Обзор содержания трилогии детство отрочество юность. Л.Н. Толстой "Детство. Отрочество. Юность": описание, герои, анализ произведений. Лев Николаевич Толстой

“Спит ковыль. Равнина дорогая…” (1925)

Спит ковыль. Равнина дорогая,

И свинцовой свежести полынь.

Никакая родина другая

Не вольет мне в грудь мою теплынь.

Знать, у всех у нас такая участь,

И, пожалуй, всякого спроси –

Радуясь, свирепствуя и мучась,

Хорошо живется на Руси.

Свет луны, таинственный и длинный,

Плачут вербы, шепчут тополя.

Но никто под окрик журавлиный

Не разлюбит отчие поля.

И теперь, когда вот новым светом

И моей коснулась жизнь судьбы,

Все равно остался я поэтом

Золотой бревенчатой избы.

По ночам, прижавшись к изголовью,

Вижу я, как сильного врага,

Как чужая юность брызжет новью

На мои поляны и луга.

Но и все же, новью той теснимый,

Я могу прочувственно пропеть:

Дайте мне на родине любимой,

Все любя, спокойно умереть!

Поэт пишет о своей любви к родине, описывает картины русской природы (ковыль, вербы, тополя). Поэт размышляет о судьбе своего народа, высказывает уверенность в его силах. Основная мысль стихотворения – “Радуйся, свирепствуя и мучась, хорошо живется на Руси!” (сравн. с некрасовскими мотивами из “Кому на Руси жить хорошо”). Поэт пишет о преемственности поколений, своей любви к “отчим полям”. Новое видение, перемены в жизни, мировоззрении не повлияли на истинные чувства поэта: “Все равно остался я поэтом золотой бревенчатой избы”. Поэт находит успокоение в близости к природе, в единении с родиной: “Дайте мне на родине любимой, все любя, спокойно умереть”. Все новое он воспринимает враждебно, ревниво (“Мои поляны и луга… новью той теснимы”).

(No Ratings Yet)

  1. Сергея Есенина принято связывать прежде всего с деревней, с родной для него Рязанщиной. Но из рязанской деревни Константинове поэт уехал совсем молодым, жил потом и в Москве, и в Петербурге,...
  2. Б. Л. ПАСТЕРНАК ПОСЛЕ ДОЖДЯ За окнами давка, толпится листва, И палое небо с дорог не подобрано. Все стихло. Но что это было сперва! Теперь разговор уж не тот и...
  3. Но более всего Любовь к родному краю Меня томила, Мучила и жгла. С. Есенин План I. “Чувство Родины основное в моем творчестве”. II. Любовь к Родине и природе родного края...
  4. Конфликт Конфликт (от латинского conflictus – столкновение) – столкновение между персонажами или между персонажами и средой, героем и судьбой, а также внутренние противоречия персонажа. Конфликты могут быть внешними (столкновение Чацкого...
  5. “ПОЭТ ЗОЛОТОЙ БРЕВЕНЧАТОЙ ИЗБЫ” (по поэзии С. Есенина) С. Есенин – выдающийся русский поэт, неповторимый талант которого признан всеми. Большая часть произведений С. Есенина посвящена России. “Я последний поэт деревни”,...
  6. РУССКИЕ ПОЭТЫ О РОДИНЕ И РОДНОЙ ПРИРОДЕ Вл. С. Соловьев Осеннею дорогой Меркнет день. Над усталой, поблекшей землей Неподвижные тучи висят. Под прощальным убором листвы золотой И березы, и липы...
  7. От своих предшественников Блок отличался тем, что к судьбе России он подходит не как мыслитель – с отвлеченной идеей, а как поэт – с интимной любовью. В. М. Жирмунский План...
  8. Время работы над поэмой (60-70-е годы. Спад освободительного движения и новый подъем). Источники поэмы – личные наблюдения, рассказы современников, фольклор. Замысел поэмы – странствование по России в поисках счастливого человека;...
  9. ЛИРИКА Периодизация творчества: 1. Ранний романтический период (40-е гг.). Произведения этого периода носят на себе печать ученичества. Первый сборник удостоился резкого критического отклика Белинского. Главная тема – тяжелая судьба “маленького...
  10. Поэма “Кому на Руси жить хорошо” – итог раздумий автора о судьбах страны и народа. Кому на Руси жить хорошо? – с этого вопроса начинается поэма. Сюжет ее, подобно сюжету...
  11. Поэт Иосиф Бродский, начинал свой творческий путь в ленинградских литературных салонах в шестидесятых годах. К “хрущевской оттепели” он подошел уже зрелым поэтом. Уже тогда предчувствовал свою нелегкую, но удивительную и...
  12. Образ Родины в лирике С. А. Есенина Осмысливая окружающую действительность, поэт одновременно стремится выразить себя, и образный строй поэзии отражает его душу, личность и видение мира. С. А. Есенин жил...
  13. ИЗ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ XIX ВЕКА А. К. Толстой Колодники Спускается солнце за степи, Вдали золотится ковыль, – Колодников звонкие цепи Взметают дорожную пыль. Идут они с бритыми лбами, Шагают вперед...
  14. К черту я снимаю свой костюм английский. Что же дайте косу, я вам покажу – Я ли вам не свойский, я ли вам не Близкий, Памятью деревни я ль не...
  15. “МОЯ ЛИРИКА ЖИВА ОДНОЙ БОЛЬШОЙ ЛЮБОВЬЮ, ЛЮБОВЬЮ К РОДИНЕ” (по поэзии С. Есенина) Все стихи С. Есенина, от певучих и нежных стихов о стране “березового ситца” до тревожных раздумий о...
  16. Первые годы жизни в Москве принесли Есенину много неприятных открытий. Его угнетала городская суета, поэтому все чаще и чаще поэт мысленно обращался к своей малой родине – селу Константиново. Есенину...
  17. Поэту Сергею Есенину довелось побывать во многих странах мира, однако он неизменно возвращался в Россию, считая, что именно здесь находится его дом. Автор множества лирических произведений, посвященных родине, не был...
  18. Поэму “Кому на Руси жить хорошо” Некрасов задумал как “народную книгу”. Он начал писать ее в 1863 году, а заканчивал смертельно больным в 1877 году. Поэт мечтал, чтобы его книга...
  19. Н. А. Некрасов. Поэма “Кому на Руси жить хорошо” История создания. Вопрос о композиции Поэзия Николая Алексеевича Некрасова (1821-1877) – это поэзия глубокого анализа, сильного чувства, высоких идей. Она заставляет...
  20. ФОЛЬКЛОРНЫЕ ТРАДИЦИИ В ПОЭЗИИ С. ЕСЕНИНА Поэзия С. Есенина – яркая и неповторимая страница русской литературы рубежа XIX – XX веков. Ей свойственно глубокое чувство родины, острое переживание исторических судеб...
  21. М. Ю. ЛЕРМОНТОВ ПАРУС Белеет парус одинокий В тумане моря голубом!.. Что ищет он в стране далекой? Что кинул он в краю родном?.. Играют волны – ветер свищет, И мачта...
  22. В каких поэтических произведениях русской литературы ХХ-го века предстает образ деревни и в чем его отличие от пушкинского? Отвечая на поставленный вопрос, отметьте, что традиции И. С. Никитина, Н. А....
  23. М. Ю. Лермонтов. Стихотворения “Поэт” (“Отделкой золотой блистает мой кинжал…”) Стихотворение было написано в 1838 году. Здесь Лермонтов поднимает тему поэта и его предназначения. Он использует символ-иносказание для сравнения поэта...
  24. Сергей Есенин, как и многие поэты начала 20 века, с воодушевлением воспринял октябрьскую революцию. В отличие от Маяковского Он не высмеивал недостатки советского общества и не ужасался, как Блок, той...
  25. История создания. Начало работы над “Кому на Руси жить хорошо” принято относить к 1863 году. К этому времени Некрасов создал произведении, которые можно рассматривать как шаги к последней поэме. Уже...
  26. Мне кажется, что для Есенина не существовало ничего важнее и дороже Родины, без которой он себя просто не мыслил, хотя время, в которое он жил, вызвало массовую эмиграцию русской интеллигенции....
  27. “Родина” или как еще называют это патриотическое произведение “Отчизна”, было написано Михаилом Юрьевичем Лермонтовым в 1841 году. В этом произведении великий поэт затрагивает тему “Родины”, он не воспевает величие России,...
  28. Каким представляется вам русский народ по песням Матрены Тимофеевны (Н. А. Некрасов “Кому на Руси жить хорошо”)? Создавая сочинение на предложенную тему, вспомните, какие песни поет некрасовская героиня в третьей...
“Спит ковыль. Равнина дорогая…”

