясно.

3. Ещё придётся потрудиться.

4. Да, трудно всё-таки учиться.

Урок по литературе

Тема: Аллегорическое отражение исторических событий в баснях. «Волк на псарне» как басня о войне 1812 года.

Цель урока: создание условий для ознакомления с басней И.А. Крылова «Волк на псарне».

Задачи урока:

Обучающая – ознакомить с басней «Волк на псарне»; проверить, повторить, углубить и закрепить знания по теме: «И.А. Крылов. Басни».

Развивающая - развивать творческих способностей учащихся, их аналитических навыков; расширять кругозор; развивать умения понимать иносказательный подтекст басен и для привития любви к данному жанру.

Воспитательная - воспитывать нравственные качества и непримиримое отношение к хитрости, корысти, невежеству, глупости и самолюбованию, воспитывать чувство любви к Родине, гордости за наших предков.

Тип урока : комбинированный

Междисциплинарные связи : история, изобразительное искусство.

Обеспечение урока:

ОМС-модуль, презентация

Раздаточный материал

Структура урока

    Организационный момент (1 мин.)

    Проверка знаний учащихся (7 мин.)

    Артикуляционная разминка

    Словарная работа

    Опрос по терминам

    Мотивация учебной деятельности учащихся, целеполагание.(3 мин.)

    Изложение нового материала: (16 мин.)

2) Ответы на вопросы по прослушанной басне

4)Доклад учащихся об исторических событиях в басне.

5) Словарная работа по изученной басне

6) Анализ т е к с т а по вопросам.

5. Первичный контроль (5 мин.)

6. Сообщение домашнего задания (1 мин.)

7. Подведение итогов урока (7 мин.)

Ход урока:

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

1.Организационный момент.

Приветствие.

Подготовка аудитории к работе

Эпиграф:

Забавой он людей исправил,

Сметая с них пороков пыль;

Он баснями себя прославил, И слава эта – наша быль.

И не забудут этой были,

Пока по-русски говорят,

Ее давно мы затвердили,

Ее и внуки затвердят.

П.А. Вяземский.

(слайд №1)

Работа с эпиграфом.

Как вы думаете, о ком идет речь?

(слайд №2)

Как вы понимаете слова П.А. Вяземского?

Приветствуют учителя

Читают эпиграф

О Крылове

Дают разные ответы

Работа с эпиграфом позволяет настроить учащихся на тему урока, активизирует их мыслительную деятельность.

2.Проверка знаний учащихся

На этом уроке нам предстоит выразительно читать басню, поэтому, сначала проведем 1) артикуляционную разминку .

Носит Сеня в сени сено, Спать на сене будет Сеня.

(слайд №3)

2) Словарная работа

На доске выписываем слова, характеризующие черты характера, которые представлены в баснях Крылова, к которым подбираем синонимы и антонимы, таким образом составляем пары:

Глупость, ограниченность – ум

Беззащитность – наглость

Хитрость – простодушие, наивность

Жестокость – доброта

Скромность – развязность

Вежливость – грубость

(слайд №4)

3) Опрос по терминам, с помощью которых определяется жанр басни, понятие «аллегория».

(ОМС №1,2)

Произносят скороговорку

Подбирают синонимы и антонимы к словам

Называют определения басни и аллегории

Артикуляционную разминку учитель включает в урок для того, чтобы подготовить речевой аппарат детей к правильному произнесению различных звуков речи. Что в свою очередь позволит научиться выразительному чтению произведений.

Данный вид работы позволяет обогатить словарный запас учащихся, учит строить синонимичные и антонимичные ряды.

3.Мотивация учебной деятельности учащихся, целеполагание

Сегодня мы будем продолжать работу по творчеству баснописца.

Прочитайте тему урока.

(слайд №5)

Все ли слова вам знакомы?

Как вы думаете, о чем мы будем говорить сегодня на уроке?

