Значение крылатых выражений пиррова победа. "Пиррова победа": значение фразеологизма. Выражение "пиррова победа"также стало крылатым.Как оно возникло?Что означает

Спрашивает Александр
Отвечает Руслан Фазлеев, 22.02.2010


Здравствуйте, Александр!

Вы пишете:

Павел пишет что буква убивает а дух животворит.
Опишите, пожалуйста, как Павел это понял что буква убивает. Как происходит этот процесс: заповедь и закон убивает не возрожденного свыше человека? В духовном смысле понимать это или же сказано прямо. Объясните мне этот процесс подробней?

Давайте для начал рассмотрим контекст отрывка.
1 Неужели нам снова знакомиться с вами? Неужели нужны для нас, как для некоторых, одобрительные письма к вам или от вас?
2 Вы-- наше письмо, написанное в сердцах наших, узнаваемое и читаемое всеми человеками;
3 вы показываете собою, что вы-- письмо Христово, через служение наше написанное не чернилами, но Духом Бога живаго, не на скрижалях каменных, но на плотяных скрижалях сердца.
4 Такую уверенность мы имеем в Боге через Христа,
5 не потому, чтобы мы сами способны были помыслить что от себя, как бы от себя, но способность наша от Бога.
6 Он дал нам способность быть служителями Нового Завета, не буквы, но духа, потому что буква убивает, а дух животворит.
7 Если же служение смертоносным буквам, начертанное на камнях, было так славно, что сыны Израилевы не могли смотреть на лице Моисеево по причине славы лица его преходящей,--
8 то не гораздо ли более должно быть славно служение духа?
9 Ибо если служение осуждения славно, то тем паче изобилует славою служение оправдания.
10 То прославленное даже не оказывается славным с сей стороны, по причине преимущественной славы [последующего].
11 Ибо, если преходящее славно, тем более славно пребывающее.
12 Имея такую надежду, мы действуем с великим дерзновением,
13 а не так, как Моисей, [который] полагал покрывало на лице свое, чтобы сыны Израилевы не взирали на конец преходящего.
14 Но умы их ослеплены: ибо то же самое покрывало доныне остается неснятым при чтении Ветхого Завета, потому что оно снимается Христом.
15 Доныне, когда они читают Моисея, покрывало лежит на сердце их;
16 но когда обращаются к Господу, тогда это покрывало снимается.
17 Господь есть Дух; а где Дух Господень, там свобода.
18 Мы же все открытым лицем, как в зеркале, взирая на славу Господня, преображаемся в тот же образ от славы в славу, как от Господня Духа.

.

Интересно, что в начале главы Павел сравнивает письма с людьми. Причем письма от апостолов с теми, кто поверил апостольскому учению. Из этого можно сделать вывод, что апостольские послания, как и Писания Ветхого завета, не могут отразить всей сути Евангелия без двух условий:

1. Руководство и влияние Святого Духа.

2. Свидетельство изменившейся жизни человека благодарю влиянию Слова Божия и Духа Святого.

Обратите внимание, что Павел, говоря о том, что буква убивает, затем использует очень много букв! А значит, сами по себе буквы не являются смертоносными. Отношение человека к ним является опасным!

Почему буквы, написанные на скрижалях, названы смертоносными? Они указывают нам на грех. Плохо ли это? Это прекрасно, т.к. мы не искали бы Иисуса, как Спасителя мира, если бы не знали, что согрешили и лишены славы Божией. Именно поэтому закон является детоводителем ко Христу ().

В отрывке также сказано, что служение этим смертоносным буквам было настолько славным, что лицо Моисея сияло. Мы понимаем, что пророк и лидер Израильского народа светился потому, что был исполнен Духом Святым после общения с Богом. И именно Господь начертал заповеди на скрижалях и дал их Моисею. Почему это сияние вызвало страх у других? Почему они просили одеть покрывало на лицо Моисея? Уж точно не потому, что начали служить смертоносным буквам! Наоборот, в течение 40 дней они отвергли и живого Бога, и Его закон, и Моисея.

Важно так же отметить, что закон не имеет смысла без первой заповеди:

"Я Господь, Бог твой, Который вывел тебя из земли Египетской, из дома рабства;

да не будет у тебя других богов пред лицем Моим."

.

Это заповедь о великой Божьей благодати! Сначала Он должен вывести меня из дома рабства, а уже затем Он даст мне и желание и способности исполнить Его закон, потому что впишет его в наши сердца Духом Святым!
И вся слава принадлежит Иисусу, благодаря жертве Которого мы можем быть свободными!

Буквально буква никого не может убить. Это духовный образ, который выбрал Павел, чтобы показать: Писания не откроются нам без влияния Святого Духа, Который открывает нам истинный смысл пророчеств о Христе (). И жизнь наша не измениться, если мы не подчиним себя Богу, не примем жертву Христа, не будем слушаться Духа Святого.

Рождение свыше не подвластно человеку, как и рождение по плоти. Мы можем только просить Бога о нем. Все остальное в Его руках и Он не замедлит! Ведь Господу так хочется всех нас спасти! Мы Его дети, Он желает всю вечность провести с нами! Да исполнится Его воля в нашей жизни!

С уважением,

Читайте еще по теме "Толкование Писания":

Я думаю, что все в церкви слышали это слово и очень часто его толкуют неправильно. Обычно говорят так, что если ты читаешь Библию, то это буква, которая убивает, а когда ты водимый Духом Святым, то это Дух, который животворит. Но апостол Павел, когда писал этот стих, совсем не это имел ввиду. Речь шла о законе и о заповедях, которые Бог дал через Моисея. Апостол Павел говорит очень четко, что эти заповеди святые, но в тоже время эти заповеди убивают каждого человека. Каким образом? Эти заповеди говорят каждому из нас, что мы грешники и виноваты перед Богом. И вот, если мы будем таким образом смотреть на Писание, то все становится на свои места.

Апостол Павел называет ветхозаветное служение - служением смертоносным буквам. Т.е. заповедь, которая святая и хорошая, приносит смерть. И причина не в заповеди, а причина в человеке, в котором живет грех. Библия говорит, что по закону мы все виноваты перед Богом. Нет ни одного праведного, все согрешили и лишены славы Божьей. И вот в этом смысле буква убивает.

Апостол Павел называет ветхозаветное служение - служением осуждения. Когда во времена Ветхого Завета поднимались пророки, то крайне редко случалось, чтоб пророки говорили что-то хорошее. Как правило, их служение заключалось в обличении. И пророк, который обличал, воспринимался нормально, а пророк, говоривший что-то хорошее, воспринимался очень настороженно.

Но с приходом Иисуса Христа, с его жертвой и Его воскресением служение изменилось, поменялся фокус служения. Если ветхозаветное служение предназначено было, чтоб показать человеку, что он грешник, то новозаветное служение предназначено, чтоб показать человеку, что во Христе Иисусе он может быть оправдан.

Апостол Павел называет служение Нового Завета - служением оправдания. В оправдании нуждается грешник, а человек, исполняющий все заповеди, не нуждается в оправдании. Но Писание говорит очень четко, что нет на земле ни одного человека, который исполнил бы все заповеди закона. Единственный из всех, кто жил на земле, кто ни разу не согрешил и исполнил весь закон, был Иисус Христос. Но Он отличался от нас тем, что Он был рожден от Духа Святого, а не от мужчины.

Когда ангел возвещал об этом Марии, он сказал: «Поэтому рождаемое святое». В чем здесь проблема? Когда согрешил Адам, только после этого у него начали рождаться дети. Но это не потому, что только после греха дети рождаются. Заповедь рождать детей была и до грехопадения первого человека. Смысл в том, что когда он совершил грех, то от него начали рождаться грешники. Большая ошибка многих людей, и христиан в том числе, когда они думают, что грешниками становятся тогда, когда совершают грех. Но на самом деле люди именно потому совершают грех, что они уже родились грешниками.

Не может от грешного человека родиться святое. В человеке есть греховная природа. И в этом смысле не существует ни одного праведного человека. Все родители знают, сколько нужно затратить сил для того, чтоб научить ребенка не делать неправильно. Но у ребенка нет никаких проблем для того, чтоб сделать неправильно. Для ребенка это легко и для него это естественно. И старания родителей направлены на то, чтоб научить ребенка не делать грех. Но как бы ни старались родители, ребенок все равно делает пакости и проявляет непослушание. И родителям приходится наказывать детей для того, чтоб убедить их в том, что они должны быть послушны.

