Примеры сентиментализма в произведении бедная лиза. "бедная лиза" сентиментализм сочинение - сочинение по литературе

Тема урока: «Бедная Лиза» как произведение сентиментализма. Новые черты русской литературы.

Цель урока: Обобщить и систематизировать знания учащихся по содержанию, тематике, характеристике героев, нравственной проблематике, позиции автора повести Н.М.Карамзина «Бедная Лиза».

Задачи:

обучающие:

Формировать умения видеть отличительные черты сентиментализма в произведениях искусства

развивающие:

Способствовать развитию критического мышления, интереса к литературе сентиментализма развивать интерес к истокам русской литературы;

воспитательные:

Способствовать воспитанию духовно развитой личности, формированию гуманистического мировоззрения.

Тип урока: Урок закрепления.

Оборудование: портрет Н.М.Карамзина, иллюстрации к повести "Бедная Лиза", художественный текст повести «Бедная Лиза», учебник по литературе 9 класс под редакцией В.Я. Коровиной.

Методические приемы: словесные, наглядные, компьютерные технологии.

Ход урока.

Учебная ситуация

Деятельность учителя

Деятельность учеников

Организационный момент

Приветствие. Озвучивание темы урока.

Вступительное слово учителя

Беседа по вопросам

Что такое сентиментализм?

Назовите отличительные черты сентиментализма?

Назовите представителей сентиментализма в литературе?

Литературное направление в литературе 2-й половины 18 века.

Само название «сентиментализм » указывает на то, что чувство становится центральной эстетической категорией этого направления. В этом отношении чувство сентименталисты противопоставляли разуму классицистов. Сентименталисты декларировали культ чувств, воспевали простого человека, освобождение и совершенствование его естественных начал. Автор сочувствует героям, его задача - заставить сопереживать, вызвать сострадание, слезы умиления у читателя. Особое внимание автор уделяет пейзажу. Основная идея - мирная, идиллическая жизнь человека на лоне природы.

Представителями сентиментализма в России выступали Н.М.Карамзин, И.И.Дмитриев, В.В.Капнист, в ранний период творчества В.А.Жуковский.

Основная часть урока

Повесть «Бедная Лиза» написана и опубликована в 1792 году в «Московском журнале», редактором которого был сам Карамзин. В 1796 году «Бедная Лиза» вышла отдельной книгой и несмотря на то, что повесть написана в конце восемнадцатого века, но и сегодня она сохранила свою притягательную силу. В чём, по-вашему, успех этой небольшой по объёму книги?

1. Что можно сказать о композиции повести?

3. Какова ведущая сюжетная линия в повести?

4. Какие проблемы подняты в повести?

Какую роль играет описание вида, открывающегося со стен Симонова монастыря? В какое время года представлена панорама Москвы?

Рассмотрим, как складывались отношения Лизы и Эраста.

5. Ученице было дано задание: проследить по тексту изменение психологических состояний, через которые проходит Лиза. Она делится своими наблюдениями, а остальные ученики должны записать в тетрадь лексику, характеризующую эти состояния.

1. Ученику было дано задание: проследить, какое изображение получает духовная жизнь Эраста. Остальные ученики записывают лексику, характеризующую духовную жизнь героя.

  1. Карамзин сумел показать богатство души Лизы, глубину ее чувств. В любовных отношениях Эраста присутствует некая двойственность. Это следствие «доброго сердца» и пагубной окружающей среды. Карамзин на примере жизни Эраста убедительно показывает, какую большую роль играет чувство любви в формировании человеческой личности.

Образ Природы

Существуют, по Карамзину, высшие силы, которые выносят свой приговор человеку: Лиза обрекла себя на гибель физическую за то, что бездумно и безоглядно любила. Эраст обрек себя на гибель моральную за то, что не сдержал клятвы быть всегда с Лизой.

В каком образе представлены высшие силы?

Природа у Карамзина многолика в отношении к человеку: она сочувствует ему, может одобрять его или порицать, она способна предупредить его об опасности и обернуться врагом. И человек, и человечество могут нахо-диться в гармонии с Природой, и они же могут превратиться в игрушку страшных, роковых сил.

Что обозначают ландыши в руках Лизы?

Почему ландыши Лиза бросает в Москву-реку?

- Иногда Природа точно осторожно «предупреждает» ее. Когда?

Выборочное чтение эпизодов повести.

Но чувства Лизы столь чисты, прекрасны, что Природа «не может не разделить» ее радость: ведь Лиза любит и любима. Подтвердите цитатами.

Природа «скреплена» с Лизой и в минуту ее беды — в минуту ее «заблуждения». Где? - Выборочное чтение эпизодов повести

А связана ли Природа с Эрастом?

Подтвердите свой ответ цитатами.

В повести есть ещё один главный герой. Это рассказчик. Каков он?

В ней речь идёт о любви, т. е. о вечном, о том, что всегда волнует людей, особенно юных.

Это рассказ в рассказе, построенный по принципу кольцевой композиции: рассказчик открывает повествование и он же заканчивает его.

Да. Он присутствует не только во вступлении и эпилоге, но и там, где ведётся рассказ о трагической любви Лизы и Эраста. Часто он открыто обнаруживает свою симпатию или антипатию иногда бросает лишь замечание, позволяющее судить о его мнении, но при чтении повести мы постоянно ощущаем его присутствие.

История трагической любви Лизы и Эраста.

Их несколько: любовь-счастье, любовь- трагедия, рок и обстоятельства, природа и человек.

Читателю открывается великолепный пейзаж, красоту которого тонко чувствует и передает рассказчик, что свидетельствует о глубине и богатстве его души. Вместе с тем, противопоставляя город и деревню, автор готовит читателя к восприятию образов героев. Переход от летней панорамы Москвы к осенней настраивает на тревожное ожидание, создает грустное настроение.

Изображая поток чувств героини, Карамзин обнаружил истинное мастерство психолога. Это проявилось в особой передаче душевных переживаний Лизы, вызванных важнейшими в ее жизни событиями. Так первая встреча с Эрастом рождает в ее душе робость и смущение, которые, спустя некоторое время, сменяются волнением, предостережения матери вызывают ее слезы, но, не встретив молодого человека на другой день, Лиза грустит. Появляется Эраст - и сердце Лизы охватывает безумная радость. Ночью она не может спать, ее мучают печальные раздумья о том, что Эраст не «простой крестьянин», но признания его в любви приводят Лизу в восторг, появляется надежда на счастье с любимым человеком. Однако матушка строит планы замужества Лизы, не связывая их с Эрастом, и Лиза в тревоге говорит об этом своему другу. Он утешает ее и она, в упоении всё забывает. Забыла и себя. И тут же ей становится страшно. Узнав от Эраста о его предстоящем отъезде в армию, Лиза приходит в отчаяние. Дни без любимого становятся днями тоски и горести. Наконец, женитьба Эраста, его обман, деньги. Все это потрясает её душу, и она кончает жизнь самоубийством. Как мы видим, Лиза, полюбив, проходит через разные психологические состояния. За короткое время любви она испытала: робость и смущение, волнение, грусть, радость, печальные раздумья, восторг, надежду, тревогу, страх, отчаяние, тоску, потрясение, Все это проявление безграничной любви.

Изображая духовную жизнь Эраста, Карамзин и здесь выступает как истинный психолог, прекрасно знающий, что формирует человеческую личность и какую роль при этом играет чувство любви. Поэтому-то он и открывает читателю историю не жизни, а любви своего героя, его душу. Эраст от природы наделен добрым, но слабым и ветреным сердцем. От светских забав и чтения беспечных романов в душе его поселилась скука, душа жаждала непосредственных чистых чувств и ощущений. Любовь Лизы- это испытание героя, проверка его решения начать новую жизнь, проверка его сердца, глубины его чувств. Однако мы видим, что эгоизм Эраста побеждает. В нем одерживают победу низкие, привычные для него чувства. Он теряет интерес к Лизе, обманывает ее, изменяет своей клятве. Эраст не выдерживает испытания любовью. Это подтверждает и сам автор, позиция которого дана открыто: «Я забываю человека в Эрасте - готов проклинать его», - говорит он. Но из финала повести мы узнаем, что Эраст после смерти Лизы почитал себя убийцею, и что он часто посещает лизину могилу. Возможно, Эраст понял собственные ошибки и заблуждения. Так Карамзин на примере жизни Эраста убедительно показывает, какую большую роль играют чувства любви в формировании человеческой личности.

Можно сказать, что природа в повести всегда рядом с Лизой.

Весна, утро, солнце, ландыши, заря, птицы, тихая луна, гроза, молнии, дождь — все принимает участие в ее радостях и печалях, все говорит о гармонических отношениях, установившихся между Лизой и Природой.

В поведении Природы есть сочувствие, жалость к бедной Лизе, но нет проклятья, осужденья.

Мы видим: Природа включена во все основные события повести, поэтому она рядом с героями, видит их и оценивает их полно, достаточно эмоционально и в то же время справедливо.

Карамзин утверждает мысль, что Природа наделена разумом и не считаться с ее оценками невозможно.

Подведение итогов

Все герои, стиль повести помогают нам осознать авторскую позицию как гуманистическую. Создавая свою повесть, Карамзин соединил категории «доброе» и «прекрасное» — нравственное и эстетическое.

В небольшом по объему произведении Карамзин воспел любовь как чувство, способное обогатить человеческую душу, испытать и возродить ее; он выступил за гармонию рассудка и чувства в любви; он пропагандировал гуманное отношение к человеку, порицая его за отступления от законов морали.

Нравственные уроки Карамзина достойны внимания и в сегодняшние такие сложные дни, тем более что это уроки человека, «твердый разум» которого, по словам В. А. Жуковского, «всегда смягчен был нежнейшим чувством».

Повесть пронизана уважением к человеку и воспитывает гуманность. Она открывает читателям их собственные души, будит сострадание и другие благородные чувства.

