Проектно исследовательские работы в нач школе темы. Проектная работа в начальной школе

ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В НАЧАЛЬНЫХ КЛАССАХ


Приоритетной задачей современной школы является создание необходимых и полноценных условий для личностного развития каждого ребенка, формирование его активной жизненной позиции. В настоящее время необходимо формировать у учащихся социальные компетенции, социальную активность и делать это через проектную деятельность. Метод проектов - самый распространённый вид исследовательского труда, который развивает социальный аспект личности за счёт включения её в различные виды деятельности, прививает учащимся жизненно необходимые знания и умения.

Основной тезис современного понимания метода проектов звучит так: «Все, что я познаю, я знаю для чего мне это надо и где, и как я могу эти знания применить»

Проект (с лат. «брошенный вперед») – это прототип, прообраз какого-либо объекта, вида деятельности и т.п., а проектированием является создание проекта.

Метод учебного проекта – это одна из личностно-ориентированных технологий, способ организации самостоятельной деятельности учащихся, направленных на решение задач учебного проекта, интегрирующего в себе проблемный подход, групповые методы, рефлексивные, презентационные и др. умения.

Учебный проект – это и задание для учащихся, сформулированное в виде проблемы, и их целенаправленная деятельность, и форма взаимодействия учащихся с учителем и учащихся между собой, и результат деятельности как найденный ими способ решения проблемы проекта.

Цели проектного обучения:

· Способствовать повышению личной уверенности у каждого участника проектного обучения, его самореализации и рефлексии.

· Развивать у учащихся значимость коллективной работы, повышать роль сотрудничества, вдохновлять на развитие коммуникабельности.

· Развивать исследовательские умения.

Каждый проект – вполне реальное дело для ученика, который знает цели, может предвидеть затруднения, составить план своей несложной работы. Несложность проектов обеспечивает успех их выполнения, даёт силы и желания к работе над другими.

Преимущество проекта, состоит в том, что ограниченный временными рамками урок "выплёскивается” во внеурочную деятельность и объединяет практически все уроки: окружающий мир, русский язык, изобразительное искусство и художественный труд, информатику, уроки технологии и другие.

Как же строится работа над проектами? Она делится на несколько этапов .

1. Погружение в проект. На этом этапе учитель «зажигает» детей идеей проекта. Учащиеся стараются пропустить ее через себя, присваивают или отказываются от нее.

2. Организация деятельности. Учитель вносит свои предложения по организации работы на правах более опытного человека, учащиеся осуществляют работу в соответствии с планом.

3. Осуществление деятельности. Учитель является наблюдателем, но не сторонним, а готовым в нужный момент оказать помощь, проконсультировать. Учащиеся работают максимально активно и самостоятельно.

4. Презентация. Учитель принимает отчет. Учащиеся демонстрируют достигнутые результаты.

Проектная деятельность оказывает влияние на следующие группы умений: ·Исследовательские (умение генерировать идеи и выбирать лучшее решение);

· Коммуникативные (умение сотрудничать в ходе работы со всеми участниками процесса);

· Оценочные (умение правильно оценить свою работу и деятельность других);

· Информационные (умение самостоятельно добывать, обрабатывать и сохранять информацию); · Презентационные (умение держать себя перед аудиторией);

· Рефлексивные (умение оценить результативность работы, свою роль в общем деле);

· Менеджерские (умение планировать работу, принимать решения, справляться с обязанностями при выполнении коллективного дела) и др.

При выборе темы проекта следует учитывать содержание учебных предметов, интересы детей, зону ближайшего развития класса или отдельного учащегося.

В основу классификации проектов можно положить несколько признаков.

Например, по затраченному времени :

· Краткосрочные (1-2 урока)

· Средней продолжительности (до недели)

· Долгосрочные (более месяца)

По доминирующей деятельности проекты делятся следующим образом:

· практико - ориентированный или прикладной (например, модель действующего механизма, созданная своими руками развивающая игра);

· творческий проект (результатом такого проекта могут быть: газета, выставка рисунков, литературный сборник, видеофильм, праздник, спектакль и т. п.);

· информационный проект (реферат, доклад)

· ролевой или игровой проект (разбираются роли, присутствуют элементы костюмов, придумывается ситуация);

· исследовательский проект (это самый сложный проект, выбранная тема должна быть актуальна, а цель – четкая);

· поисковый проект (анкетирование, составление таблиц и диаграмм);

По предметносодержащей деятельности проекты делятся на:

· монопроект;

· межпредметный проект.

Также проекты можно классифицировать по характеру контактов , по количеству участников .

Результатом проектной деятельности может стать реферат, альбом, газета, костюм, сувенир, сценарий праздника, учебное пособие и т.п. В итоге работы над проектом активная команда участников достигает определенного результата, который может быть использован другим коллективом, конечно, получая удовольствие от самой деятельности.

