Творчество одного из поэтов серебряного века кратко. Своеобразие творчества одного из поэтов серебряного века. Акмеизм в русской поэзии

1. Понятие и типологии сказок.
2. Сказка народная и сказка авторская.
3. Галерея образов сказочных персонажей.
4. От помещика и генерала до интеллигента и мужика.
5. Влияние сказок Щедрина на русскую литературу-

Сказка — ложь, да в ней намек...
А. С. Пушкин

Сказка — особый, фантастический и реальный мир. В небольшом по объему тексте кроется зачастую особенный смысл — здесь можно найти и реальный совет для определенной жизненной ситуации, и увидеть концепцию мировоззрения, и получить банальное удовольствие от увлекательного, захватывающего дух сюжета. Издавна сказки делились на несколько типов: волшебные, сказки про людей и сказки про животных. Были сказки, предназначающиеся для развлечения детей, а были — для обучения. Есть истории для взрослого уха, а есть такие сказки, в которых каждый сможет найти для себя нечто увлекательное, интересное, полезное.

К сказкам относились очень бережно, стараясь передать смысл, сохранив мельчайшие нюансы значения. Зачастую даже порядок слов нес в себе особую смысловую нагрузку и не поддавался изменениям.

М. Е. Салтыков-Щедрин является продолжателем сказочной традиции Д. И. Фонвизина, А. С. Грибоедова, Н. В. Гоголя. Должность градоправителя, которую писатель занимал на протяжении довольно долгого срока, показала ему все пороки современного российского общества, дала веский повод задуматься о дальнейшей судьбе России. Через жанр сказок писатель создает своеобразную энциклопедию русской жизни. Сказки явились итогом размышлений сорока лет жизни и вылились в интенсивную четырехлетнюю работу. Они создаются с 1882 по 1886 год.

Обратиться к такому несерьезному на первый взгляд жанру Щедрина побудил целый ряд веских причин. С одной стороны, сложная политическая ситуация в стране, характеризуемая нравственным террором, гонениями на интеллигенцию со стороны полицейских управлений, разгром народничества не позволяли писателю напрямую выявить и раскритиковать существующий режим. В лучшем случае такое произведение не прошло бы в печать, в худшем автора еретического труда ждала по меньшей мере каторга. С другой стороны, жанр сказки всегда был близок по духу и стилю писателю-сатирику. Гипербола, фантастика, ирония — стандартные для сказки приемы украшения речи — были характерны и для щедринского стиля в целом. Демократичность этого жанра позволяла лучше донести смысл произведения простому народу, а отношение к нему, как к детскому и несерьезному произведению позволило бы избежать ответственности за антиправительственные мысли. В своих сказках Щедрин широко использует речевые приемы, созданные народом. Многие его тексты начинаются по канонам с зачина («жили да были», «в некотором царстве, в некотором государстве»), используются пословицы, поговорки, присказки («Конь бежит — земля дрожит», «Двум смертям не бывать, одной не миновать»). Писателя сближает с народным творчеством и общая концепция внутреннего пространства произведения — фантастические образы, гротескные персонажи, традиционные повторения элементов сюжета.

Но Салтыков-Щедрин не копирует целиком сказочное пространство — он создает собственный мир и населяет его современными, актуальными персонажами. Прежде всего это несвойственный для народного эпоса образ автора. Он затенен, прикрыта маской добродушного рассказчика его ехидная, саркастическая усмешка. Иначе изображен основной сказочный образ — образ мужика. Для сказки характерно его бесспорное превосходство над барином — он всегда его побеждает, оставляя богатого в дураках. Щедрин неоднозначно относится к этому образу. Мужик в его сказках часто оказывается в дураках, хотя бесспорно наделен изрядной долей сметливости и ловкости. В частности, в сказке «Как один мужик двух генералов прокормил» этот самый мужик, обладая просто фантастическими возможности, сам себя оставляет в дураках, связав по приказу генералов веревкой и сам себя привязав ей к дереву: «Чтоб не сбежал».

