В чем заключается иносказательность басен примеры. Что такое иносказание? Примеры использования в литературе. Обобщение пройденного материала

Русский поэт, член-корреспондент петербургской Академии Наук (1857). Духовно-напряженная философская поэзия Тютчева передает трагическое ощущение космических противоречий бытия. символический параллелизм в стихах о жизни природы, космические мотивы. Любовная лирика (в т. ч. стихи "Денисьевского цикла"). В публицистических статьях тяготел к панславизму.

Биография

Родился 23 ноября (5 декабря н.с.) в усадьбе Овстуг Орловской губернии в стародворянской среднепоместной семье. Детские годы прошли в Овстуге, юношеские — связаны с Москвой.

Домашним образованием руководил молодой поэт-переводчик С. Раич, познакомивший ученика с творениями поэтов и поощрявший его первые стихотворные опыты. В 12 лет Тютчев уже успешно переводил Горация.

В 1819 поступил на словесное отделение Московского университета и сразу принял живое участие в его литературной жизни. Окончив университет в 1821 со степенью кандидата словесных наук, в начале 1822 Тютчев поступил на службу в Государственную коллегию иностранных дел. Через несколько месяцев был назначен чиновником при Русской дипломатической миссии в Мюнхене. С этого времени его связь с русской литературной жизнью надолго прерывается.

На чужбине Тютчев провел двадцать два года, из них двадцать — в Мюнхене. Здесь он женился, здесь познакомился с философом Шеллингом и подружился с Г. Гейне, став первым переводчиком его стихов на русский язык.

В 1829 — 1830 в журнале Раича "Галатея" были опубликованы стихотворения Тютчева, свидетельствовавшие о зрелости его поэтического таланта ("Летний вечер", "Видение", "Бессонница", "Сны"), но не принесшие известности автору.

Настоящее признание поэзия Тютчева впервые получила в 1836, когда в пушкинском "Современнике" появились его 16 стихотворений.

В 1837 Тютчев был назначен первым секретарем Русской миссии в Турине, где пережил первую тяжелую утрату: умерла жена. В 1839 он вступил в новый брак. Служебный проступок Тютчева (самовольный отъезд в Швейцарию для венчания с Э. Дернберг) положил конец его дипломатической службе. Подал в отставку и поселился в Мюнхене, где провел еще пять лет, не имея никакого официального положения. Настойчиво искал пути возвращения на службу.

В 1844 переехал с семьей в Россию, а через полгода вновь был принят на службу в Министерство иностранных дел.

В 1843 — 1850 выступил с политическими статьями "Россия и Германия", "Россия и Революция", "Папство и римский вопрос", делая вывод о неизбежности столкновения между Россией и Западом и конечного торжества "России будущего", которая представлялась ему "всеславянской" империей.

В 1848 — 1849, захваченный событиями политической жизни, он создал такие прекрасные стихотворения, как "Неохотно и несмело...", "Когда в кругу убийственных забот...", "Русской женщине" и др., но не стремился напечатать их.

Началом поэтической известности Тютчева и толчком к его активному творчеству стала статья Некрасова "Русские второстепенные поэты" в журнале "Современник", в которой говорилось о таланте этого поэта, не замеченного критикой, и публикация 24 стихотворений Тютчева. К поэту пришло настоящее признание.

В 1854 вышел первый сборник стихотворений, в этом же году был напечатан цикл стихов о любви, посвященных Елене Денисьевой. "Беззаконные" в глазах света отношения немолодого поэта с ровесницей его дочери продолжались в течение четырнадцати лет и были очень драматичны (Тютчев был женат).

В 1858 он был назначен председателем Комитета иностранной цензуры, не раз выступая заступником преследуемых изданий.

С 1864 Тютчев несет одну потерю за другой: умирает от чахотки Денисьева, через год — двое их детей, его мать.

В творчестве Тютчева 1860-1870 преобладают политические стихотворения и мелкие. — "на случаи" ("Когда дряхлеющие силы...", 1866, "Славянам", 1867, и др.).

Последние годы жизни тоже омрачены тяжелыми утратами: умирают его старший сын, брат, дочь Мария. Жизнь поэта угасает. 15 июля (27 н.с.) 1873 в Царском Селе Тютчев скончался.

Со дня смерти Федора Ивановича Тютчева (15июля 1873 года) прошло 137 лет. Несколько поколений россиян привыкли говорить о явлениях природы тютчевскими стихами.

На любое событие природной жизни Федор Иванович способен был откликнуться и красочно его запечатлеть. В этом ему никто не был равен, даже Фет.

Лучшие достижения этого лирика-мыслителя, вдохновенного и вдумчивого певца природы, тонкого выразителя человеческих чувств и переживаний современный читатель хранит в золотом фонде русской классической литературы.

Как сформировалось у Федора Ивановича Тютчева поэтическое чувство природы? Какими приёмами он пользовался, что все написанное им навсегда запало в душу русского человека, стало дорого и близко ему?

Цель данной работы – глубже познакомиться с поэзией природы русского поэта и философа Федора Ивановича Тютчева, с его «творческой кухней».

1. Краткий обзор жизни и творческого пути

Ф. И. Тютчева

Потомок старинной дворянской фамилии Фёдор Иванович Тютчев родился 23 ноября (5 декабря) 1803 года в родовом имении Овстуг Брянского уезда Орловской губернии. Детские годы главным образом прошли в деревне, юношеские – связаны с Москвой.

В семье свято хранили русские обычаи, хотя говорили по-французски. У малолетнего сына Фёдора был дядькой вольный крестьянин Н. А. Хлопов, который сыграл ту же роль в жизни будущего поэта, что и Арина Родионовна в судьбе А. С. Пушкина.

Домашним образованием руководил молодой поэт-переводчик С. Раич, познакомивший ученика с поэтами древней Греции, с современными «стихотворцами». Учитель поощрял первые стихотворные опыты своего ученика. В 12 лет Фёдор уже успешно переводил Горация.

В 1819 году Тютчев поступил на словесное отделение Московского университета и сразу принял живое участие в его литературной жизни. Есть предположение, что профессор поэт и переводчик А. Ф. Мерзляков в обществе Любителей Российской словесности прочитал оду своего ученика «Вельможа» (подражание Горацию). 30 марта 1818 года пятнадцатилетний поэт стал членом общества.

Окончив университет в 1821 году со степенью кандидата словесных наук, в начале 1822 года Федор Иванович Тютчев поступил на службу в Государственную коллегию иностранных дел. Через несколько месяцев он был назначен чиновником при Русской дипломатической миссии в Мюнхене. С этого времени связь будущего известного поэта с русской литературной жизнью надолго прерывается.

На чужбине дипломат провёл двадцать два года, из них двадцать – в Мюнхене. Здесь он женился, познакомился с философом Фридрихом Шеллингом и подружился с Генрихом Гейне, став первым переводчиком его стихов на русский язык.

В 1829 – 1830 годах в России в журнале С. Раича «Галатея» были опубликовании стихотворения поэта, свидетельствовавшие о зрелости его поэтического таланта (« Летний вечер», «Видение», « Бессонница», « Сны»), но не принёсшие известности автору.

Настоящее признание поэзия Тютчева впервые получила в 1836 году, когда в пушкинском «Современнике» были напечатаны его стихотворения. Известно, что поэт не относился серьёзно к своему поэтическому таланту, не издавал своих работ. Князь И. С. Гагарин, сослуживец по Мюнхену, переправил рукописи Тютчева под названием «Стихотворения, присланные из Германии». Читатели так и не узнали, кто был автором «благоухающих строк», так как под ними стояли только две буквы Ф. Т. Великий поэт не был тщеславным.