Метод учебных проектов построен на принципах проблемного обучения и характеризуется как:

· личностно ориентированный;

· деятельностный;

· обучающий взаимодействию в группе и групповой деятельности;

· построенный на принципах проблемного обучения;

· развивающий умения самовыражения, самопроявления,

· самопрезентации и рефлексии;

· формирующий навыки самостоятельности в мыслительной, практической и волевой сферах;

· воспитывающий целеустремленность, толерантность, индивидуализм и коллективизм, ответственность, инициативность и творческое отношение к делу;

· здоровьесберегающий.

Работа по проектной методике очень интересна детям. Учащимися нашего класса были осуществлены такие проекты, как «Сердцем прикоснись к подвигу», «Чудо кукла», «Рецепты. Приготовление пирожных и коктейлей», «Моё увлечение. Шкатулка».

Опыт показывает, что если эта работа ведется в системе, то проект становится не только приятным творческим содружеством учителя и ученика, но и знания ученика во многих областях заметно углубляются. А главное, ученик получает алгоритм поиска знаний. Эта педагогическая технология активно шагает в начальную школу. Проект приобретает качественно другой вид.

Проектная деятельность в начальной школе

Проблема активности учащихся, их интереса к обучению уже давно стала актуальной. Опыт показывает, что необходима новая технология обучения. Это технология исследовательских проектов.

Проекты в младших классах – это трудно? Да! Но всё-таки это возможно.

Я пришла к выводу, что в настоящее время необходимо формировать у учащихся социальные компетенции, социальную активность через проектную деятельность.

Перед собой я поставила задачи: воспитывать и развивать думающих, мыслящих людей, полезных обществу. Систематически и целенаправленно стала включать учащихся в различные виды деятельности, развивая социальные компетенции, укреплять самоуправление в классе как основу социальной активности.

Работу решила построить через метод проектов, самый распространённый вид исследовательского труда, который развивает социальный аспект личности за счёт включения её в различные виды деятельности, прививает учащимся жизненно необходимые знания и умения.

Метод проектов – это такой способ обучения, при котором учащийся самым непосредственным образом включён в активный познавательный процесс; он самостоятельно формулирует учебную проблему, осуществляет сбор необходимой информации, планирует варианты решения проблемы, делает выводы, анализирует свою деятельность, формируя «по кирпичикам» новые знания и приобретая новый учебный и жизненный опыт. Мой опыт является актуальным и перспективным, так как в процессе проектирования изменяется тип отношений, повышается уровень ответственности и компетентности как ученика, так и учителя. Роль учителя радикально меняется. Он постепенно превращается в коллегу, в старшего партнёра по исследованию и разработке проекта. Этот метод можно рассматривать как технологию сотрудничества. Его главный принцип – принцип деятельности – можно проиллюстрировать древней мудростью: «Скажи мне, и я забуду. Покажи мне – я смогу запомнить. Позволь мне это сделать самому, и это станет моим навсегда». Кроме того, проектная деятельность связана с работой в коллективе и способствует развитию таких важных качеств, как способность действовать вместе с другими людьми, учитывать позиции и интересы партнёров, вступать в коммуникацию, понимать и быть понятым другими.

Работа над проектом – это творчество, как для взрослого, так и для ребёнка, помогающее ребёнку реализоваться, выразить себя в этом процессе. Здесь ученики и учитель творцы, где учитель всегда находится в поиске, вместе с ребёнком проживает новое знание и его создаёт.

Мой педагогический принцип: “Если не творчески, то зачем?” Ученикам я часто напоминаю мудрые слова М. Горького: “Нужно любить то, что делаешь, и тогда труд возвышается до творчества”. Я стремлюсь научить школьников думать, анализировать, выдвигать идеи, творчески подходить к решению любых задач, ценить прекрасное. Творческие люди быстрее адаптируются в обществе, на работе, лучше осваивают профессию и выполняют свое дело.

Работая над творческим проектом, дети открывают субъективно новые для них факты и строят новые для них понятия, а не получают их готовыми от учителя или из учебников. Ведь то, к чему они приходят в результате наблюдения, поисков, размышлений и споров, им заранее никто не рассказывал, не показывал, не объяснял. Занимаясь с неподдельным удовольствием, они каждый раз заново совершают свой микроподвиг первооткрывателей.

Проект – это, по сути дела, просто специальное задание, план, замысел, путь решения проблем, в результате которого должно получиться что-то новое: продукт, отношение, книга, фильм, модель, сценарий, презентация и т.д.

Каждый проект – вполне реальное дело для ученика, который знает цели, может предвидеть затруднения, составить план своей несложной работы. Несложность проектов обеспечивает успех их выполнения, даёт силы и желание работать над другими.

Этот метод я использую уже давно, работа заняла особое место и позволяет учащимся приобретать знания, которые не достигались бы при традиционных методах обучения, помогает связать то новое, что узнают ребята, с чем–то знакомым и понятным из реальной жизни. Эта работа охватывает огромное количество задач, а именно: формирование, развитие и приобретение индивидуальных навыков, навыков общения, междисциплинарных навыков и навыков работы в группе.