Домашнее задание

Написать сочинение на тему: «Какие нравственные ценности я извлёк(ла) из прочтения повести Н.М.Карамзина «Бедная Лиза».

1. На примере повести Карамзина «Бедная Лиза» познакомить учащихся с литературным направлением - сентиментализм

2. Развивать навык сотрудничества в группе

3. Способствовать воспитанию такого нравственного качества, как ответственность за свои поступки перед людьми.

Словарная работа: сентиментализм, сентиментальный, чувствительный, эмоциональный; демократичный; прогрессивный

Оборудование: Иллюстрации учащихся к повести Карамзина Н.И.

Музыка: Гайдн (звучит для создания эмоционального настроя в начале урока и во время работы в группе)

Ход урока:

I Обозначение темы, цели урока. Ожидаемые результаты

II. Подход к теме. Повторение материала предыдущих уроков.

Мы изучили творчество Фонвизина, Ломоносова, Державина. Что объединяет этих писателей?

(принадлежность к классицизму)

Вспомните черты классицизма.

НА доске:

КЛАССИЦИЗМ

Культ разума, долга

Общественная и гражданская тематика

Соблюдение литературных норм и правил

Дома вы читали повесть Карамзина «Бедная Лиза». Отвечает ли это произведение требованиям классицизма? Докажем это во время беседы.

III. Беседа по содержанию повести.

1. Кто герои произведения?

(Главная героиня - Лиза. Автор называет ее прекрасной, любезной, робкой. Отец ее был очень трудолюбивый человек, и семья жила в достатке. Но скоро он умер. Мать Лизы от горя слегла. Пришлось 15- летней Лизе взять все хлопоты о себе и матери на себя. Она ткала холсты, вязала чулки, собирала цветы, ягоды и продавала в Москве.

Эраст - довольно богатый дворянин, вполне умный и с добрым от природы сердцем, но слабый и ветреный. Вел рассеянную жизнь, думал только о своем удовольствии, искал его в светских забавах. Скучал и жаловался на судьбу. Он читал романы, идиллии, был мечтательным. Когда Эраст встретил Лизу, он решил оставить «свет».)

2. Как развивались их отношения?

(Лизе исполнилось 17 лет, когда она однажды встретилась с Эрастом. Он купил у нее цветы. На другой день он пришел к Лизе в дом и заверил старушку - мать, что будет сам покупать все, что продает Лиза. Мать была рада, так как это избавляло ее от волнения за Лизу, когда та уходила в город продавать.

На следующий день Лиза мечтала о новой встрече с Эрастом, сидя на берегу. Вдруг, как в сказке, действительно перед ней появился он. В этот день они признались друг другу в любви и стали встречаться всякий день. Любовь их разгоралась день ото дня.)

3.Какой момент повести вы считаете кульминационным и почему?

(Однажды Эраст объявил Лизе, что едет в поход. Через 2 месяца, Лиза неожиданно встретила его в Москве, куда приехала за лекарством для мамы. Она бросилась к нему. Он привел девушку в свой дом, в кабинет и сказал ей, что он должен жениться на другой, а она должна его забыть. Дал ей 100 рублей и велел слугам выпроводить.)

4. Как разрешается конфликт в повести?

(Лиза, потрясенная обманом Эраста, бросилась в озеро и утонула)

IV. Знакомство с литературным направлением «сентиментализм»

Какая тематика произведения? (любовная)

Соблюдены ли литературные нормы? (нет)

Таким образом, речь идет о литературном направлении - сентиментализм.

Заполняется вторая половина доски:

СЕНТИМЕНТАЛИЗМ

Культ чувства

Любовная тематика

Нарушение литературных норм и правил классицизма

Итак, на примере повести Карамзина мы можем говорить о новом литературном направлении - сентиментализме. Запишите вторую тему урока.

Откройте учебник на стр. 62 (Работа с учебником)

V. Работа в группе.

1. Задание группы выбирают сами

Решение проблемы: был ли сентиментализм прогрессивным явлением в литературе? Для этого надо вспомнить вновь черты классицизма и, опираясь на полученные знания, материал учебника и текст повести, ответить на вопросы:

Задание 1 группе

Задание 2 группе

Задание 3 группе

1. Каково социальное положение героев классицизма?

Кто герои произведений

Н.И. Карамзина? Каково их социальное положение?

Подумайте над вопросами, предложенными 1 и 2 группам

2. На какие 2 группы можно разделить героев произведений классицизма?

2. На какие 2 группы можно разделить героев Карамзина?

Выслушайте ответы товарищей.

3. Как показаны герои произведений классицизма?

3. Как показаны герои Карамзина?

Сделайте вывод о значении сентиментализма в развитии литературы

2. Ответ учащихся

VI Вывод учителя

Да, ребята, демократичность (от «демос» - народ - слово на доске) сентиментализма проявилась не только в том, что героями становятся люди из народа, а в том, что они являются носителями положительных качеств, нравственной чистоты. Те, кто огражден богатством и знатностью от труда, обязанностей, быстро утрачивают природную чувствительность, становятся грубыми и жестокими. Люди, привыкшие заботиться и думать не только о себе, сохраняют и развивают заложенную от природы доброту и чувствительность. В этом заключался прогрессивный характер сентиментализма

VII Тест. (уровневый)

I уровень:

1. По характерным признакам определите идейно-эстетическое направление художественного метода в русской литературе XVIII века:

1) Гражданско-просветительский пафос, утверждение человеческого разума, конфликт между чувством и долгом.

2) Изображение единичной, частной обыденной жизни преимущественно «средней» личности в ее внутренней сущности, в ее повседневности, культ чувства, трогательность, чувствительность, искание идеального образа «жизни вне цивилизации»

А) сентиментализм б) классицизм

2. Каков жанр произведения Карамзина?

А) рассказ б) повесть в) роман г) быль

3. Возле какого монастыря находится место, связанное с именем Лизы из произведения Карамзина?

А) Раифского б) Зилантова в) Симонова

4. Какого цвета глаза у героини Карамзина?

А) голубые б) зеленые в) серые г) карие

5. Где произошло первое свидание Лизы и Эраста?

А) на берегу Москвы - реки б) на берегу озера в) на опушке леса г) в Москве

6. От какого лица ведется повествование?

А) от первого б) от второго в) от третьего

II уровень:

7. Какие эпитеты использует Карамзин, говоря о своей героине? _____________________

8. Чему научили отец и мать Лизу?_______________________________________________

9. Найдите фразу, в которой заключена главная черта сентиментализма?_______________

III уровень

10. Насколько способствует пониманию эмоционального состояния героев пейзаж? (дайте развернутый ответ)_____________________________________________________________

VIII. Подведение итогов урока

№ п/п Фамилия, имя учащегося

Иллюстрация

Ответы с места

Монолог. ответ

Работа В группе

IX Домашнее задание:

Подготовить сообщение о биографии Карамзина, его деятельности как публициста и историка

стр. 76, вопрос 3

Написать отзыв о самостоятельно прочитанном произведении Карамзина (стр.76, вопрос 4)


Конспект урока.

Разработка урока по теме: «Сентиментализм как литературно-эстетическое направление. «Бедная Лиза» Н.М. Карамзина как произведение сентиментализма».

  1. Количество уроков – 2 (сдвоенное занятие)
  2. Цель урока:

Дать учащимся представление о периоде сентиментализма в русской литературе
Задачи урока:
Обучающие: Сформировать уучащихся понятие «сентиментализма» как системы взглядов на возможность отражения мира в меняющемся общественном сознании; обеспечить усвоение учащимися особенностей направления на примере анализа его черт в повести Н.М. Карамзина «Бедная Лиза»; ознакомить учащихся с понятием «пастораль», «сантимент», «сентиментальный» «томность», «меланхолия»; отработать навыки работы с текстом, используя различные мыслительные операции (восприятие, исследование, понимание, сравнение, доказательство, синтез).
Развивающие: Обогащение и усложнение словарного запаса; развитие коммуникативных свойств речи при чтении, используя необходимые экспрессивность и выразительность; развитие мышления через построение устного анализа, выделения главного, сравнения, построения аналогий, обобщения, систематизации, объяснения, доказательства, опровержения; развитие познавательных психических процессов учащихся, основанных на чувствах, переживаниях
Воспитательные: Воспитание эстетических представлений о возможностях самореализации личности через музыку, живопись, литературу; воспитание внимательного отношения к своим чувствам; воспитание таких качеств личности, как чуткость, сострадание, сочувствие, сердечность.
Тип урока: Изучение нового материала.
Вид урока: Урок-беседа с элементами теоретических и практических исследований.
Методология урока: Базовым является эвристический метод, в основе которого находится эвристическая беседа в виде взаимосвязанных вопросов. Кроме того, учитель использует практические проблемные задания, имеющие исследовательский характер. Таким образом, используется и частично-поисковый, исследовательский метод.
Оформление урока (можно использовать слайды или иллюстрации на доске): портрет Н.М.Карамзина, портреты эпохи классицизма, например, «Портрет генерала А.И.Горчакова» кисти В.А.Тропинина, «Портрет Г.Р.Державина» кисти В.Л.Боровиковского, портрет М.В.Ломоносова кисти неизвестного художника 18 века идр.; портреты и пейзажи эпохи сентиментализма, например, «Портрет М.И.Лопухиной», «Портрет Анны Гаврииловны и Варвары Гаврииловны Гагариных» кисти В.Л.Боровиковского, «Портрет неизвестной крестьянки в русском костюме» И.П.Аргунова, «Портрет Екатерины II на прогулке в Царскосельском парке» кисти В.Л.Боровиковского, «Портрет Е.И.Нелидовой» кисти Д.Г.Левицкого, «Повозка, едущая на ярмарку» Томаса Гейнсборо, «Пейзаж в окрестностях Бове», «Летняя пастораль», «Отдыхающие пастух и пастушка» Франсуа Буше и др, фотографии пейзажей Павловска, «Сентиментальный вальс» П.И.Чайковского, песня Б.Ш.Окуджавы «Давайте говорить друг другу комплименты», эпиграф, таблица, которая заполняется по мере беседы. Текст повести «Бедная Лиза», карточки с напечатанными отрывками из произведений, последующих после повести Карамзина (Клушин, Измайлов, Милонов, Малышев)
План урока

  1. Актуализация предыдущих знаний. Повторение сведений о личности Н.М. Карамзина.
  2. Основная часть.