Какой школьный предмет нам поможет в изучении басни «Волк на псарне»?

Читают тему урока

Дают разные ответы

История

Данный вид работы позволяет учащимся определить для себя тот вид работы, который позволит им лучше усвоить тему урока.

4.Изучение нового материала.

1) Слушание басни (аудирование)

2) Ответы на вопросы по прослушанной басне (слайд №6)

3) Выступление библиографа об отношении Крылова к войне 1812 года.

(приложение №1)

4)Доклад уч-ся об исторических событиях в басне.

(приложение №2)

Во время доклада демонстрируется карта, показывающая вход Наполеона в Москву. (приложение №3)

(ОМС №3)

5)Словарная работа по изученной басне

(слайд №7)

Какие слова вам показались незнакомыми?

Ловчий (истор.) – лицо заведовавшее (у бояр, помещиков) разными видами ловли (охотой, рыбной ловлей, преимущественно же псовой охотой)

/Ловчий – умный, умудренный опытом человек. Свое дело он знает хорошо. Он понимает, что с волками надо обращаться по-волчьи.

(Возможные слова: псарня, овчарня, хлев и др.)

Откроем учебники на стр. 58

6)Анализ т е к с т а по вопросам.

1.Какова причина шума, переполоха на псарне?

    С помощью каких слов и выражений рисует Крылов волнение? (Обратить внимание на глаголы: поднялся (двор), (псы) залились, рвутся (в драку), (псари) кричат, бегут (с дубьем).)

    Каково поведение Волка в этот момент?

    Каким изобразил его Крылов?

    Итак, в речи Волка сквозят лицемерие, неприкрытая лесть, заискивание. Как Волк смог объяснить свое появление на псарне?

Чтение речи Волка, при этом желательно передать заискивание и скрытое притворство, присущее Волку.

6.Почему Ловчий не выслушал Волка до конца, перебил его речь?

7.Кто кому противопоставлен в басне?

8.Что можете сказать о Ловчем? О качествах его характера? Почему он не верит Волку?

Чтение речи Волка с соответствующей интонацией.

10. О каких качествах вы теперь можете сказать?

11.Действуют ли в этой басне приемы олицетворения, аллегории?

12.Можно ли мораль этой басни применить только для этого конкретного случая (война 1812 г.)?

13.Какие слова из басни стали крылатыми, какие обороты вошли в нашу речь?

Слушают басню в исполнении актера

Отвечают на вопросы

Слушают выступление

Слушают доклад

Анализируют текст басни с целью выявления незнакомых слов

Открывают учебники

(Зол, опасен, чувствуется разница между делом и словом персонажа.)

(Щелкает зубами, ощетинился, глазами всех съест.)

(Хотел в овчарню, попал на псарню. «Я, ваш старинный сват и кум, пришел мириться к вам совсем не ради ссоры».)

(Не верит ему.)

(Волк Ловчему.)

(Он умудрен жизнью, много повидал, сразу видит обман. Чувствует надежность этого человека, уверенность в правоте своего дела.)

(Крылов во всем согласен с Ловчим, помогает понять и разоблачить Волка.)

(Суть морали актуальна и в наши дни в определенных случаях.)

(«Волк.,., ночью думая залезть в овчарню, попал на псарню…» и другие.)

На данном уроке учитель сначала знакомит с басней «Волк на псарне», затем проводит небольшую беседу по выявлению первичного восприятия произведения, выясняет глубину непосредственного понимания басни и только затем проводит беседу об ее историческом содержании. Это помогает уч-ся «увидеть» басню как литературный текст с его содержанием, структурой.

Прежде чем начинать работу с текстом басни необходимо, чтобы дети знали значение всех незнакомых слов.

При анализе басни учитель обращает внимание на средства создания образа героев, что позволяет лучше понять смысл и содержание текста.

Анализ речи героев позволит выявить те черты характера, которые автор высмеивает и которыми восхищается в данной басне.

5.Первичный контроль.