Метод проектов – это совместная деятельность учителя и учащихся, направленная на поиск решения возникшей проблемы, проблемной ситуации.

Преимущество проекта состоит в том, что ограниченный временными рамками урок “выплёскивается” во внеурочную деятельность и объединяет практически все уроки: окружающий мир, русский язык, изобразительное искусство, информатику, уроки технологии и другие.

В основе метода проектов лежит развитие познавательных интересов учащихся, проявление компетенции в вопросах, связанных с темой проекта, развитие критического мышления. Этот метод всегда ориентирован на самостоятельную деятельность учащихся – индивидуальную, парную, групповую, которая продолжается в течение определённого отрезка времени.

При создании проектов я тесно сотрудничаю с учителями – предметниками, работниками школьной и городской библиотек, родителями В работе использую методики игры, театра, поисковой и исследовательской работы.

В своей работе придерживаюсь следующих требований:

    Проект разрабатывается по инициативе учащихся.

    Тема проекта для всего класса может быть одна, а пути его реализации в каждой группе – разные.

    Проект является значимым для окружения моих учащихся – родителей, знакомых.

    Работа по проекту является исследовательской.

    Проект должен быть педагогически значим, то есть учащиеся приобретают знания, строят отношения, овладевают необходимыми способами мышления и действий.

Что является критериями успеха работы над проектом?

    достигнут конечный результат.

    создана активная команда участников проекта, способная продолжать работу в будущем.

    результат проекта может быть использован другими коллективами

Информация о проекте широко распространена.

Затронуты все аспекты: природный, социальный, экономический.

Получено удовольствие от своей деятельности.

Как же я работаю над проектами?

Работу делю на несколько этапов.

1. Подготовка:

а) определяем тему, цель, актуальность, выдвигаем гипотезы данного проекта;

б) делим учащихся на группы.

2. Планирование:

а) определяем источники информации, собираем и анализируем информацию.

Для этого ребятам необходимо:

Просмотреть книги и издания периодической печати по теме .

Записать важную информацию, которую узнали из книг, газет и журналов.

Спросить у других людей.

Записать интересную информацию, полученную от других людей.

Просмотреть телематериалы .

Записать то необычное, что узнали из фильмов.

Использовать Интернет.

Записать то новое, что узнали с помощью компьютера.

б) Определяем способы представления результатов; (доклад, сценарий, книга, презентация, рисунок, поделка, газета)

в) Распределяем обязанности в группах.

3. Исследование.

а) формулируем проблему;

б) выдвигаем гипотезы решения проблемы;

в) выбираем методы исследования.

Для этого детям надо:

Подумать самостоятельно над вопросами:

Что я об этом знаю?

Какие мысли я могу высказать про это?

Какие выводы я могу сделать из того, что мне уже известно?

Понаблюдать.

Записать интересную информацию, полученную с помощью наблюдений, удивительные факты и парадоксы. По возможности сделать фотографии или зарисовки.

Провести эксперимент.

Записать план и результаты эксперимента.

4. Результаты и выводы:

а) анализируем информацию и формулируем выводы.

Результаты выполненных проектов должны быть, что называется, осязаемыми: конкретное решение теоретической проблемы; поделка, альбом, журнал и др.; конкретный результат, готовый к внедрению.

5. Представление или отчёт (проходит на школьной проектной неделе, родительском собрании, на классном часе, перед общественностью).

6. Оценка результатов и процесса - организация рефлексии, самооценка, взаимооценка.

После выполнения проекта очень важно обсудить с учениками итоги работы, определить, в какой степени были достигнуты основные цели проектной деятельности, отметить положительные результаты, проанализировать недостатки, обсудить вклад каждого члена группы в копилку общего успеха.

Проекты подбираем такие, которые были бы интересны и полезны детям. Например.

В прошлом учебном году мои четвероклассники в течение месяца с удовольствием работали над творческим проектом «Ты в ответе за тех, кого приручил».

На классном часе мы ещё раз вспомнили что такое проект. Если совсем коротко, то суть работы над проектом и этапы этой работы можно свести к «пяти П»:

    Проблема.

    Проектирование.

    Поиск информации.

    Продукт.

    Презентация.

Были оговорены сроки работы – 3 недели (время необходимое для сбора информации), сформулированы цели и задачи проекта.

Цели проекта:

    выяснить источники, откуда берутся бездомные животные;

    создать памятку для тех, кто хочет взять себе кошку или собаку;

    найти оптимальные пути решения проблемы бездомных животных.

Задачи проекта:

    использование ИКТ для развития познавательной деятельности;

    создать условия для видения проблемы и наметить пути решения;

    развивать навыки самостоятельной работы и самооценки на основе деятельностного подхода.

Проблема перед детьми была уже поставлена. Надо ответить на вопрос: « Откуда берутся бездомные животные?»

Теперь необходимо было наметить пути её решения, то есть спланировать работу.

Предстояло найти ответы на вопросы (выдвигают дети при помощи учителя):

1.Умеют ли думать собаки и кошки?

2. Что их в жизни может огорчать?