Так вот сделать что-то неправильно - это так легко для человека, потому что он уже рождается грешником. И заповедь, данная Богом, показала это. Но грешниками мы стали не из-за заповеди. Мы уже родились грешниками. И только Иисус Христос родился не от мужчины, а от Духа Святого для того, чтоб стать потом совершенной жертвой. Грешник не может быть жертвой за грех. Жертвой за грех может стать только святой. И именно этим Иисус Христос отличается от всех людей. Некоторые люди думают, что Иисус отменил заповеди закона. Он их не отменял, Он пояснил, как их нужно исполнять.

Откроем Ев. Мтф. 5 гл. 17 ст.: «Не думайте, что Я пришел нарушить закон или пророков. Не нарушить пришел Я, но исполнить» . Т.е. Иисус пришел, чтоб исполнить закон и исполнить слова, сказанные пророками. И Он это сделал. Ев. Мтф. 5 гл. 18 ст.: «Ибо истинно говорю вам: доколе не прейдет небо и земля, ни одна иота или ни одна черта не прейдет из закона, пока не исполнится все» . Т.е. небо и земля сегодня существуют, значит, закон остается в силе.

Закон свят, но поменялся способ оправдания. Сегодня мы оправдываемся перед Богом не исполнением закона, а верой. Многие люди во времена Ветхого Завета дошли до этого. Один из них Давид. Он говорил, что блажен человек, которому Господь не вменит греха. Блажен человек, чьи беззакония прощены и чьи грехи покрыты. Давид это понял еще тогда. Также написано за отца всех верующих, за Авраама, Бог вменил ему праведность еще до обрезания, т.е. по вере: «Поверил Авраам Богу и вера его вменилась ему в праведность». Поэтому мы понимаем, что закон не изменился. И чтобы некоторые не думали о себе, что если они никого не убили, то они хорошие, Иисус пояснил, что значит: «не убей». Это означает не только лишь физическое убийство, а также и слова человека, и помыслы его. И если в помыслах человека полно ненависти и злобы, то для Бога это аналогично физическому убийству.

То же самое с заповедью «не прелюбодействуй». Иисус пояснил, что если даже в мыслях своих возжелал чужую жену, - для Бога это то же, что и физическое прелюбодеяние. И вот человек хвалится перед людьми, что он никогда в физическом смысле не делал этого, но при этом у него в сердце полно таких вожделенных желаний. И Бог видит его сердце, и поверьте, Богу это неприятно. Так вот Иисус не отменил и не изменил закон, а пояснил, что означают заповеди закона, потому что для Бога важен не только физический поступок, а еще Ему важно, что в нашем сердце.

И вот когда мы смотрим на свою жизнь исходя из пояснений Иисуса Христа, эти заповеди закона убивают нас. Мы все становимся виноватыми перед Богом. Если смотреть на субботу, то Писание четко говорит, что для народа Божьего остается суббота, но не суббота как день недели, а суббота как состояние души. Т.е. мы должны войти в покой Божий и успокоиться от всех своих дел. Но это не значит, что нужно лечь и бездельничать, а это значит, что мы не должны переживать, а довериться Богу. Поэтому мы должны понимать, что если брать закон Божий, то он является смертоносной буквой. И в этом смысле буква убивает. Но что нас животворит? Животворит нас Дух Святой, животворит нас Иисус Христос.

Когда мы понимаем, что сами по себе мы не способны исполнить заповеди Божьи и оправдаться своими делами, у нас возникает безвыходная ситуация. Если Бог нас не спасет, то сами по себе мы никогда не спасемся. И вот такое понимание приводит нас ко Христу. А Христос оправдывает нас по вере, а не от дел, чтоб никто не хвалился. И это смиряет нас перед Иисусом Христом. Хотя многие встречали таких странных людей, которые заявляют, что они не грешат и им Христос не нужен.

Откроем Ев. Мтф. 5 гл. 19 ст.: «Итак, кто нарушит одну из заповедей сих малейших и научит так людей, тот малейшим наречется в Царстве Небесном…» . Обратите внимание: сам нарушил заповедь и других так научил. Но где будет такой человек? По-нашему, если рассуждать логически, то в аду. А Иисус говорит: «в Царстве Небесном». Единственная проблема - он будет там самым маленьким.

И далее читаем 19 ст.: «…А кто сделает и научит так других, тот великим назовется в Царстве Небесном» . Здесь речь идет уже о награде. Т.е. спасен будет и один человек и другой, потому что спасение по вере. Но тот, который нарушал заповеди и потом каялся, будет малейшим, т.е. он теряет свою награду. Вообще каждый грех, совершенный нами, - это минус в нашей награде. И наоборот: соблюдение чистоты и святости и жизнь по заповедям Божьим умножает нашу награду. Но спасение и тех и других не по делам, а по вере в Иисуса Христа. И этим мы оправдываемся перед Богом. И когда в сердце наше приходит это понимание, то внутри нас что-то меняется. У нас рождается желание быть с Богом.

Я скажу так: «Святость - это человеческая стихия». Это как для рыбы хорошо в водной стихии. И как бы сегодня люди не рассказывали, что им хорошо жить в грехе, - это ложь и самообман. Жизнь в грехе приводит к пустоте и депрессии, хотя внешне вроде как все хорошо. Бог создал человека для святости. Мы также должны понимать, что служение осуждения должно присутствовать и в Новом Завете, т.к. если не будет служения осуждения, то нет и потребности в служении оправдания.

Заповеди Божьи убивают нас своей буквой, но при этом Бог говорит, что для нас есть оправдание через Иисуса Христа. И через Иисуса Христа мы приближаемся к Богу. И потому сегодня даже самый последний грешник может быть в присутствии Божьем. Это возможно благодаря крови Иисуса Христа, по вере в Него.

Однажды, еще давно, в моей жизни был такой случай: в очередной раз я духовно упал и, как я тогда считал, Бог после этого со мной больше никогда не будет иметь дела. И мне на сердце пришло очень сильное осуждение, даже жить не хотелось. Я понимал, что есть Бог, но я не достоин, быть с Богом. Меня больше ничего не радовало, и внутри была пустота. И вот в этот момент Бог обратился ко мне по имени. Всего лишь. Я не получил от Бога каких-то сверхоткровений, но я получил столько тепла и любви, что тут же ожил духовно. И это чувство невозможно передать словами. Т.е. Божья заповедь меня убила, а дух оживил. Дух животворит. Приходит служение оправдания, и я понимаю, что Бог меня прощает и принимает таким, какой я есть. И я могу быть в Его присутствии. И после этого у меня появляется масса планов, желаний и хочется жить для Бога.

Иисус сказал о Духе Святом: «Из вашего чрева потекут реки воды живой». Это сказано о Духе Святом, который предназначен животворить. И если вы служитель Нового Завета, то вы приходите и приносите жизнь. А если вы служитель Ветхого Завета, то вы приходите и убиваете всех буквой закона. Вообще, если провести такое служение осуждения, то люди после такого служения будут в депрессии и молиться не смогут, т.к. будет стыдно перед Богом. И все это можно сделать на основании Писания. Но не это должно быть целью. Мы не должны служить букве, которая убивает, мы должны служить Иисусу Христу, который есть Дух животворящий. И бывает, что на человеке уже все поставили крест, а Бог тебе говорит: «Пойди и послужи ему, скажи слова любви и этого будет достаточно, чтоб человек поднялся».

Служение Нового Завета - это служение оправдания. И пророчества Нового Завета предназначены, чтобы назидать, увещевать и утешать. Очень осторожно мы должны сегодня относиться к пророкам, которые говорят негативное. Это по Новому Завету.

Откроем 2 Кор. 3 гл. 6 ст.: «Он дал нам способность быть служителями Нового Завета. Не буквы, но духа…» . Т.е. когда мы говорим «не буквы, но Духа», это не значит, что нужно жить не по Слову Божьему, а по водительству Духа Святого. Здесь речь идет о том, что не нужно жить служением осуждения, жить нужно служением оправдания.