Давайте сделаем вывод по данной басне.

Каким чувством проникнута данная басня?

В каких словах заключена мораль басни?

Случайно ли эти слова принадлежат Ловчему? Почему?

(слайд №8)

Вывод. Басня «Волк на псарне» мудра и сурова в своей правде. Разве можно верить хищнику? Таких нельзя щадить.

Произведение проникнуто патриотическим пафосом, чувством любви к Родине, ответственности за ее судьбу. В этой басне мораль заключается в словах Ловчего, реплика которого звучит последней.

Данный вид работы позволяет увидеть учителю насколько дети усвоили скрытый смысл басни, появляется возможность коррекции восприятия, понимания произведения.

6.Сообщение домашнего задания.

Подготовить выразительное чтение наизусть басни «Волк на псарне» (слайд №9)

Записывают задание в дневник

7.Подведение итогов урока.

Изучение данной басни мы завершаем изучение творчества И.А. Крылова в 5 классе, поэтому, чтобы закрепить изученное, давайте проведем небольшую викторину (задания напечатаны на отдельных листах) (приложение №4):

    Работа в группах

Задание 1.

Задание 2.

Свинья (Дуб)

Моська (Слон)

Повар (Кот)

Ворона (Лисица)

Ягненок (Волк)

Кукушка (Петух)

Муравей (Стрекоза)

Фока (Демьян)

    Подведение итогов викторины (слайд №10,11)

    Выставка иллюстраций к басням И.А. Крылова

Выполняют задания

Данный вид работы позволяет обобщить все знания учащихся по данной теме, активизирует их мыслительную деятельность. Позволяет увидеть учителю степень усвоения пройденного материала.

ОМС №1

ОМС №2

ОМС №3

ПРИЛОЖЕНИЕ №1

Выступление библиографа. « Отношение баснописца к войне 1812 года»

(предполагаемый текст)

В 1812 году Крылов поступил на службу в только что основанную Публичную библиотеку, директором которой был назначен А. Н. Оленин. Там Крылов прослужил около 30 лет, до самой отставки в 1841 году. За время своей длительной службы в Публичной библиотеке Крылов проявил себя как деятельный организатор русского отдела библиотеки.

Отечественная война 1812 года, героический подвиг русского народа, разбившего иноземных захватчиков, вызвали широкий общественный подъем. В обстановке этого подъема складывалось и басенное творчество великого русского баснописца, являвшегося выразителем народных чаяний. События войны 1812 года вдохновили баснописца на создание таких басен, как «Волк на псарне», «Ворона и Курица», «Щука и Кот». Глубокое патриотическое чувство Крылова, проходящее через все его басни, вызывалось безграничной любовью баснописца к народу. Крылов выступал с критикой и обличением всего того наносного, безобразного, ложного, что порождалось несправедливостью и фальшью общественных отношений в эксплуататорском обществе. Заботе о личной выгоде Крылов противопоставляет готовность народа дружно встретить общую беду. Таков патриотический пафос крыловских басен, посвященных событиям Отечественной войны 1812 года.

ПРИЛОЖЕНИЕ №2

Отражение исторических событий в басне. Патриотическая позиция автора

(предполагаемый текст)