По существу, Щедрину удается создать новый, доселе невиданный жанр русской политической сказки. И в этих авторских сказках отражаются ярчайшие представители русского общества конца XIX века. Показана вся социальная анатомия, представлены все сословия общества — от крестьянства и мужичества, до купечества и представителей царской власти.

В сказке «Медведь на воеводстве» представлена грубая, неотесанная и необразованная царская власть, безграмотно управляющая страной и наплевательски относящаяся к вопросам образования. Очередной Топтыгин, занимая чин воеводы, испытывает желание немедленно найти какой-ни-будь институт, чтобы незамедлительно его спалить. Главным мудрецом и советником Льва, особы царской, автор делает Осла — живую аллегорию упрямства и тупости. Потому и такая разруха творится в стране.

Широко применяет автор гиперболу, придавая сказкам зачастую самый неожиданный смысл и делая их сюжеты оригинальными и запоминающимися. Так в рассказе «Дикий помещик» показан помещик, который всей душой ненавидит крестьян и желает их исчезновения. В итоге все крепостные исчезают, оставив того в одиночестве и запустении. Помещик питается одними пряниками, не следит за собой: «Весь он... оброс волосами... а когти у него сделались как железные». Только тогда становится ясно — все его хозяйство и благополучная жизнь держались исключительно на народном труде.

В «Премудром пескаре» автор изображает такую интеллигенцию, которая сознательно ушла от борьбы в мир личных интересов и забот. Обыватель-пескарь прячется от страшного окружающего мира, замуровывает себя в нору и гордится собой: «зсех перемудрил». А в итоге его жизнь складывается в одну только фразу: «Жил — дрожал, умирал — дрожал».

Есть в галерее сказочных образов, созданных блестящим умом Щедрина, такие герои, как интеллигент-мечтатель («Карась-идеалист»), и самодержец, разыгрывающий роль мецената («Орел-меценат»), и никчемные генералы, и покорный «самоотверженный заяц», надеющийся на милость «хищников» (вот еще одна сторона рабской психологии!), и многие другие, отразившие историческую эпоху, с ее социальным злом и демократическими идеями.

Своими произведениями в жанре сказки Щедрин по праву заслужил призвание. Он доказал превосходное владение эзоповским языком и невероятной по своей силе и многообразию фантазии. Изначальная народная фантастика сказочного пространства сочетается с узнаваемым, реалистичным изображением окружающей действительности. Преувеличение, сатира и ирония позволяют выделить те стороны жизни человека, которые в первую очередь нуждаются в изменении в лучшую сторону.

Сказки Щедрина оказали огромное влияние на дальнейшее становление русской литературы.

Урок-игра по сказкам Салтыкова-Щедрина
(7-8 классы)
Цель игры: Обобщение и углубление знаний основного содержания, особенностей сказок М. Е. Салтыкова-Щедрина.

Ход занятия.

Вступительное слово учителя.
Творчество Салтыкова-Щедрина чрезвычайно многообразно.
Сказки – это итог многолетних жизненных наблюдений, итог всего творческого пути писателя. В них сплетается фантастическое и реальное, комическое и трагическое, широко используется гротеск, гипербола, эзопов язык. В сказках Салтыкова-Щедрина встречаем героев его эпохи: невежественных правителей («Дикий помещик», «Медведь на воеводстве»), народ, покорный и талантливый («Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил», «Коняга»).
Беспримерная сатира на русскую интеллигенцию развернута в сказках о рыбах и зайцах («Самоотверженный заяц», «Премудрый пискарь», «Карась-идеалист» и другие).
Сказки Салтыкова-Щедрина писались для широких читательских кругов. Многозначителен подзаголовок «Сказки для детей изрядного возраста»; «Для детей от 7 до 70 лет». Писатель хотел издать их в виде сборников-брошюр ценой по три копейки, чтобы любой мог их купить. Цензура запретила это издание, но все же сказки дошли до читателя. В них писатель выступает как защитник народных интересов. Цель их – пробудить народ, чтобы «дети изрядного возраста» возмужали и перестали быть детьми.
Сегодня мы с вами, ребята, проведём необычный урок-игру, на котором вспомним некоторые этапы биографии писателя и содержание несколько сказок Салтыкова-Щедрина. В нашей сегодняшней игре будут принимать участие команды из 7 и 8 классов и команды болельщиков. Каждой команде предстоит выполнить задания, ответить на поставленные вопросы. За каждый правильный ответ команда получит по 1 баллу. В итоге набранные за всю игру баллы будут суммироваться для того, чтобы выявить победителя.
А подсчитывать набранные баллы будет наше уважаемое жюри.
Итак, начнём.