3. Что рассказали бы кошки и собаки, если бы умели говорить?

4. Чему собака может научить хозяина?

В течение трёх недель ребята приносили найденный материал. По мере того, как дети приносили материал, они рассказывали или зачитывали его. Это были журналы, газеты, распечатки из Интернета, книги, энциклопедии. Каждый новый материал обсуждался, оценивался детьми, выбирался самый интересный и значимый. В конце третьей недели дети провели анализ своей работы, обсудили представленные проекты.

Итог проекта – презентация, создана памятка для тех, кто хочет взять себе кошку или собаку. А главное – ребята получили огромное удовольствие от проделанной работы. Результат проекта может быть использован другими коллективами.

Выводы

Результаты показывают, что можно добиться успехов в развитии творчества детей, если осознанно ставить цель и подчинять ей свою деятельность.

Опираясь на свой опыт, я пришла к выводу:

    Работа, организованная в рамках технологии проектного обучения, интересна мне, классному руководителю, моим ученикам и родителям. С каждым годом все разнообразнее становятся работы. Постепенно дети включаются в поисковую деятельность. Школьники учатся работать с информацией, собирая материал из разных источников, проявляют свою творческую фантазию.

    Каждый личностный опыт ребёнка уникален, никому в точности не удаётся повторить его. Можно также отметить, что картина индивидуального опыта усложняется тем, что личность не просто суммирует этот опыт, а интегрирует его.

    Каждый проект – это творчество, это личностное знание, он расскажет о своём создателе больше, чем безликая оценка.

Результаты работы уже видны. Все ученики моего класса стали активными читателями школьной и городской библиотеки, они уже сейчас могут самостоятельно найти информацию, и ответить на поставленный вопрос. Все ученики моего класса постоянно принимают участие в разных конкурсах, проектах.Я призываю вас, уважаемые учителя, внедряйте в свою работу проектную деятельность! Пусть проект станет неотъемлемой частью учебно-воспитательного процесса. Но не забывайте, что главным в работе над проектом является ученик, а не учитель. Мы с вами только координируем действия учащихся. «В школе, в которой работают по методу проектов, первое слово за ребенком, последнее за учителем”. Коллингс

Проектная работа в начальной школе

Поймай ребенку рыбу – он будет сыт один день,

Научи ребенка ловить рыбу – он будет сыт всю жизнь.

Японская мудрость
Описание материала: С введением в школах новых технологий важное место в обучении и воспитании заняла проектная и исследовательская деятельность школьников. Хочу предложить вам статью о достигнутых результатах проектной деятельности в начальной школе. Я уверена что данный материал будет интересен не только учителям начальной школы, но и тем кто работает в среднем и старшем звене в качестве консультативного материала по работе с проектной деятельностью учащихся.
Цель: Передача опыта.
Задачи:
- донести работу по проектной деятельности на практике;
- вызвать интерес к исследовательской и проектной деятельности в целом;
- развивать умения по созданию проекта и исследовательской работы;
- призвать к активному применению в образовательных учреждениях проектной деятельности, как одной из современных образовательных технологий.

Самое главное - научить человека мыслить.

Бертольд Брехт

Уважаемые коллеги! В своем выступлении я хотела затронуть вопросы, связанные с проектной деятельностью младшего школьника, многие из вас заинтересуются, некоторые подумают, зачем это ей нужно, а третьи просто «прослушают» моё выступление. Я хочу сказать, именно проектная деятельность поможет нам развить творческие способности ребенка, научить мыслить креативно, вырастить ребенка готового найти из любой ситуации выход. Проектная работа – это один из эффективных способов формирования и развития познавательных умений учащихся.Чтобы превратить почемучку-дошкольника в юного исследователя необходима реализация целостной программы. По новым стандартам программ начальной школы предусматривает проектную деятельность с 1 класса. Я не первый год работаю над внедрением проектной деятельности в свою обучающую и воспитательную работу с младшими школьниками. Хочу сказать, что проектная деятельность в начальной школе сама по себе это сложный процесс, но очень интересный и даже порой увлекательный. Сейчас метод проектов в образовании не случайно приобрел большую популярность. На самом деле он даёт возможности детям:

    проявлять любознательность

    активность

    экспериментировать

    интерес к окружающему миру

    общаться с другими людьми (детьми и взрослыми)

Основная цель проектов на данном этапе- это социализация учащихся, ведь они получают большую тренировку. При правильной организации проектной работы в учебном процессе или внеклассной работы приносит желаемые результаты

.