Ситуация, описанная в басне И. А. Крылова, достаточно точно отражает события Отечественной войны 1812 г. Строчка: «Волк ночью, думая залезть в овчарню, // Попал на псарню» - подсказывает нам, что Наполеон без труда завоевал все крупные государства Европы, как волк легко хватает безобидных овец. Он думал, что завоевать Россию будет так же легко. Но он ошибся: «В минуту псарня стала адом...» - пишет Крылов. На борьбу с захватчиками поднялся весь народ, с отрядами Наполеона сражалась и армия, и партизанские отряды из крестьян. Фразу: «Огня! - кричат, - огня!» - можно понимать как иносказание о пожаре в Москве. Именно в горящей Москве Наполеон почувствовал себя загнанным в угол и понял, что его армия близка к гибели, что ему придется ответить за все зло и беды, принесенные им.
Из Москвы Наполеон послал в Санкт-Петербург, который тогда был столицей Российской империи, письмо к императору Александру I с просьбой о мире. «Друзья! К чему весь этот шум? // Я, ваш старинный сват и кум...» Главнокомандующий русской армией Михаил Илларионович Кутузов, старый, опытный полководец, не поверил уверениям Наполеона. Крылов в басне называет Кутузова Ловчим: «Тут Ловчий перервал в ответ, - // Ты сер, а я, приятель, сед...»
Из Москвы Наполеон решил отходить с армией на юг России, но войска Кутузова заставили его отступать по Смоленской дороге, которую Наполеон разорил при наступлении. Гончие - это собаки, которые преследуют бегущего зверя. «Стаей гончих» называет Крылов армию, которая преследовала отступающих французов, и партизанские отряды из крестьян, которые нападали на отряды противника, когда те меньше всего ожидали нападения.
Волк - хищник, и даже если он предлагает мирные переговоры, он все равно остается хищником. Народ хорошо понимает и чувствует это. Крылов в своей басне передает народное восприятие Наполеона как хищника, которого надо изгнать с родной земли.

ПРИЛОЖЕНИЕ №3

ПРИЛОЖЕНИЕ №4

Задание 1. Закончите крылатые выражения.

Ты все пела? Это дело… (Так поди же попляши!)

А вы друзья, как ни садитесь… (Все в музыканты не годитесь)

Сыр выпал - …(с ним была плутовка такова)

Когда бы вверх могла поднять ты рыло,…(Тебе бы видно было)

Задание 2. Помогите герою басни найти свою пару.

Свинья (Дуб)

Моська (Слон)

Повар (Кот)

Ворона (Лисица)

Ягненок (Волк)

Кукушка (Петух)

Муравей (Стрекоза)

Фока (Демьян)

В 1812 году Иван Андреевич поступил на службу в первую российскую публичную библиотеку. Руководителем ее был его друг Алексей Николаевич Оленин (рис. 2).

Рис. 2. Алексей Николаевич Оленин ()

В течение 30 лет Иван Андреевич служил в библиотеке.

Война 1812 года сопровождалась широким общественным подъемом. Писатель написал несколько басен, посвящённых этому событию. Одна из них - «Волк на псарне».

Прочитайте басню (рис. 3):

Разберемся, кто такие герои басни и какие черты в образы Ловчего и Волка заложил автор. Приведём цитаты, которые характеризуют героев (рис. 4):

Обратите внимание, что Волку в басне уделено больше внимания, чем Ловчему. Вот качества героев, которые показывает автор (рис. 5):

Рис. 5. Качества героев ()

Наполеон Бонапарт (рис. 6) думал, что без труда завоюет Россию. Но он, как Волк в басне, почувствовал себя загнанным в угол: на борьбу с ним поднялась не только армия, но и крестьяне.

Рис. 6. Наполеон Бонапарт ()

Именно благодаря этому война была названа Отечественной, потому что на борьбу с врагом поднялось все отечество. Когда Наполеон понял, что завоевать Россию не получится, он написал письмо императору Александру I, в котором просил о перемирии. Михаил Илларионович Кутузов (рис. 7), мудрый полководец, не поверил Наполеону.

Рис. 7. М.И. Кутузов ()

Русская армия оставила горящую Москву (рис. 8), а Наполеон ни с чем возвращался по Смоленской дороге, которую его же войска ранее разбили. Стаи гончих олицетворяют русскую армию в басне.

Рис. 8. Горящая Москва ()

Это короткий стихотворный или прозаический рассказ нравоучительного характера.