Выполнение заданий

Восстанови название сказки.
Литературный вернисаж.
Угадай сказку по приведённому отрывку из текста.
Собери крылатые выражения (домино).
Литературный верификатор
Определи сатирические приёмы.
Викторина по сказкам С-Щедрина.
Игра со зрителями: «Зоосад С-Щедрина»,
«Исторический комментарий», «Зазеркалье».

Задание I.
ВОССТАНОВИ НАЗВАНИЕ СКАЗОК.
(На листочках соедини стрелками слова из 1 столбика со словами из второго столбика так, чтобы получились названия известных сказок С-Щедрина)

« НА ВОЕВОДСТВЕ»

ВЕРНЫЙ

« - МЕЦЕНАТ»

« - ИДЕАЛИСТ»

« - ЧЕЛОБИТЧИК»

КАК ОДИН МУЖИК

«САМООТВЕРЖЕННЫЙ »

ПОМЕЩИК

«ДИКИЙ.»

« ДВУХ ГЕНЕРАЛОВ ПРОКОРМИЛ»

«ХРИСТОВА »

КАРАСЬ

«ВЯЛЕНАЯ »

« ТРЕЗОР»
МЕДВЕДЬ

ЭТАЛОН ОТВЕТА

« НА ВОЕВОДСТВЕ»

« - МЕЦЕНАТ»

« - ИДЕАЛИСТ»

« - ЧЕЛОБИТЧИК»

«САМООТВЕРЖЕННЫЙ »

«ДИКИЙ.»

« ДВУХ ГЕНЕРАЛОВ ПРОКОРМИЛ»

КАК ОДИН МУЖИК

«ХРИСТОВА »

«ВЯЛЕНАЯ »

« ТРЕЗОР»

Игра со зрителями
«Зоосад Салтыкова-Щедрина»Отгадайте одинаковые слова - названия животных, которых можно встретить в сказках Салтыкова-Щедрина, загаданные несколькими пословицами. Чем меньше пословиц-подсказок, тем лучше. Отгадаете с первой пословицы название животного и сказки (точное название) – 3 балла, со второй – 2, с третьей – 1.Каждой команде по 3 загадки. Прикинулся бы ОН козой, да хвостик не такой. Как ЕГО не корми, а ОН всё в лес смотрит. ЕГО ноги кормят. Волк («Бедный волк»)
В сухой год ИХ больше, в сырой мышей.
Вор, что – ОН, и тени своей боится.
За НИМИ двумя погонишься – ни одного не поймаешь.
Заяц («Самоотверженный заяц»)
За глаза ЕГО не покупают.
ОН человеку крылья.
Держи к ЕГО за гриву, за хвост не удержишь.
Конь («Коняга»)
Где ЕГО нет, и коза сойдет за НЕГО.
ЕМУ рога - не груз.
Смотрит, как ОН на новые ворота.
Баран («Баран непомнящий»)
И ОН в неволе пляшет.
Он корове не брат.
Делить ЕГО шкуру Медведь («Медведь на воеводстве»)
Задание 2.
ЛИТЕРАТУРНЫЙ ВЕРНИСАЖ.
ПРИ ПОДГОТОВКЕ ВЫСТАВКИ РЕПРОДУКЦИЙ К СКАЗКАМ
М. Е. САЛТЫКОВА-ЩЕДРИНА БЫЛИ ПЕРЕПУТАНЫ ЭКСПОНАТЫ И ПОДПИСИ К НИМ. ВОССТАНОВИТЕ НАЗВАНИЯ СКАЗОК ПО ИЛЛЮСТРАЦИЯМ.