Далее читаем: «…потому что буква убивает, а дух животворит». Поэтому, если хотите убить своего супруга или супругу, можете по Слову Божьему рассказать, каким он или она должны быть и какими они не являются. Это легче всего сделать именно с супругами, потому что они очень хорошо знают друг друга. Но это не есть служение Нового Завета. Наша задача: вдохновить, поддержать и оживить, и на это нас благословляет Господь. И вот, когда мы это будем делать, тогда через нас будет действовать Дух Святой.

Откроем 2 Кор. 3 гл. 7-9 ст.: «Если же служение смертоносным буквам, начертанное на камнях, было так славно, что сыны Израилевы не могли смотреть на лицо Моисея по причине славы лица его преходящей, то не гораздо ли более, должно быть славно служение духа? Ибо если служение осуждения славно, то тем более изобилует славою служение оправдания» . Вот два понятия: служение осуждения и служение оправдания. Ветхий Завет и Новый Завет. Служение осуждения - буква убивает, а служение оправдания - дух животворит.

Иисус сказал, что из чрева вашего потекут реки воды живой. И человек, который наполнен Духом святым приносит жизнь, даже грешникам. На земле очень мало людей, которые думают, что они вообще не грешат. А потому все они нуждаются в том, чтоб им показали путь спасения. Давайте посмотрим: что же произошло с Моисеем, из-за чего лицо его светилось?

Моисей был много дней в общении с Богом. И Бог говорит ему: «Сойди с горы на землю, потому что народ развратился и уже дошел до безумия». Они взяли свои золотые украшения, переплавили и отлили себе тельца и сказали, что этот тот бог, который вывел их из Египта. И начали поклоняться этому тельцу. Поклонение - это завуалировано сказано, на самом деле там все доходило до сексуальных оргий. Все это было мерзостью в глазах Божьих. Они видели чудеса и силу Божью, но так быстро отступили от Бога.

Откроем Исход 32 гл. 9-10 ст.: «И сказал Господь Моисею: Я вижу народ сей, и вот, народ он - жестоковыйный; итак оставь Меня, да воспламенится гнев Мой на них, и истреблю их, и произведу многочисленный народ от тебя». Вот насколько велик был грех. И Бог дает прекрасное предложение Моисею: «Я их всех истреблю, а от тебя произведу новый народ» . Но Моисей заступается за свой народ и просит милости у Бога.

Когда Моисей был на горе, Бог дал ему скрижали каменные, на которых были написаны слова закона. Скрижали были сделаны Богом, и слова были написаны рукой Божьей. Вот с этим сокровищем Моисей спускался с горы и когда он увидел, до чего дошел народ, он, будучи кратчайшим на земле человеком, в гневе бросил скрижали на землю и разбил их. Настолько увиденное им было мерзко и противоестественно. Моисей снова взошел на гору, чтоб перед Богом заступиться за свой народ.

Исход 32 гл. 31-32 ст.: «И возвратился Моисей к Господу и сказал: о, народ сей сделал великий грех: сделал себе золотого бога; прости им грех их, а если нет, то изгладь и меня из книги Твоей, в которую Ты вписал» . Судя по всему, речь идет о книге жизни. И Моисей говорит Богу: «и меня изгладь из книги Твоей». Настолько сильно Моисей любил свой народ. И эта любовь в его сердце была от Бога. Таким образом, Моисей заступился за свой народ, и Бог продлил им жизнь и простил. Вот это было служением оправдания.
Сегодня служение оправдания осуществляется за счет ходатайства Иисуса Христа.

Перед Богом есть два ходатая: дьявол и Иисус Христос. Дьявол каждый день говорит о тебе, и каждый день говорит обо мне. И малейший грех в нашей жизни не остается незамеченным. И дьявол ходатайствует перед Богом и говорит, что по закону этот человек должен быть наказан. Почему, как только согрешил, нужно тут же исповедать свой грех перед Богом? Потому что, если этого не сделать, то мы не даем возможности Богу простить нас.

Милость Божья не просто так приходит в нашу жизнь. Общая милость - да. Т.е. солнце всходит каждый день для всех: для верующих и для не верующих. Но милость, которая дает прощение, она должна иметь основание, а основанием является ходатайство.И вот, если мы не просим у Бога прощения, то мы лишаем себя милости. Но когда мы просим прощения у Бога, то с нами соглашается Иисус Христос, который есть ходатай Нового Завета. И Он просит о милости для каждого из нас и Он заплатил за нас эту цену.

Мы, как христиане, должны быть внимательны. Когда мы постоянно кого-то критикуем и осуждаем, даже за дело, то мы становимся на сторону дьявола. Мы участвуем в служении осуждения. И при этом некоторые даже радуются: мы вот помолились и кто-то там упал или разбился, а значит у нас сильная молитва. Я скажу так: «Не сильная молитва у вас, а вы дьяволу послужили». Вот если бы должен кто-то упасть, но не упал, то в этом и есть милость Божья. И мы как христиане должны стоять на стороне Христа. Мы должны стоять в служении оправдания. Лучше, чтоб хромающее исправилось, чем совратилось. И это есть воля Божья, это есть Дух Нового Завета.

Вспомните, что сказали ученики Христа, когда их не послушались: «Давайте помолимся, как пророк Илия, и сойдет с неба огонь и сожжет людей и город, и все будут знать, что мы сильные духовные люди». Вот прекрасное служение получились бы. Но Иисус сказал им: «Вы не знаете, от какого вы Духа». Иисус пришел не погубить, а спасти погибшее.

Моисей был одним из тех ветхозаветных пророков, который понимал намного вперед своего времени и он ходатайствовал за свой народ. Откроем Исход 34 гл. 29 ст.: «Когда сходил Моисей с горы Синая, и две скрижали откровения были в руке у Моисея при сошествии его с горы, то Моисей не знал, что лице его стало сиять лучами оттого, что Бог говорил с ним» . Мы видим, что здесь Моисей вошел в служение оправдания. До Моисея этого никогда не было. И это случилось после того, как он заступился за свой народ и ходатайствовал за них, чтоб Бог простил им грех их. И когда он сошел с горы, его лицо сияло, как лучи солнца.

Далее читаем Исход 34 гл. 30-35 ст.: «И увидел Моисея Аарон и все сыны Израилевы, и вот, лице его сияет, и боялись подойти к нему. И призвал их Моисей, и пришли к нему Аарон и все начальники общества, и разговаривал Моисей с ними. После сего приблизились все сыны Израилевы, и он заповедал им все, что говорил ему Господь на горе Синае. И когда Моисей перестал разговаривать с ними, то положил на лице свое покрывало. Когда же входил Моисей пред лице Господа, чтобы говорить с Ним, тогда снимал покрывало, доколе не выходил; а выйдя, пересказывал сынам Израилевым все, что заповедано было. И видели сыны Израилевы, что сияет лицо Моисеево, и Моисей опять полагал покрывало на лицо свое, доколе не входил говорить с Ним» . Апостол Павел берет этот ветхозаветный пример и говорит, что если то, временное, было так славно, то насколько сильнее должно быть то, что есть сегодня.

Какая основная причина, почему этого не происходит? Основная причина - это служение осуждения. Мы по-прежнему в себе несем служение осуждения и при этом хотим славы Божьей. Как мы относимся к Богу? Вот возьмите и загляните каждый в свое сердце. Когда мы просим что-либо и думаем: «А даст ли мне Бог?». У многих ответ один и тот же: «Конечно, нет». Потому что я еще этого не сделал, в том согрешил и т.д. Т.е. мы хотим исполнением заповедей завоевать расположение Бога. Но апостол Павел, обращаясь к галатам, говорит: «Вы безумные; разве вы получили обещанного Духа Святого через дела закона?». И отвечает: «Нет, это произошло благодаря вере. Ни один из нас не заслужил того, чтоб Бог крестил нас Духом Святым, а Он крестил». И далее апостол Павел спрашивает: «Разве чудеса и знамения совершаются через дела закона?». И отвечает: «Нет, не через дела закона, а через наставление в вере».

Когда речь идет о служении оправдания, это не потому, что мы заслужили это служение. Апостол Павел говорит, что Он дал нам способность быть служителями Нового Завета. Я еще раз хочу сказать, что служение, которое мы совершаем, - это милость Божья. И даже если мы не правы в чем-то перед Богом, но при этом будем делать то, что Бог хочет, на этом будет помазание и благословение Божье.