Разберем, какая аллегория в басне «Волк на псарне». В баснях обычно присутствуют постоянные аллегории (рис. 9):

Рис. 9. Постоянные аллегории басен ()

Эта басня отличается от типичных басен. Главное отличие в том, что в основе ее сюжета лежат реальные исторические факты. Герои басни не Волк и Ловчий, а М.И. Кутузов и Наполеон. Каждому герою присущи качества животного (рис. 10).

Рис. 10. Ассоциации ()

Значение слова «ловчий» по толковому словарю:

а) тот, кто ведал охотой;

б) приученный к ловле кого-то, тот, кто ловит.

Слово «ловчий» этимологически связано со словом «ловкий» (искусный, умелый, находящий выход из любого положения, хитрый, умный). Носителем этих качеств является М.И Кутузов.

В любой басне есть мораль, вывод. Обычно мораль в басне - это слова автора в начале или конце басни. Мы говорили, что басня «Волк на псарне» отличается от обычных басен. Ее мораль вложена в уста Ловчего (рис. 11).Меркин Г.С. Учебник для 5 класса общеобразовательных учреждений. В 2-х частях. - Русское слово, 2013.

  • Альбеткова Р.И. Русская словесность. От слова к словесности, 5 класс - 13-е изд., стер. - М.: 2013 - 208 с.
  • Коровина В.Я. и др. Литература. 5 класс. Учебник в 2 частях - 2-е изд. - М.: 2013. Ч. 1 - 303 с.; Ч. 2 - 303 с.
  • Бунеев Р.Н, Бунеева Е.В. Литература. 5 класс. («Шаг за горизонт») В 2 книгах - 2-е изд., испр. и доп. - М.: 2008. - 224 с.
  • Курдюмова Т.Ф. Литература. 5 класс. Учебник-хрестоматия в 2 частях - 13-е изд., стер. - М.: 2011. Часть 1 - 256 с.; Часть 2 - 256 с.
    1. Stihi-rus.ru ().
    2. Hrono.ru ().
    3. Deti-online.com ().

    Домашнее задание

    1. В каком году И.А. Крылов поступил на службу в первую российскую публичную библиотеку?
    2. С какими событиями связано написание басни «Волк на псарне»?
    3. Приведите пример постоянных аллегорий в баснях.

    Предварительный просмотр:

    И.А. Крылов. «Волк на псарне» как басня о войне 1812года. Эзопов язык.

    (Учитель русского языка и литературы МБОУ лицей станицы Каневской Каневского района Краснодарского края Лямина Лариса Николаевна )

    Цель: закрепить теоретические сведения о басне, её признаках, обучать выразительному чтению,
    познакомить с басней И. А. Крылова «Волк на псарне», её исторической основой; развивать навыки анализа литературного произведения.

    Ход урока

    1. Знакомство с биографией И.А. Крылова (сообщения учащихся)
    2. Историко-литературоведческое вступление к изучению басни «Волк на псарне»(предварительное задание)

    Ситуация, описанная в басне И. А. Крылова, достаточно точно отражает события Отечественной войны 1812 г. Строчка: «Волк ночью, думая залезть в овчарню, Попал на псарню» - подсказывает нам, что Наполеон без труда завоевал все крупные государства Европы, как волк легко хватает безобидных овец. Он думал, что завоевать Россию будет так же легко. Но он ошибся: «В минуту псарня стала адом...» - пишет Крылов. На борьбу с захватчиками поднялся весь народ, с отрядами Наполеона сражалась и армия, и партизанские отряды из крестьян. Фразу: «Огня! - кричат, - огня!» - можно понимать как иносказание о пожаре в Москве. Именно в горящей Москве Наполеон почувствовал себя загнанным в угол и понял, что его армия близка к гибели, что ему придется ответить за все зло и беды, принесенные им.
    Из Москвы Наполеон послал в Санкт-Петербург, который тогда был столицей Российской империи, письмо к императору Александру I с просьбой о мире. «Друзья! К чему весь этот шум? Я, ваш старинный сват и кум...» Главнокомандующий русской армией Михаил Илларионович Кутузов, старый, опытный полководец, не поверил уверениям Наполеона. Крылов в басне называет Кутузова Ловчим: «Тут Ловчий перервал в ответ, - // Ты сер, а я, приятель, сед...»
    Из Москвы Наполеон решил отходить с армией на юг России, но войска Кутузова заставили его отступать по Смоленской дороге, которую Наполеон разорил при наступлении. Гончие - это собаки, которые преследуют бегущего зверя. «Стаей гончих» называет Крылов армию, которая преследовала отступающих французов, и партизанские отряды из крестьян, которые нападали на отряды противника, когда те меньше всего ожидали нападения.