С.А.Есенин известен как истинно русский поэт. Эта истинность заключается в той бесконечной любви к родной земле, которой пронизано все его творчество. Так, как любил Русь Есенин – искренне, нежно, горячо и неистово – могут любить немногие. Свидетельством этому является его стихотворение «Спит ковыль. Равнина дорогая», главная тема которого – любовь к Родине.

Стихотворение было написано в июле 1925 года и опубликовано за полгода до смерти поэта. Оно стало итогом философских размышлений С.А.Есенина на тему того, принимает ли он новый социально-политический строй – советскую Россию, новую экономическую модель — индустриализированную Россию, новый уклад быта и новую модель общества. Ответ содержится в самом стихотворении: все новое, что появилось в России, поэту враждебно, но он готов ее любить и такую.

В жанровом отношении это стихотворение относится к общественно-политической лирике и не имеет сюжета, а содержит мысли и переживания самого поэта — лирического героя стихотворения о судьбах его Родины. Практические все шесть строф стиха построены по принципу антагонизма: в первых двух строках дается некое утверждение, а в оставшихся – мнение автора по этому поводу. При этом в большинстве случаев авторская позиция доносится через отрицание и противопоставление. Примером этому могут служить его слова: «никакая родина другая», «но никто», «все равно остался я», «но и все же».

Вводные слова «знать», «пожалуй» отражают внутренний диалог лирического героя, терзаемого противоречиями. На эту же идею работает постоянно встречающаяся инверсия: «равнина дорогая», «окрик журавлиный», «свет луны таинственный и длинный», «родине любимой».

Антагонизмом, противоречиями проникнуто все стихотворение. Так, свежесть полыни – свинцовая, а на Руси, даже если в ней радуются, свирепствуют и мучаются, все равно жить хорошо. Этот антагонизм работает на идею стихотворения: автору не нравится новая Родина, он остался поэтом «золотой бревёнчатой избы», но он все равно ее любит и хочет здесь «спокойно умереть».

Стихотворение написано пятистопным хореем, при этом первая стопа чаще всего бывает безударной, а пятая — усеченной. Рифма – перекрестная.

Поэт настолько любит Родину, что она для него – живая. Это подтверждают многочисленные олицетворения: «плачут вербы», «шепчут тополя», «спит ковыль».

Насыщенность эпитетами («сильный враг», «золотая бревенчатая изба», «чужая юность») говорит о глубине чувств поэта. В то же время аллитерация звуков (например,«в», «р,» «л» («ковыль», «теплынь», «другая», «грудь») и постоянный ассонанс гласных (например, «и» («теснимый» — «родине любимой»), «у» «луны» — «журавлиный») создает особую напевную мелодику стиха.

Рифмуя в последней строке слова «пропеть» и «умереть», поэт, видимо, предчувствовал скорую смерть и писал это стихотворение как завещание о том, как нужно любить свою Родину.

Анализ стихотворения С.А. Есенина "Спит ковыль. Равнина дорогая. "

«Спит ковыль. Равнина дорогая. » было написано поэтом в 1925 году, когда он возвратился на родину, в отчий дом. Центральная тема - тема любви к родине, которая в творчестве Есенина неотделима от любви к природе родного края. Признаваясь в любви к родине, поэт с благогове­нием описывает красоту русской природы, уподобляя ее живому существу: ковыль «спит», вербы «плачут», тополя «шепчут».