1урок. Формирование понятия «Сентиментализм» через эвристическую беседу об особенностях состава слова, об особенностях живописных произведений этого периода в сравнении с классицистическими образцами, об особенностях музыкального сопровождения. Вывод о сентиментализме как литературно-эстетическом направлении.
2 урок. Формирование умений и навыков отработки полученных знаний о сентиментализме на примере анализа повести Н.М. Карамзина «Бедная Лиза», акцентируя внимание на главных составляющих метода: природа, чувства героев, внесословность, образ автора. Работа с карточками Сообщение о значении повести для дальнейшего развития русской литературы

  1. Домашнее задание.

Ход урока
1 урок.

  1. Актуализация предыдущих знаний. Повторение сведений о личности Н.М. Карамзина.

Учитель: Здравствуйте, ребята. На прошлом уроке мы с вами познакомились с очень интересной личностью конца 18-начала 19 века – Николаем Михайловичем Карамзиным. Вспомните, чем интересен этот человек.
Учащиеся : вспоминают интересные факты биографии Карамзина, его карьеру, награды, звания, литературную, историческую деятельность, реформаторство в области языка. Например, могут вспомнить, что Карамзин выступал за ограничение употребления иноязычных слов и предлагал вместо слова «публичный» употреблять «всенародный». Именно Николай Михайлович стоит у истоков появления в русском языке буквы «Ё» (можно продемонстрировать памятник этой букве и упомянуть роль Дашковой в её появлении). Именно Карамзин ввёл в употребление многие слова, которые сейчас являются привычными («промышленность», «развитие»). Реформатору принадлежит и открытие такого пунктуационного знака, как «тире», самого эмоционального в русском языке.
Учитель : Некоторым из вас на прошлом занятии в качестве домашнего задания были предложены для подготовки мини-реплик о Карамзине отрывки из замечательной книги Е.Осетрова «Три жизни Карамзина». Какими интересными фактами вы можете дополнить нашу беседу?
Учащиеся (2 -3 человека):

  1. Карамзин очень трепетно относился к стилю письма, и на современный взгляд, относился не демократично. Вот какой случай приводит Евгений Осетров: «Дмитриев послал Карамзину, выразив в письме сомнение в точности некоторых употребленных им слов. Карамзин не только ответил на сомнения друга, но и сформулировал некоторые важные для него стилистические принципы, в которых отчетливо проявляется его антидемократизм. Карамзин писал: «Пичужечки не переменяй - ради бога не переменяй! Твои советники могут быть хорошими в другом случае, а в этом они не правы. Имя пичужечка для меня отменно приятно потому, что я слыхал его в чистом поле от добрых поселян. Оно возбуждает в душе нашей две любезные идеи: о свободе и сельской простоте. К тону басни твоей нельзя прибрать лучшего слова. Птичка почти всегда напоминает клетку, следственно неволю». «То, что не сообщает нам дурной идеи, не есть низко. Один мужик говорит пичужечка и парень: первое приятно, второе отвратительно. При первом слове воображаю красный летний день, зеленое дерево на цветущем лугу, птичье гнездо, порхающую малиновку или пеночку и покойного селянина, который с тихим удовольствием смотрит на природу и говорит: Вот гнездо! вот пичужечка! При втором слове является моим мыслям дебелый мужик, который чешется неблагопристойным образом или утирает рукавом мокрые усы свои, говоря: ай парень! что за квас! Надобно признаться, что тут нет ничего интересного для души нашей! Итак, любезный мой И., нельзя ли вместо парня употребить другое слово?»
  2. Осетров отмечает, что Карамзин не только первым ввёл в обиход слово «литература», но и стал первым писателем, который жил на литературные доходы от издания журналов и альманахов.
  3. Автор книги замечает, что Карамзин-поэт всегда возелывал поэтическую почву, и она дала обильные всходы в поэзии Жуковского, Батюшкова, Пушкина, Рылеева… .Например, сравним:

Во тьме ночной ярилась буря,
Сверкал на небе грозный луч,
Гремели громы в чёрных тучах,
И сильный дождь в лесу шумел. (Н.Карамзин)
А вот как схожая картина реализуется у К.Рылеева:
Ревела буря, дождь шумел,
Во мраке молнии летали,
Бесперерывно гром гремел,
И ветры в дебрях бушевали.
Учитель: Именно с именем Николая Михайловича Карамзина, так внимательно относящемуся к слову и чувству, через него выражаемому, связан будет и новый виток развития русской литературы, о котором мы и поведём речь.
II. Основная часть.
Формирование понятия «Сентиментализм» через эвристическую беседу об особенностях состава слова, об особенностях живописных произведений этого периода в сравнении с классицистическими образцами, об особенностях музыкального сопровождения. Вывод о сентиментализме как литературно-эстетическом направлении.
На доске эпиграф:
«Чувствительное сердце есть богатый источник идей; ежели разум и вкус помогают ему, то успех несомнителен» (Н.М.Карамзин)
Звучит музыка П.И.Чайковского «Сентиментальный вальс».
Учитель: Историю литературы нельзя представить в виде прямой линии, поделённой на равные отрезки: в таком-то году завершилась одна эпоха, а в таком-то началась другая. История литературы скорее всего похожа на бесконечную кривую линию. Подобно извилистой лесной тропинке, петляющей в лесной глуши, она огибает препятствия, подчас теряется в густой траве и вновь неожиданно появляется, чтобы вести нас дальше. Поэтому-то так трудно, а чаще невозможно понять, когда и какая именно книга меняет ровный ход литературного времени, начинает новый его отсчёт. Русской литературе в этом смысле необычайно повезло. Легко назвать одно-единственное имя, которое стояло у истоков сентиментализма, одну-единственную повесть в несколько страниц, сделавшую переворот в литературном мире. Им это – Карамзин, а повесть – «Бедная Лиза». Что же необычно нового воплотилось в ней?
Слово «сентиментализм» образовалось от французского « sentiment ».
Слово выписывается учителем на доске.
Учитель: Подберите к выписанному слову однокоренные слова, опирающиеся на французский источник.
Учащиеся: сентиментально, сентиментальный, сантимент, сентиментальничать, сентиментальность.
Учитель: Составьте словосочетания с этими словами
Учащиеся: Сентиментальный роман, проявлять сентиментальность, сплошные сантименты и др.
Учитель: Подберите русские синонимы к слову сентиментальный
Учащиеся: Чувственный, душевный, чуткий
Учитель: Что обозначает слово «сантимент »?
Учашиеся: Излишняя чувствительность в словах, выражениях, действиях
Учитель: Что обозначает суффикс- ИЗМ-. Проведите аналогии с другими словами, где ещё встречается такой суффикс.
Учащиеся: Классицизм, романтизм, реализм, коммунизм и др. Суффикс обозначает некую систему взглядов, направление.
Учитель: Давайте теперь соединим наши исследования слова и дадим определение этому направлению.
Учащиеся: Сентиментализм – художественное идейно –эстетическое направление, связанное с преобладанием чувства над разумом.
Учитель: Музыка, которая сопровождает наш разговор – это «Сентиментальный вальс» П.И.Чайковского. Как вы думаете, почему он так называется? Что представляется вам, когда вы слушаете такую музыку?
Учащиеся: Такая музыка обращена к человеческим чувствам, звуки будто что-то будоражат что-то доселе дремавшее в нас. Перед глазами огромная зала с большими зеркалами, свечами, канделябрами, дамы с оголёнными плечами, строгие кавалеры. Чувства текут, меняются, раскрываются во всех подробностях….
Учитель: Итак, какая же первая черта сентиментализма как направления, художественного метода?
Учащиеся: Первая наиболее важная черта сентиментализма – передача движения чувства, подробное описание внутреннего мира человека, его переживаний, настроений.
По мере беседы, в течение которой учащиеся самостоятельно приходят к выводам об особенностях сентиментализма, заполняется таблица, которая впоследствии будет «работать» и на втором уроке, где будет анализироваться повесть «Бедная Лиза».

Учитель: Вы только что сказали, что представляется вам бал, дамы и кавалеры. Обратите внимание, пожалуйста, на портреты, которые развешаны на разных сторонах доски. С одной стороны – портреты периода классицизма (указаны в перечне оформления к уроку), с другой – периода сентиментализма (указаны в перечне оформления к уроку). Человеку всегда хотелось читать о том, что он чувствовал, видеть на полотнах движения своей души, а не мёртвых манекенов. Сентиментализм в этом смысле «взорвал» классицизм. В чём же принципиальное отличие портретов, находящихся как будто по разные стороны баррикад?