Я уже приводил пример, когда служитель, будучи выпившим, проводил служение исцеления и Бог через него исцелял людей. Но если человек так поступает, то он теряет награду свою, но при этом в нем остается способность быть служителем Нового Завета. Задайте себе простой вопрос: «Если я согрешил, то из меня уходит Дух Святой?». Я скажу, что Дух Святой остается во мне, потому что это дар. Точно так же и помазание для служения остается, чтобы я ни делал. Но когда я послушен Богу, это помазание высвобождается. Но мои поступки влияют на мою награду. И грех имеет очень плохое качество: он разрушает веру. И поэтому если не каяться в своих грехах и не исповедовать их перед Богом и не восстанавливать чистую и добрую совесть, то может произойти страшная вещь. Апостол Павел говорит о таких людях, что они потерпели кораблекрушение в вере. И он называет причину этого: они потеряли добрую совесть.

Когда преподают водное крещение, то каждому задают вопрос: «Обещаешь ли ты служить Богу чистой и доброй совестью?». И человек, который принимает крещение, говорит: «Да, обещаю». Обещание Богу доброй совести - это обещание сделать все, от меня зависящее, чтоб поступать по Слову Божьему. Но если человек проявил слабость и упал, то запомните, что Бог слабых не добивает, это так обычно поступают люди. Бог слабых поднимает. Иисус Христос льна курящего не угасил и трости надломленной не преломил. Иисус, зная слабость Петра, зная, что он отречется из-за своего гордого сердца, ходатайствует перед Богом и говорит: «Я молился о тебе Петр, чтоб не оскудела вера твоя». И поэтому после такого нехорошего поступка Петр смог подняться и совершать огромное служение.

И мы должны понимать, что Иисус нас оправдывает и прощает, потому что Он заплатил цену за наши грехи. Поэтому сегодня грешник может прийти в присутствие Божье. Потому что за него заплатил цену Христос. И мы приближаемся сегодня к Богу не посредством своей праведности, а посредством святой крови Иисуса Христа. Откроем Евр. 7 гл. 18 ст.: «Отменение же прежде бывшей заповеди бывает по причине ее немощи и бесполезности» . Никто не сказал, что теперь можно убивать. Заповедь осталась та же, ее никто не отменял. Но отменено то, что мы теперь не приближаемся к Богу через исполнение; мы приближаемся к Богу по вере.

Далее читаем Евр. 7 гл. 19 ст.: «…Ибо закон ничего не довел до совершенства; но вводится лучшая надежда, посредством которой мы приближаемся к Богу». Когда мы читаем в одном из Псалмов: «…кто взойдет на гору Господню?» , то понимаем, что мы туда точно не взойдем, т.к. стандарты Божьи очень высоки, и мы должны стремиться к этим стандартам, т.к. это наша награда. Но если мы чего-то не исполняем, если мы в чем-то не правы перед Богом, то мы можем покаяться, получить прощение и, благодаря жертве Христа, быть в присутствии Божьем. Поэтому Иисус сказал: «Придите ко Мне все обремененные, и я успокою вас». Кто эти обремененные люди? Это люди, которым не нравится жить в грехе, они мучаются от этого.

О Лоте написано, что он жил в городе Содоме. В этом городе все были гомосексуалисты. Это был город греха и разврата. И вот Лот вынужден был жить в такой атмосфере, но ему противно было все это. И потому Библия называет его праведным. Хотя если мы почитаем, что он сделал, то можно очень сильно соблазниться на этом. Но Бог ценит нас не потому, что мы такие праведные и святые, а потому что мы в сердце своем хотим святости. Праведный человек не тот, который не падает, а тот, который, упавши, ненавидит свой грех. Т.е. праведник в сердце своем мучается, когда совершает грех. Ему хочется оставить этот грех и победить. Бог, прежде всего, смотрит на сердце человека. Я думаю, что у многих из нас есть совершенные нами поступки, за которые стыдно до сих пор. Хотя возможно прошли десятки лет, а как вспомним, так и плохо становится от того, что натворили. И поступки такие совершены человеком не потому, что он такой плохой, причины разные есть: кто-то из-за страха, кто-то за компанию или в нетрезвом состоянии и т.д. и человек ненавидит за это сам себя.

Приведу пример: два водителя, оба сбили человека насмерть. При этом один мучается всю жизнь и всячески пытается помогать родственникам погибшего. Второй ведет себя наглым образом Угрожает родственникам погибшего, заявляет, что если будут возмущаться, то вообще перестреляет их и ему за это ничего не будет. Т.е. один и тот же поступок, но два совершенно разных отношения. Так вот, праведный человек - это тот человек, который всегда ненавидит грех и которому жить во грехе противоестественно. Поэтому Библия говорит, что праведник семь раз упадет, и Бог его семь раз поднимет.

Откроем книгу Деяния 13 гл. 38 ст.: «Итак, да будет известно вам, мужи братия, что ради Него возвещается вам прощение грехов» . Т.е. каждому из нас, ради имени Иисуса Христа, возвещается прощение грехов. А прощение грехов нужно только там, где есть грех. Но тому человеку, который думает, что он без греха, нужно еще служение осуждения. Такому человеку нужно понять заповедь Божью и быть «убитым» этим словом. А потом прийти к покаянию и понять, что ему нужен Христос, чтоб дух его оживотворил.

Далее читаем Деян. 13 гл. 39 ст.: «И во всем, в чем вы не могли оправдаться законом Моисеевым, оправдывается Им всякий верующий» . Есть люди, которые никогда не воровали, т.к. им это противоестественно, но есть люди, которые не могут, чтоб не воровать. Также есть люди, даже неверующие, которые никогда в жизни не прелюбодействовали, т.к. им противно это, а есть люди, которые борются с этим грехом всю жизнь.

Я скажу так, что у каждого из нас есть свое слабое место, и закон обнаруживает это и показывает нам нашу слабость. И есть те заповеди в законе Моисея, которые я всегда исполнял, даже будучи неверующим, но есть те заповеди, которые я не исполнял, хотя даже будучи неверующим, прекрасно понимал, что делаю неправильно. Т.е. те заповеди, что я могу исполнить, я исполняю, но этим не оправдываюсь - это моя награда. Но там, где я не могу исполнить заповеди и согрешаю, я оправдываюсь верой в Иисуса Христа. Поэтому, когда ко мне приходит успех, я не принимаю это, как мой успех, а понимаю, что мне это дал Бог по Своей милости. И поэтому мне легко сказать: «Слава Тебе Господи», т.к. я знаю, что это произошло не благодаря моей праведности и моим заслугам, а по Его милости. Но когда меня начинает «заносить», то Бог просто немножко убирает свою руку и ни один человек не способен устоять против греха.

Бог знает мое и твое слабое место. Он может показать тебе, какой ты на самом деле. И потом сам себе будешь удивляться. И происходит иногда странная вещь: когда мы приходим к Богу, то в нас начинает проявляться то, чего мы за собой никогда в жизни не замечали. Почему так происходит? Потому что Бог не делает косметический ремонт, Он делает капитальный ремонт. А для того, чтоб сделать капитальный ремонт, нужно вскрыть все недостатки. И это не должно нас «убить». Это должно нам показать нашу нужду в Иисусе Христе. Бог показывает, какой я есть для того, чтоб я мог покаяться, и Он мог меня от всего этого освободить.

Но даже тогда, когда ты стоишь, то нужно беречься, чтоб не упасть. Если возгордишься, то будет падение. И сегодня мы оправдываемся верой в Иисуса Христа, сегодня мы имеем служение Нового Завета - служение оправдания, только благодаря Иисусу Христу. И мы получили благодать и апостольство через Иисуса Христа, чтоб покорять вере народы. И это не является какой-то сказкой или фантастикой, это очень просто и реально, есть только одна оговорка: доверься Господу, нуждайся в Иисусе Христе.

Все 12 апостолов, которых призвал Христос, даже не мечтали о том, что они будут апостолами. Никто из них не проходил духовной подготовки, чтоб начать исцелять, изгонять бесов и т.д. Это получилось у них естественно. Они были новообращенными. Для нас сегодня странно звучит: новообращенные апостолы. Они стали апостолами, будучи верующими меньше года. Поэтому, если мы с вами хотим иметь помазание на своем служении, то мы должны нести служение оправдания, служение духа. А если нужно привести ко Христу какого-то фарисея, который мыслит: «Слава Богу, что я лучше, чем мой сосед», то такого можно и буквой закона поставить на место, чтоб показать человеку его грехи.