В последние годы творчества Есенин остро ощущает наступление «нового» времени, осознает, что медленно, но верно исчезает старая, привычная Русь. Новый свет пролился на его родные поля, коснулся его самого:

По ночам, прижавшись к изголовью,

Вижу я, как сильного врага,

Как чужая юность брызжет новью

На мои поляны и луга.

Это новое теснит поэта, он понимает, что не сможет стать частью нового времени, новой эпохи. Отсюда - долгие бессонные ночи, мучительные размышления. Стихотворение завершается горь­кой просьбой, пронизанной бесконечной любовью к родному краю:

Но и все же, новью той теснимый,

Я могу прочувственно пропеть:

Дайте мне на родине любимой,

Все любя, спокойно умереть!

Нашёл ошибку? Выдели и нажми ctrl + Enter

«Спит ковыль. Равнина дорогая…» С.Есенин

«Спит ковыль. Равнина дорогая…» Сергей Есенин

Спит ковыль. Равнина дорогая,
И свинцовой свежести полынь.
Никакая родина другая
Не вольет мне в грудь мою теплынь.

Знать, у всех у нас такая участь,
И, пожалуй, всякого спроси —
Радуясь, свирепствуя и мучась,
Хорошо живется на Руси.

Свет луны, таинственный и длинный,
Плачут вербы, шепчут тополя.
Но никто под окрик журавлиный
Не разлюбит отчие поля.

И теперь, когда вот новым светом
И моей коснулась жизнь судьбы,
Все равно остался я поэтом
Золотой бревенчатой избы.

По ночам, прижавшись к изголовью,
Вижу я, как сильного врага,
Как чужая юность брызжет новью
На мои поляны и луга.

Но и все же, новью той теснимый,
Я могу прочувственно пропеть:
Дайте мне на родине любимой,
Все любя, спокойно умереть!

Анализ стихотворения Есенина «Спит ковыль. Равнина дорогая…»

Среди поэтов первой половины 20 века Сергей Есенин занимает особое место. Не только потому, что его произведения отличает особая образность и чувственность, свойственная творчеству имажинистов. Все дело в том, что он – один из немногих, кто до конца своей жизни остался верен выбранной тематике и воспевал красоту родного края, считая, что в этом заключается его главное жизненное предназначение.

Неудивительно, что отношение к творчеству Есенина в первой половине прошлого столетия было двояким. Выходы из деревень, понимавшие, о чем именно пишет поэт, буквально его боготворили, считая, что никому еще не удавалось в своих стихах так ярко и точно представить сельских быт и восхитительную в своей красоте русскую природу. Представители интеллигенции же, наоборот, считали творчество Есенина бесполезным и бессмысленным, а его попытки поэтизировать село – пустой тратой времени.

Несмотря на то, что основную часть своей жизни Есенин прожил в Москве, воспоминания о родном селе Константиново он сумел пронести через все свое творчество. Более того, заграничные путешествия лишь укрепили поэта в мысли, что только в России он может быть по-настоящему счастлив, так как ему понятен и близок шепот березовых рощ и тихий говор кленов. Именно эту мысль он пытался донести современникам в своих произведениях, считая, что русская природа дает ему силы жить и является одним из самых главных источников его поэтического вдохновения.

В 1925 году, примерно за 6 месяцев до своей трагической гибели, Есенин вновь обращается к теме родного края и создает удивительно лирическое стихотворение «Спит ковыль. Равнина дорогая…». Это стихотворения можно расценивать как прощание поэта с тем, что для него было особенно дорогим и близким . В очередной раз автор мысленно обращается к «свинцовой свежести» полыни, плачущим вербам и шепчущим тополям, так знакомым и милым ему с раннего детства. Автор отмечает, что «никакая родина другая не вольет мне в грудь мою теплынь», тем самым, подчеркивая, что он остался совершенно равнодушен к красотам заморских стран.

При этом Есенин отмечает, что ему уже не суждено стать тем босоногим сельским мальчишкой, который когда-то приехал в Москву . чтобы стать знаменитым поэтом. Это время для него безвозвратно утеряно, однако теперь, когда «новым светом» окрашена его жизнь, он все равно остался поэтом «золотой бревенчатой избы». При этом автор испытывает сожаление о том, что теперь по любимым лугам и полям бегают совсем другие босоногие мальчишки, у которых в жизни все еще впереди. И им невдомек, что радость от пережитых ощущений останется с ними на долгие годы, став одним из самых ярких и теплых воспоминаний. Есенину грустно оттого, что он может вернуться в свое прошлое лишь мысленно. Ведь теперь он – известный поэт, который, тем не менее, не может чувствовать себя счастливым под бременем славы. Но, в то же время, и в селе, где прошла его юность, он никому не нужен. Этот удивительный мир, наполненный ароматами свежескошенных трав и шумом весеннего дождя, потерян для него безвозвратно.

Двойственность чувств, которые испытывает поэт в последний год своей жизни, очевидна. Он понимает, что в любой момент может быть арестован за то, что весьма скептически относится к советской власти и не желает превозносить ее достижения в своих произведениях. С другой стороны, Есенин не представляет своей жизни вдали от родины, поэтому отказываться остаться за границей, хотя и понимает, что возвращение в Россию является для него смертным приговором. На своей жизни поэт действительно поставил крест, поэтому простит лишь об одном: «Дайте мне на родине любимой, все любя, спокойно умереть!» . Эти слова оказываются пророческими, однако гибель Есенина до сих пор является загадкой для историков и исследователей его творчества, которые убеждены, что поэт не покончил жизнь самоубийством, а стал жертвой политических интриг.

«Спит ковыль. Равнина дорогая…», анализ стихотворения Есенина

Свободно и легко рассказывает о своей любви к Родине, борьбе старого и нового миров, грусти и щемящей тоске Сергей Есенин в стихотворении «Спит ковыль. Равнина дорогая…» Поэт делится с читателями мыслями, рассказывает о своих чувствах, подчёркивает единение с народом.

Композиция, сюжет и тема стихотворения «Спит ковыль. Равнина дорогая…»

Главными темами стихотворения стали любовь к родной земле, перемены, происходящие в стране. Поэт с сомнением говорит о перестройке государства, но подчёркивает, что его любовь к Родине не может уменьшиться из-за исторических перемен.