Учащиеся: Классицизм – литературно-эстетическое, идеологическое направление, которое в центр ставит разум, служение государству, строгую иерархию, внимание к человеку государственному, просвещённому, к Гражданину. Отсюда и портреты в основном людей государственных: генералов, учёных, придворных. Их лица преисполнены гордостью, проницательный взгляд явно указывает на незаурядные умственные способности, их одежда – признак знатности, как правило, она застёгнута на все пуговицы – во всё нужна строгость и соразмерность. Но выражение лиц бесстрастно, так ка чувства, эмоции для классицистов – низменные проявления человека. Их нужно стыдиться.
Портреты же, выполненные по законам сентиментализма привлекают живостью образа, не его принадлежностью к чину, а его выражением лица. Интересно увидеть «игру овала»: овал лица, декольте, причёски, что создаёт особое умиротворение. Интересно, что в этот период появляются портреты крестьянок. Утверждается внесословная ценность человека – ещё одна не менее важная черта сентиментализма.
Учитель: Обратите внимание нафон портретов из разных направлений. В чём разница? О какой ещё черте сентиментализма мы можем сделать вывод?
Учащиеся: На портретах периода классицизма фона нет или он представлен в очень абстрактных чертах. На портретах же периода сентиментализма человек изображён как правило на фоне природы. Подчёркнута его связь с ней, а отсюда обострённость и естественность чувств, простота, непринуждённость. Правдивость. Итак, ещё одна чета сентиментализма – это изображение мира души человека через мир природы. Связь с природой, умение её чувствовать понимать будет характеризовать ценностные ориентиры личности.
Учитель : В западной культуре периода сентиментализма (а зародился он в Англии) существовало такое понятие, как пастораль - жанр в литературе, живописи, музыке и в театре, поэтизирующий мирную и простую сельскую жизнь.
(Иллюстрация примеров пасторалей в живописи перечислены в перечне оформления к уроку)


А как вы думаете, разве не будет проявляться личность художника. Музыканта, литератора в его произведениях?
Учащиеся : Конечно, будет. Ведь прежде чем его герои обретут чувства, сам автор должен почувствовать то же самое, выявить себя, своё отношение.
Учитель: Эту черту нам с вами надо будет доказать на примере сентименталистического текста, как и другие, что мы с вами вывели.
Давайте подведём итоги в форме таблицы и в форме устного вывода с использованием данных учебника (учащиеся прочитывают ознакомительную статью о сентиментализме в учебнике и, объединяя услышанное и прочитанное, делают общий вывод в форме таблицы и в форме устного высказывания).

Черты сентиментализма

Реализация черт сентиментализма в повести «Бедная Лиза».

1 . Передача движения чувства, подробное описание внутреннего мира человека, его переживаний, настроений.

2.Утверждается внесословная ценность человека

3. Изображение мира души человека через мир природы. Связь с природой, умение её чувствовать понимать будет характеризовать ценностные ориентиры личности.

Сентиментализм - литературное и эстетическое направление, которое ставило своей целью пробудить чувствительность в человеке. Направление зародилось в Европе во второй половине 18 века, когда там господствовали просветительские идеи классицизма. Сентиментализм обратился к описанию человека, его чувств. Идеология сентиментализма по сути близка к просветительской: людей можно сделать совершенными, но акцент в воспитании перенести на мир чувств. Сострадающий и сострадательный человек не может быть зол. Сентиментализм открыл, что человек, сострадая ближнему, помогая ему, разделяя его горести и печали, может испытывать чувство удовлетворения. Важно показать историческое противостояние сентиментализма классицизму. Классицизм основан на культе разума. Страшные события Французской революции, которой закончился блистательный век Просвещения, заставили усомниться в главенстве разума в человеческой природе. «Всегда ли рассудок есть царь чувств твоих?» - спрашивает своего героя Карамзин («Бедная Лиза»). Чувство было провозглашено основой человеческой личности.
В Россию сентиментализм проник в 1780-х–начале 1790-х благодаря переводам романов "Вертер" И.В.Гете, "Памела", "Кларисса" и "Грандисон" С.Ричардсона, "Новая Элоиза" Ж.-Ж. Руссо, "Поль и Виржини" Ж.-А.Бернардена де Сен-Пьера. Учитывая интересы Екатерины, её женское сердце да и её переписку с Вальтером и Руссо, можно предположить, что дорога сентиментализму была проложена. Эру русского сентиментализма открыл Николай Михайлович Карамзин "Письмами русского путешественника" (1791–1792).Его повесть "Бедная Лиза" (1792) – шедевр русской сентиментальной прозы; от гетевского Вертера он унаследовал общую атмосферу чувствительности, меланхолии и темы самоубийства. Однако не потерял столь свойственного русской литературе просветительского, дидактичного начала.
Сентименталисты считали, что, воспитав в человеке чувствительность, способность откликаться на чужую боль, можно победить зло. Герои произведений сентименталистов - простые люди с богатым духовным миром. Сентименталисты призывают ценить подробности окружающей жизни, прислушиваться к каждому движению души. Они часто проливают слезы, вздыхают, ахают - не только женщины, но и мужчины, и нам, живущим в XXI веке, такое поведение кажется немного смешным.
Наиболее известные произведения писателей-сентименталистов Европы, кроме упомянутых: Лоренс Стерн повесть «Сентиментальное путешествие» (1768), Джордж Беркли «Трактат о принципах человеческого познания» (1710 год), Джеймс Томсон описательная поэма «Времена года», Оливер Голдсмит «Путешественник», «Покинутая деревня»
Но обратим внимание на те изменения в изображении личности, которые являются совершенно новыми по сравнению с эстетикой классицизма. В классицизме герой воплощает в себе всеобщее - в сентиментализме герой приобретает индивидуальность. Чтобы изобразить индивидуальность, необходимо вглядеться пристально в черты характера - так зарождается психологизм. Писатель‑сентименталист создает в своем произведении особый образ - образ автора‑рассказчика. В классицизме авторская позиция - объективность. В сентиментализме писатель стремится высказать собственное отношение к описываемым событиям, образ автора‑рассказчика индивидуализируется. В статье «Что нужно автору» Н. М. Карамзин писал: «Ты хочешь быть автором: читай историю несчастий рода человеческого - и если сердце твое не обольется кровию, оставь перо, - или оно изобразит нам хладную мрачность души твоей».
Учитель: Выявленные нами особенности сентиментализма как направления, можно сказать, литературного метода, как мы уже сказали, наиболее ярко проявились в повести Н.М.Карамзина «Бедная Лиза». К доказательствам этого тезиса мы и обратимся на 2-ом уроке.
2 урок
Формирование умений и навыков отработки полученных знаний о сентиментализме на примере анализа повести Н.М.Карамзина «Бедная Лиза», акцентируя внимание на главных составляющих метода: природа, чувства героев, внесословность, образ автора. Работа к с карточками. Сообщение о значении повести для дальнейшего развития русской литературы
Учитель обращает внимание на второй эпиграф, написанный на доске ко второму уроку:
«Бедная Лиза» -…образцовое произведение, посвящённое не внешним событиям, а «чувствительной» душе.
Е.Осетров
Учитель : Осенью 1790 года двадцатичетырехлетний Н. М. Карамзин вернулся в Россию из Европы - в модном фраке, с модной высокой прической, с лентами на башмаках, с множеством французских, немецких и английских книг, а главное - с запасом идей. С 1791 года он начал издавать «Московский журнал», затем - журнал «Вестник Европы». Н. М. Карамзин прославился в 25 лет, когда опубликовал свою повесть «Бедная Лиза». Девушки и юноши читали и перечитывали ее, знали наизусть целые отрывки, ходили любоваться на пруд, о котором идет речь в этой повести. «Бедная Лиза» оказала влияние на несколько поколений русских читателей: она была непохожа на другие произведения русской литературы не только по языку, но и по содержанию.
Какие же черты нового слова в литературе были предложены Н. М. Карамзиным ? Подтвердите ваши наблюдения текстом. (По мере ответов учащихся заполняется вторая графа таблицы: «Реализация черт сентиментализма в повести «Бедная Лиза»).
Учащиеся : кратко пересказывая незамысловатый сюжет произведения, отмечают, что в центре внимания автора находятся переживания героев, мир их изменяющихся чувств, да и сам сюжет строится на этих изменения.
Зачитываются места описанием чувств героев они анализируются с точки зрения лексики, синтаксиса, предающих взволнованность, радость, печаль.
Например:

  1. Все жилки в ней забились, и, конечно, не от страха . Она встала, хотела идти, но не могла. Эраст выскочил на берег, подошел к Лизе и - мечта ее отчасти исполнилась: ибо он взглянул на нее с видом ласковым, взял ее за руку... А Лиза, Лиза стояла с потупленным взором, с огненными щеками, с трепещущим сердцем - не могла отнять у него руки - не могла отворотиться, когда он приближился к ней с розовыми губами своими... Ах! Он поцеловал ее, поцеловал с таким жаром, что вся вселенная показалась ей в огне горящею! «Милая Лиза! - сказал Эраст. - Милая Лиза! Я люблю тебя», и сии слова отозвались во глубине души ее, как небесная , восхитительная музыка; она едва смела верить ушам своим и... Но я бросаю кисть. Скажу только, что в сию минуту восторга исчезла Лизина робость - Эраст узнал, что он любим, любим страстно новым, чистым, открытым сердцем .
  2. «Она пришла в себя - и свет показался ей уныл и печален. Все приятности натуры сокрылись для нее вместе с любезным ее сердцу »
  3. «Эраст восхищался своей пастушкой - так называл Лизу - и, видя, сколь она любит его, казался сам себе любезнее. Все блестящие забавы большого света представлялись ему ничтожными в сравнении с теми удовольствиями, которыми страстная дружба невинной души питала сердце его. С отвращением помышлял он о презрительном сладострастии, которым прежде упивались его чувства».
  4. «Эраст не мог уже доволен быть одними невинными ласками своей Лизы - одними ее любви исполненными взорами - одним прикосновением руки, одним поцелуем, одними чистыми объятиями. Он желал больше, больше и, наконец, ничего желать не мог, - а кто знает сердце свое, кто размышлял о свойстве нежнейших его удовольствий, тот, конечно, согласится со мною, что исполнение всех желаний есть самое опасное искушение любви. Лиза не была уже для Эраста сим ангелом непорочности, который прежде воспалял его воображение и восхищал душу. Платоническая любовь уступила место таким чувствам, которыми он не мог гордиться и которые были для него уже не новы».