1. «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил»
2. «Дикий помещик»
3. «Премудрый пискарь»
4. «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил»
5. «Премудрый пискарь»
6. «Дикий помещик»
Задание 3
УГАДАЙ НАЗВАНИЕ СКАЗКИ.
(Чья команда быстрее поднимет руку, той даётся право первой отвечать)
(эталон ответов)
«Служили [они] в какой-то регистратуре; там родились, воспитывались и состарились, следовательно, ничего не понимали. Даже слов никаких не знали, кроме: «Примите уверение в совершенном моем почтении и преданности».
«Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил»
«В некотором царстве, в некотором государстве жил-был, жил и, на свет глядючи, радовался. Всего у него было довольно: и крестьян, и хлеба, и скота, и земли, и садов. И был тот глупый, читал газету «Весть» и тело имел мягкое, белое и рассыпчатое».
«Дикий помещик»
«И вдруг он исчез. Что тут случилось! – Щука ли его заглотала, рак ли клешней перешиб или сам своей смертью умер и всплыл на поверхность, - свидетелей ему не было. Скорее всего – сам умер»
«Премудрый пискарь»
Задание 4.
(Соедини стрелками словосочетания из 1 столбика со словосочетаниями из 2 столбика так, чтобы получились крылатые выражения из сказок С-Щедрина)

СОБЕРИ КРЫЛАТОЕ ВЫРАЖЕНИЕ.
(эталон ответа)

КОЛИ ХОЧЕШЬ ЖИЗНЬЮ ЖУИРОВАТЬ,

ТАК ГЛЯДИ В ОБА

ОДНАКО, БРАТ,

ГЛУПЫЙ ТЫ ПОМЕЩИК

ЖИЛ – ДРОЖАЛ,

И УМИРАЛ – ДРОЖАЛ

И ЗАТЕМ ВСЕ ПОШЛО В ЛЕСУ

КАК ПО МАСЛУ

СИЕ ДА ПОСЛУЖИТ

ОРЛАМ УРОКОМ!

КАРАСЬ –

РЫБА СМИРНАЯ

У УМНЫХ РОДИТЕЛЕЙ

РОДИЛСЯ СЫН ДУРАК

НО ЧТО ТАКОЕ

САМА ЭТА ЖИЗНЬ?