Явного событийного сюжета в стихотворении нет, однако определённая последовательность размышлений, логичность повествования прослеживается чётко. Просто сюжет здесь лежит в области мыслей и чувств. В первой строфе поэт рассказывает о сне ковыля, полыни, равнины. Он отмечает, что у него не может быть другой Родины, которая так грела бы его грудь. Затем поэт говорит, что участь у россиян действительно непростая, но каждый всё равно ответит, что ему хорошо живётся на Руси. Радость, мучения и гнев – всё это есть, но даже самые тяжёлые испытания не уменьшают любви к родной земле.

В третьей строфе читатели видят, что много впереди неизвестного, возможно, опасного. Тополя шепчутся, вербы плачут. Но Русь никто не разлюбит. В четвёртой строфе Есенин пишет о «новом свете» . но отмечает, что он всё равно остался поэтом «золотой бревенчатой избы» . Автор рассказывает читателям о сомнениях, страхе перед переменами. Заканчивается стихотворение просьбой, обращённой к тем, кто несёт неизведанное новое. Поэт хотел бы спокойно умереть, но только на родной земле.

Композиция кольцевая, поскольку в начале и конце произведения поэт делает одно и то же заключение: у него только одна Родина, любовь к ней неизменна.

Стихотворение написано хореем . Рифма перекрёстная. В произведении шесть строф.

Художественные средства

В стихотворении «Спит ковыль. Равнина дорогая…» Сергей Есенин использует яркие символы, образы, олицетворения, антитезу, красочные прилагательные. Экспрессивный стиль, лёгкий слог и логичность повествования позволяют отлично воспринимать произведение, полное сложных сравнений и противопоставлений, завуалированных размышлений об исторической ломке в стране.

Читатель сразу видит олицетворение «спит ковыль» . Природа у Есенина выступает как одушевлённое существо. Полынь имеет «свинцовую тяжесть» . Это определение сразу уводит читателя в область эмоций, предчувствий. Здесь мы ощущаем опасность, нечто неизведанное, что ожидает впереди. Сама Родина у Есенина тоже одушевлена: она «вливает» в грудь поэта «теплынь» . Далее используется смысловая антитеза . экспрессивная лексика: «…радуясь, свирепствуя и мучась, хорошо живётся на Руси» . Определения у поэта яркие, запоминающиеся. Свет луны «длинный» . «таинственный» . изба «золотая» . Тополя и вербы тоже олицетворены. Они «шепчут» . «плачут» . Полная перестройка государства именуется здесь «новым светом» .

Символика тоже использована в произведении. Поэт говорит о людях, которые строят новый мир: «чужая юность брызжет новью» . Здесь читатели сразу поймут, что речь идёт о кровопролитной борьбе. Поэт завершает стихотворение строками о том, что он может «прочувствованно пропеть» о своей любви к родной земле, попросить дать ему умереть на ней спокойно.

Стихотворение Сергея Есенина написано ярко, оригинально, оно полно символов, раскрывает перед читателями проблему исторического перелома .

Стихотворение С.А. Есенина «Спит ковыль. Равнина дорогая. » (восприятие, истолкование, оценка)

Любовь к Родине… Она вдохновляла свободолюбивую лирику Пушкина, она волновала мятежную душу Лермонтова. В годы тьмы и печали она питала скорбью и гневом поэзию Блока. Это она, любовь к Родине, вдохнула «душу живую» в стихи Сергея Есенина, от проникновенных стихов о стране «березового ситца», шири ее степных раздолий, сини озер, шуме зеленых дубрав до тревожных раздумий о судьбах России в «суровые грозные годы». Каждый есенинский образ, каждая есенинская строка согреты чувством безграничной любви к Родине.

Стихотворение «Спит ковыль. Равнина дорогая…» датировано июлем 1925 года, впервые было опубликовано в газете «Бакинский рабочий». В нем находит свое завершение спор Есенина с самим собой, с трагическим восприятием противоречий между городом и деревней, между «стальной» и патриархальной Русью. Философские размышления лирического героя, уложенные в шесть строф, помогают понять, что Родину надо любить не за что-то, а вопреки всему.

Начинается стихотворение с яркого олицетворения «спит ковыль». Ковыльные степи - богатство, достоинство средней полосы России. Волны колышущихся на ветру колосьев создают впечатление безбрежного моря, бесконечности. Такая она, страна лирического героя. Сейчас ковыль «спит», спокойствие и безмятежность опустились на землю, лишь насыщенный, терпкий аромат луговых трав щекочет ноздри. Коротким нераспространенным предложением сказано так много! Эпитет «дорогая» при помощи инверсии поставлен в сильную позицию, что акцентирует внимание на теплом, душевном отношения лирического героя к родным просторам.

Первая строка исполнена умиротворением, окутана сонной дымкой. Но вот появляется яркая, полная противоречия метафора «свинцовой свежести полынь». Свежесть – это прохлада и чистота, но она отдает горьким полынным запахом и зловещим, гнетущим синевато-серым оттенком свинца. Все это вмещает сердце русского человека. Родина для него – это именно этот бескрайний ковыль, именно она «вольет в грудь» лирического героя «теплынь». Это звучное, яркое слово обычно используют, говоря о погоде, значит, сердце представляется целым миром, полным бушующих страстей.

Вторая строфа – философское рассуждение, поиск истины - перекликается с некрасовским вечным вопросом: «Хорошо живется на Руси?». Вводные слова «знать», «пожалуй» отражают внутренний диалог лирического героя, терзаемого противоречиями. Введенный в строфу ряд однородных деепричастий характеризует существование «на Руси». «Всякий» живет здесь «радуясь, свирепствуя и мучась». Лирический герой радуется окружающим его пейзажам, но его истерзанная душа мучается от чувства одиночества, неприкаянности и ощущения своей ненужности. Ассонанс на «у» придает этим строкам еще большую печаль, возникает ассоциация с протяжным и тоскливым завыванием ветра.