Ежегодно, начиная с первого класса, принимаем участие исследовательских работ. В 2013-2014 учебном году стали победителями, заняв первое место с коллективной исследовательской работой «Наблюдение за ростом тюльпанов в комнатных условиях» в районном конкурсе «Зерде» , 2014-2015 году

4 учеников участвовали в республиканском проекте «Человек читающий – человек знающий» получили сертификаты за участие, 2014-2015 учебном году стали призёрами областного проекта «Бал-бала», заняли 3 место, 2016-2017 учебном году стали победителями районного конкурса «Зерде» , заняв 1 место с научно-исследовательской работой «Наблюдение за превращением гусеницы в бабочку»

Я, как и многие учителя нашей школы методу проектирования уделяю пристальное внимание. На самом деле,грамотно организовать такой сложный вид работы, как создание проектов с учащимися, довольно сложно. Работа над проектом занимает много сил и времени и от учителя и ученика, и от родителей. На мой взгляд, очень важно дать первые умения по созданию проекта и исследовательской работы именно ученикам начальной школы




«Школа будущего»

«Сюрприз для мам»




Мастера на все руки

«Школа будущего»



«Живое дерево»

«Улыбка снеговика»

«Бал-бала»

Наши проекты участвовали в республиканском творческом конкурсе «Білім және Ғылым», а создатели проектов стали призерами, заняв оба раза 1 место.
для нас проектная деятельность стала совместной учебно-познавательной, творческой и игровой деятельностью, имеющую общую цель, согласованные методы, способы деятельности, направленные на создание проекта.








«Модницы»

«Дерево толерантности»

«Супер-костюмы»

«Лучший венок цветов»

Проект в начальной школе это не доклад, это напротив красочное действие. В его фундаменте лежит развитие познавательных интересов учеников, умение самостоятельно конструировать свои знания и ориентироваться в информационном пространстве (Библиотечный фонд, Интернет, общение со специалистами), проявлять компетенцию в вопросах связанных с темой проекта, а также развивать критическое мышление, креативность. Метод проектов ориентирован на самостоятельную деятельность учащихся – индивидуальную, парную или групповую, которую учащиеся выполняют в течении определённого времени. Так как дети находят в ЗБР (зона ближайшего развития) то можно быть для них фасилитатором, помогающим ученику в процессе его развития, а также в этой роли могут выступать родители учащихся. В работе над проектами я стараюсь как можно чаще привлекать родителей учеников. В этих целях провожу всеобучи, родительские собрания, родительские университеты, где уделяю особое внимание этапам работы над проектом.

В работе над проектом так важно ничего не упустить: актуальность проекта, его цели, задачи, проблема, гипотеза, предполагаемый результат, этапы работы над проектом, теоретическая и практическая части, заключения и выводы, подведение итогов работы над проектом. По окончанию над проектом учащиеся выпускают памятки или буклеты, которые потом распространяют среди своих одноклассников.

Проектная деятельность младших школьников в условиях реализации ФГОС.

Начальная школа - важнейший этап в процессе общего образования школьника. За четыре года ему надо не только освоить программный материал предметных дисциплин, но и научиться учиться – стать «профессиональным учеником».

В настоящее время все более актуальным становится использование в обучении приемов и методов, которые формируют умение самостоятельно добывать новые знания, собирать необходимую информацию, умение выдвигать гипотезы, делать выводы и умозаключения. Общая дидактика и частные методики в рамках учебного предмета призывают решать проблемы, связанные с развитием у школьников умений и навыков самостоятельности и саморазвития . А это предполагает поиск новых форм и методов обучения, обновление содержания образования. В последние годы эту проблему в начальной школе пытаются решать, в частности, через организацию проектной деятельности. Метод проектов составляет основу проектного обучения, смысл которого заключается в создании условий для самостоятельного усвоения школьниками учебного материала в процессе выполнения проектов.

Проект - это специально организованный учителем и самостоятельно выполняемый детьми комплекс действий по решению субъективно значимой проблемы ученика, завершающийся созданием продукта и его представлением в рамках устной или письменной презентации.

Цель проекта: теоретическое обоснование, практическая разработка и апробация модели организации образовательной среды через проектную деятельность.

Задачи проекта:

1. Выявить предпосылки и специфику использования проектной деятельности как образовательного ресурса в решении управленческо-педагогической задачи организации развивающих возможностей образовательной среды.

2. Разработать теоретическую модель организации образовательной среды школы через проектную деятельность, определить направления и принципы ее реализации.

3. Определить организационно-педагогические условия реализации разработанной модели организации образовательной среды школы.

Метод проекта – это одна из личностно-ориентированных технологий, в основе которой лежит развитие познавательных навыков учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического и творческого мышления.

Метод проектов всегда предполагает решение какой-то проблемы, предусматривающей, с одной стороны, использование разнообразных методов, с другой – интегрирование знаний, умений из различных областей науки, техники, технологии, творческих областей.

В основе метода проектов лежит развитие познавательных навыков учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания, умений ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического мышления. Результаты выполненных проектов должны быть, что называется «осязаемыми», т.е., если теоретическая проблема, то конкретное ее решение, если практическая – конкретный результат, готовый к внедрению.

Проектная деятельность обучающихся – это совместная учебно-познавательная, творческая или игровая деятельность, имеющая общую цель, согласованные методы, способы деятельности, направленная на достижение общего результата.

Основные требования к проекту.

В современной педагогике метод проектов используется не вместо систематического предметного обучения, а наряду с ним как компонент системы образования.