В 1837 году Тютчева назначили первым секретарём Русской миссии в Турине, где он пережил первую тяжелую утрату: умерла жена. Через 2 года Фёдор Иванович вступил в новый брак. Для венчания с невестой он самовольно уехал в Швейцарию, после чего ему пришлось уйти в отставку. Пять лет Тютчев с семьёй жил в Мюнхене, не имея никакого официального положения.

В 1844 году Федор Иванович переехал с семьёй в Россию, а через полгода вновь был принят в Государственную коллегию иностранных дел.

Ф. И. Тютчев, как известно, постоянно интересовался политическими событиями в Европе и России. В 1843 – 1850 годах он выступил со статьями «Россия и Германия», «Россия и революция», «Папство и римский вопрос», делая вывод о неизбежности столкновения между Россией и Западом и конечного торжества «России будущего», которая представлялась ему «всеславянской» империей.

Продолжая писать удивительные стихи («Неохотно и несмело», «Когда в кругу убийственных забот», «Русской женщине» и др.), поэт по-прежнему не стремился напечатать их.

Началом поэтической известности Тютчева и толчком к его активному творчеству стала статья Н. А. Некрасова «Русские второстепенные поэты» в журнале «Современник», в которой говорилось об огромном таланте этого поэта, не замеченного критикой, и публикация 24 стихотворений. О поэте заговорили!

В 1854 году вышел первый сборник стихотворений, в этом же году был напечатан цикл стихов о любви, посвященных Елене Денисьевой.

«Беззаконные» в глазах света отношения немолодого поэта с ровесницей его дочерей продолжались в течение четырнадцати лет и были очень драматичны, так как жену свою Тютчев не бросил и жил на две семьи.

В 1858 году у Фёдора Ивановича Тютчева новая должность: он назначен председателем Комитета иностранной цензуры. Благодаря настойчивости и эстетическому вкусу поэта, многие произведения иностранных авторов «прописались» в России.

С 1864 года Федор Иванович теряет одного близкого человека за другим: умирает от чахотки Елена Денисьева, через год – двое их детей, его мать. Но поэт не может молчать: в творчестве шестидесятых годов преобладают политические стихотворения.

В последние годы у Тютчева умирают старший сын, любимый брат, дочь Мария. Жизнь поэта угасает. Вторая жена поэта была рядом с ним до последней минуты. Тяжело больной, Федор Иванович поражал окружающих остротой и живостью ума и неугасающим интересом к событиям литературной и политической жизни.

15 июля (27 июля) 1873 года в Царском Селе перестало биться сердце великого русского поэта и гражданина. «Милый, умный, как день умный, Федор Иванович! Прости – прощай!» - с горечью отозвался на известие об этой смерти И. С. Тургенев.

В сознание любителей поэзии Фёдор Иванович Тютчев вошёл прежде всего как певец природы. Пожалуй, только у одного Тютчева философское восприятие окружающего мира составляло в огромной степени самую основу видения мира.

2. Личность поэта и формирование его взглядов на природу

« молодое поколение писателей успело уже убедиться, какой тонкий и высоко критический ум соединяется в них (стихотворениях) с поэтическим талантом», - так заявлял в «Записках о действительном статском советнике Федоре Ивановиче Тютчеве» академик, поэт и критик, ректор Петербургского университета П. А. Плетнёв.

Современники подчеркивали неординарность личности дипломата и поэта Тютчева.

Зная в совершенстве все европейские языки, Федор Иванович стихи свои писал главным образом по-русски. Почему? Вероятно, он и жил, и чувствовал, и мыслил как истинно русский человек. На звание поэта этот удивительный лирик никогда не претендовал. Свои поэтические труды именовал «бумагомаранием», печатать не стремился, оценкой собратьев по перу не интересовался, даже стихов не собирал. Они были в письмах к родным и знакомым; их находили забытыми в деловых бумагах, книгах, на счетах и подорожных.

Нельзя не указать на тот факт, что жил поэт в неспокойную пору революций, политических перемен и войн.

Страстная любовь к жизни, активная жизненная позиция и постоянная внутренняя тревога, обусловленная трагическим восприятием реальной действительности, составляют основу мироощущения Тютчева-поэта. Он никогда не был представителем «чистого искусства», так как не мог оставаться равнодушным к важнейшим вопросам современного мира. Лирика природы его уходила корнями в русскую землю.

Полное собрание сочинений Ф. И. Тютчева – около четырёхсот стихотворений. Но каких!

Как поэт Тютчев сформировался в пушкинскую эпоху, но, как известно, после публикации 24 стихотворений в «Современнике» (ещё при жизни А. С. Пушкина) надолго перестал печататься. Влияние первого учителя и переводчика античных поэтов С. Е. Раича, безусловно, было важным во время формирования творческого лица юноши. Часто его произведение о природе «непроизвольно перекликается с творчеством Эллады: так странно уживаются мифологические отступления Тютчева с описанием русской природы» .

Органически уживаются у поэта мифологические представления с картинами русской природы. Нередко образы природы, как и отвлеченные понятия, выделяются автором прописными буквами: «Чародейкою Зимою», «До восшествия Зари», « Стоим мы слепо пред Судьбою».

Находясь продолжительное время в Германии, Тютчев не мог не воспринять идеи и философию Ф. Шеллинга, с которым сошелся близко.

Г. Гейне писал: «Шеллинг снова утвердил природу в её законных правах, он искал примирения ума с природой, он желал соединить их в вечной душе мира». И у Ф. И. Тютчева тождественны явления внешнего мира и состояние человеческой души.

Сейчас уместно обратить внимание на краткое, в восемь строк, раннее стихотворение «Полдень», написанное в конце двадцатых годов:

Летний южный полдень. Разомлела от солнца природа, жизнь на время замерла. В небе «лениво тают облака». Это содержание первой строфы.

Дремлющий мир наполнен таинственной жизнью. «Великий Пан» с Нимфами покоится в пещере. Хозяин лесов и долин Пан «покойно дремлет», укрывшись от знойного полдня в пещере. Это содержание второй строфы стихотворения.

Как мы видим, «Великий Пан» лишён тут всякого мифологического ореола. Его образ органически уживается с картиной тютчевской природы.

Человек, как сначала нам кажется, отсутствует, но он уже вошёл: если мы не видим его, то перед нами отчетливо нарисована картина его видения, мир под его взглядом изменяется: «Лениво тают облака».

У поэта «дремлющий мир» исполнен таинственной жизни, а образ великого хозяина лесов и долин Пана почти лишён величия и очеловечен.

«Так что тютчевская мифология живет прежде всего не в именах античных богов, а в образном постижении им Природы, прозреваемой во всем разнообразии её бытия: её первоначального и уничтожимого, лишь притаившегося ночного хаоса, её светлого дневного космоса, беспредельного и беспредельно прекрасного».

Так пишет поэт в начале 30-х годов в стихотворении « О чем ты воешь, ветр ночной?» Ночной мир томительно ужасен, а дневной – светится радостью, ликует и смеётся в произведении тех же лет «Утро в горах»:

Итак, у Тютчева нет сравнения природы со смеющимся человеком. Поэт рассматривает её как первоисточник радости, наделяет способностью улыбаться, петь, ликовать.