Для того, чтоб такой человек осознал нужду в Иисусе Христе. Всем остальным этого делать не нужно. Иисус Христос сказал: «Придет Дух Святой и обличит весь мир во грехе, что не веруют в Меня». Большинство людей в мире не нужно обличать во грехе, т.к. они и сами об этом знают и хотят от них освободиться. Поэтому сегодня мы несем служение оправдания. Бог дал нам способность быть служителями Нового Завета.

Перед каждым ищущим Господа человеком предстает образец высочайшего уровня праведности и святости, который изображается в библейских заповедях. Многие искренние христиане стремятся угодить Господу и исполнить эти заповеди. Их сердца полны любовью к Богу, и решимостью ходить Его путями. Но не все замечают, что Священное Писание предлагает два разных подхода к исполнению этих заповедей. Верующим необходимо исследовать оба подхода, чтобы избрать наиболее совершенный путь к достижению желанной цели. И тем самым оградить себя от неудач, огорчений и переживаний.

Завет с Богом

Бог всегда искал общения с человеком даже после его грехопадения. И всегда эти отношения были основаны на завете, заключенном между Богом и человеком. Еврейское слово берит означает завет, договор, союз, а греческое диатеке - завет, договор, завещание. Таким образом, завет - это договор или соглашение человека с Самим Богом. Книга Бытие (17:1-22) повествует об одном из таких заветов.

Бог избрал одного арамеянина по имени Аврам и назвал его Авраамом. Он вывел его из Ура Халедейского и заключил с ним завет. В этом договоре Бог взял на себя обязательство произвести от Авраама многочисленное потомство и дать ему во владение землю, по которой странствовал Авраам. От Авраама же требовалось ходить пред Богом в непорочности и обрезывать всех мальчиков, которые родятся в его потомстве и всех рабов, находящихся в его доме. В последствии завет Бога с Авраамом перешел на Исаака, а затем на Иакова.

Святой закон

Бог исполнил обещание, данное Аврааму, и сыны Израилевы, не смотря на угнетение, сильно размножались в земле Египетской. Господь избрал Моисея быть вождем этого народа. Знамениями и чудесами Он вывел их из рабства, являя Свое могущество. И повел их через пустыню к горе Синай, чтобы заключить с ними завет. Моисей поднялся на гору, и Бог повелел ему приготовить народ к третьему дню для встречи с Ним.

«И вывел Моисей народ из стана в сретение Богу, и стали у подошвы горы. Гора же Синай вся дымилась от того, что Господь сошел на нее в огне; и восходил от нее дым, как дым из печи, и вся гора сильно колебалась; и звук трубный становился сильнее и сильнее. Моисей говорил, и Бог отвечал ему голосом. И сошел Господь на гору Синай, на вершину горы, и призвал Господь Моисея на вершину горы, и взошел Моисей» (Исх.19:17-20). Так Бог открыл славу Свою народу израильскому и заключил с ними завет (договор).

В этом договоре Всевышний обещал быть их Богом, дать израильтянам во владение землю Ханаанскую и благословить их жить на ней и размножаться. Поскольку завет - это обоюдное соглашение нескольких сторон, на сынов Израилевых тоже возлагались определенные требования - они должны были исполнить данный Господом закон, который выражал волю Божью к человеку, к его намерениям и поступкам по отношению к Богу и другим людям.

Бог праведен и свят, чтобы иметь отношения с Ним человек должен поступать в соответствии с Его святыми требованиями. Таким образом, соблюдение закона давало человеку возможность приближаться к Богу и иметь благословение от Него. Нарушение закона вело к разделению с Господом и проклятию.

Книга Исход (24) повествует о том, как был заключен договор между Богом и Израилем: Моисей взял книгу (свиток) со словами закона и прочитал вслух пред народом, израильтяне дали обещание, что будут исполнять Его заповеди . Тогда Моисей взял крови тельца, принесенного во всесожжение, и окропил народ и сказал: «вот кровь завета, который Господь заключил с вами о всех словах сих». Моисей и старейшины Израилевы совершили трапезу в присутствии Божьем.

Затем Бог повелел Моисею подняться на гору. Там Он дал ему скрижали. Это были две каменные плиты, на которых были начертаны десять заповедей, которые сыны Израилевы слышали, находясь у подножия горы. Это были основные заповеди закона Моисеева, остальные заповеди, содержащиеся в законе, дополняли и разъясняли эти десять.

Таким образом, на каменных скрижалях было начертано условие договора человека с Богом , они так и назывались «скрижали завета» или «откровение». Специально для этих скрижалей был изготовлен деревянный ковчег (ларец), обложенный золотом. На крышке этого ларца были сделаны два золотых херувима с распростертыми крыльями.

Этот ковчег был поставлен в Святом Святых (главном части) Скинии, которая была местом жертвоприношений и поклонения Богу. Там над крышкой ковчега завета Господня Бог открывался Моисею и говорил с ним. Вот такое большое место было уделено закону. Без него не могло быть и речи о каком либо общении с Богом.

Во времена Ветхого Завета Бог не дал человеку новой природы и нового сердца, человек сам должен был поступать в соответствии с Его заповедями: «но до сего дня не дал вам Господь сердца, чтобы разуметь, очей, чтобы видеть, и ушей, чтобы слышать» (Втор.29:4). Закон делал ударение на человеческих способностях и стараниях исполнить заповеди и провозглашал праведником того, кто поступает в соответствии с ними: «и в сем будет наша праведность, если мы будем стараться исполнять все сии заповеди пред лицем Господа, Бога нашего, как Он заповедал нам» (Втор.6:25).

Но после падения Адама грех вошел в жизнь человека. А грех - это не только отдельные действия, нарушающие закон, но так же сущность, или природа человека, передающаяся по наследству. «Лукаво сердце [человеческое] более всего и крайне испорчено; кто узнает его?» (Иер.17:9). «Может ли Ефиоплянин переменить кожу свою и барс - пятна свои? так и вы можете ли делать доброе, привыкнув делать злое?» (Иер.13:23). По этому люди не смогли исполнить заповеди: «потому что делами закона не оправдается пред Ним никакая плоть; ибо законом познается грех» (Рим.3:20). «Все мы сделались - как нечистый, и вся праведность наша - как запачканная одежда; и все мы поблекли, как лист, и беззакония наши, как ветер, уносят нас» (Ис.64:6).

Святость закона показывает греховность и порочность человеческой природы и неспособность поступать в соответствии с волей Божьей. Сколько бы человек ни старался, он не сможет исполнять заповеди как Ветхого, так и Нового Завета и достигнуть праведности своими усилиями: «Ибо мы знаем, что закон духовен, а я плотян, продан греху. Ибо не понимаю, что делаю: потому что не то делаю, что хочу, а что ненавижу, то делаю. Если же делаю то, чего не хочу, то соглашаюсь с законом, что он добр, а потому уже не я делаю то, но живущий во мне грех. Ибо знаю, что не живет во мне, то есть в плоти моей, доброе; потому что желание добра есть во мне, но чтобы сделать оное, того не нахожу. Доброго, которого хочу, не делаю, а злое, которого не хочу, делаю. Если же делаю то, чего не хочу, уже не я делаю то, но живущий во мне грех. Итак я нахожу закон, что, когда хочу делать доброе, прилежит мне злое. Ибо по внутреннему человеку нахожу удовольствие в законе Божием; но в членах моих вижу иной закон, противоборствующий закону ума моего и делающий меня пленником закона греховного, находящегося в членах моих. Бедный я человек! кто избавит меня от сего тела смерти?» (Рим.7:14-24).

Мы видим здесь человека, пришедшего к отчаянию и разочарованию во всех своих искренних попытках исполнить волю Божью. До тех пор, пока он находится под законом, он находится под силой греха, потому, что «сила греха - закон» (1Кор.15:56).