ВОТ ИМЕННО ДЕЛО

МАСТЕРА БОИТСЯ

ПРАВДА НЕ ВОРОНА –

ЗА ХВОСТ ЕЕ НЕ УХВАТИШЬ

ИГРА СО ЗРИТЕЛЯМИ «Исторический комментарий»В сказках Салтыкова-щедрина встречаются слова, значение которых нам непонятно. Из трех предложенных вариантов, найдите нужный.Светец («Лучины не стало мужику в светец зажечь..» - «Дикий помещик»)
Литая подставка для лучины.
Подставка для свечи или свечей.
Светлая комната.
Мякина («Поднялся мякинный вихрь» - «Дикий помещик»)1) Набитый пухом или пером продолговатый мешок.2) Отходы при обмолоте и очистке зерна хлебных злаков.3) Болотистое место.Фанфарон («Чтобы он фанфаронства свои прекратил и поступлению в казначейство податей препятствий не чинил» - «Дикий помещик»)
О том, кто преданно служит кому-, чему-л., увлечённо занимается чем-л.
Льстивый человек.
Легкомысленный хвастун, бахвал.
Хмара («Не сновидения носятся, а бессвязная подавляющая хмара» - «Коняга»)
Темная туча.
Мшистое болото.
Сильная жара от нагретого солнцем воздуха.
Жуировать («Смотри, сынок, - говорил старый пискарь, умирая, - коли хочешь жизнью жуировать, так гляди в оба!» - «Премудрый пискарь»)
Предаваться наслаждениям, удовольствиям; вести праздную жизнь.
Говорить весело, пересыпая речь шутками, остротами.
Проявлять геройство (обычно пренебрегая необходимой осмотрительностью, осторожностью, бесшабашно рискуя жизнью).
Снеток («Не дозволит измельчат и выродиться в снетка» - «Премудрый пискарь»)1) Кусочки теста, сваренные в кипящем бульоне, молоке.2) ^ Мелкая промысловая озёрная рыба сем. Корюшек.3) Горячий напиток из воды, мёда и пряностей.
Задание 5.
ЛИТЕРАТУРНЫЙ ВЕРИФИКАТОР Скажите: верите вы или нет, что...
(Каждой команде поочерёдно задаётся по 3 вопроса)
Щедрин – это псевдоним писателя. (Да)
Салтыков-Щедрин учился в Царскосельском лицее. (Да)
Был сослан за "...вредный образ мыслей и пагубное стремление к распространению идей, протрясших уже всю Западную Европу...". (Да)
В ссылке занимался только литературной деятельностью, не служил. (Нет, был канцелярским чиновником, потом старшим чиновником особых поручений при губернаторе и правителем губернаторской канцелярии. Ссылку Салтыков заканчивает в должности советника губернского правления.)
Салтыков-Щедрин не мог долго продержаться на одном месте службы, т.к. он, не стесняясь, высмеивал свое начальство в гротескных «сказках». (Да)
В 1869 - 1870 годы – в «Отечественных записках» публикуются сказки «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил», «Дикий помещик», роман «История одного города». (Да)
Задание 6.
Определи сатирические приёмы
(Каждой команде даются карточки определений литературных терминов. Нужно правильно записать название литературного термина нас листок).
Осмеяние, имеющее двойной смысл, где истинным является не прямое высказывание, а противоположное. Ирония
Едкая и ядовитая ирония, резко изобличающая явления, особо опасные для человека и общества. Сарказм
Предельно резкое преувеличение, сочетание реального и фантастического, нарушение границ правдоподобия. Гротеск
Иной смысл, скрытый за внешней формой. Иносказание, аллегория
Художественная речь, основанная на вынужденном иносказании. «Эзопов язык"
Чрезмерное преувеличение. Гипербола
Проявление комического в искусстве, представляющее собой поэтическое унизительное обличение явлений при помощи различных комических средств. Сатира
Представления, образы, созданные воображением; изображение явлений действительности в преувеличенном или сверхъестественном виде. Фантастика
ИГРА СО ЗРИТЕЛЯМИ
«ЗАЗЕРКАЛЬЕ»
В названии известных произведений все слова заменили на противоположные им по смыслу. Попробуйте восстановить зашифрованные таким образом истинные названия.«Городское наводнение» («Деревенский пожар»)«Трусливый волк» («Самоотверженный заяц»)«Глупая щука» («Премудрый пескарь»)«Домашний крестьянин» («Дикий помещик»)«Сказка о том, как 2 министра 1 чиновника заморили» («Повесть о том, как 1 мужик 2 генералов прокормил»)
Задание 7.
ВИКТОРИНА ПО СКАЗКАМ С-Щедрина
Задание: каждой команде задаётся по 12 вопросов. Игрокам нужно как можно быстрее и правильнее ответить на эти вопросы. За каждый правильный ответ – 1 балл.
ВОПРОСЫ 1 КОМАНДЕ

1.Как два генерала оказались на необитаемом острове?
А. В результате кораблекрушения
В. По щучьему велению, по моему хотению
С. С помощью волшебника
D. Прилетели на ковре-самолёте

2. В чём мужик варил суп?
А. В котелке
В. В пригоршне
С. В кокосовой скорлупке
D. В чане

3. Какую газету читали генералы на необитаемом острове?
А. «Московскую правду»
В. «Московские ведомости»
С. «Московское обозрение»
D.«Вестник Москвы»

4. Как генералы отыскали на острове мужика?