Учитель: Действительно, мир чувств, столь близких и понятных читателю сделал повесть оной из самых любимых среди молодёжи того времени. Какие назидательные ноты мы с вами увидим в демонстрации этих переживаний?
Учащиеся: Чистые искренние чувства демонстрирует прежде всего Лиза. Она переживает глубоко, тем более, что это для неё первая любовь. Эраст – птица другого полёта, и Карамзин использует черты психологического портрета рисуя нам этого героя: «Теперь читатель должен знать, что сей молодой человек, сей Эраст был довольно богатый дворянин, с изрядным разумом и добрым сердцем, добрым от природы, но слабым и ветреным. Он вел рассеянную жизнь, думал только о своем удовольствии, искал его в светских забавах, но часто не находил: скучал и жаловался на судьбу свою. Красота Лизы при первой встрече сделала впечатление в его сердце. Он читывал романы, идиллии, имел довольно живое воображение и часто переселялся мысленно в те времена (бывшие или не бывшие), в которые, если верить стихотворцам, все люди беспечно гуляли по лугам, купались в чистых источниках, целовались, как горлицы, отдыхали под розами и миртами и в счастливой праздности все дни свои провождали. Ему казалось, что он нашел в Лизе то, чего сердце его давно искало. «Натура призывает меня в свои объятия, к чистым своим радостям», - думал он и решился - по крайней мере на время - оставить большой свет ».
Однако в его эмоциях сквозит некое потребительское отношение к любви, далёкое от платонизма. Хотя в конце повести его горе неутешно: «Эраст был до конца жизни своей несчастлив. Узнав о судьбе Лизиной, он не мог утешиться и почитал себя убийцею. Я познакомился с ним за год до его смерти. Он сам рассказал мне сию историю и привел меня к Лизиной могилке. - Теперь, может быть, они уже примирились!»
Учитель: Как связана разность переживаний с особенностями социального статуса героев?
Учащиеся: Лиза - крестьянка. Она из бедной семьи, сама привыкла добывать себе пропитание, заботится о матери: «Отец Лизин был довольно зажиточный поселянин, потому что он любил работу, пахал хорошо землю и вел всегда трезвую жизнь. Но скоро по смерти его жена и дочь обедняли. Ленивая рука наемника худо обрабатывала поле, и хлеб перестал хорошо родиться. Они принуждены были отдать свою землю внаем, и за весьма небольшие деньги. К тому же бедная вдова, почти беспрестанно проливая слезы о смерти мужа своего - ибо и крестьянки любить умеют! - день ото дня становилась слабое и совсем не могла работать. Одна Лиза, - которая осталась после отца пятнадцати лет, - одна Лиза, не щадя своей нежной молодости, не щадя редкой красоты своей, трудилась день и ночь - ткала холсты, вязала чулки, весною рвала цветы, а летом брала ягоды - и продавала их в Москве ». Героиня чиста в своих помыслах, откровенна в желаниях, она искренна и наивна. Карамзин на примере Лизы восклицает: «И крестьянки любить умеют!» С помощью сего ещё раз подчёркивает внесословный принцип изображения героев. Эраст же – человек города, богатый дворянин, «с изрядным разумом», правде и с «доброй душой». Он многое повидал, успел насладиться искушениями жизни, разум и город не могли не оставить отпечатка в его душе, отсюда, видимо, и предательский поступок по отношению к героине.
Учитель: Уже зачитывая отрывки описания переживаний героев, вам встретились описания природы. Их достаточно много в тексте. Давайт проанализируем обновлённые функции появления пейзажа в сентиментальных текстах.
Обратимся к началу повести. Чем оно необычно? Однотипен ли пейзаж и почему?
«Может быть, никто из живущих в Москве не знает так хорошо окрестностей города сего, как я, потому что никто чаще моего не бывает в поле, никто более моего не бродит пешком, без плана, без цели - куда глаза глядят - по лугам и рощам, по холмам и равнинам. Всякое лето нахожу новые приятные места или в старых новые красоты .
Но всего приятнее для меня то место, на котором возвышаются мрачные, готические башни Си...нова монастыря. Стоя на сей горе, видишь на правой стороне почти всю Москву, сию ужасную громаду домов и церквей, которая представляется глазам в образе величественного амфитеатра: великолепная картина , особливо когда светит на нее солнце, когда вечерние лучи его пылают на бесчисленных златых куполах, на бесчисленных крестах, к небу возносящихся! Внизу расстилаются тучные, густо-зеленые цветущие луга, а за ними, по желтым пескам, течет светлая река, волнуемая легкими веслами рыбачьих лодок или шумящая под рулем грузных стругов, которые плывут от плодоноснейших стран Российской империи и наделяют алчную Москву хлебом. На другой стороне реки видна дубовая роща, подле которой пасутся многочисленные стада; там молодые пастухи, сидя под тению дерев, поют простые, унылые песни и сокращают тем летние дни, столь для них единообразные . Подалее, в густой зелени древних вязов, блистает златоглавый Данилов монастырь; еще далее, почти на краю горизонта, синеются Воробьевы горы. На левой же стороне видны обширные, хлебом покрытые поля, лесочки, три или четыре деревеньки и вдали село Коломенское с высоким дворцом своим».
Учащиеся: Автор поступает не совсем традиционно. Он не начинает с истории героев. Карамзин начинает повествовать о впечатлениях автора-рассказчика, его переживаниях, и переживания эти тесно связывает с миром природы, открывающемся его глазам. Но пейзаж не однотипен. Он «расслаивается» на «позитив» и «негатив» как при фотоизображении. На «позитиве» изображена неподвижная гармоничная, естественная жизнь природы. Она не меняется век от века, поэтому дарит автору ощущение вечного покоя, комфорта. Именно так было принято изображать «таинство натуры» в жанре пасторали, идиллии (о которых мы уже упоминали). Однако есть и «другая сторона реки», изображая которую, Карамзин выступает как историк. На «негативе» подвижная, изменчивая, грозная жизнь Истории. Следы быстротекущего времени видны повсюду. Автор готовит нас к тому, что сюжет повести будет условно раскачиваться между полюсами сельской жизни (естественной, гармоничной) и городской (изменчивой и губительной).
Учитель: Итак, начало повести открывается городским и сельским пейзажем, роль которого символична. Он предсказывает дальнейшую антитезу, организующую впоследствии сюжет. Но природа в повести, как мы уже заметили, углубляет переживания героев. Найдите и зачитайте соответствующие отрывки. Понаблюдайте, к кому больше благосклонен мир природы своим сочувствием?
Учащиеся: Природа помогает понять душевное состояние в основном только героини. Она близка к ней, понимает её зык, привыкла говорить с цветами, ветром, деревьями
Например:

  1. «Обратимся к Лизе. Наступила ночь - мать благословила дочь свою и пожелала ей кроткого сна, но на сей раз желание ее не исполнилось: Лиза спала очень худо. Новый гость души ее, образ Эрастов, столь живо ей представлялся, что она почти всякую минуту просыпалась, просыпалась и вздыхала. Еще до восхождения солнечного Лиза встала, сошла на берег Москвы-реки, села на траве и, подгорюнившись, смотрела на белые туманы, которые волновались в воздухе и, подымаясь вверх, оставляли блестящие капли на зеленом покрове натуры. Везде царствовала тишина. Но скоро восходящее светило дня пробудило все творение: рощи, кусточки оживились, птички вспорхнули и запели, цветы подняли свои головки, чтобы напитаться животворными лучами света. Но Лиза все еще сидела подгорюнившись . Ах, Лиза, Лиза! Что с тобою сделалось? До сего времени, просыпаясь вместе с птичками, ты вместе с ними веселилась утром, и чистая, радостная душа светилась в глазах твоих, подобно как солнце светится в каплях росы небесной; но теперь ты задумчива, и общая радость природы чужда твоему сердцу …»
  2. «Лиза возвратилась в хижину свою совсем не в таком расположении, в каком из нее вышла. На лице и во всех ее движениях обнаруживалась сердечная радость. „Он меня любит!“ - думала она и восхищалась сею мыслию. „Ах, матушка! - сказала Лиза матери своей, которая лишь только проснулась. - Ах, матушка! Какое прекрасное утро! Как все весело в поле! Никогда жаворонки так хорошо не певали, никогда солнце так светло не сияло, никогда цветы так приятно не пахли!».
  3. «Мне нельзя жить, - думала Лиза, - нельзя!.. О, если бы упало на меня небо! Если бы земля поглотила бедную!.. Нет! небо не падает; земля не колеблется! Горе мне!» - Она вышла из города и вдруг увидела себя на берегу глубокого пруда, под тению древних дубов, которые за несколько недель перед тем были безмолвными свидетелями ее восторгов. Сие воспоминание потрясло ее душу; страшнейшее сердечное мучение изобразилось на лице ее .

Учитель: Вслед за появлением «Бедной Лизы» Н.М.Карамзина возникло огормное количество подобных произведений, по сюжету и языку они уже не были новы и чаще всего были подражательно и недостаточно совершенны в плане формы и художественных средств. Однако благодаря им можно говорить об особом «словаре символов природы» сентименталистов, который кочевал из текста в текст. Сейчас мы с вами поработаем с карточками, на которых даны отрывки из современных Карамзину сентиментальных произведений. В основном это пейзажи и переживания героев на их фоне. Составьте своеобразный словарик символов сентименталистов. Объясните значение некоторых слов. (при наличии времени можно проанализировать некоторые художественные несовершенства текстов).
КАРТОЧКА №1
Н.П.Милонов «История бедной Марьи» (отрывок)
«Марья в припадках меланхолии своей ходила часто по рощам и долинам одна в сердечной скорби своей. Прекрасные места, ветвистый дуб, журчащий ручеёк составляли всё блаженство Марьи. Часто в тихом уединении просиживала она одна до глубокой ночи. Отец е не был охотник до прелестей природы и часто бранил её; Марья была невинна в душе своей, и упрёки отца не могли к ней относиться. Иногда в тихий весенний вечер Марья садилась, пригорюнившись, у окна, смотрела на синее небо, на светлый месяц, иногда жемчужная слеза сверкала на чёрных её ресницах и при томном свете луны блистала как прозрачный алмаз».
КАРТОЧКА №2

Вам понравился материал?
Пожалуйста, поставьте свою оценку.