Работа по методу проектов, как замечает И.С.Сергеев, – это относительно высокий уровень сложности педагогической деятельности. Если большинство общеизвестных методов обучения требуют наличия лишь традиционных компонентов учебного процесса – учителя, ученика (или группы учеников) и учебного материала, который необходимо усвоить, то требования к учебному проекту – совершенно особые.

1.Необходимо наличие социально значимой задачи (проблемы) –исследовательской, информационной, практической.

2.Выполнение проекта начинается с планирования действий по разрешению проблемы, иными словами – с проектирования самого проекта, в частности – с определения вида продукта и формы презентации. Наиболее важной частью плана является пооперационная разработка проекта, в которой указан перечень конкретных действий с указанием выходов, сроков и ответственных.

3.Каждый проект обязательно требует исследовательской работы учащихся. Таким образом, отличительная черта проектной деятельности – поиск информации, которая затем будет обработана, осмыслена и представлена участникам проектной группы.

4.Результатом работы над проектом, иначе говоря, выходом проекта, является продукт.

5.Подготовленный продукт должен быть представлен заказчику и (или) представителям общественности, и представлен достаточно убедительно, как наиболее приемлемое средство решения проблемы.

Ведущие идеи организации проектной деятельности обучающихся:

В центре деятельности - ученик, педагог обеспечивает содействие развитию его индивидуальности и самореализации;

Образовательный процесс строится не в логике учебных предметов, а в логике деятельности, имеющей личностный смысл для обучающихся, что повышает их мотивацию;

Каждому предоставляется возможность свободно выбирать(тему, вид, продолжительность, форму проекта). Выбор предполагает ответственность за свою деятельность и ее результат;

Индивидуальный темп работы над проектом обеспечивает выход обучающихся на свой уровень развития;

~ проектная деятельность должна быть практически значимой. Проект должен иметь свой продукт;

Проектированию можно научиться. Для этого необходим! Желание что-то сделать самостоятельно или вместе с другими осуществить свою идею, решить какую-либо проблему, принести кому-то пользу

Виды проектов

Учебный проект, как комплексный и многоцелевой метод, имеет большое количество видов и разновидностей. Чтобы разобраться в них, требуются по крайней мере три различные классификации. (Сергеев И.С.)

Практико – ориентированный проект нацелен на социальные интересы самих участников проекта или внешнего заказчика.

Продукт заранее определен и может быть использован в жизни класса, школы, микрорайона, города, государства. Палитра разнообразна – от учебного пособия для кабинета до пакета рекомендаций по восстановлению экономики России. Важно оценить реальность использования продукта на практике и его способность решить поставленную проблему.

Исследовательский проект по структуре напоминает подлинно научное исследование.

Он включает обоснование актуальности избранной темы, обозначение задач исследования, обязательное выдвижение гипотезы с последующей ее проверкой, обсуждение полученных результатов. При этом используются методы современной науки: лабораторный эксперимент, моделирование, социологический опрос и другие.

Информационный проект направлен на сбор информации о каком-то объекте, явлении с целью ее анализа, обобщения и представления для широкой аудитории.

Выходом такого проекта часто является публикация в СМИ, в т.ч. в Интернете. Результатом такого проекта может быть и создание информационной среды класса или школы.

Творческий проект предполагает максимально свободный и нетрадиционный подход к оформлению результатов.Это могут быть альманахи, театрализации, спортивные игры, произведения изобразительного или декоративно-прикладного искусства, видеофильмы и т.п.

Ролевой проект . Разработка и реализация такого проекта наиболее сложна. Участвуя в нем, проектанты берут на себя роли литературных или исторических персонажей, выдуманных героев и т.п. Результат проекта остается открытым до самого окончания. Чем завершится судебное заседание? Будет ли разрешен конфликт и заключен договор.

По комплексности (иначе говоря, по предметно – содержательной области) можно выделить два типа проектов.

1) Монопроекты проводятся, как правило, в рамках одного предмета или одной области знания, хотя и могут использовать информацию из других областей знания и деятельности.

2) Межпредметные проекты выполняются исключительно во внеурочное время и под руководством нескольких специалистов в различных областях знания.

Проекты могут различаться и по характеру контактов между участниками. Они могут быть:

Внутриклассными;

Внутришкольными;

Региональными;

Межрегиональными;

Международными.

Последние два типа проектов (межрегиональные и международные), как правило, являются телекоммуникационными, поскольку требуют для координации деятельности участников взаимодействия в сети Интернет и, следовательно, ориентированы на использование средств современных компьютерных технологий.

Классификация проектов по продолжительности.

Мини – проекты могут укладываться в один урок или менее.

Краткосрочные проекты требуют выделения 4 – 6 уроков.

Уроки используются для координации деятельности участников проектных групп, тогда как основная работа по сбору информации, изготовлению продукта и подготовке презентации осуществляется во внеклассной деятельности и дома.

Недельные проекты выполняются в группах в ходе проектной недели.