Далее опять перед нами открывается картина природы. Ночное поле залито лунным светом. Очень неожиданный эпитет «длинный», примененный для характеристики света луны, помогает создать загадочный, завораживающий пейзаж. Ясное, звездное небо, полная яркая луна, льющая неиссякаемые потоки серебра – все это прекрасно, но что-то тревожит в этой строке. И вот тревога становится явственней: олицетворения «плачут вербы», «шепчут тополя» передают смятение и взволнованность, расплесканные в пространстве.

Аллитерация «ч-ш-ч» создает звуковой образ строки. «Окрик журавлиный» - это печальная песня. Косяк громко кричащих журавлей в небесах всегда ассоциируется с чем-то грустным. Но все это – «отчие», родные, милые сердцу поля. В этих строках уже хозяйничает раскатистый «р», придавая словам своего рода пафос и мощь.
Любовь к родине – это так естественно, с ней рождаются на свет, и утратить её невозможно, какие бы глубокие разочарования не встретились на жизненном пути. Поэтому так беспрекословно звучит мысль: « Но никто… не разлюбит отчие поля».

Этим стихотворением поэт отрекается от своей принадлежности к «каменному и стальному» и утверждает возвращение к истокам. «Новый свет»- свет Октября и последовавших за ним перемен потух, и живая, старая русская деревня вновь мила его сердцу. Вопреки всему как заклинание звучит: «Все равно остался я поэтом // Золотой бревенчатой избы». Эпитет «золотой» многозначен, он символизирует и блестяще-желтый оттенок цвета, и ощущение счастья, благоприятности, которое охватывает при соприкосновении с русской деревней.

Лирический герой желает остаться в старом мире, воспринимает все перемены как враждебные. Эти страдания просыпаются «по ночам». «Чужая юность» - перемены, новый социалистический уклад. Однако, он не осуждается, ведь слово «новь» несет положительное значение, глагол «брызжет» обозначает энергичное рассеивание. Звонкий «ж» дополняет это впечатление.
Но все это чуждо лирическому герою, ему принадлежат лишь «поляны» и «луга», недаром появляется притяжательное местоимение «мои». Природа герою представляется продолжением себя самого, поэтому все происходящее воспринимается им как вторжение в личное пространство.

Та же мысль звучит в последней строфе: «новью той теснимый». Но песня влюбленного в исконную Россию продолжает литься, она идет от самого сердца, «прочувственно» провозглашая любовь к родине.
В последних сточках корень люб- звучит дважды. Но последнее слово «умереть» вновь наполняет душу неприятным холодком. Что это: предчувствие поэтом своего близкого конца, пророчество, или просто признание в любви, которая сильнее смерти. Так или иначе, всем своим стихотворением Есенин воспевает Русь, показывая своё духовное единение с ней. Пятистопный хорей придает стихотворению напевность, музыкальность, а чередование женских и мужских перекрестных рифм – цельность, неторопливость, выразительность.

«Моя лирика жива одной большой любовью,- говорил Есенин,- любовью к родине. Чувство родины - основное в моем творчестве». В стихах Есенина не только «светит Русь», но и выражается вера в человека, в его будущие великие дела, великое будущее великого народа.

0 человек просмотрели эту страницу. Зарегистрируйся или войди и узнай сколько человек из твоей школы уже списали это сочинение.

Послушайте стихотворение Есенина Спит ковыль

Темы соседних сочинений

Картинка к сочинению анализ стихотворения Спит ковыль

В поэзии Сергея Есенина создан удивительно прекрасный образ России. Поэт очень тонко ощущал своё кровное родство с русской природой и стремился выразить волнующие его чувства через стихи:

Я снова здесь, в семье своей родной,
Мой край, задумчивый и нежный...

"Родная семья" - это берёзки и клёны, ковыль и цветы, ведь именно к ним испытывает Есенин братские чувства. Он вырос в деревне, впитывая не только запахи полей, лесов, но и набираясь сил от берёзового сока, от лечебных трав. Поэтому родство с природой "кровное", и поэтические символы в его произведениях связаны с образом Родины («несказанное, синее, нежное»). Эти ощущения отразились, например, в метафорах («страна берёзового ситца») и в образах («берёзка-невеста», «голубая Русь»). Тесную связь своего творчества с темой России, с темой любви к родному краю не раз подчеркивал и сам Есенин:
«Моя лирика жива одной большой любовью к Родине. Чувство Родины – основное в моём творчестве».

Одним из произведений, посвящённых главной теме, является стихотворение «Спит ковыль. Равнина дорогая...». Поэт написал его в июле 1925 года, а опубликовано оно было 20-го июля 1925 года в газете «Бакинский рабочий», затем перепечатано журналами «Огонёк» и «Красная нива».

Стихотворение написано автором в сложный период его жизни, когда Есенин ощущал некий дискомфорт, благодаря отношениям с теми людьми, которые не понимали его душевного состояния. Стремясь избавиться от неприятного окружения и навязываемого ему образа хмельного бунтаря, хулигана, который, будто бы, наиболее талантливо проявился в «Москве кабацкой», Есенин уезжает на Кавказ. Он много работает, создаёт цикл стихов под названием «Персидские мотивы». В это же время пишет и два таких противоречивых, противоположных по смыслу и идейному содержанию стихотворения, как «Неуютная жидкая лунность» и «Спит ковыль. Равнина дорогая...». Если в первом он решительно говорит, что хочет «видеть стальною» «бедную, нищую Русь», то во втором вынужден признать, что новшества на родине воспринимает «как сильного врага».

Произведение «Спит ковыль. Равнина дорогая...» занимает важное место в творчестве Есенина, отражает эволюцию его мировосприятия и поисков своего места в новой России. Написано оно в жанре философского стихотворения с соблюдением тех традиций, какие отмечались во всех произведениях Есенина, посвящённых теме отношения поэта к Родине. Это особая тональность, которая передана через эмоции, выраженные определённой лексикой и средствами выразительности речи. Это пейзажные зарисовки, картины природы, нарисованные с помощью различных тропов, и это философские раздумья, за которыми следует вывод.