Бог, а не человек

По этому, Новый Завет предлагает нам совершенно новый подход. Ветхий Завет концентрировал внимание на том, что должен был делать человек - исполнять закон. Новый Завет тоже призывает исполнять заповеди: «Не всякий, говорящий Мне: "Господи! Господи!", войдет в Царство Небесное, но исполняющий волю Отца Моего Небесного» (Мф.7:21).

«Итак всякого, кто слушает слова Мои сии и исполняет их, уподоблю мужу благоразумному, который построил дом свой на камне» (Мф.7:24). «Вы друзья Мои, если исполняете то, что Я заповедую вам» (Иоан.15:14). «Ибо мы - Его творение, созданы во Христе Иисусе на добрые дела, которые Бог предназначил нам исполнять» (Еф.2:10). Но при этом Евангелие обращает внимание на том, что Бог делает в жизни человека.

Оправдание через веру

Эта работа начинается с того, что Он дает человеку веру в Иисуса Христа. Затем приходит покаяние и обращение, которое ведут к очищению Кровью Христа и прощению - это тоже действие Божье. Господь оправдывает (греческое слово дикайо означает оправдывать, считать справедливым, объявлять праведным, провозглашать праведным, признавать праведным) уверовавшего, то есть признает, что он никогда не грешил и является праведником.

«И вас, бывших некогда отчужденными и врагами, по расположению к злым делам, ныне примирил в теле Плоти Его, смертью Его, [чтобы] представить вас святыми и непорочными и неповинными пред Собою» (Кол.1:21-22). Эта праведность не является результатом наших дел или достижений и не определяется нашей способностью исполнять заповеди.

Она является даром Божьим (Рим.5:17) и вменяется верующему в искупительную смерть Иисуса Христа и Его воскресение «Ибо мы признаем, что человек оправдывается верою, независимо от дел закона. А не делающему, но верующему в Того, Кто оправдывает нечестивого, вера его вменяется в праведность» (Рим.3:28;4:5). Сознание этой праведности, обретенной через веру, освобождает от гнетущего чувства вины, которое появляется у человека, когда он видит огромную разницу между образом совершенства, представленным в Библии и самим собой. Это разрушительное чувство может сопровождаться страхом наказания, ощущением отверженности и болезненным самоанализом.

Чувство вины является одним из главных оружий сатаны, который клевещет на христиан день и ночь (Отк. 12:10). Оно полностью разоружает верующего и делает его беззащитным в искушениях. По этому Новый Завет утверждает: «Кто будет обвинять избранных Божиих? Бог оправдывает [их]. Кто осуждает? Христос Иисус умер, но и воскрес: Он и одесную Бога, Он и ходатайствует за нас» (Рим.8:33,34). Вера в то, что нам нет «никакого осуждения» (Рим 8:1) ведет к свободе, победе над грехом и дает силу стоять искушениях.

Новое сердце

Бог производит работу и в самом человеке, изменяя его природу, его внутренность. Он записывает слова закона в сердце: «Но вот завет, который Я заключу с домом Израилевым после тех дней, говорит Господь: вложу закон Мой во внутренность их и на сердцах их напишу его, и буду им Богом, а они будут Моим народом» (Иер.31:33). Тогда изменяется и отношение к греху. Он уже не является таким привлекательным и желанным, но гнусным и противным.

Человек испытывает к нему ненависть и отвращение, потому, что Слово Божье записано не на каменных скрижалях, но в его сердце Духом Святым (2Кор.3:3). Это происходит, когда человек рождается свыше, когда от Бога приходит в его внутренность. Эта вечная жизнь не просто бесконечное существование. Бог является источником всякой жизни, потому, что жизнь свойственна Ему по Его сущности.

Он назван в Библии Живым Богом. Иисус Христос как Сын Божий обладает Божественной жизнью, Он сказал: «Я есмь жизнь (Ин 14:6); Ибо, как Отец имеет жизнь в Самом Себе, так и Сыну дал иметь жизнь в Самом Себе» (Иоан.5:26). Одной из центральных тем в Его учении является весть о том, что Он пришел дать новую жизнь верующим в Него: «Я пришел для того, чтобы имели жизнь и имели с избытком» (Ин10:10).

Когда Иисус приходит в человеческое сердце, Он наполняет его Божественной жизнью. И человек возрождается, воскресая из духовной смерти и становясь причастником Божеского естества. «А тем, которые приняли Его, верующим во имя Его, дал власть быть чадами Божиими, которые ни от крови, ни от хотения плоти, ни от хотения мужа, но от Бога родились» (Ин.1:12;1Пет.1:3; 2Пет.1:4).

Так эта новая жизнь полностью изменяет природу уверовавшего. Став дитем Божьим, унаследовав новую родословную, новые гены, он уже не может жить в грехе, потому, что семя Слова прибывает в нем, он искренне стремиться поступать по воле Божьей. И Бог обещает, что Он сделает так, что возрожденный будет соблюдать Его заповеди . «И дам вам сердце новое, и дух новый дам вам; и возьму из плоти вашей сердце каменное, и дам вам сердце плотяное. Вложу внутрь вас дух Мой и сделаю то, что вы будете ходить в заповедях Моих и уставы Мои будете соблюдать и выполнять » (Иез.36:26,27).

Ричард Госвиллер так описал эту божественную работу: «Освящение верующего совершается так же, как и его оправдание, - только по благодати Божьей. Основание его освящение - искупительная работа Господа Иисуса, а средство этого освящения - только вера» . Работа благодати не заканчивается нашим обращением, она продолжается на протяжении всего христианского пути.

Греческое слово харис, означает благодать, благоволение, благосклонность, милость, любезность, дар. Эта благодать «научающая нас, чтобы мы, отвергнув нечестие и мирские похоти, целомудренно, праведно и благочестиво жили в нынешнем веке, ожидая блаженного упования и явления славы великого Бога и Спасителя нашего Иисуса Христа, Который дал Себя за нас, чтобы избавить нас от всякого беззакония и очистить Себе народ особенный, ревностный к добрым делам» (Тит.2:12-14).

Есть только один доступ к этой благодати - это вера в совершенное Христом искупление, вера в великие обетования Библии о Божественном замысле для человека. В послании к Римлянам мы читаем» «через Которого верою и получили мы доступ к той благодати, в которой стоим и хвалимся надеждою славы Божией» (Рим.5:2). Когда мы хотим научиться исполнять заповеди нам нужно, прежде всего, увидеть предлагаемый Богом путь к достижению этой цели, позволить Ему вести нас этим путем и научиться доверять Его благодати.

Слава служения духа

Так полностью изменяется наше отношение к заповедям Нового Завета. Они больше не представляются «буквой», обличающей нашу греховность и неспособность поступать по воле Божьей, таким образом, осуждая и убивая нас. Эти святые заповеди стали обетованием того, что Бог хочет сделать в нашей жизни.

«Он дал нам способность быть служителями Нового Завета, не буквы, но духа, потому что буква убивает, а дух животворит. Если же служение смертоносным буквам, начертанное на камнях, было так славно, что сыны Израилевы не могли смотреть на лице Моисеево по причине славы лица его преходящей, - то не гораздо ли более должно быть славно служение духа?

Ибо если служение осуждения славно, то тем паче изобилует славою служение оправдания. Господь есть Дух; а где Дух Господень, там свобода. Мы же все открытым лицем, как в зеркале, взирая на славу Господню, преображаемся в тот же образ от славы в славу, как от Господня Духа » (2Кор.3:6-9;17-18).

Слава исходит от Бога как от «Отца славы » (Еф 1:17) и является частью Его сущности, Его совершенства, величия и всемогущества. Бог неоднократно открывал Себя человеку, тогда перед ним представала видимое сияние славы, называемой евреями Шехина. Эта слава была явлена на горе Синае при заключении завета, когда Израилю был дан закон.

Эта слава обитала в Скинии Моисея, затем в Храме Соломона. Она была открыта в видении пророкам. Бог так же неоднократно показывал Свою славу в делах. Так при выходе Израильтян из Египта Он явил славу, совершив суд над египтянами, и силой чудес и знамений вывел Свой народ. По этому служение Господу по букве закона славно.

Но проблема оказалась в самом человеке, и он не смог служить Богу по закону. Поскольку Ветхий Завет основан был на делах, отношения с Богом были нарушены, и слава отступила от Израиля до времени.