Федорова В. А.

Учитель русского языка и литературы

КОММЕНТАРИИ

К ЭКЗАМЕНАЦИОННЫМ БИЛЕТАМ

ПО ЛИТЕРАТУРЕ

9 класс

(2011 – 2012 уч.г.)

Билет № 3


  1. Сентиментализм и повесть Н. М. Карамзина «Бедная Лиза».

  2. «Письмо Татьяны к Онегину» и его роль в раскрытии проблематики романа А. С. Пушкина «Евгений Онегин».

  3. Почему мужики в сказке Салтыкова – Щедрина «Дикий помещик» предстают в виде «роя»?
ПЛАН – КОНСПЕКТ

  1. Сентиментализм как литературное течение.
Сентиментализм – литературное течение, возникшее в искусстве и литературе Западной Европы и России в конце 18 века – нач. 19 веков. Выступает против отвлеченности и рассудочности произведений классицизма. В нем нашли отражение стремление изобразить человеческую психологию.

Представители: Карамзин, Радищев, Капнист, Львов.

Жанры: сентиментальная повесть, послание, путевые заметки, элегия, народные песни, мещанская драма.


  1. Н. М. Карамзин. Жизнь и творчество (кратко) 1

  1. Повесть Карамзина как сентиментальная повесть.
Повесть Н. М. Карамзина «Бедная Лиза» была одним из первых сентиментальных произведений русской литературы XVIII века. Ее сюжет очень прост - слабохарактерный, хотя и добрый дворянин Эраст влюбляется в бедную крестьянскую девушку Лизу. Их любовь заканчивается трагически: молодой человек быстро забывает о своей возлюбленной, собираясь жениться на богатой невесте, а Лиза погибает, бросившись в воду.

Но главное в повести не сюжет, а чувства, которые она должна была пробудить в читателе. Поэтому главным героем повести становится повествователь, который с грустью и сочувствием рассказывает о судьбе бедной девушки. Образ сентиментального повествователя стал открытием в русской литературе, поскольку прежде повествователь оставался «за кадром» и был нейтральным по отношению к описываемым событиям. Для «Бедной Лизы» характерны короткие или развернутые лирические отступления, при каждом драматическом повороте сюжета мы слышим голос автора: «сердце мое обливается кровию...», «слеза катится по лицу моему».

Чрезвычайно существенным было для писателя-сентименталиста обращение к социальной проблематике. Он не обличает Эраста в гибели Лизы: молодой дворянин так же несчастен, как крестьянская девушка. Но, и это особенно важно, Карамзин едва ли не первый в русской литературе окрыл «живую душу» в представительнице низшего сословия. «И крестьянки любить умеют» - эта фраза из повести надолго стала крылатой в русской культуре. Отсюда начинается еще одна традиция русской литературы: сочувствие простому человеку, его радостям и бедам, защита слабых, угнетенных и безгласных - в этом главная нравственная задача художников слова.

«Бедная Лиза» сразу стала чрезвычайно популярной в русском обществе. Гуманные чувства, умение сочувствовать и быть чувствительным оказались очень созвучны веяниям времени, когда литература от гражданской тематики, характерной для эпохи Просвещения, перешла к теме личной, частной жизни человека и главным объектом ее внимания стал внутренний мир отдельной личности.

Карамзин совершил и еще одно открытие в литературе. С «Бедной Лизой» в ней появилось такое понятие, как психологизм, то есть умение писателя живо и трогательно изображать внутренний мир человека, его переживания, желания, стремления. В этом смысле Карамзин подготовил почву для писателей XIX века.

Вопрос 2: «Письмо Татьяны к Онегину» и его роль в раскрытии проблематики романа А. С. Пушкина «Евгений Онегин» 2 .

Татьяна, по словам Белинского, «глубокая, страстная натура», она «осталась естественно-простою в самой искусственности и уродливости формы, которую сообщила ей окружающая действительность». Не случайно «она в семье своей родной казалась девочкой чужой». Главное в Татьяне - она «тип русской женщины» (В. Г. Белинский). На нее неизгладимый отпечаток наложили «преданья простонародной старины», рассказы няни, красота русской природы; ее представления о любви и долге, весь ее духовный мир неотделимы от этических идеалов народа.

Белинский: «В Татьяне нет этих болезненных противоречий, которыми страдают сложные натуры; Татьяна создана как будто вся из одного цельного куска, без всяких примесей и приделок».

Весь внутренний мир Татьяны заключался в жажде любви. Встреча с Онегиным - роковая для Татьяны. «Это он!» - выбор единственный на всю жизнь. Татьяна «любит не шутя», она не умеет судить хладнокровно. Письмо Татьяны - один из ключевых мест в композиции романа 3 . Здесь все: и отсутствие житейской опытности, и одновременно высокий настрой души, отважной в движении навстречу своей судьбе. Татьяна обращается к Онегину на ты «я - твоя!», это не обмолвка, а полное доверие к избраннику.

Ю. М. Лотман: «Жизнь Татьяны - результат развития личности, ее постоянных усилий по выбору нравственно наиболее трудного пути. Подвиг Верности, который добровольно принимает на себя героиня Пушкина, конечно, шире проблемы верности семье...»
Личная судьба Татьяны трагична: одиночество в родном доме, безответная любовь к Онегину, замужество без любви и опять одиночество среди богатства, блеска и преклонения. Но страдания не сломили ее: ей чужда «постылой жизни мишура», она не изменяет своим нравственным принципам, своему пониманию чести. Источник ее духовной силы - глубокая связь с русской жизнью, чего нет у Онегина, она «русская душою». Цельность натуры, глубина чувств, красота души, скромность, готовность к самопожертвованию - это не просто черты характера Татьяны, но и воплощение «положительной и бесспорной красоты в лице русской женщины» (Ф. М. Достоевский).

Вопрос 3: Почему мужики в сказке Салтыкова – Щедрина «Дикий помещик» предстают в виде «роя»?

Приложение 1

Карамзин Николай Михайлович (1766-1826) - прозаик, поэт, журналист, историк.
Воспитывался Карамзин в частных пансионах сначала в Симбирске, затем в Москве. Посещал лекции в университете, владел многими новыми и древними языками.
Карамзин интересовался литературой, увлекался Шекспиром, испытал влияние масонства.
В 1789 году опубликовал свою первую повесть "Евгений и Юлия", отдельными изданиями вышли переводы поэмы А. Галлера "О происхождении зла" (1786), "Юлий Цезарь" У. Шекспира (1787). С мая 1789 года по июль 1790 года Карамзин путешествовал по Европе. Эта поездка за границу оказала решающее влияние на творчество будущего писателя. Итогом этого стали "Письма русского путешественника" - не биографический документ, а сложный литературный текст, подчиненный не только художественным законам, но и стремлению многое открыть в реальном путешествии. Вернувшись из-за границы, Карамзин активно занялся литературой Публикуя из номера в номер "Письма русского путешественника", Карамзин убеждал читателей в том, что путь цивилизации един для всего человечества, что Россия идет той же дорогой просвещения, по которой движутся другие народы Европы. В это же время выходят в свет художественные произведения Карамзина, принесшие ему славу: повести "Бедная Лиза" (1792), "Наталья, боярская дочь" (1792), "Фрол Силин, благодетельный человек" (1791), "Лиодор" (1792). Они открыли новую страницу в истории русской литературы Литература, благодаря карамзинской прозе, приближалась к жизни, признаком литературности делалась не возвышенность слога, а его изящество, точно так же, как ценность человека стала определяться не социальным весом, властью или богатством, а душевной тонкостью.
С одной стороны, Карамзин стремился создать человека новой культуры - утонченного, "чувствительного", с тонкой душой и умом, наследующим все лучшее из запаса мировой культуры. А с другой стороны, он хотел поднять рядового читателя до уровня современной культуры. Карамзин мечтал о грамотном крестьянине, о светской даме, говорящей по-русски и читающей русские книги, о внутренней культуре и человеческом достоинстве. Он считал, что роман и повесть, короткое лирическое стихотворение и романс облагородят умы и чувства людей. Важным итогом творчества Карамзина 1790-х годов была реформа языка, в основе которой лежало стремление сблизить письменный язык с живой разговорной речью образованного общества. Но требуя "писать как говорят", Карамзин отмечал, что русский разговорный, в том числе "общественно-бытовой", язык еще надлежит создать. Изменение общественно-политической ситуации 1801-1803 годов повлияло на Карамзина. Прежде всего он вернулся к активной издательской деятельности. На страницах журнала "Вестник Европы" были опубликованы повести "Марфа Посадница" (1803), "Рыцарь нашего времени" (1802), "Моя исповедь" (1802), "Чувствительный и холодный. Два характера" (1803) и большое число заметок, переводов, статей. Они были подчинены одной цели - стремлению внушить читателю идею ценности культуры, просвещения, воздействовать на его ум и сердце.
В 1803 году Карамзин обратился с просьбой об официальном назначении его историографом. Интерес к истории у него уже давно созревал, и сейчас он почувствовал необходимость исторически осмыслить свои взгляды на современность.
Первый том "Истории государства Российского" был закончен в 1805 году, второй - в 1806, третий - в 1808 году. Карамзин почувствовал себя историком-профессионалом, вооруженным навыками исторической критики и знанием источников. К 1811 году вышли 5 томов "Истории..." Отечественная война 1812 года прервала работу писателя. При приближении французской армии к Москве Карамзин отдал "лучший и полный" экземпляр жене, которую отправил в Ярославль, а сам готовился сражаться в ополчении. Но работу над "Историей..." Карамзин не прекращал, и в начале 1816 года он отправился в Петербург хлопотать об издании первых восьми томов своей "Истории..."
Хлопоты увенчались успехом, и 8 томов "Истории государства Российского" вышли в свет 28 января 1818 года 3 000 экземпляров разошлись в один месяц, сразу же потребовалось второе издание. Карамзин продолжал свой исторический труд. Девятый том вышел в 1821 году, в 1824 - десятый и одиннадцатый, последний, двенадцатый, том вышел посмертно. Карамзинская "История..." не только историческое, но и литературное произведение. Он поставил перед собой задачу создать эпическое повествование. Это потребовало смены образа повествователя - им стал историк, наделенный простодушием летописца и гражданским мужеством. Восстание 14 декабря окончательно надломило моральные и физические силы Карамзина (он был на площади и простудился), присутствовавшего при конце своей эпохи. Значение Карамзина для русской культуры исключительно. В своих произведениях он соединил простоту с лиризмом, создал жанр психологической повести, проложил дорогу Жуковскому, Батюшкову и Пушкину в поэзии. Как журналист он показал образцы всех видов политических изданий, сделавшихся в будущем традиционными для России. Как реформатор языка он определил основную линию развития, потребовав писать как говорят и говорить как пишут.
Как просветитель он сыграл огромную роль в создании читателя, ввел книгу в домашнее образование детей. Как историк Карамзин создал труд, который принадлежал своей эпохе и привлекает внимание историков и читателей конца XX века.
Как литератор он дал русской культуре эталон благородной независимости, создал образ писателя, ставящего собственное достоинство и неподкупность своих убеждений выше любых суетных соображений минуты.