Поэзия Федора Ивановича Тютчева мужала. Чтобы доказать это, обратимся к стихотворению «В небе тают облака» 1868 года:

Между этими «облаками» и теми, что «лениво» таяли в «тверди пламенной» прошло 40 лет. Поэт не перестал быть романтиком, но в его работах много реализма. Исчезли мифологические имена: не Пан, а тень скрылась от полдневного жара. Автор отказался от мифологии, но мир не сделался «обезбоженным». Жизнь природы ушла в глубь пейзажа. И главное – она отдалилась от человека, который, забывая о себе, по-прежнему готов рассуждать о природе. Можно утверждать, что в русской поэзии фактически совершилось «открытие природы»!

В чем же своеобразие поэзии Тютчева – романтика, философа и реалиста? Федор Иванович остро чувствует противоречивость жизни во всех её проявлениях.

Человек бессилен перед природой: он стареет и умирает, а она вновь возрождается ежегодно.

День и ночь! Сущностью природы философ считал ночь, а день для него – лишь «златотканный покров», наброшенный над бездной.

Подводя итоги, можно утверждать, что философия поэта не мешала ему создавать удивительные, маленькие по объему лирические стихи. Их даже нельзя назвать пейзажами – это внутреннее состояние природы.

Что в существе разумном мы зовём?

Божественной стыдливостью страданья!

Эти две строки из «Осеннего вечера» буквально потрясли поэта Бальмонта, который напишет: «Тютчев поднимается до художественного понимания осени, как душевного состояния природы .

Замечательный писатель Ю. Н. Тынянов знал и любил творчество Федора Ивановича Тютчева. В работе «Вопрос о Тютчеве» он восхищался языком поэта, его умением сказать кратко о многом, заставляя читателя за малым представить огромное и вобрать это огромное в себя. Маленькие по объему, но полные глубокого философского смысла творения Тютчева названы Ю. Тыняновым лирическими фрагментами.

3. «Не то, что мните вы, природа»

В лирике Федора Ивановича Тютчева 30-х годов поэтизация природы доведена до наивысшей точки своего выражения. В апреле 1836 года написано стихотворение «Не то, что мните вы, природа» в форме обращения, где говорится о природе такими словами, какими принято говорить о человеке. Произведение не имеет заглавия, а это читателя всегда заставляет серьезнее вдумываться в смысл поэтических строк.

Стихотворение – как бы важный продолжающийся спор, как можно предположить, с русским собеседником. Оно оказалось переломным, решающим не только для автора, но и для всей традиционной русской поэзии о природе.

Данные строки написаны в полемической запальчивости. В стихотворении должно было быть восемь строф, но цензура изъяла две строфы, и, видимо, они потеряны навсегда. Что крамольного могло содержаться в произведении, написанном на отвлеченную философскую тему? Возможно, автор довольно смело высказался против взглядов служителей церкви на природу?

А. С. Пушкин, печатая в 1836 году в третьем номере журнала «Современник» это стихотворение, настоял на обозначении цензурных купюр. Без них произведение было бы неполным по содержанию.

Какова же главная мысль «Не то, что мните вы, природа»? Тютчев выступает против тех, кто природу недооценивает, он обвиняет людей в глухоте, очерствении души. В этом виновато отдаление человека от природы. У Тютчева она живет, мыслит, чувствует, говорит:

Продолжая свой разговор, автор других оппонентов называет «они». Мы снова не знаем, к кому конкретно обращены слова автора, но сейчас уже перед нами предстает поэт-философ, который отстаивает собственный взгляд на мир. Все в природе представляется ему живым, полным глубокого значения, все говорит с ним «понятным сердцу языком».

Первые две строфы начинаются с отрицания, так как автор утверждается в своем несогласии с точкой зрения тех, к кому он обращается. И читатель делает вывод: «душа», «свобода», «любовь», «язык» - вот что главное для Тютчева в природе.

В стихотворении « Не то, что мните вы, природа» чувствуется раздражение автора, видимо, раньше с оппонентами он не смог договориться, доказать свою правоту.

Обратим внимание на особенности языка, которым пользуется поэт для доказательства своей точки зрения.

Ассонанс на [и, а, о] придает стихотворению возвышенный тон; мелодичным его делает огромное количество сонорных звуков [м, л, р, н].

Устаревшие слова («лик», «древо», «чрево», «зрите»), употребленные в тексте, придают строкам торжественность.

Они как бы подчеркивают несомненную правоту сказанного Тютчевым.

Красочные и выразительные олицетворения («солнцы не дышат», «не совещалась в беседе дружеской гроза», «леса не говорили»), метафоры («ночь нема была», «весна не цвела»), сравнение («живут всём мире, как впотьмах») придают речи красочность и выразительность, способствуют наиболее полному раскрытию идейного содержания произведения.

У Тютчева встречаются сложные предложения, в конце которых - восклицательные знаки, что ещё более подчеркивает полемический характер стихотворения.

На первый взгляд, произведение заканчивается довольно странно: Тютчев не осуждает тех, к кому только что обращался, с кем спорил. «Глухие» люди не умеют чувствовать, а следовательно, не умеют жить. И если для них природа безлика, то для поэта природа – «голос матери самой».

В «Отечественных записках» автор неподписанной восторженной статьи о Тютчеве говорил: «Этот немного жесткий, по-видимому, упрек поэта непоэтическим душам в сущности исполнен такой любви к природе и к людям! Как хотелось бы автору разделить наполняющее его чувство с другими, которые своею невнимательностью лишают себя одного из самых чистых наслаждений! » .

Да, в глазах Федора Ивановича Тютчева природа одушевлена и жива сама по себе.

Фёдора Ивановича Тютчева называют поэтом-философом, потому что он направляет свою поэзию и мысли на все мироздание и каждый миг бытия соотносит с вечностью. Поэт не описывает природу, а его пейзажи эмоциональны.

4. Времена года

4. 1. Весна

Все времена года отражены в поэзии Тютчева, и человек везде присутствует. Каждый из нас читал или знает наизусть стихи о весне: «Люблю грозу в начале мая», «Весенние воды», «Весна», «Ещё земли печален вид» и другие. Кажется, что об этом времени года лучше сказать, чем Федор Иванович уже сказал, нельзя:

Еще в полях белеет снег,

А воды уж весной шумят

Так начинается короткое, в три строфы стихотворение «Весенние воды». В первом четверостишии автор говорит, что долгожданная весна наконец-то вступила в свои права, снег начал таять, звенят и бегут ручьи.

Зима кончается! Светлое душевное состояние и чувство восторга перед оживающей природой передается читателю.

В первой строфе воды будто только набирают силу, «шумят», «бегут и будят сонный брег», а просыпающаяся природа начинает вторить и подпевать им. И тогда шум весенних вод превращается в мощный многоголосый хор.

Пика своего он достигает во второй строфе, где звучит ликующая песня талой воды.

Весенние воды названы гонцами весны, потому что они первые дают нам знать о конце зимы: ведь, услышав звон капели, увидев на дороге проталины и ручьи, мы понимаем, что наступает весна. И бегут ручьи не молча, а радостно звеня, пробуждая всех вокруг своей песенкой.

Воспринимается стихотворение легко. Автор использует сложные метафоры: «воды уж весной шумят», «бегут и будят сонный брег», «бегут и блещут, и гласят», « они гласят во все концы». Все эти и другие метафоры, дополняя одна другую новыми подробностями, сливаются в один художественный образ – олицетворение весны.

Характерное для Тютчева обилие эпитетов («молодой весны», «тихих теплых дней», «светлый хоровод»), среди которых один – «румяный» - придает «хороводу майских дней» не только особую теплоту, но и напоминает нам о светлом веселом девичьем хороводе.

Трепет жизни, стремительность весенних вод передается с помощью обилия глаголов (воды «шумят, бегут, будят, блещут, гласят»). В одной только первой строфе их семь.