Новый Завет предлагает нам другое основание - веру в Иисуса Христа и говорит о превосходящей славе служения духа. Христос - это Господь славы (1Кор2:8). Вся Его жизнь, служение, смерть и воскресение являются сиянием славы Божьей (Евр. 1:3). «И Слово стало плотию, и обитало с нами, полное благодати и истины; и мы видели славу Его, славу, как Единородного от Отца» (Иоанн.1:14).

Вера в совершенное Им стала основанием полноценных отношений с Богом. Она преображает человека и открывает ему путь к великим делам Божьим в его жизни. Эти дела являются откровением Его славы. Господь благоволит показать нам то, к чему мы никогда сами не сможем придти ни способностями ума, ни усилием нашей воли, ни правильностью наших поступков.

«Тайну, сокрытую от веков и родов, ныне же открытую святым Его, которым благоволил Бог показать, какое богатство славы в тайне сей для язычников, которая есть Христос в вас, упование славы» (Кол.1:26,27). Христос пришел в наше сердце не как маленький младенец, а как Господь славы - о какое это великое откровение даже для самого немощного в вере христианина! Бог благоволит дать нам вкусить уже здесь на земле небесной славы - увидеть и пережить Его дела, Его величие и могущество, чтобы войти в совершенный возраст Христов (Еф.4:13) и «быть подобными образу Сына» Божьего (Рим.8:29).

По этому «должно быть славно служение духа». Одно из совершенных средств к достижению этого намерения - это «Христос в нас» . Только Ему под силу исполнить все заповеди, только Он может всегда поступать по воле Божьей. Когда мы приходим к пониманию того, что у нас ничего не получается, нам нужно уповать на славу Божьих дел, которая есть Христос в нас. Отношения с Иисусом Христом и посланным Им Духом Святым являются стержнем нашей духовной жизни.

Замененная жизнь

Нашу старую греховную личность не возможно как-то преобразить или изменить. Библия говорит, что есть только один путь к освобождению от нее - это смерть «ветхого (греч. палайос, старый, древний, ветхий; устаревший, обветшалый, утративший смысл, пустой) человека» через сораспятие с Христом. По этому Иисус призывает своих последователей взять свой крест. Иудеям, слушавшим Иисуса, было хорошо понятно, что такое крест, им довольно часто приходилось видеть людей приговоренных к смерти, которые несли свой крест к месту казни.

Крест - это не наши человеческие проблемы и трудности, это орудие убийства. Он приговаривает к смерти все плотское и греховное. Это пугает непросвещенного человека, который не знает, что за смертью со Христом следует слава воскресенья в новой жизни. Учение о сораспятии может так же разочаровать того, кто считает, что он сам должен распять себя, тогда как наш ветхий человек был распят со Христом 20 веков назад. Нам нужно только согласиться и принять этот библейский факт верой. Евангелие о включает в себя две основные истины.

Первая истина заключается в том, что «Христос умер за нас» (Рим 5:8), Его смерть на Голгофе стала платой за наши грехи. Эта истина принимается легко и охотно. Вторая более затруднительна для понимания, но она является такой же истиной, как и первая, она говорит о том, что мы умерли с Ним «Ибо любовь Христова объемлет нас, рассуждающих так: если один умер за всех, то все умерли. А Христос за всех умер, чтобы живущие уже не для себя жили, но для умершего за них и воскресшего» (2Кор.5:14-15).

Крещение, которое принимает уверовавший указывает на соединение с Христом в Его смерти и воскресении. Оно говорит о том, что мы умерли для старого образа жизни, погребены и воскресли с Христом в новой жизни для Бога. «Итак мы погреблись с Ним крещением в смерть, дабы, как Христос воскрес из мертвых славою Отца, так и нам ходить в обновленной жизни. Ибо если мы соединены с Ним подобием смерти Его, то должны быть [соединены] и [подобием] воскресения» (Рим.6:4-5).

Это означает, что «ветхий наш человек (это невозрожденное «я», наша греховная личность) распят с Ним, чтобы упразднено было (греческое слово катаргео означает оставить в бездействии, упразнить) тело греховное (т.е. земное тело человека, управляемое греховными желаниями), дабы нам не быть уже рабами греху» (Рим.6:6). Это полное освобождение от власти греха, по этому верующий уже никак не может оставаться в нем.

В этом заключается евангельское учение о кресте - соединившись с Христом умершим и воскресшим, верующий умер для греха однажды и навсегда и воскрес в новой жизни для Бога однажды и навсегда. И это соединение совершил Господь. Так в нас произошла замена старой жизни на жизнь новую, жизнь Христову. Апостол Павел говорит об этом так: «Я сораспялся Христу, и уже не я живу, но живет во мне Христос. А что ныне живу во плоти, то живу верою в Сына Божия, возлюбившего меня и предавшего Себя за меня» (Гал.2:19-20).

Что же теперь должен делать верующий? Как и Христос умерший и воскресший, он должен почитать себя мертвым для греха и живым для Бога: «Так и вы почитайте себя мертвыми для греха, живыми же для Бога во Христе Иисусе, Господе нашем» (Рим.6:11). Он должен знать эту истину, верить этой истине и поступать в соответствии с этой истиной. Он не должен позволить греху господствовать в его жизни: «Итак да не царствует грех в смертном вашем теле, чтобы вам повиноваться ему в похотях его; …мы не должники плоти, чтобы жить по плоти; ибо если живете по плоти, то умрете, а если духом умерщвляете дела плотские, то живы будете» (Рим.6:12; 8:12,13).

Это становиться возможным, когда верующий имеет знание о том, что он освобожден от власти греха, и его ветхий человек распят с Христом. Его непосредственной ответственностью является посвятить свое тело и всею свою жизнь на служение Богу: «но представьте себя Богу, как оживших из мертвых, и члены ваши Богу в орудия праведности» (Рим.6:13). Если прежде он жил для себя и удовлетворял свои греховные желания, то теперь живет для Бога, воскресившего его в новой жизни. Господь часто в осуществлении Своих замыслов использует людей.

Они являются как бы инструментом (орудием) в Его руках. Самое величайшее блаженство на этой земле - жить для Бога, быть используемым Им, являться сосудом Его славы, видеть Его чудные и великие дела! Когда человек познает и принимает Божий план для его жизни, посвящает себя Богу, отделяясь от греховного мира, и доверяет Ему свою жизнь, Господь начинает Свой труд над ним. Он учит человека поступать по духу, ходить путями правды и исполнять Его заповеди - это Его путь освящения. А затем Бог направляет этого человека служить другим людям и быть благословением для них, продолжая работу и в его сердце.

Вера в смерть своего «ветхого человека» через сораспятие с Христом, всецелое посвящение своей жизни на служение Богу в послушании и праведности - это воля Божья для каждого рожденного свыше человека. «Итак умоляю вас, братия, милосердием Божиим, представьте тела ваши в жертву живую, святую, благоугодную Богу, [для] разумного служения вашего, и не сообразуйтесь с веком сим, но преобразуйтесь обновлением ума вашего, чтобы вам познавать, что есть воля Божия, благая, угодная и совершенная» (Рим.12:1,2).

Христос - виноградная лоза

Бог желает, чтобы жизнь, пришедшая от Него, новая возрожденная природа возрастала и преобладала в верующем. Успешность этого возрастания напрямую зависит от отношений с Христом. Сущность этих взаимоотношений Иисус выразил в притче о виноградной лозе. «Я есмь истинная виноградная лоза, а Отец Мой - виноградарь. Пребудьте во Мне, и Я в вас.

Как ветвь не может приносить плода сама собою, если не будет на лозе: так и вы, если не будете во Мне. Я есмь лоза, а вы ветви; кто пребывает во Мне, и Я в нем, тот приносит много плода; ибо без Меня не можете делать ничего. Кто не пребудет во Мне, извергнется вон, как ветвь, и засохнет; а такие [ветви] собирают и бросают в огонь, и они сгорают» (Иоан.15:1, 4-6).

Жизнь есть в ветвях, когда они находятся на лозе. Они не могут существовать отдельно и самостоятельно. Мы пришли ко Христу, и нам была дарована Его жизнь. Эта жизнь не сохраняется автоматически. Ее нужно поддерживать через постоянные отношения с Иисусом, как с источником жизни «Кто не пребудет во Мне, извергнется вон, как ветвь, и засохнет» .