А. По следам, оставленным на песке
В. По звукам балалайки
С. По запаху мякинного хлеба
D. По его крикам
5. Кем этот мужик работал в Петербурге?
А. Поваром
В. Кузнецом
С. Маляром
D. Извозчиком

6. Чем в своей жизни был очень недоволен герой сказки «Дикий помещик»?
А. Маленькой пенсией
В. Обилием мужиков
С. Отсутствием жены
D. Отсутствием детей

7. Кого звал помещик в гости?
А. Медведя
В. Губернатора
С. Генералов-соседей
D. Судью

8. Какой способ прогулки помещик «считал самым приличным и удобным»?
А. На четвереньках
В. В карете
С. Верхом на лошади
D. В телеге

9. В каком виде два генерала прибыли на остров?
А. В мундирах
В. В ночных рубашках
С. В шубах и валенках
D. Раздетые

10. Какой предмет проглотил из генералов за неимением ужина?
А. Пуговицу
В. Орден
С. Тапочки
D. Платок

11. Какой выход придумали генералы, чтобы с голоду не умереть?
А. Всё время спать
В. Научиться работать
С. Найти мужика
D. Поймать зверя

12. Из чего мужик сделал силки для птиц?
А. Из собственных волос
В. Из собственной рубахи
С. Из собственных лаптей
D. Из лески

ВОПРОСЫ 2 КОМАНДЕ

1. Как генералы вернулись домой?
А. Заснули и проснулись дома
В. Так же как и попали на остров
С. Их спасли случайно
D. Мужик построил корабль

2. С кем помещик охотился на зайцев?
А. С волком
В. С медведем
С. С лисой
D. С кабаном

3. Чем дикий помещик угощал всех гостей?
А. Колбасой
В. Пряником
С. Вареньем
D. Ягодами и грибами

4. Почему осенью помещик даже холода не чувствовал?
А. Надел тулуп
В. Сидел на печи
С. Оброс волосами
D. Беспробудно пил

5. Кто побеспокоился о том, чтобы вернуть мужика к помещику?
А. Губернское начальство
В. Сам помещик
С. Соседи
D. Царь

6. На какой улице в Петербурге жили два генерала?
А. На Подьяческой
В. На Фонтанке
С. На Литейной
D. На Невском

7. Что сделали в городе Вятке с пойманной рыбой, прежде чем варить уху?
А. Высекли
В. Напоили
С. Откормили
D. Отпустили поплавать

8. Как генералы мужика при себе удерживали?
А. Цепью приковали
В. Верёвочкой привязали
С. Смирительную рубашку надели
D. Он остался сам

9. Чем генералы наградили мужика?
А. Бутылкой пива
В. Медалью
С. Плетьми
D. Рюмкой водки и пятаком

10. Где живёт главный герой сказки о диком помещике?
А. В некотором царстве
В. В Орловской губернии
С. В приволжских степях
D. За границей

11. Какое золотое слово вычитал помещик в газете «Весть»?
А. Вперёд
В. Старайся
С. Долой
D. Даёшь

12. Что помещик, одичав, не успел-таки приобрести?
А. Когтей
В. Хвоста
С. Звериной силы
D. Шерсти

Подведение итогов игры. Награждение победителей.

В сказках Щедрин проявил себя блестящим художником. Он показал себя мастером эзоповского языка, при помощи которого умел доносить до читателя острую политическую мысль и передавать социальные обобщения в аллегорической форме. Смех Салтыкова-Щедрина - это смех сквозь слезы, горе и страдания.

Цель: развитие исследовательской компетенции учащихся на примере сатирических сказок М.Е. Салтыкова-Щедрина, ассоциативного мышления, обучение работе в группах и сопоставительному анализу произведений, обогащение речи учащихся изобразительно-выразительными средствами языка.

Эпиграф:

Сатира провожает в царство теней всё отжившее…

М.Е.Салтыков-Щедрин

Сказки могучи по своей мысли, забавны и вместе с тем
трагичны по своему ехидству, очаровывают своим языковым
совершенством.

А.В.Луначарский

Оборудование: сборник сказок Салтыкова-Щедрина, иллюстративный материал к план анализа произведения.

Ход урока

I. Вступительное слово учителя.

М.Е Салтыков-Щедрин - писатель-сатирик. Его творчество продолжает и углубляет сатирическое направление в русской литературе, начатое Грибоедовым и Гоголем. Щедрин писал романы, драмы, очерки, рассказы, рецензии, сказки.