    1. Чтение по ролям
    2. Анализ содержания басни

    Какие образы басни являются главными? (Волк и Ловчий). Почему? (Через них выражен основной смысл басни, отчего их имена и даны заглавными буквами.)

    Что во внешнем облике и поведении волка напоминает Наполеона? (Щелкающий зубами Волк и его ощетинившаяся шерсть прозрачно намекают на враждебность Наполеона к русскому народу. Безвыходность Волка, по ошибке забравшегося вместо овчарни на псарню,- это аллегорическое изображение безвыходного положения Наполеона, вероломно вторгшегося в пределы России. Лживые уловки Волка выражены в словах: «Пустился мой хитрец в переговоры» - это коварные домогательства Наполеона насчет мира.)

    Чем образ Ловчего напоминает нам Кутузова?(Седины Ловчего напоминают образ престарелого седовласого Кутузова, а мудрый ответ Волку и расправа с ним ясно говорят об историческом решении русского главнокомандующего не мириться с Наполеоном, а бороться с ним до полного разгрома.)

    В каких словах басни дан намек на партизанское движение против Наполеона?(«Бегут: иной с дубьём, иной с ружьём. «Огня!» кричат: «огня!»

    5.Повторение. Объяснение учителем особенностей языка и построения басни.

    Что такое басня? Дайте определение. (Басня - это эпический литературный жанр, создающий в емкой и простой форме аллегорическую картину взаимоотнош е ний человека с другими людьми и окружающим миром.)

    А как вы понимаете словосочетание иносказательный, аллегорический смысл? Как вы объясните понятие аллегории? (Алл е гория - художественный прием, когда животные, р а стения живут похожей на человека жизнью.)

    Какова композиция басни? (В басне всегда есть нравоучительный вывод, он может находиться как в начале произведения, так и в конце.)

    Первая часть басни по содержанию и строю речи представляет повествование. В ней сообщается о вторжении Волка на псарню, показана быстрая, активная реакция псарного двора на это событие. Здесь много действия. Оно дано в нарастающем порядке, что передаётся обилием глаголов: попал, поднялся, залились, рвутся, кричат, бегут. Существительные: двор, забияка, драка, вор, ад, огонь, дубьё, ружьё – ещё сильнее усиливают динамику и напряжённость события, намекая на его военный характер.

    Вторая часть басни описывает безвыходное положение Волка.

    Третья и четвертая части представляют диалог и окончательно раскрывают идейное содержание басни. Убедившись в своих просчётах, Волк пустился в переговоры с Ловчим и псарями. В этом эпизоде особенно интересна своим лицемерием речь Волка. Она отличается просительно-клятвенным тоном и находится в явном противоречии с характером Волка. «Волчья клятва»- это клятва хищника, который непременно обманет. Речь Волка пространна, потому что имеет цель усыпить бдительность ловчего.

    Заключительная часть басни- краткая динамическая речь Ловчего и его расправа с Волком- реализует мораль басни:

    С волками иначе не делать мировой, Как снявши шкуру с них долой.

    1. Развитие речи

    Перед вами иллюстрации к басне, опишите, что вы видите на них, какие моменты басни они запечатлели.

    1. Домашнее задание. Составьте кроссворд по басне «Волк на псарне»