Их выполнение занимает примерно 30 – 40 часов и целиком проходит при участии руководителя.

Годичные проекты могут выполняться как в группах, так и индивидуально. Весь годичный проект – от определения проблемы и темы до презентации выполняются во внеурочное время.

В начальной школе проектная деятельность осуществляется на уроках, на свободной самостоятельной работе, во внеурочное время. Длительность выполнения проекта целесообразно ограничить одним уроком (может быть сдвоенными уроками) или одной - двумя неделями Практикуются совместные проекты всего класса по какой-либо проблеме, проекты, выполненные. совместно с родителями, индивидуальные проекты.

Возможности метода проектов для развития личности и социализации школьников выявляются через анализ структуры деятельности учителя и школьника, которая существенно отличается от структуры их деятельности при традиционной организации обучения.

Взаимодействие учителя и ученика при работе над проектом

I. Роль учителя.

Роль учителя при выполнении проектов изменяется в зависимости от этапов работы над проектом. Однако на всех этапах педагог выступает как помощник. Педагог не передает знания, а обеспечивает деятельность школьника, то есть:

Консультирует. Учитель провоцирует вопросы, размышления, самостоятельную оценку деятельности, моделируя различные ситуации, трансформируя образовательную среду
и т. п. При реализации проектов учитель - это консультант, который должен удержаться от подсказок даже в том случае, когда видит, что учащиеся «делают что-то не то»;

  • мотивирует. Высокий уровень мотивации в деятельности -залог успешной работы над проектом. Во время работы учитель должен придерживаться принципов, раскрывающих перед учащимися ситуацию проектной деятельности как ситуацию выбора и свободы самоопределения;
  • фасилитирует. Помощь учащимся при работе над проектом выражается не в передаче знаний и умений, которые могут быть практически реализованы в проектной деятельности, минимальный их набор учащийся должен был усвоить на уроках, предшествующих работе над проектом; другие необходимые сведения получит, работая над сбором информации па различных этапах проекта. Учитель также не указывает в оценочной форме на недостатки или ошибки в действиях учащегося, несостоятельность промежуточных результатов. Он провоцирует вопросы, размышления, самостоятельную оценку деятельности, моделируя различные ситуации;
  • наблюдает. Наблюдение, которое проводит руководитель проекта, нацелено на получение им информации, которая позволит учителю продуктивно работать во время консультации, с одной стороны, и ляжет в основу его действий по оценке уровня сформированное™ компетентностей учащихся, с другой.

II. Роль ученика.

Роль учащихся в учебном процессе принципиально меняется в работе над проектом: они выступают активными его участниками, а не пассивными статистами. Другими словами, ученик становится субъектом деятельности. При этом школьники свободны в выборе способов и видов деятельности для достижения поставленной цели. Им никто не навязывает, как и что делать.

Роль ученика при выполнении проекта изменяется в зависимости от этапов работы. Но на всех этапах он:

  • выбирает (принимает решения). Следует помнить, что право выбора, предоставляемое ученику, является не только фактором мотивации, формируя чувство причастности. Выбор должен закрепиться в сознании ученика как процесс принятия на себя ответственности;
  • выстраивает систему взаимоотношений с людьми. Речь идет не только о ролевом участии в командной работе. Взаимодействие с учителем-консультантом позволяет освоить еще одну ролевую позицию. Выход за пределы школы в поисках информации или для проверки (реализации) своей идеи заставляет вступать во взаимоотношения со взрослыми людьми (библиотекарь, дворник и т. п.) и сверстниками с новых позиций. В отношении взрослых происходит переход с позиций социальной инфантильности (он - ответственный опекун, я - безответственный потребитель) на позиции сотрудничества (он - профессионал, выполняющий свою работу, принимающий решения; я - человек, делающий конкретное дело и несущий за него ответственность);
  • оценивает. На каждом этапе возникают различные объекты оценки. Учащийся оценивает «чужой» продукт - информацию с позиций ее полезности для проекта, предложенные идеи с позиций их реалистичности и т. п. В то же время он оценивает продукт своей деятельности и себя в процессе этой деятельности. Для того чтобы научить учащихся адекватно оценивать себя и других, необходимо дать им возможность поразмышлять над тем, что дало каждому из них участие в проекте, каковы слагаемые успеха, что не удалось (непонимание, недостаток информации, неадекватное восприятие своих возможностей и т. д.). Даже не самый удавшийся проект имеет большое положительное педагогическое значение.

Особенности организации проектной деятельности в начальной школе.

Именно в младшем школьном возрасте закладывается ряд ценностных установок, личностных качеств и отношений. Если это обстоятельство не учитывается, если этот возраст рассматривается как малозначимый, «проходной» для метода проектов, то нарушается преемственность между этапами развития учебно-познавательной деятельности обучающихся и значительной части школьников и не удается впоследствии достичь желаемых результатов в проектной деятельности. Однако при организации проектной деятельности в начальной школе необходимо учитывать возрастные и психолого-физиологические особенности младших школьников.