Вершиной сатирического мастерства и воплощением идейных исканий писателя-гражданина стали знаменитые “Сказки”, которые современные литературоведы назвали “малой энциклопедией его сатиры”.

II. Актуализация знаний.

Что же такое сказка?

Когда и по какой причине Салтыков-Щедрин обратился к жанру сказки?

Что такое сатира?

Ответы учащихся:

Сказка - один из самых ярких фольклорных жанров.

В.И. Даль назвал ее “волшебным рассказом, небывалой и даже несбыточной повестью, сказаньем”. Сказка затейлива, причудлива, необычна. Она повествует о чудесных происшествиях, героических подвигах, верной любви. В каждой фантастической истории обязательно содержится серьезный нравственный урок, потому что сказка - это воплощение народной мудрости, народных идеалов добра и зла. Наверное, поэтому в отличие от других жанров устного творчества она продолжила свою жизнь в литературе.

По тематике сказки бывают волшебные, бытовые, о животных, по характеру отношения к изображаемому - юмористические и сатирические.

К жанру сказки в своём творчестве Салтыков-Щедрин обращался дважлы: 1-й раз – в 1869 г., 2-й раз – в 80-е годы. У сказок разные адресаты и проблематика. Всего у Салтыкова-Щедрина 32 сказки. В 1869.г. на страницах журнала “Отечественные записки” Щедрин приступил к публикации цикла “Для детей”. Начало сказочному циклу положили

  1. “Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил”.
  2. “Пропала совесть”.
  3. “Дикий помещик”.

Эти три произведения писатель сопроводил заявлением: “Автор настоящих рассказов предполагает издать книжку для детского чтения…”. Однако они вышли за границы детской тематики, и Щедрин решил, что большие возможности для художественного решения общественных вопросов даёт жанр сатирической сказки.

В последнее десятилетие своей жизни (1882-1886 гг.) Салтыков-Щедрин написал 29 сказок, объединив их в книгу “Сказки для детей изрядного возраста”. Расцвет жанра сказки не случайно приходится у Щедрина на 80-е годы. Именно в этот период политической реакции в России сатирику приходилось выискивать форму, наиболее удобную для обхода цензуры и вместе с тем наиболее близкую и понятную простому читателю. Адресат сказок, по определению автора - дети изрядного возраста, то есть те, кто сохранил наивные иллюзии и беззаботный детский взгляд на нелицеприятную действительность.

Цензор Лебедев, прочитав “Сказки” Щедрина, написал: “Намерение господина Салтыкова издать свои сказки отдельными брошюрами, стоящими не дороже 3-х копеек, а следовательно, для простого народа, более чем странно. То, что господин Салтыков называет сказками, вовсе не отвечает своему названию; его сказки - та же сатира, и сатира едкая, тенденциозная, более или менее направленная против общественного и политического нашего устройства…”.

Цензура запретила издание сказок, цель которых – пробудить народ, но они дошли до читателя.

III. Создание проблемной ситуации.

Прочитана ещё одна книга, состоялось знакомство с новыми героями, открылась интересная страничка русской классики - мир сказки Салтыкова-Щедрина.

Это и взгляд на нашу историю, и попытка осмыслить то, что происходило с людьми во 2-й половине ХIХ века. А для нас с вами - ещё одна возможность подумать, поразмышлять над теми проблемами, которые волновали автора и его героев и которые заставляют задуматься и нас, современных читателей.

IV. Работа в группах (исследование).

В основе сатирической фантазии итоговой книги Щедрина лежат народные сказки о животных. Заимствуя у народа готовые сказочные сюжеты и образы, писатель развивает в них сатирическое содержание, а фантастическая форма является надежным способом “эзопова” языка, понятного и доступного самым широким слоям русского общества.

Условно все сказки Салтыкова-Щедрина можно разделить на 4 группы:

1) сатира на правительственные круги и господствующее сословие;

2) сатира на либеральную интеллигенцию;

3) сказки о народе;

4) сказки, обличающие эгоистическую мораль и утверждающие христианские социалистические идеалы.

Общее задание: подобрать из самостоятельно прочитанных сказок одну, соответствующую названным группам, и исследовать ее.