Приложение 2


Цели урока:

Образовательные:

Познакомить с личностью писателя Н.М.Карамзина, дать понятие сентиментализма как литературного направления, его основных принципов изображения героя; проиллюстрировать их на примере повести.

Развивающие:

Способствовать развитию критического мышления, интереса к литературе сентиментализма.

Воспитательные:

Способствовать воспитанию духовно развитой личности, формированию гуманистического мировоззрения.

Ход урока

I.1) Организационный момент .

Здравствуйте, ребята. Настройтесь на хорошую работу. Я приглашаю вас на откровенный разговор.

Слайд1,2. Запишите, пожалуйста, тему урока: «Черты сентиментализма в повести Н.М. Карамзина «Бедная Лиза». Эпиграфом к уроку мы берем слова Е.Осетрова: «Бедная Лиза» - образцовое произведение, посвященное не внешним событиям, а «чувствительной» душе».

Чтобы определиться с целями урока, прочитайте еще раз тему и выделите ключевые слова (черты сентиментализма).

Итак, ключевыми являются слова « черты сентиментализма», вы верно определили. Но чтобы выявить эти черты, что, по-вашему, для этого нужно?

Слайд 3. Во-первых, познакомиться с сентиментализмом как литературным направлением, назвать его черты.

Во-вторых, проанализировать повесть и отыскать в ней черты сентиментализма.

2) Прослушивание песни «Любовь – волшебная страна»

Пока слушаете песню, выпишите, на ваш взгляд, главные, ключевые слова.

Как вы думаете, почему урок по повести Н.М.Карамзина “Бедная Лиза” мы начали с прослушивания этой песни? Как связаны между собой повесть Карамзина и песня? (речь идет о любви, о том, что волнует сердца) - Какие слова вы записали себе, слушая песню? (ключевыми являются слова « любовь, счастье, обман, волшебная страна и т.д.)

3)Беседа.

Насколько прочитанное произведение отличается от тех, которые обсуждались на предыдущих уроках? (язык повести намного ближе нам, ее легче читать, чем произведения тех русских авторов, с которыми вы знакомились до Карамзина).

II. Знакомство с личностью Н.М.Карамзина.

Слайд 4. Весь творческий путь Николая Михайловича Карамзина как литератора-художника и даже журналиста замыкается в короткий, чуть более чем десятилетний, промежуток времени с 1791 по 1803 г. После этого 23 года жизни Карамзин отдал профессиональной историографии - созданию 12-томной «Истории Государства Российского».

Слайд 5. Тем не менее тринадцати лет литературного творчества оказалось достаточно для того, чтобы приобрести славу великого писателя, реформатора русской литературы и языка, ознаменовать своим именем целый большой период развития русской литературы.

Слайд 6. Белинский, выдающийся литературный критик говорит, что Карамзин создал русскую публику, которой до него не было, создал читателей - а так как без читателей литература немыслима, то смело можно сказать, что литература, в современном значении этого слова, началась у нас с эпохи Карамзина и началась именно благодаря его знаниям, энергии, тонкому вкусу и незаурядному таланту: «Карамзин первый на Руси начал писать повести, которые заинтересовали общество... повести, в которых действовали люди, изображалась жизнь сердца и страстей посреди обыкновенного повседневного быта», повести, в которых «как в зеркале, верно отражается жизнь сердца... как она существовала для людей того времени». «Чистая, высокая слава Карамзина принадлежит России, и ни один писатель с истинным талантом, ни один ученый человек, даже из бывших ему противниками, не отказал ему дани уважения глубокого и благодарности», - писал А.С. Пушкин.

Слайд 7. Произведения Карамзина пользовались огромным успехом не только у «образованных» читателей, но и у читателей простого звания. Один из современников писателя так отзывался о популярности карамзинской прозы: «Что может быть слаще для господина Карамзина?.. Мужики, мастеровые, монахи, солдаты – все о нём знают, все любят его!...»

Слайд 8. Вот в чём видел секрет литературного творчества Карамзин: «Говорят, что автору нужны талант и знания: острый проницательный разум, живое воображение и прочее. Справедливо, но сего не довольно. Ему надобно иметь и доброе, нежное сердце, если он хочет быть другом и любимцем души нашей…»

*Выделите в этом высказывании главную мысль и запишите в тетрадь.

Слайд 9. Все современники и литературные потомки видели в Карамзине первооткрывателя и реформатора, совершившего переворот в русской литературе. Карамзин пришел в русскую жизнь одновременно с проникновением первых сентименталистских веяний в русскую литературу. Сентиментализм – литературное направление, отмеченное повышенным интересом к человеческому чувству, эмоциональному восприятию окружающего мира. Сентименталисты по-новому оценивали человека: способен ли он на большие, искренние и глубокие переживания.

Чего вы ждёте от произведений сентиментализма? (Ученики высказывают такие предположения: это будут произведения, “красиво написанные”; это лёгкие, “спокойные” произведения; в них будет рассказываться о простой, повседневной жизни человека, о его чувствах, переживаниях).

Слайд 10 .- Более наглядно показать отличительные признаки сентиментализма нам помогут произведения живописи, ведь сентиментализм, как и классицизм, проявлялся не только в литературе, но и в других видах искусства. Посмотрите на два портрета Екатерины II. Автор одного из них – художник-классицист, автор другого – сентименталист. Определите, к какому направлению принадлежит каждый портрет, и попытайтесь обосновать свою точку зрения. (Ученики безошибочно определяют, что портрет, выполненный Ф.Рокотовым, классицистический, а произведение В.Боровиковского принадлежит сентиментализму, и доказывают своё мнение, сравнивая фон, колорит, композицию картин, позу, одежду, выражение лица Екатерины на каждом портрете).

Слайд 11,12. Запись определения сентиментализма.

Слайд 13. В «Московском журнале» в 1792 была напечатана повесть Н.М.Карамзина «Бедная Лиза». Это произведение принесло автору известность и популярность. За короткое время она переиздавалась 6 раз. Показателем того литературного потрясения, каким явилась его повесть для русской художественной прозы, стала волна подражаний, захлестнувшая русскую литературу на рубеже XVIII-XIX вв. Одна за другой появляются повести, варьирующие карамзинский сюжет: «Бедная Маша» А. Измайлова, «Обольщенная Генриетта» И. Свечинского, «Даша, деревенская девушка» П. Львова, «Несчастная Маргарита» неизвестного автора, «Прекрасная Татьяна» В. Измайлова, «История бедной Марьи» Н. Брусилова. »).

Почему повесть, написанная в 1792, имела небывалый успех? Что нашла в ней публика? (Публика сострадала простым людям, сочувствовала жертвам страстей).

III. Анализ повести «Бедная Лиза»

С этой точки зрения мы и будем рассматривать героев повести Карамзина «Бедная Лиза». Но перед тем, как мы окунёмся в сюжет произведения, проверим, насколько вы внимательно читали текст. (Слайды 14,15,16,17 )

    Город, в котором происходят описываемые события? (Москва)

    Главные герои повести. (Лиза, Эраст, мать Лизы)

    Какие цветы и по какой цене продавала Лиза весной в Москве? (ландыши, 5 копеек)

    Стакан какого напитка выпил Эраст из рук Лизиной матери? (молоко)

    О чем договаривается Эраст с Лизиной матерью, чтобы оберечь девушку от походов в город? (о продаже ее работ Эрасту)

    Прошло несколько недель. Причина покрасневших от слез глаз Лизы? (сватовство сына богатого крестьянина из соседней деревни)

    Сколько дней подряд Эраст не приходил к Лизе?(5)

    Что поведал Эраст Лизе, придя к ней после долгого отсутствия? (он идет на войну, отправляется в поход)

    Прошло два месяца. Лиза отправилась в Москву за розовой водой. Что произошло в этот день? (Лиза встретила Эраста)

    Почему Эраст должен был жениться на «пожилой богатой вдове»? (поправить свое материальное положение)

    Как поступила Лиза со злополучными 100 рублями, которыми хотел откупиться Эраст? (отправила их матери вместе с известием о своей смерти)

    Как сложилась жизнь Эраста? (он до конца дней своих был несчастлив)

1) Пейзаж. А теперьсовершим небольшую прогулку по окрестностям Москвы. Учащиеся находят в начале повести строки, описывающие объекты.