Звукопись стихотворения прекрасна. Так, гул весенней воды ощущается в звуковой гамме: в первой строфе звук [ у ] повторяется 6 раз, [ б ] и [ г ] – тоже по 6 раз. Как видим, звукопись передает движение весенней воды.

Мелодичность тютчевских строк привлекла внимание Сергея Рахманинова – он создал романс. Голос исполнителя «Весенних вод» всегда взлетает и приобретает торжествующее, почти «фанфарное» звучание, когда он поет: «Она нас выслала вперед!».

«Весенние воды» Федора Ивановича Тютчева принадлежат к тем немногим шедеврам русской лирики, которые несут нас на крыльях радости всякий раз, когда мы внимаем чуду наступающей весны.

В 1828 году русскую поэзию освежила «Весенняя гроза» – первый вариант замечательного стихотворения. Окончательный текст сложился в 1854 году.

Хотя стихотворение написано за границей, мы все же воспринимаем его «грозу в начале мая» как настоящую весеннюю грозу в средней полосе России. В небе рождается звук, вместе с которым впервые прогремело.

Можно повторить сказанное А. С. Пушкиным по другому поводу, но сюда подходящее: «Плохая физика, но какая смелая поэзия!».

«Весной навеяны самые радостные, самые жизнеутверждающие мотивы стихов Тютчева. Таково проникнутое бодрым, мажорным настроением «весеннее приветствие стихотворцам – «Любовь земли и прелесть года» (около 1828 года), таково поэтическое описание пробуждения природы и одновременного пробуждения души человека в стихотворении «Ещё земли печален вид» (до 1836 года), таково изображение победы весны над зимою, нового над старым, настоящего над прошлым в стихотворении «Зима недаром злится» (до 1836 года), таковы, в особенности, торжественные строфы стихотворения «Весна» (не позднее 1838 года)» .

Человек и природа вновь неразрывны. Тут образ природы, заключенный в первой строфе, приобретает черты живого существа, которые перенесены на неё автором.

Весна для Ф. И. Тютчева – полнота бытия, единение с природой и восторг перед возрождением Матери-земли.

За весной приходит теплая пора радости, веселья – лето. Человек, как известно, неразлучен с природой, он восторгается всеми её проявлениями. Федор Иванович пишет жене письмо от 5 августа 1854 года: «Какие дни! Какие ночи! Какое чудное лето! Его чувствуешь, дышишь им, проникаешься им и едва веришь этому сам».

Буря приоткрыла хаос, взметнула «прах летучий», но «сквозь мимолетную тревогу продолжает звучать немолчный птичий свист, предвещающий финал этого действа».

Летняя буря – веселое потрясение природы, но «первый желтый лист» – печальное напоминание и проблеск человеческого сожаления, что лето пройдет.

«Летний вечер» 1828 года. Молодой поэт утверждает, что природа чувствует так же, как и человек:

Стихотворные строки Тютчева о лете идут из глубины души, сливаясь с нашими представлениями об этом времени года.

«Мир природы у Тютчева как бы светится изнутри, внутри его родимый огонь, проникающий во все краски дня Поэт пропел подлинный гимн солнечному сиянию, неодолимому стремлению всего земного к светилу В последней строфе этого стихотворения поэт противопоставил счастье летней природы и измученную душу человека, который тянется к счастью. И человеческая «улыбка умиленья» – это прикосновение души смертного к бессмертному вечно обновляющемуся блаженству цветущего мира» .

4. 3. Осень

Осень – любимое время года Федора Ивановича Тютчева. Особенно его привлекали переходные состояния природы. Это мы наблюдаем в «Весенних водах», «Первом листе», «Есть в осени первоначальной». Интересна история создания последнего произведения.

22 августа 1857 года по пути из Овстуга в Москву Федор Иванович Тютчев написал карандашом на обороте листка с перечнем почтовых станций и дорожных расходов стихотворение «Есть в осени первоначальной». В 1868 году оно вошло в собрание сочинений. Едва ли не самым пленительным из пейзажей, созданных Тютчевым, является согретое мягким лиризмом данное стихотворение. Это подлинно реалистическое изображение ранней осени:

Стихотворение не имеет заглавия, что, конечно, затрудняет возможность сразу до конца раскрыть идейное содержание произведения.

Бегло прочитав три четверостишия, видим, что они о дивном времени – ранней осени. Но не только!

Как утверждает преподаватель Е. Е. Маркина из Ульяновска, «в этом стихотворении поэт рассказал не только о прекрасной поре золотой осени, но и об «осеннем времени в жизни любого человека».

Одним эпитетом «как бы хрустальный» Тютчев в первой строфе передает прозрачную ясность и кратковременность ранних осенних дней, которые называют ещё «бабье лето».

Обращаем внимание на то, что в самом начале стихотворения автор использует длинное слово «первоначальной». Оно многосложное, а рядом с короткими словами звучит более протяженно, медленно, неторопливо, раздумчиво. Первая строка задает торжественный размышляющий тон всему стихотворению.

«Короткая, но дивная пора» – особенное время осени, очень-очень непродолжительное. А значит, дорогое каждому человеку, и ему, конечно, хочется запечатлеть эти мгновения в памяти.

Первую строфу заканчивает многоточие, в которое вложено много смысла. Во-первых, нарисованную поэтом картину читатель может представлять себе ещё подробнее. Во-вторых, пауза подготавливает нас к восприятию следующих строк.

Вторая строфа отличается особенной глубиной включенных в неё мыслей. Читатель представляет осенний пейзаж («пусто все – простор везде»), где недавно весело и бодро убирали хлеб, а на «праздной» борозде блестит «паутины тонкий волос».

Значение слов «тонкий волос паутины» может привести нас к мысли, что поэт написал не только о ранней осени, но ещё и о человеческой жизни, используя при этом олицетворение.

Слово «осень» в первой строфе словно бы перекликается с «тонким волосом паутины», и тут на ум приходят словосочетания: весна жизни, лето жизни, осень жизни.

Осень жизни! Как догадывается читатель, речь идет именно о старости человека, который прошёл длинный жизненный путь. Третья строфа тоже об осени. Перед зимой природа утрачивает все, что украшало её летом. И вдруг во второй строке появляется образ «зимних бурь». Каких бурь? Думается, что речь идет не только об ураганах и метелях, но и о душевном состоянии пожилого человека – «буре в его душе». Поэт говорит: «Но далеко ещё до первых зимних бурь».

«Дивная пора» в природе – это время покоя и тишины, ещё далеко до настоящих метелей, а для человека это время, когда пожилой возраст только начинается. У него ещё много сил для жизни, творчества, нет больших неприятностей.

Исследователи творчества Тютчева пришли к выводу, что образы гроз, бурь, зарниц благодаря поэту обрели философскую значимость в русской поэзии.

«Читаем» последние строки стихотворения. В них наше внимание привлекают слова: «льётся чистая и тёплая лазурь». Это метафоры, но какие! «Чистая и тёплая лазурь» не просто заменитель слова «небо». Здесь и солнечный свет, и тепло, которое как бы проливается сверху. А слово «лазурь» приобретает качество вещи» .

«Отдыхающее поле» – очеловеченная, одухотворенная земля, так как её касались руки человека.

В произведении идет речь не только о прекрасной поре, о ранней осени, но и об «осеннем» времени жизни человека, которое он должен принять смиренно, мудро, спокойно.

Через много лет Лев Николаевич Толстой, прочитав своим гостям стихотворение «Есть в осени первоначальной», сказал, что не знает более точных задушевных и выразительных слов, рисующих «бабье лето», чем эти стихи.