Особый смысл заключён в названии стихотворения. Есенин не дал отдельного заголовка, и названием является первая строка, представляющая собой два коротких предложения. Используется приём инверсии, позволяющий выделить главное слово (сделав логическое ударение на слове «спит») и заострить внимание на состоянии природы, чему также способствует использование олицетворений. Есенин одушевляет природу, возвеличивает её, как бы говорит c ней «на Вы».

«Спит ковыль». Двумя словами создана картина степной Руси в ясное, погожее утро. Нет ветра, и поле, поросшее ковылём, не волнуется, оно спит. Безбрежный простор вызывает чувство покоя, умиротворённости. Именно поэтому и «равнина дорогая», где интонационно выделяется слово «равнина», снова подчёркивается главное: не горы, не море и скалы, а равнина, то, что дорого сердцу с детства, милые, привычные глазу степи России, её леса и рощи. В этом и заключён смысл названия, которое подчёркивает тему стихотворения, то есть отношение поэта к Родине.

Нарисовав дорогую картину родного уголка, поэт подводит черту, делает вывод:

Никакая родина другая
Не вольёт мне в грудь мою теплынь.

Опять инверсия, выделено слово «теплынь», и это подсказка: поэт пишет о родине детства, ведь именно там греет душу всё вокруг; человеку тепло там, где его любят и ждут самые близкие люди.

Сюжет произведения прост и динамичен; в композиции имеется завязка (пейзажная зарисовка), развитие сюжета происходит со второго по четвёртое четверостишие, кульминации сюжет достигает в пятом четверостишии, а в шестом – развязка. Жизненные и художественные материалы распределены по строфам следующим образом:
первая строфа – пейзаж центральной части России и вывод, объясняющий преданность поэта родному краю;
вторая строфа – философские размышления о том, легко ли даётся человеку жизненный выбор, и опять вывод («хорошо живётся на Руси»);
третья строфа – пейзаж, объясняющий, почему нельзя разлюбить родные края, и вывод (« никто... не разлюбит отчие края»;
четвёртая строфа – откровения автора о собственных духовных поисках и вывод («всё равно остался я поэтом золотой бревенчатой избы»);
пятая строфа выбивается из общей тональности, она и в идейном плане особая, так как здесь лирический герой делает отступление и сообщает о своих переживаниях по поводу того, что «чужая юность брызжет новью» на его «поляны и луга»; здесь отсутствует вывод, он перенесён в следующее четверостишие;
шестая строфа – окончательное решение и общий вывод, относящийся ко всему стихотворению, о том, что только «на родине любимой» до конца жизни хочет жить поэт («всё любя, спокойно умереть»).

Основным настроением можно считать лёгкую грусть лирического героя при созерцании картин природы, а также сожаление, огорчение по поводу того, что он «новью теснимый». Но лейтмотивом всего стихотворения остаётся горячее желание говорить о любви к родному краю, выразить это чувство поэтическими строчками, чтобы убедить весь мир, как дорога ему Родина. Эти эмоции переданы и озвучены почти в каждом четверостишии.

Радуясь, свирепствуя и мучась,
Хорошо живётся на Руси.

Но никто под окрик журавлиный
Не разлюбит отчие поля.

Всё равно остался я поэтом
Золотой бревенчатой избы.

Дайте мне на родине любимой,
Всё любя, спокойно умереть!

В данном произведении, кроме героя-автора, присутствуют и другие лирические персонажи. Это различные предметы и явления, которые одушевлены поэтом: ковыль спит, вербы плачут, тополя шепчут, чужая юность брызжет новью, новь теснит поэта. У каждого лирического персонажа своя роль, а все вместе они создают тот фон, те настроения, которые соответствуют целевой установке автора – показать, что настоящая любовь к Родине не уничтожается никакими испытаниями или трудностями.

Однако настроение лирического героя подвержено изменениям. От тёплого чувства в первом четверостишии оно переходит к некоторой ожесточённости во втором, о чём говорят разнородные сочетания, то есть однородные обстоятельства, противоположные по смыслу (при общем сказуемом «живётся»): радуясь – свирепствуя, мучась – хорошо. Затем в третьем четверостишии сентиментальная настроенность перерастает в почти надрывное признание, что сердце русского человека, который умеет чувствовать тоску журавлей, расстающихся осенью с родиной, обречено на неизменную любовь к «отчим полям».

Четвёртое и пятое четверостишия выявляют противоречивый уровень настроения и сознания лирического героя, так как здесь отражена внутренняя борьба его взглядов и убеждений. Тон был задан во втором четверостишии, когда поэт ссылается на мнение других людей («всякого спроси»). Многие, по мнению автора, в данный период испытывают мучения и некоторую злость, но также и радость, то есть признают, что жизнь в новой России лучше, чем была прежде. Это даёт повод для сомнений: значит, что-то неладно в обществе, где «новый свет» не принимается только как благо.

Автор отмечает, что «новый свет», какие-то новые обстоятельства и факты современности он видит, «как сильного врага». Поэту нелегко констатировать, что здесь, в родном краю, «чужая юность брызжет новью». Видимо, не все новшества ему по душе. Можно только предполагать, что это за «новь»: молодёжные организации с их бескомпромиссностью или же «стальная конница», с которой не может тягаться «глупый, смешной жеребёнок», или новые законы, которые пришли, как говорит Есенин, «на мои поляны и луга».

Поэту также трудно признать, что его мировоззрение иногда находится в противоречии с убеждениями нового поколения, что он, «новью той теснимый», должен отступить, хотя уверен в своей преданности деревне, так как «всё равно» остался певцом «золотой бревенчатой избы». Неприятный факт «оттеснения» лирический герой компенсирует тем, что может «прочувственно пропеть», сказав людям главное: жить и умирать он намерен «на родине любимой», принимая её в своё сердце не зависимо от общественно-политических перемен (что подтверждают слова «всё любя»). В этом и заключена идея стихотворения, тот главный вывод, к которому приходит автор.