Слайд 18 . Повесть «Бедная Лиза» начинается с описания окрестностей Симонова монастыря, сопряженных в ассоциативной памяти автора-повествователя с «воспоминанием о плачевной судьбе Лизы, бедной Лизы». Последуем и мы вслед за писателем на экскурсию по окрестностям Москвы. «Может быть, никто из живущих в Москве не знает так хорошо окрестностей города сего, как я, потому что никто чаще моего не бродит пешком, без плана, без цели – куда глаза глядят – по лугам и рощам, по холмам и равнинам. Всякое лето нахожу новые приятные места или в старых новые красоты,» - утверждает автор в начале повести.

Слайд 19. Симонов монастырь. Зачитаем строки Карамзина: «Но всего приятнее для меня то место, на котором возвышаются мрачные готические башни Си…нова монастыря. Стоя на сей горе, видишь на правой стороне почти всю Москву, сию ужасную громаду домов и церквей <...>: великолепная картина, особливо когда светит на нее солнце, когда вечерние лучи его пылают на бесчисленных златых куполах <...>. Внизу расстилаются тучные, густо-зеленые цветущие луга, а за ними, по желтым пескам, течет светлая река, волнуемая легкими веслами рыбачьих лодок или шумящая под рулем грузных стругов, которые <...> наделяют алчную Москву хлебом».

Слайд 20. Москва-река. «На другой стороне реки видна дубовая роща, подле которой пасутся многочисленные стада: там молодые пастухи, сидя под тению дерев, поют простые, унылые песни и сокращают тем летние дни, столь для них однообразные».

Слайд 22. Воробьёвы горы – «… ещё далее, почти на краю горизонта, синеются Воробьёвы горы».

Слайд 23 . Село Коломенское. «На левой стороне видны обширные, хлебом покрытые поля, лесочки, три или четыре деревеньки и вдали село Коломенское с высоким дворцом своим».

Эту экскурсию мы завершим высказыванием автора: «Там, опершись на развалины гробных камней, внимаю глухому стону времен, бездною минувшего поглощенных, - стону, от которого сердце мое содрогается и трепещет. <...> Все сие обновляет в моей памяти историю нашего отечества - печальную историю тех времен, когда свирепые татары и литовцы огнем и мечом опустошали окрестности российской столицы и когда несчастная Москва, как беззащитная вдовица, от одного Бога ожидала помощи в любых своих бедствиях».

*Какое настроение создаёт у вас пейзаж? Какова его роль в повести? (Автор не только знакомит с местом действия, но и передаёт читателям печальное настроение, предвещающее трагическое развитие событий. Необычность пейзажа в том, что он имеет духовно-эмоциональный характер.)

*Почему описание окрестностей предваряет сюжет повести? Что противопоставляет рассказчик в этом пейзаже? (Изображая окрестности Москвы, автор противопоставляет «алчную» Москву с «ужасной громадой домов» и прекрасную естественную природу, описанную при помощи эпитетов «цветущие», «светлая», «легкие». Эта тема получит продолжение в сюжете повести.)

Повесть «Бедная Лиза» написана на классический сюжет о любви представителей разных сословий: ее герои - дворянин Эраст и крестьянка Лиза - не могут быть счастливы не только в силу нравственных причин, но и по социальным условиям жизни.

*Назовите известные вам произведения, в которых авторы затрагивают тему «Любовь и социальное неравенство». («Золушка», «Повесть о Петре и Февронии Муромских», «Барышня-крестьянка»)

*Что означает слово «бедная» в названии произведения? Это слово может быть понято двояко (слайд 24 ): указание на социальное положение героини или отношение к ней автора? Подберите синонимы. (Слово «бедная» передаёт читателю отношение к героине автора.)

*Только ли сословные барьеры разделяют героев? Чтобы ответить на этот вопрос, сопоставим героев.(Слайд 25 )

2)Сопоставление героев (Слайд 26 )

Найдите слова и выражения, характеризующие героев, заполните таблицу.

    Сделайте вывод о том, только ли социальные барьеры разделяют героев. (Героев разделяют не только социальные, но и нравственные барьеры.)

Определяем по тексту повести, какие ценности значимы в каждом из миров героев. Два ученика записывают на доске версии, предлагаемые учащимися. На доске и в тетради фиксируется запись:

“Мир Лизы”

“Мир Эраста”

рассудок

большой свет

старушка-мать

алчность

пастушок

Николай Михайлович Карамзин стал наиболее видным представителем в русской литературе нового литературного направления - сентиментализма, популярного в Западной Европе в конце XVIII века. В созданной в 1792 г. повести «Бедная Лиза» проявились основные черты этого направления. Сентиментализм провозглашал преимущественное внимание к частной жизни людей, к их чувствам, в равной мере свойственным выходцам из всех сословий. Карамзин рассказывает нам историю несчастной любви простой крестьянской девушки Лизы и дворянина Эраста, дабы доказать, что «и крестьянки любить умеют». Лиза - идеал «естественного человека», за которого ратовали сентименталисты. Она не только «прекрасна душою и телом», но и способна искренне полюбить человека, ее любви не вполне достойного. Эраст, хотя и превосходит свою возлюбленную образованием, знатностью и богатством, оказывается духовно мельче ее. Он не в состоянии подняться над сословными предрассудками и жениться на Лизе. Эраст обладает «изрядным умом» и «добрым сердцем», но при этом «слаб и ветреней». Проигравшись в карты, он вынужден жениться на богатой вдове и оставить Лизу, из-за чего она покончила с собой. Однако искренние человеческие чувства не умерли в Эрасте и, как уверяет нас автор, «Эраст был до конца жизни своей несчастлив. Узнав о судьбе Лизиной, он не мог утешиться и почитал себя убийцей».

Для Карамзина деревня становится очагом природной нравственной чистоты, а город - источником разврата, источником соблазнов, способных эту чистоту разрушить. Герои писателя, в полном соответствии с заповедями сентиментализма, почти все время страдают, постоянно выражая свои чувства обильно проливаемыми слезами. Как признавался сам автор: «Я люблю те предметы, которые заставляют меня проливать слезы нежной скорби». Карамзин не стыдится слез и призывает к тому же читателей. Как подробно описывает он переживания Лизы, оставленной ушедшим в армию Эрастом: «С сего часа дни ее были днями

Тоски и горести, которую надлежало скрывать от нежной матери: тем более страдало сердце ее! Тогда только облегчалось оно, когда Лиза, уединяясь в густоту леса, могла свободно проливать слезы и стенать о разлуке с милым. Часто печальная горлица соединяла жалобный голос свой с ее стенанием». Карамзин заставляет Лизу скрывать свои страдания от старушки-матери, но при этом глубоко убежден, что очень важно дать возможность человеку открыто проявить свое горе, вволю, дабы облегчить душу. Социальный по сути конфликт повести автор рассматривает сквозь философско-этическую призму. Эраст искренне хотел бы преодолеть сословные преграды на пути их с Лизой идиллической любви. Однако героиня куда более трезво смотрит на положение вещей, понимая, что Эрасту «нельзя быть ее мужем». Рассказчик уже вполне искренне переживает за своих героев, переживает в том смысле, что как будто живет вместе с ними. Неслучайно в тот момент, когда Эраст покидает Лизу, следует проникновенное авторское признание: «Сердце мое обливается кровью в сию минуту. Я забываю человека в Эрасте - готов проклинать его - но язык мой не движется - смотрю на небо, и слеза катится по лицу моему». С Эрастом и Лизой сжился не только сам автор, но и тысячи его современников - читателей повести. Этому способствовала хорошая узнаваемость не только обстоятельств, но и места действия. Карамзин довольно точно изобразил в «Бедной Лизе» окрестности московского Симонова монастыря, а за находившимся там прудом прочно закрепилось название «Лизин пруд». Более того: некоторые несчастные барышни даже топились здесь по примеру главной героини повести. Сама же Лиза стала образцом, которому стремились подражать в любви, правда, не крестьянки, карамзинскую повесть не читавшие, а девушки из дворянского и других состоятельных сословий. Редкое же дотоле имя Эраст стало весьма популярным в дворянских семьях. Очень уж «Бедная Лиза» и сентиментализм отвечали духу времени.

Характерно, что у Карамзина Лиза и ее мать, хотя и заявлены крестьянками, изъясняются на том же языке, что и дворянин Эраст и сам автор. Писатель, как и западноевропейские сентименталисты, еще не знал речевого различения героев, представляющих противоположные по условиям существования классы общества. Все герои повести говорят на русском литературном языке, близком к реальному разговорному языку того круга образованной дворянской молодежи, к которому принадлежал Карамзин. Также и крестьянский быт в повести далек от подлинного народного быта. Скорее он навеян свойственными сентименталистской литературе представлениями о «естественном человеке», символами которого являлись пастухи и пастушки. Поэтому, например, писатель вводит эпизод встречи Лизы с молодым пастушком, который «по берегу реки гнал стадо, играя на свирели». Эта встреча заставляет героиню мечтать, чтобы ее возлюбленный Эраст был бы «простым крестьянином, пастухом», что сделало бы возможным их счастливое соединение. Писателя все-таки главным образом занимала правдивость в изображении чувств, а не деталей малознакомого ему народного быта.

Утвердив своей повестью сентиментализм в русской литературе, Карамзин сделал значительный шаг в плане ее демократизации, отказавшись от строгих, но далеких от живой жизни схем классицизма. Автор «Бедной Лизы» не только стремился писать «как говорят», освобождая литературный язык от церковнославянских архаизмов и смело вводя в него новые слова, заимствованные из европейских языков. Он впервые отказался от деления героев на сугубо положительных и сугубо отрицательных, показав сложное сочетание хороших и плохих черт в характере Эраста. Тем самым Карамзин сделал шаг в том направлении, в каком двинул развитие литературы в середине XIX века реализм, пришедший на смену сентиментализму и романтизму.