«Осенний вечер» – это не только «предчувствие сходящих бурь» самой природой, но и «кроткое увядание» человеческой жизни:

Итак, поэт словно оживляет осень, образно наделяет её присущими только человеку чертами и свойствами. У Тютчева осенний вечер – это таинственная красота. Это время года воспринимается им как божественное, трогательное, бездонное творение.

Глубокое, необыкновенно насыщенное по своей окраске стихотворение Ф. И. Тютчева переполнено чувством безысходной грусти, искреннего страдания, сожаления. Лирический герой не хочет расставаться даже с мельчайшей, незаметной, но милой для него деталью: «умильная, таинственная прелесть» осенних вечеров, «грустно – сиротеющая» земля, «туманная и тихая лазурь» – все дорого, все необыкновенно, все таинственно!

Конец октября 1849 года. Душа человека несет страшный груз и забот, и тревог. А за окном «поля уж пусты, рощи голы, бледнее небо, пасмурнее долы». Но даже в эти мрачные осенние дни душа может встрепенуться, как весною, и рождаются стоки:

Добрые воспоминания «минувшего» «страшный груз минутно приподнимет», как осеннею порою ветер теплый и сырой «душу обдаст как бы весною». У поэта плохое настроение созвучно осенней поре, но развеивается оно при воспоминании о прекрасных весенних днях, которые Тютчевым были очень любимы.

Загадочную, но неугасающую жизнь природы Федор Иванович различает даже под снежным покровом. В 1852 году он был в имении Овстуг, где и под влиянием окружающей красоты написал дивное стихотворение «Чародейкою Зимою»

Уже отмечалось, что «пониманием природы как одушевленного целого обусловлены многие особенности тютчевской поэтики – прежде всего метафоры Тютчев даже ходячие, стертые метафоры заставляет звучать по-новому, освежая их эпитетами и тем самым как бы внося «душу» в описываемые им картины и явления природы» .

Лес «околдован Зимою-чародейкой» и «блестит чудной жизнью». Он спит, очарованный «сном волшебным», окованный «легкой цепью пуховой». Эти олицетворения, наделяющие лес и зиму чертами живых существ, и создают ощущение волшебной сказки и тайны.

А эпитеты («чудной жизнью», «сном волшебным», «легкой цепью пуховой», «ослепительной красой») делают поэтическую картину колоритной и выразительной.

Единственный архаизм «мещет» использован для придания строке высокой экспрессии. Солнце зимнее не может справиться со снегом, который опутал лес, но под его лучами рождается сказка.

Три строфы стихотворения имеют по пять строк. Рифма не совсем обычная: первая строка рифмуется с третьей и четвертой (Зимою – бахромою – немою), а вторая с пятой (стоит – блестит).

Тире после второй строки во всех строфах – важный знак. Он заставляет читателя остановиться, задуматься над тем, какой же глубокий смысл заключается в последующих строках.

Образ «легкой пуховой цепи» помогает нам представить сонное оцепенение зимнего леса.

О какой «чудной жизни» говорит поэт? Кому она открывается? «Чудная жизнь» леса невидима взору равнодушному, невнимательному, но открыта любознательным людям с поэтической душой

Без солнца лес кажется неподвижным, спящим, заколдованным. Не вздрогнет ни одна ветка: все сковано морозом и льдом. Но стоит выглянуть из-за облаков солнышку, как все «вспыхнет и заблещет ослепительной красой» .

Тютчеву было свойственно иногда рассматривать явления природы «с точки зрения народного чувства». У него Зима – олицетворение живого всемогущего существа, которое в природе – хозяйка-чародейка.

Судя по количеству стихотворений, посвященных лету и зиме, видим, что автор отдавал предпочтение весне и осени, но образ Зимы, которая не хочет освобождать место Весне, запечатлен в ещё одном шедевре Тютчева - «Зима недаром злится».

В замечательной природе Брянщины лежат истоки тютчевской поэзии. Интересен тот факт, что даже в тех стихотворениях, которые написаны Тютчевым в заграничный период его жизни, лежит глубокая печать родной русской природы, горячо любимой им с детства. Вероятно, поэту редко в зрелом возрасте приходилось наблюдать природу зимой, поэтому об этом времени года у него мало произведений.

Если бы Федор Иванович оставил нам в наследство всего одно стихотворение - «Чародейкою Зимою», можно было бы утверждать, что Тютчев - гений.

Заключение

«Кто побывал на холмах Овстуга, тот согласится с моим утверждением, что только рожденный на этой земле смог передать, как весело бегут весенние воды и действительно торжествующе «гласят во все концы» о приходе весны», как «околдованный чародейкою Зимою» стоит русский лес.

У произведений Ф. И. Тютчева малая лирическая форма - миниатюра, фрагмент – вмещает содержание, равное по масштабу обобщений роману

Тютчев завершил целую полосу развития философского течения русского романтизма и дал определенный толчок реалистической лирике.

«Подробно проанализировав ряд стихотворений о природе, можно сказать, что тютчевские пейзажи по своему лиризму и философской насыщенности напоминают живописные полотна Левитана или Рылова».

«Чуткость к конкретным деталям в конце его творческой жизни заметно усиливается в лирике Тютчева, отражая общее движение русской поэзии от романтизма к реализму».

Тютчев вообще тонко различает краски и обладает искусством колорита. Даже в непейзажных стихах поэта часто вкраплены «яркие кусочки» природы.

Тютчев любит краски, как любит все яркое и живое. Природа и человек у него почти в каждом стихотворении.

Когда после смерти поэта вышло очень небольшое по объему издание его стихотворений, А. А. Фет приветствовал его стихотворным посвящением, заканчивающимся строками, которые можно было бы поставить эпиграфом ко всем последующим изданиям тютчевских стихов:

В наше время интерес к Тютчеву неуклонно возрастает не только у нас, но и за рубежом, так как душа природы и душа человека в поэзии Тютчева неразрывно связаны.