Поэзию Есенина часто называют «песенной», так как читатель, чувствуя музыку стихов, попадает в «песенный плен». Это происходит, благодаря удивительной гармонии чувств и мыслей, образов и пейзажей, создаваемых не только с помощью богатства средств художественной выразительности речи, но и особым, есенинским ритмом стихов, их тональностью и эмоциональной окрашенностью. В анализируемом стихотворении ритм зависит от смены картин и размышлений. Поэтому при неизменном во всех строфах размере (использован хорей), ритм второго четверостишия отличается от ритма в других, вследствие ускоренного темпа. Это как учащённое дыхание при волнении, и здесь оно вызвано смысловой нагрузкой (радуясь, свирепствуя и мучась).

Рифмовка использована перекрёстная (абаб), и наряду с традиционными рифмами имеются также сложные, своеобразные рифмы. С.А.Есенин, по словам Л.Л. Бельской (Песенное слово. 1990 год), «расширяет выбор рифмующихся слов». Например: участь – мучась, теснимый – любимой, пропеть – умереть.
Стихи Есенина о природе (по наличию художественных средств) близки к народной поэзии. Богатство красок достигается цветовыми эпитетами (свинцовая свежесть, золотая бревенчатая изба), а спокойное, хорошее настроение выражено через пейзажи, где применяется такой приём, как олицетворение, характерный для устного народного творчества (плачут вербы, шепчут тополя). Особую поэтичность придают также метафоры (чужая юность брызжет новью) и разговорная лексика (теплынь; у всякого спроси).

Одним из типичных для Есенина приёмов является инверсия, позволяющая оттенить нужные слова, расставить необходимые логические ударения (и моей коснулась жизнь судьбы). Характерны для данного стихотворения и сложные предложения, в том числе, бессоюзные, когда перечислительная интонация соответствует описательному характеру создаваемого пейзажа:

Свет луны, таинственный и длинный,
Плачут вербы, шепчут тополя.

Есенин нередко использует как скрытые, так и прямые сравнения (вижу я, как сильного врага), иногда употребляет вводные слова и конструкции:

Знать, у всех у нас такая участь
И, пожалуй, всякого спроси...

Особую музыку стиха создаёт и поэтическая фонетика, одним из средств которой является аллитерация (ковыль, полынь, теплынь; участь, свирепствуя, мучась). Той же цели служит ассонанс (ковыль, равнина; теснимый, любимой).

О поэтическом мастерстве С.А. Есенина можно говорить бесконечно, но, пожалуй, достаточно мнения писателя Л.М. Леонова, который после смерти поэта написал, что хотел бы, чтоб «...творческие соки... снова брызнули... из есенинских тайников, как по весне проступает светлый и сладкий сок на берёзовом надрезе». Леонов считал, что «могучей творческой зарядкой был отмечен звонкий есенинский талант».

В наши дни стихи Сергея Есенина звучат не только на уроках в школе, или на вечерах поэзии, или на сцене. Их любят, заучивают многие ценители поэзии во всём мире, и одним из любимейших является стихотворение «Спит ковыль. Равнина дорогая...».

Спит ковыль. Равнина дорогая,
И свинцовой свежести полынь.
Никакая родина другая
Не вольет мне в грудь мою теплынь.

Знать, у всех у нас такая участь,
И, пожалуй, всякого спроси -
Радуясь, свирепствуя и мучась,
Хорошо живется на Руси.

Свет луны, таинственный и длинный,
Плачут вербы, шепчут тополя.
Но никто под окрик журавлиный
Не разлюбит отчие поля.

И теперь, когда вот новым светом
И моей коснулась жизнь судьбы,
Все равно остался я поэтом
Золотой бревенчатой избы.

По ночам, прижавшись к изголовью,
Вижу я, как сильного врага,
Как чужая юность брызжет новью
На мои поляны и луга.

Но и все же, новью той теснимый,
Я могу прочувственно пропеть:
Дайте мне на родине любимой,
Все любя, спокойно умереть!

Анализ стихотворения Есенина «Спит ковыль. Равнина дорогая…»

Среди поэтов первой половины 20 века Сергей Есенин занимает особое место. Не только потому, что его произведения отличает особая образность и чувственность, свойственная творчеству имажинистов. Все дело в том, что он – один из немногих, кто до конца своей жизни остался верен выбранной тематике и воспевал красоту родного края, считая, что в этом заключается его главное жизненное предназначение.

Неудивительно, что отношение к творчеству Есенина в первой половине прошлого столетия было двояким. Выходы из деревень, понимавшие, о чем именно пишет поэт, буквально его боготворили, считая, что никому еще не удавалось в своих стихах так ярко и точно представить сельских быт и восхитительную в своей красоте русскую природу. Представители интеллигенции же, наоборот, считали творчество Есенина бесполезным и бессмысленным, а его попытки поэтизировать село – пустой тратой времени.

Несмотря на то, что основную часть своей жизни Есенин прожил в Москве, воспоминания о родном селе Константиново он сумел пронести через все свое творчество. Более того, заграничные путешествия лишь укрепили поэта в мысли, что только в России он может быть по-настоящему счастлив, так как ему понятен и близок шепот березовых рощ и тихий говор кленов. Именно эту мысль он пытался донести современникам в своих произведениях, считая, что русская природа дает ему силы жить и является одним из самых главных источников его поэтического вдохновения.

В 1925 году, примерно за 6 месяцев до своей трагической гибели, Есенин вновь обращается к теме родного края и создает удивительно лирическое стихотворение «Спит ковыль. Равнина дорогая…». Это стихотворения можно расценивать как прощание поэта с тем, что для него было особенно дорогим и близким. В очередной раз автор мысленно обращается к «свинцовой свежести» полыни, плачущим вербам и шепчущим тополям, так знакомым и милым ему с раннего детства. Автор отмечает, что «никакая родина другая не вольет мне в грудь мою теплынь», тем самым, подчеркивая, что он остался совершенно равнодушен к красотам заморских стран.