В этом сравнении с виноградной лозой Христос хочет показать нам полную зависимость от Него . Взаимоотношения с Иисусом являются одной из центральных тем Евангелия. А значит и нам нужно поставить это в центр жизни. Наше христианство не будет полноценным, если мы лишь иногда имеем отношения с Господом.

Нам необходимо всегда верой пребывать (греческий глагол мейнате происходит от слова мено, означающего оставаться, находиться, быть, существовать, жить) во Христе. Апостол Павел сказал: «для меня жизнь - Христос» (Фил.1:21). Это жизнь, в которой все делается через Иисуса Христа, пребывающего в нас, а не через собственное «я».

Иисус говорит: «без Меня не можете делать ничего». Павел, будучи мужем веры, который обрел опыт во взаимоотношениях с Иисусом, восклицает: «Все могу в укрепляющем меня Иисусе Христе» (Фил.4:13). Этот опыт Апостола доступен каждому дитя Божьему.

Сама природа учит нас тому, что ветвь является частью единого целого - лозы. Так и Писание говорит нам, что мы соединены с Христом, и жизнь, которая есть в Нем, как в Лозе, течет в нас ее ветвях. Верующему необходимо постоянно поддерживать эту связь через отношения с Иисусом посредством веры. Но не нужно думать о том, как у нас это получается, так как мы вновь будем обращать внимание на свое «я», нам нужно просто сосредоточиться на Иисусе, как сиянии славы Божьей.

Евангелие представляет нам Его прекрасный и конкретный образ: Его воплощение, святую жизнь, служение людям, смерть и славное воскресение, Его царствование на небесах и пребывание в нашем сердце. Чем больше мы понимаем свою зависимость от Господа, тем больше ищем Его присутствия в своей жизни. Потребность в этом присутствии побуждает нас к жизни верой, к постоянной молитве и исканию лица Господа в «тайной комнате» или на молитвенном собрании, чтению Слова и углубленному размышлению над его истинами.

Через эти взаимоотношения с Иисусом, через пребывание в Нем происходит возрастание в вере и преображение в Его образ: «кто пребывает во Мне, и Я в нем, тот приносит много плода». Это тот самый столь желанный плод Духа, к которому стремиться каждый искренний христианин. Этот плод является результатом нашего пребывания во Христе и работы Святого Духа в нашей жизни.

Работа Святого Духа

Ключевую роль в жизни христианина играет Святой Дух. Он приводит человека к обращению, возрождению, наполняет его Своим присутствием и сопровождает его на протяжении всего пути веры. Это один из самых драгоценных даров, которые дал нам Бог. Святой Дух - это не просто сила, данная верующим для служения Богу.

Это не просто иные языки, на которых молится человек крещеный Духом Святым. Дух Святой - это, прежде всего Божественная Личность. От самого обращения у человека начинаются отношения с этой Личностью. Эти взаимоотношения обретают особенный характер, когда человек получает крещение Духом.

Он открывает человеку Бога и истину, изложенную в Писании. К этому познанию не возможно придти никакими человеческими путями, его не возможно постигнуть путем науки и образования. Именно Святой Дух делает истину понятной для человека. Он открывает Писание и дает способность мыслить духовно, чтобы познать Бога и Его Слово. «Но, как написано: не видел того глаз, не слышало ухо, и не приходило то на сердце человеку, что приготовил Бог любящим Его. А нам Бог открыл [это] Духом Своим; ибо Дух все проницает, и глубины Божии.

Ибо кто из человеков знает, что в человеке, кроме духа человеческого, живущего в нем? Так и Божьего никто не знает, кроме Духа Божия. Но мы приняли не духа мира сего, а Духа от Бога, дабы знать дарованное нам от Бога, что и возвещаем не от человеческой мудрости изученными словами, но изученными от Духа Святаго, соображая духовное с духовным» (1Кор.2:9-13).

Дух Божий изменяет мышление верующего. Когда человек живет в греховном мире, окружающее его общество формирует в нем определенный образ мыслей, критерии его совести и понятие добра и зла. И человек не может поступать иначе, чем сформировано его мышление, которое становиться его жизнью и поступками. Обращение человека к Богу производит удивительные перемены в его мыслях.

Как мы говорили раньше, Бог Духом Святым записывает в сердце человека Свое Слово. Его Дух совершает обновление человеческого разума. По мере того, как человек размышляет над Священным Писанием, ища познания Бога, Дух Господень открывает ему волю Божью, меняет его ценности и мировоззрения, дает новую оценку добра и зла.

Таким образом, Святой Дух в наших ежедневных взаимоотношениях с Ним обновляет наше мышление и дает способность мыслить духовно. « Ибо живущие по плоти о плотском помышляют, а живущие по духу - о духовном. Помышления плотские суть смерть, а помышления духовные - жизнь и мир» (Рим.8:5,6). «И не сообразуйтесь с веком сим, но преобразуйтесь обновлением ума вашего, чтобы вам познавать, что есть воля Божия, благая, угодная и совершенная» (Рим.12:2).

Одной из главных задач христианина является победа над плотью, которая представляет собой падшую греховную природу Адама. Она преобладает и управляет невозрожденным человеком и проявляется в «делах плоти» (Гал.5:19-21). Как мы говорили раньше, наш «ветхий человек» (т. е. невозрожденная личность) распят с Христом, мы умерли для греха и старого образа жизни, погребены и воскресли с Ним в новой жизни.

Так Бог освободил нас от власти греха и плоти (Рим.6:6-7). Но она, в своей природе остается неизменной, в ней всегда есть склонность к греху. Плоть хочет господствовать в нашей жизни и сегодня, поработить ее и управлять ею. Она всегда противиться Богу и является самым серьезным препятствие в наших отношениях с Ним. «Потому что плотские помышления суть вражда против Бога; ибо закону Божию не покоряются, да и не могут. Посему живущие по плоти Богу угодить не могут» (Рим.8:7,8). «Ибо плоть желает противного духу, а дух - противного плоти: они друг другу противятся, так что вы не то делаете, что хотели бы» (Гал.5:17).

Даже у самого искреннего христианина нет своей силы и способности победить плоть. Дух Божий, живущий в нас способен ей противостоять. Обетование водительства Духом Святым дано всем детям Божьим: «…если духом умерщвляете дела плотские, то живы будете. Ибо все, водимые Духом Божиим, суть сыны Божии» (Рим 8:13-14). Жизнь в послушании Ему даст нам переживать столь желанную победу. В Послании к Галатам (5:16) описана правильная последовательность во взаимоотношениях со Святым Духом: «поступайте по духу, и вы не будете исполнять вожделений плоти».

Мы не можем, побеждая плоть, стать духовными. Именно поступая (греч. перипатейте, ходить, поступать, жить, вести, действовать) по Духу, подчиняясь Его водительству, руководствуясь Его советами и наставлениями, облекаясь в Его силу, мы будем способны противостоять греховным желаниям плоти и возрастать в духовной жизни. По этому нам нужны постоянные взаимоотношения с Личностью Святого Духа.

Стандарты библейской праведности и святости настолько высоки, что их не возможно достигнуть никакими человеческими усилиями и способностями. По этому главная цель всей работы Святого Духа - это привести нас в совершенный возраст Христов и уподобить Его образу: « доколе все придем в единство веры и познания Сына Божия, в мужа совершенного, в меру полного возраста Христова» (Еф.4:13). Плод Духа, описанный в Послании к Галатам (5:22-23) является результатом хождения верующего в Духе Святом.

Жизнь, подчиненная Духу и Его водительству представляет собой служение духа, которое более славно, чем служение по букве закона, предлагающей достигать святости человеческими стараниями, хотя может быть и искренними, но обреченными на поражение. Закон ставит исполнение заповедей главным условием общения с Богом, а благодать исполнение заповедей и достижение библейской праведности и святости результатом взаимоотношений с Ним.

Более того, для тех, кто водиться Духом нет закона (Гал.5:18, 23-24), а значит, нет и силы греха (1Кор15:56). Итак, два пути предлагает нам Священное Писание к достижению желанной цели, один из которых ветхий, другой новый. Давайте пойдем более славным путем служения духа, «ибо закон ничего не довел до совершенства» (Евр 7:19).

Черных М. Е.
г. Кировск. Мурманская обл.