Обзорный реферат по творчеству Ф.И.Тютчева ученика 10 “Б” средней школы №206 Суханова Артема Владимировича Учитель:Боброва Ирина Владимировна Оценка: ПЛАН 1.Вступление. 2.Краткие биографические данные. 3.Творческий путь великого поэта. 4.Ф.И.Тютчев и его современники. 5.Заключение. Федор Иванович Тютчев (1803-1873 гг.) Особенности судьбы и характера Ф. И. Тютчева (1803-1873) определили неправомерно замедленное распространение его известности не только среди широкой читающей публики, но и среди литераторов-современников. Лев Толстой вспоминал, как в 1855 году «...Тургенев, Некрасов и К° едва могли уговорить меня прочесть Тютчева. Но зато когда я прочел, то просто обмер от величины его творческого таланта». А ведь Тютчев к тому времени уже четверть века печатался. И тем не менее честь «открытия» Тютчева принадлежит Н. А. Некрасову, в 1850 году обратившему внимание читателей «Современника» на стихи уже немолодого поэта, которые он в своей статье приравнивал к лучшим образцам «русского поэтического гения». Федор Иванович Тютчев родился 23 ноября 1803 года в родовом имении Овстуг Брянского уезда Орловской губернии. Домашнее воспитание его направлялось самозабвенно преданным литературе поэтом С. Е. Раичем, который вспоминал о своем ученике: «По тринадцатому году он переводил уже оды Горация с замечательным успехом». В Московском университете Тютчев слушал лекции известного словесника А. Ф. Мерзлякова, который и представил юного поэта в Общество любителей российской словесности. По окончании университета Тютчев поступает на дипломатическую службу и весной 1822 года покидает родину, чтобы вернуться лишь через 22 года. За границей (в Мюнхене, затем в Турине) он живет вне русской языковой стихии, к тому же обе жены поэта (На чужбине Тютчев женился, овдовел, женился вторично) были иностранками, не знавшими русского языка. Французский язык был языком его дома, его службы, его круга общения, наконец, его публицистических статей и частной корреспонденции. По-русски писались только стихи. Изредка стихи Тютчева появляются на страницах русских периодических изданий, но это обычно журналы и альманахи второстепенные, малочитаемые («Урания», «Галатея»). Только в 1836 году целую подборку его стихов, правда, подписанных не полным именем, а инициалами Ф. Т., напечатал в своем «Современнике» Пушкин. На них обратили внимание такие знатоки и ценители поэзии, как В. А. Жуковский, П. А. Вяземский, И. В. Киреевский. Вернулся в Россию Тютчев в 1844 году. Это было время, неблагоприятное для поэзии. После смерти Пушкина, Лермонтова казалось, что «золотой век» русской поэзии завершился, да и в обществе ощутимы были новые веяния, отвечала которым не лирическая поэзия, а «положительная» проза. Все меньше печатается стихов, как будто бы спадает интерес к поэзии. Впрочем, Тютчев никогда не стремился стать профессиональным литератором: издателям и поклонникам его творчества приходилось всякий раз уговаривать его дать стихи для печати. В 40-е годы Тютчев не печатается почти десять лет, естественно, помнят его лишь малочисленные почитатели. И только в 50-х годах Некрасов и Тургенев как бы извлекают стихи Тютчева из небытия, опубликовав большую подборку их в «Современнике». В 1654 году выходит в свет первый поэтический сборник Тютчева, а второй-он же последний прижизненный - в 1868 году. Незадолго до возвращения на родину, вспоминая свою московскую юность, Тютчев писал родителям: «Не подлежит сомнению, что будь я еще на этой исходной точке, я совсем иначе устроил бы свою судьбу» . Мы не знаем, что имел в виду поэт, но дипломатической карьеры он не сделал. Однако вовсе не из-за отсутствия интереса к политике - напротив, внешнеполитические вопросы всегда составляли один из главнейших интересов в жизни Тютчева. Свидетельства тому-его публицистические статьи, его письма, воспоминания современников. Россия, ее положение в мире, ее будущность-предмет неослабного внимания, беспокойного и глубоко личного интереса Тютчева: «Думаю, что невозможно быть более привязанным к своей стране, нежели я, более постоянно озабоченным тем, что до нее относится». Поражение России в Крымской кампании 1855 года было воспринято поэтом как личная катастрофа и заставило его пересмотреть отношение к Николаю I и всему 30-летнему правлению этого «царя лицедея», человека «чудовищной тупости». Внутриполитические взгляды Тютчева были вполне традиционны, однако принцип просвещенного самодержавия, согласно его взглядам, должен был удовлетворять, в сущности, идеальным условиям, а именно: государственные чиновники не должны чувствовать себя самодержцами, а царь -чиновником. За 70 лет жизни Тютчева сменились три царя, и ни одно реальное царствование чаяниям поэта не отвечало - об этом можно судить по многочисленным его едким критическим высказываниям. Оставались смутные упования: «В Россию можно только верить», упования, основанные на убеждении, что судьбу России решит не «пена, плавающая на поверхности», а те могучие, невидимые силы, которые пока «таятся в глубине». Тютчев и«мел прекрасную возможность вблизи наблюдать за деятельностью государственной машины - ведь он до конца своих дней находился на государственной службе (сначала старшим цензором при Министерстве иностранных дел, а последние пятнадцать лет - председателем Комитета цензуры иностранной). Кроме того, звание камергера налагало на него обязанность бывать при дворе. Взгляд Тютчева на положение дел внутри страны с течением времени становится все более пессимистическим. «В правительственных сферах бессознательность и отсутствие совести достигли таких размеров, что этого нельзя постичь, не убедившись воочию»,-вынужден признать он на склоне лет. Итак, политика, общественные интересы глубоко волновали Тютчева - государственника и дипломата: «Часть моего существа отождествилась с известными убеждениями и верованиями». Этой «части» обязаны своим появлением на свет политические стихи Тютчева, в большинстве своем написанные «по случаю» и в согласии с его принципом «смягчать, а не тревожить» сердца «под царскою парчою». Стихи эти значительно уступают в силе и художественности лирическим его произведениям, которые рождались из таинственных родников, сокрытых в глубине души. Истинное величие Тютчева обнаруживается в его лирике. Гениальный художник, глубокий мыслитель, тонкий психолог - таким предстает он в стихал, темы которых вечны: смысл бытия человеческого, жизнь природы, связь человека с этой жизнью, любовь. Эмоциональная окраска большинства тютчевских стихотворений определяется его мятущимся, трагическим мироощущением. Как жесточайшее бедствие и тяжкий грех ощущал поэт самовластье «человеческого Я» - проявление индивидуализма, холодного и разрушительного. Отсюда бессильные порывы Тютчева к христианству, особенно к православию с его выраженной идеей «соборности», смирением и покорностью судьбе. Иллюзорность, призрачность, хрупкость человеческого существования - источники постоянной внутренней тревоги поэта. Тютчев-мятущийся агностик-в поисках устойчивого мировоззрения не мог пристать ни к одному берегу. Так, он неоднократно декларировал пантеизм («Не то, что мните вы, природа...», «Полдень»), но внутренней убежденности, стойкой веры в божественное начало, благотворное и разлитое повсеместно, не было. Если для пантеистического мировоззрения А. К. Толстого характерен оптимизм, вызванный уверенностью, что «в одну любовь мы все сольемся вскоре...», то Тютчеву перспектива «слияния» рисуется весьма безрадостно. В стихотворении «Смотри, как на речном просторе...» «человеческое Я» уподобляется тающим льдинам, которые Все вместе - малые, большие, Утратив прежний образ свой, Все - безразличны, как стихия,- Сольются с бездной роковой!.. Спустя двадцать лет, в последние годы жизни образ «всепоглощающей и миротворной бездны» снова возникнет в стихотворении поэта «От жизни той, что бушевала здесь...». В общем ряду явлений природы человек в поэзии Тютчева занимает непонятное, двусмысленное положение «мыслящего тростника». Мучительная тревожность, тщетные попытки понять свое предназначение, ужасающие подозрения относительно самого существования загадки «природы-сфинкса» и наличия «творца в творении» неотступно преследуют поэта. Его угнетает сознание ограниченности, бессилия мысли, которая упорно стремится постичь вечную загадку бытия,- «длань незримо-роковая» неуклонно пресекает ее напрасные и обреченные попытки. Во многих стихах Тютчева незримо присутствует терзавшая Паскаля мысль: «Меня ужасает вечное молчание этих бесконечных пространство». Вообще философия Паскаля чрезвычайно близка мироощущению Тютчева. В его поэзии немало образов и понятий, встречающихся у французского философа, но едва ли не самое основное - это убеждение Тютчева, что «корень нашего мышления не в умозрительной способности человека, а в настроении его сердца» созвучное одному из основных положений философии Паскаля: «Сердце имеет свои законы, которых вовсе не знает разум». Чувство тревоги особенно обостряется ночью, когда исчезает призрачная преграда - видимый мир - между человеком и «бездной» с ее «страхами и мглами». У лишённого зрения «ночного» человека обостряется слух, послышит он «гул непостижимый» или вой «ветра ночного», которые напоминают ему о «родимом», но не менее от того жутком изначальном хаосе. О том, как остро ощущал поэт, что «ночь страшна», красноречиво свидетельствует стихотворение «Альпы», лишенное в отличие от других его произведений на тему «день и ночь» философского звучания, но тем более поражающее мрачными образами, найденными Тютчевым для спящих гор: Помертвелые их очи Льдистым ужасом разят. В отношении к природе Тютчев являет как бы две ипостаси: бытийную, созерцательную, воспринимающую окружающий мир «с помощью пяти органов чувств»., - и духовную, мыслящую, стремящуюся за видимым покровом угадать великую тай«у природы. . Тютчев-созерцатель создает такие лирические шедевры, как «Весенняя гроза», «Есть в осени первоначальной....», «Чародейкою Зимою..,» и - множество подобных, коротких, как почти все тютчевские стихи, прелестных и образных пейзажных зарисовок. Аполлон Григорьев писал: В Тютчеве, например, возводит их, эти отношения, до глубины философского созерцанья, до одухотворения природы>>. Тютчев - мыслитель, обращаясь к природе, видит в ней неисчерпаемый источник для размышлений и обобщений космического порядка. Так родились стихи «Волна и дума», «Певучесть есть в морских волнах...», «Как сладко дремлет сад темно-зеленый...» и т.