При этом Есенин отмечает, что ему уже не суждено стать тем босоногим сельским мальчишкой, который когда-то приехал в Москву, чтобы стать знаменитым поэтом. Это время для него безвозвратно утеряно, однако теперь, когда «новым светом» окрашена его жизнь, он все равно остался поэтом «золотой бревенчатой избы». При этом автор испытывает сожаление о том, что теперь по любимым лугам и полям бегают совсем другие босоногие мальчишки, у которых в жизни все еще впереди. И им невдомек, что радость от пережитых ощущений останется с ними на долгие годы, став одним из самых ярких и теплых воспоминаний. Есенину грустно оттого, что он может вернуться в свое прошлое лишь мысленно. Ведь теперь он – известный поэт, который, тем не менее, не может чувствовать себя счастливым под бременем славы. Но, в то же время, и в селе, где прошла его юность, он никому не нужен. Этот удивительный мир, наполненный ароматами свежескошенных трав и шумом весеннего дождя, потерян для него безвозвратно.

Двойственность чувств, которые испытывает поэт в последний год своей жизни, очевидна. Он понимает, что в любой момент может быть арестован за то, что весьма скептически относится к советской власти и не желает превозносить ее достижения в своих произведениях. С другой стороны, Есенин не представляет своей жизни вдали от родины, поэтому отказываться остаться за границей, хотя и понимает, что возвращение в Россию является для него смертным приговором. На своей жизни поэт действительно поставил крест, поэтому простит лишь об одном: «Дайте мне на родине любимой, все любя, спокойно умереть!». Эти слова оказываются пророческими, однако гибель Есенина до сих пор является загадкой для историков и исследователей его творчества, которые убеждены, что поэт не покончил жизнь самоубийством, а стал жертвой политических интриг.


Поделиться в социальных сетях!

«Спит ковыль. Равнина дорогая…» Сергей Есенин

Спит ковыль. Равнина дорогая,
И свинцовой свежести полынь.
Никакая родина другая
Не вольет мне в грудь мою теплынь.

Знать, у всех у нас такая участь,
И, пожалуй, всякого спроси —
Радуясь, свирепствуя и мучась,
Хорошо живется на Руси.

Свет луны, таинственный и длинный,
Плачут вербы, шепчут тополя.
Но никто под окрик журавлиный
Не разлюбит отчие поля.

И теперь, когда вот новым светом
И моей коснулась жизнь судьбы,
Все равно остался я поэтом
Золотой бревенчатой избы.

По ночам, прижавшись к изголовью,
Вижу я, как сильного врага,
Как чужая юность брызжет новью
На мои поляны и луга.

Но и все же, новью той теснимый,
Я могу прочувственно пропеть:
Дайте мне на родине любимой,
Все любя, спокойно умереть!

Анализ стихотворения Есенина «Спит ковыль. Равнина дорогая…»

Среди поэтов первой половины 20 века Сергей Есенин занимает особое место. Не только потому, что его произведения отличает особая образность и чувственность, свойственная творчеству имажинистов. Все дело в том, что он – один из немногих, кто до конца своей жизни остался верен выбранной тематике и воспевал красоту родного края, считая, что в этом заключается его главное жизненное предназначение.

Неудивительно, что отношение к творчеству Есенина в первой половине прошлого столетия было двояким. Выходы из деревень, понимавшие, о чем именно пишет поэт, буквально его боготворили, считая, что никому еще не удавалось в своих стихах так ярко и точно представить сельских быт и восхитительную в своей красоте русскую природу. Представители интеллигенции же, наоборот, считали творчество Есенина бесполезным и бессмысленным, а его попытки поэтизировать село – пустой тратой времени.

Несмотря на то, что основную часть своей жизни Есенин прожил в Москве, воспоминания о родном селе Константиново он сумел пронести через все свое творчество. Более того, заграничные путешествия лишь укрепили поэта в мысли, что только в России он может быть по-настоящему счастлив, так как ему понятен и близок шепот березовых рощ и тихий говор кленов. Именно эту мысль он пытался донести современникам в своих произведениях, считая, что русская природа дает ему силы жить и является одним из самых главных источников его поэтического вдохновения.

В 1925 году, примерно за 6 месяцев до своей трагической гибели, Есенин вновь обращается к теме родного края и создает удивительно лирическое стихотворение «Спит ковыль. Равнина дорогая…». Это стихотворения можно расценивать как прощание поэта с тем, что для него было особенно дорогим и близким . В очередной раз автор мысленно обращается к «свинцовой свежести» полыни, плачущим вербам и шепчущим тополям, так знакомым и милым ему с раннего детства. Автор отмечает, что «никакая родина другая не вольет мне в грудь мою теплынь», тем самым, подчеркивая, что он остался совершенно равнодушен к красотам заморских стран.

При этом Есенин отмечает, что ему уже не суждено стать тем босоногим сельским мальчишкой, который когда-то приехал в Москву , чтобы стать знаменитым поэтом. Это время для него безвозвратно утеряно, однако теперь, когда «новым светом» окрашена его жизнь, он все равно остался поэтом «золотой бревенчатой избы». При этом автор испытывает сожаление о том, что теперь по любимым лугам и полям бегают совсем другие босоногие мальчишки, у которых в жизни все еще впереди. И им невдомек, что радость от пережитых ощущений останется с ними на долгие годы, став одним из самых ярких и теплых воспоминаний. Есенину грустно оттого, что он может вернуться в свое прошлое лишь мысленно. Ведь теперь он – известный поэт, который, тем не менее, не может чувствовать себя счастливым под бременем славы. Но, в то же время, и в селе, где прошла его юность, он никому не нужен. Этот удивительный мир, наполненный ароматами свежескошенных трав и шумом весеннего дождя, потерян для него безвозвратно.

Двойственность чувств, которые испытывает поэт в последний год своей жизни, очевидна. Он понимает, что в любой момент может быть арестован за то, что весьма скептически относится к советской власти и не желает превозносить ее достижения в своих произведениях. С другой стороны, Есенин не представляет своей жизни вдали от родины, поэтому отказываться остаться за границей, хотя и понимает, что возвращение в Россию является для него смертным приговором. На своей жизни поэт действительно поставил крест, поэтому простит лишь об одном: «Дайте мне на родине любимой, все любя, спокойно умереть!» . Эти слова оказываются пророческими, однако гибель Есенина до сих пор является загадкой для историков и исследователей его творчества, которые убеждены, что поэт не покончил жизнь самоубийством, а стал жертвой политических интриг.