Темы детских проектных работ лучше выбирать из содержания учебных предметов или из близких к ним областей, например, обучение решению задач. Дело в том, что для проекта требуется личностно-значимая и социально-значимая проблема, знакомая младшим школьникам и значимая для них. Понятно, что круг социально значимых проблем, с которыми могли встретиться ученики начальной школы, узок, а их представления о таких проблемах, скорее всего, малодифференцированы, одноплановы. Тематика проектов может касаться какого-то теоретического вопроса учебной программы с целью углубить знания отдельных учеников по этому вопросу, дифференцировать процесс обучения. Чаще, однако, темы проектов относятся к какому-то практическому вопросу, актуальному для практической жизни и, вместе с тем, требующему привлечения знаний учащихся не по одному предмету, а из разных областей их творческого мышления, исследовательских навыков. Таким образом, достигается вполне естественная интеграция знаний.

Проблема проекта или исследования, обеспечивающая мотивацию включения школьников в самостоятельную работу, должна быть в области познавательных интересов учащихся и находиться в зоне их ближайшего развития.

Длительность выполнения проекта целесообразно ограничить одним уроком (может быть сдвоенными уроками) или одной - двумя неделями в режиме урочно- внеурочных занятий.

Кроме того, важно ставить вместе с младшими школьниками и учебные цели по овладению приёмами проектирования как общеучебными умениями. Например, можно задать ученикам такие вопросы: Какие умения понадобятся для выполнения этого проекта? Владеете ли вы этими умениями в достаточной мере? Каким образом вы сможете приобрести нужные вам умения? Где ещё вы сможете впоследствии применять такие умения?

Большого внимания от учителя требует и процесс осмысления, целенаправленного приобретения и применения школьниками знаний, необходимых в том или ином проекте. От учителя при этом потребуется особый такт, деликатность, чтобы не «навязать» ученикам информацию, а направить их самостоятельный поиск, например: «Все ли вы знаете, чтобы выполнить данный проект? Какую информацию вам надо получить? К каким источникам информации следует обратиться (интернет, справочники, художественная литература, учебники)?»

Целесообразно в процессе работы над проектом проводить с младшими школьниками экскурсии, прогулки-наблюдения, социальные акции.

Проекты в начальных классах – это трудно? Это проблематично, так как дети ещё слишком малы для проектирования. Но всё – таки это возможно. Я не буду говорить о полноценных проектах, выполненных учащимися самостоятельно. Это будут лишь элементы проектной деятельности в её классическом понимании. Но для малыша это будет его проект. Существует заблуждение о неэффективности использования метода проектов в начальной школе. Конечно, проекты представленные учениками младших классов не такие грандиозные, информационно насыщенные и т. п. как у учеников старших классов. Но даже они могут считаться проектами. С первого класса необходимо приучать ребёнка к самостоятельной поисково – творческой деятельности. Научить его мыслить, организовать свою работу и принимать решения в конкретных ситуациях. При этом на первых шагах важна наглядность, образец, опора, шаблоны. Вопрос в том, чтобы для каждого возрастного периода начальной школы подобрать такие виды проектной деятельности, содержание и форма которой были бы адекватны возрасту. При организации проектной деятельности в начальной школе необходимо учитывать возрастные и психолого – физические особенности младших школьников.

Начиная работу с первоклассниками в 2012 – 2013 учебном году, я выделила для себя ряд проблем:

  • низкий уровень самостоятельности учащихся в учебном процессе;
  • неумение готовить рабочее место к учебным занятиям;
  • неумение следовать инструкции, ярко выраженное в неспособности внимательно слушать и выделить последовательность действий, а так же выполнить работу от начала до конца в соответствии с заданием;
  • невысокий уровень развития основных мыслительных операций;
  • отсутствие переноса знаний из одной образовательной области в другую, из учебной ситуации в жизненную.

Чтобы устранить все эти проблемы, начиная с первого класса, вовлекала учащихся в пректную деятельность.

В моём классе проводились такие проектные работы, как:

  • «Сказочные цифры». Цель: - запоминание цифр учащимися;
  • «Родословная моей семьи». Цель: - узнать родословную своей семьи.
  • «Города Кубани». Цель: - познакомить учащихся с городами Краснодарского края.
  • «Города России». Цель: - познакомить учащихся с городами России.
  • «Страны мира». Цель: - познакомить учеников со странами мира.
  • «Материки». Цель: - познакомить с материками.
  • «Олимпиада. Сочи 2014». Цель: познакомить учеников с понятием олимпиада.

Работа над проектом позволила решить следующие педагогические цели:

  • Развивать творческие и коммуникативные способности ребёнка;
  • Привить навыки сотрудничества с другими людьми;
  • Активизировать навыки эмоционального общения с членами семьи;
  • Привить первоначальные умения собрать информацию из разных источников, осмыслить её и использовать для проекта.

Вся наша жизнь – череда различных проектов. Задача учителя научить ребёнка планировать и успешно реализовывать свои жизненные проекты.