п. К этим произведениям примыкают несколько чисто философских: «Silentium!», «Фонтан», «День и ночь». Философская лирика Тютчева менее всего «головная», рассудочная. Прекрасно охарактеризовал ее И. С. Тургенев: «Каждое его стихотворение начиналось мыслью, но мыслью, которая, как огненная точка, вспыхивала под влиянием чувства или сильного впечатления; вследствие этого, если можно так выразиться, свойства происхождения своего, мысль г. Тютчева никогда не является читателю нагою и отвлеченною, но всегда сливается с образом, взятым из мира души или природы, проникается им и сама его проникает нераздельно и неразрывно». Радость бытия, счастливое согласие с природой, безмятежное упоение ею характерны преимущественно для стихотворения Тютчева, посвященных весне, и в этом есть своя закономерность. Постоянные мысли о хрупкости жизни были неотвязными спутниками поэта. «Чувство тоски и ужаса уже много лет как стали обычным моим душевным состоянием» - такого рода признания нередки в его письмах. Неизменный завсегдатай светских салонов, блестящий и остроумный собеседник, «прелестный говорун», по определению П. А. Вяземского, Тютчев был вынужден «избегать во что бы то ни стало в течение восемнадцати часов из двадцати четырех всякой серьезной встречи с самим собой». И мало кто мог постичь его сложный внутренний мир. Вот каким видела отца дочь Тютчева Анна: «Он мне представляется одним из тех изначальных духов, таких тонких, умных и пламенных, которые не имеют ничего общего с материей, но у которых нет, однако, и души. Он совершенно вне всяких законов и правил. Он поражает воображение, но в нем есть что-то жуткое и беспокойное». Пробуждающаяся весенняя природа обладала чудодейственным свойством заглушать это постоянное беспокойство, умиротворять тревожную душу поэта. Могущество весны объясняется ее торжеством над прошедшим и будущим, полным забвением бывшего и грядущего уничтожения и распада: И страх кончины неизбежной Не свеет с древа ни листа: Их жизнь, как океан безбрежный, Вся в настоящем разлита. Воспевая весеннюю природу, Тютчев неизменно радуется редкой и краткой возможности ощутить полноту жизни, не омраченной предвестниками гибели - «Не встретишь мертвого листа»,- ни с чем не сравнимой отрадой целиком отдаваться настоящему моменту, причастности «жизни божески - всемирной». Порой и осенью ему чудится дуновение весны. В противопоставлении, вернее, в предпочтении сомнительному райскому блаженству бесспорного, достоверного наслаждения красотою весенней природы, самозабвенного упоения ею Тютчев близок А. К. Толстому, писавшему: «Боже, как это прекрасно - весна! Возможно ли, что в мире ином мы будем счастливее, чем в здешнем мире весной!» Совершенно те же чувства наполняют Тютчева: Что пред тобой утеха рая, Пора любви, пора весны, Цветущее блаженство мая, Румяный цвет, златые сны?. На тютчевских лирических пейзажах лежит особенная печать, отражающая свойства его собственной душевной и физической природы - хрупкой и болезненной. Его образы и эпитеты часто неожиданны, непривычны и на редкость впечатляющи. У него ветви докучные, земля принахмурилась, листье изнуренное и ветхое, звезды беседуют друг с другом тихомолком, день скудеющий, движение и радуга изнемогают, увядающая природа улыбается немощно и хило и т.п. «Вечный строй» природы то восхищает, то вызывает уныние поэта: Природа знать не знает о былом, Ей чужды наши призрачные годы, И перед ней мы смутно сознаем Себя самих - лишь грезою природы, Но в своих сомнениях и мучительных поисках истинных взаимоотношений части и целого - человека и природы - Тютчев вдруг приходит к неожиданным прозрениям: человек не всегда в разладе с природой, он не только «беспомощное дитя», но он и равновелик ей в своей творческой потенции: Связан, соединен от века Союзом кровного родства Разумный гений человека С творящей силой естества... Скажи заветное он слово - И миром новым естество Всегда откликнуться готово На голос родственный его. Утонченный психологизм, пронизывающий творчество Тютчева как более или менее категория отвлеченная, приобретает конкретно-житейский характер в так называемом денисьевском цикле поэта. Тютчеву было 47 лет, когда его любовь вызвала ответное и значительно более сильное чувство со стороны молодой девушки Елены Александровны Денисьевой: Не раз ты слышала признаньем «Не стою я любви твоей», Пускай мое она созданье,- Но как я беден перед ней... Поэт-мыслитель всю жизнь - от ранней юности до последних дней болезненной старости-чрезвычайна интенсивно жил сердцем. Он любил и был любим, но считал любовь чувством изначально-губительным, «поединком роковым». Потому-то печалился он о судьбе одной из своих дочерей, «кому я, быть может, передал по наследству это ужасное свойство, не имеющее названия, нарушающее всякое равновесие в жизни, эту жажду любви...». Полюбив страстно и безоглядно, Денисьева всецело отдалась своему чувству, восстановив против себя общественное мнение. Ей была уготована «жизнь отреченья, жизнь страданья»: Таков уж свет: он там бесчеловечней, Где человечно-искренней вина. Не только «свет» отвернулся от Елены Александровны, но и родной отец отрекся от нее. Главной же мукой было то, что любимый, ради которого все было принесено в жертву, не принадлежал ей полностью: Тютчев не только нс порывал со своей семьей, но и продолжал по-своему любить жену, во всяком случае, дорожить ею. Весь цикл стихов, посвященных Деиисьевой, проникнут тяжелым чувством вины, насыщен роковыми предчувствиями. В этих стихах нет ни пылкости, ни страсти, только нежность, жалость, преклонение перед силой и цельностью ее чувства, сознание собственной недостойности, возмущение «бессмертной пошлостью людской». Эта «последняя любовь» Тютчева длилась 14 лет, до самой смерти Денисьевой, сошедшей в могилу в возрасте 38 лет от чахотки, течение которой обострили и ускорили душевные страдания. О, как убийственно мы любим!, Как в буйной слепоте своей Мы то всего вернее губим, Что сердцу нашему милей!.. Тютчев очень тяжело переживал утрату: Жизнь, как подстреленная птица, Подняться хочет - и не может... Я. П. Полонскому, другу и сослуживцу, Тютчев писал: «Друг мой, теперь все испробовано-ничто не помогло, ничто не утешило,- не живется - не живется - не живется...» В стихах «денисьевского цикла» особенно часты характерные тютчевские строки, начинающиеся горьким восклицанием «О!», определяющим интонацию отчаяния всего стихотворения. Столько страдания и муки в стихах, посвященных памяти Елены Александровны, что невольно в сознании возникает народное понятие убивается... Да, Тютчев именно убивается по Денисьевой: По ней, по ней, судьбы не одолевшей, Но и себя не давшей победить, По ней, по ней, так до конца умевшей Страдать, молиться, верить и любить. Он пережил ее на девять лет. В эти последние годы Тютчев едва успевает оправляться от потерь близких ему людей: мать, брат, четверо детей... Дни сочтены, утрат не перечесть, Живая жизнь давно уж позади, Передового нет, и я, как есть, На роковой стою очереди. Его черед пришел 15 июля 1873 года... Но остались стихи Тютчева, которые сам он так мало ценил, так небрежно хранил, полагая: В наш век стихи живут два-три мгновенья. Родились утром, к вечеру умрут. О чем же хлопотать? Рука забвенья Как раз свершит свой корректурный труд. Однако тирания времени, которую так остро ощущал поэт, оказалась не властна над его творчеством. Конечно, совершенство формы и значительность содержания поэзии Тютчева требуют от читателя определенной культуры, просвещенности. В свое время в статье о Тютчеве А. Фет писал: «Тем больше чести народу, к которому поэт обращается с такими высокими требованиями. Теперь за нами очередь оправдать его тайные надежды». ЛИТЕРАТУРА 1.Ф.И.Тютчев. Избранная лирика.-М.,1986 2.А.Григорьев.Эстетика и критика.-М.,1980 3.А.А.Фет.Сочинения.-М.,1982