Учащиеся предложили для исследования:

1 группа – “Медведь на воеводстве”.

2 группа – “Самоотверженный заяц”.

3 группа – “Карась – идеалист”.

4 группа – “Христова ночь”.

План анализа сказки.

1. Время создания сказки.

2. Основная тема сказки.

3. Художественное своеобразие сказки.

4. Особенности языка.

5. Значение сказки.

6. Создание иллюстрации к данной сказке.

7. Подбор эпиграфа к сатирическому произведению.

V. Итог исследования – выступление групп.

VI. Работа с эпиграфом к уроку и иллюстративным материалом к сказкам Салтыкова-Щедрина.

VII. Итог урока.

Сказки – это итог сорокалетней деятельности писателя, итог всего его творческого пути. В них сплетается комическое и трагическое, сочетаются фантастика с реальностью, широко используется гипербола, гротеск, эзопов язык. В сказках, как и во всем творчестве М.Е. Салтыков-Щедрина, противостоят 2 социальные силы: трудовой народ, который выступает под масками беззащитных зверей и птиц, и эксплуататоры - в образе хищников. Автор вводит в мир сказки злободневные политические мотивы, раскрывает сложные проблемы современности. Можно сказать, что и идейное содержание, и художественные особенности сатирических сказок направлены на воспитание уважения к народу и гражданских чувств в русских людях.

Сатирические сказки Салтыкова-Щедрина - особый жанр, вбирающий в себя

фольклорную традицию (зачины, присказки, поговорки, постоянные эпитеты) и авторские приёмы сатирического письма (памфлетность, “вечность” тематики, современные аналогии, смешение реального и фантастического, ирония, абсурд, “говорящая” символика, аллегоричность). Сатирическая сказка, близкая к басне, анекдоту, притче, легенде, явилась для Щедрина “гибким “жанром, ориентированным на самую широкую читательскую аудиторию и укорененным в отечественной словесной культуре.

Салтыкова-Щедрина трудно назвать сказочником: слишком горькие выводы делал он, размышляя над жизнью России второй половины XIX века. Но чем пристальнее вглядывался писатель в окружавшую его действительность, тем яснее различал опутавшие ее сети “небывальщины”. Неслыханная жестокость политического режима, чудовищное бесправие народа действительно граничили с фантастикой. Все это способствовало обращению Салтыкова-Щедрина к жанру сказки. Возможно, в маленьких шедеврах писателя нет правдоподобия, зато есть правда. Каждая из сказок - законченное и совершенное произведение.

- Каким литературным традициям следовал Салтыков-Щедрин, создавая сказки?

(Пушкинские традиции: “Сказка о золотом петушке”, “Сказка о попе и работнике его Балде”, “Сказка о царе Салтане”; басни Крылова - “эзопов” язык; можно сопоставить с произведениями Некрасова “Размышления у парадного подъезда”, “Железная дорога”: оба автора стремились пробудить народное самосознание и с горечью говорили о долготерпении народа).

- Назовите специфические особенности сказок Салтыкова-Щедрина.

(Писатель удивительно тонко сумел воссоздать духовный облик народного сказителя, воплотив в нем то свойство русского национального характера, которое Пушкин определил как “весёлое лукавство ума и живописный способ выражаться”. И лексика, и фразеология, и интонационный рисунок сказок Щедрина воспроизводят говор народного сказитедя).

- Что общего и отличительного в народных и щедринских сказках, сказках нового времени?

Сказки нового времени, как и народные, говорят о вечных проблемах, волнующих человека в любую эпоху: о жизни и смерти, любви и ненависти, благородстве и подлости, добре и зле. Правда, в сказках XIX и XX веков печального больше, чем радостного.

Слишком много страданий пришлось пережить людям. Пошатнулась их вера в “сбывшиеся сказки”. Однако обращение к любимому всеми жанру свидетельствует о стремлении писателей вылечить “болезни общества”, спасти человеческие души, вернуть им надежду на справедливость и счастье. Такая позиция близка и великому русскому сатирику М. Салтыкову-Щедрину.