Ф.И. Тютчев прекрасный русский поэт, творчество которого высоко оценивается и в наше время. Великий поэт родился в 1803 году и принадлежал к одному из старинных дворянских родов. Будучи еще совершенно юным, Федор начинает писать первые шедевральные стихотворения. Уже в 1819 году он активно печатался.

В 1821 году Тютчев с отличием окончил словесный факультет одного известного на то время Московского университета. Как только обучение было окончено, поэт сразу назначается на службу в Коллегию иностранных дел.

Как известный как известный российский поэт он сложился в 20-х – 30-х годах. На это время припали такие его лирические шедевры, как: «Летний вечер», «Видение», «Осенний вечер» и некоторые иные, не менее интересные и популярные.

В Мюнхене и Турине он состоял при российских дипломатических миссиях. На чужбине поэт прожил долгие 22 года, но он не мог себе позволить потерять духовной связи и родства со своей Родиной и поэтому, время от времени посещал ее. В Мюнхене ему пришлась по душе немецкая философия. Кроме этого, Тютчев стал тесно общаться с известным Г.Гейне.

Самый настоящий поэтический дебют пришелся на 1836 год, в то время, как тетрадь творений поэта, переправляемая из Германии в Россию, попадает на глаза самого А.С. Пушкина, не менее известного и великого поэта, после чего, восторгаясь работами Тютчева, Александр печатает его великолепные сочинения в собственном журнале «Современник». Но большое признание приходит к Федору Ивановичу немного позже, а именно а 50-е годы, когда, вернувшись на родину о нем активно начали высказываться такие известные мэтры, как Фет, Некрасов и Тургенев. В 1954 году на свет появился его первый сборник стихотворений.

С 1858 года до конца своих дней Тютчев являлся главой Комитета инородной цензуры.

Умер великий поэт в Царском Селе в 1873 году.

3, 4, 5, 6, 10 класс Творчество кратко

Биография Тютчева интересные факты

Поэт родился 1803 года в усадьбе Тютчевых в Брянском уезде Орловской губернии. Обучался на дому. Его учителем был Раич С.Е., переводчик и поэт, отлично знавший античную поэзию. С ранних лет ребёнок проявлял интерес к языкам, литературе и истории. Он изучал греческий, латынь, старославянский и французский. Уже в подростковом возрасте успешно переводил Горация. Дальнейшее образование получил в Университете в Москве на факультете словесности. По окончании учёбы получил степень кандидата наук и был принят на службу в коллегию иностранных дел в городе Петербурге.

В составе дипломатического представительства его направляют в Мюнхен, где он переживает первое серьёзное романтическое увлечение. Тютчев влюбляется в юную красавицу, графиню Амалию фон Лерхенфельд, которой посвящается «Я помню время золотое». Однако его женой суждено стать Элеоноре Петерсон, в девичестве графине Ботмер, вдове дипломата, которая была старше его на четыре года. Первые годы супружества особенно счастливый этап жизни Фёдора Ивановича. Супруга его боготворила, все бытовые заботы брала на себя и прекрасно справлялась, несмотря на скромные доходы. Этот период плодотворен и в творческом плане. Публикуются: «Silentium”,«Фонтан», «Как океан объемлет шар земной...», «Не то, что мните вы, природа...», «Весенняя гроза», и «Стихотворения, присланные из Германии». В Баварии происходит его знакомство с будущей второй супругой, баронессой Эрнестиной Дёрнберг.

Тем временем карьера складывается не лучшим образом, из-за долгов усугубляется материальное положение. Под давлением обстоятельств, а, возможно из-за скандала, спровоцированного его романом с Дёрнберг, Тютчева направляют в Турин. Через несколько месяцев к нему присоединяется семья. Годы, проведенные в Италии, оказались тяжёлым испытанием. Стараясь не обременять мужа, супруга занимается благоустройством семейного очага, но нервное истощение, стресс, полученный во время пожара на корабле, на котором она путешествовала с детьми, и нужда окончательно подрывают её здоровье. Она скончалась от простуды в 1838 году. Год спустя Фёдор Иванович женится на Эрнестине Дёрнбер. После увольнения из-за самовольного отъезда из Турина, он обосновывается в Мюнхене. От второго брака у него рождаются сын Дмитрий и дочь Мария.

Политические взгляды Фёдора Ивановича формируются под влиянием Вацлава Ганка, выступавшего за возрождение Чехии, и тема славянофильства находит отражение в произведениях писателя. Проведя около 22 лет заграницей, он, наконец, возвращается в российскую столицу. Стремление поднять репутацию отечества за рубежом оценил император Николай I, и Тютчева восстанавливают в должности. Растет его популярность в свете и литературных кругах. Его творчеством восхищаются А.А. Фет и Н.А. Некрасов, а новой музой становится Елена Денисьева, вдохновившая его на написание «Последняя любовь», «Я очи знал, о, эти очи!..». Связь, продолжавшаяся 14 лет, оборвалась в 1864 году. Смерть возлюбленной от туберкулёза оказалась ударом для поэта. Целый цикл стихов, полных горечи расставания, написан им в последующие годы. «О, этот Юг, о, эта Ницца!», «Весь день она лежала в забытьи...», «Накануне годовщины 4 августа 1865 г.», «Есть и в моем страдальческом застое...» являются апогеем любовной лирики Тютчева.

Пережив ряд трагических утрат, смерть сыновей, двух дочерей, матери и брата, в 1873 году поэт умирает от инсульта. Наследие великого русского литератора это не только лирика, прочувствованная, пережитая, биографичная, но и глубина философской мысли, а его политические стихотворения пронизаны подлинным патриотизмом.

3, 4, 5, 6, 10 класс для детей

Интересные факты и даты из жизни