Чему учат русские сказки о животных. Сочинение на тему: "Русские сказки"

Путь сказочного героя… Как часто в детстве мы с замиранием сердца следили за ним, переживали, иногда отождествляя себя с героем, и, тем не менее, знали, что все закончится хорошо – герой пройдет все испытания и в конце обретет свою возлюбленную и царство. В детстве мы еще не осознаем, какую роль путь сказочных персонажей играет в становлении личности, но уже понимаем, чему учат сказки взрослых, и что когда вырастем, станем похожими на любимых героев.

Сказочное в повседневном

Вроде бы, сказочная жизнь не имеет ничего общего с нашей, повседневной, однако, что-то в ней заставляет нас чувствовать себя сопричастными той реальности, сопереживать так, словно сказка написана и про нас тоже. А возможно, если вдуматься, она – действительно про нас? Про то, как любой из нас, кто хочет понять, для чего он родился, движется к самому себе, настоящему, преодолевая всевозможные препоны в собственной душе?

Попробуем посмотреть на путь сказочного героя с этой стороны и разобраться, чему нас взрослых учат и могут научить герои русских народных сказок.

Чему учат герои сказок

«Было у царя (вариант – у крестьянина) три сына, двое умных, третий – дурак» — именно так зачастую начинается сказка. И уже с этих слов нетрудно предугадать, чем она закончится – Иван-дурак, пройдя множество испытаний, в конце концов, окажется гораздо удачливее своих умных братьев, и получит все, они же, нередко, наоборот – все потеряют.

Почему же так происходит? От чего сказочная реальность благоволит именно дуракам – наивным, простодушным, добрым? И кто такой на самом деле Иван-дурак? Тот, кто немного не от мира сего, кто не довольствуется тем, чем живет большинство людей, то есть привычной, обыденной реальностью.

Ему нужно что-то другое, что лежит за пределами обычного миропонимания, и что нередко вызывает насмешку окружающих. Но Иванушка все равно в это верит, и уходит из дому «куда глаза глядят» в поисках неведомого, и именно благодаря своей наивности и душевной чистоте обретает волшебное могущество: «Ванюша не хитер, не мудер, а куда смысловат».

Чему учат русские народные сказки взрослых

Следуя своим путем, Иван-дурак проходит внутреннюю трансформацию, раскрывается и иной стороны, проявляя свои лучшие качества, и, в конце концов, преображается, становится Иваном-царевичем, то есть подлинным хозяином царства, что находится внутри него.

Ведь по сути дела сказка в символической форме повествует об инициации, то есть о преображении, переходе в новое, более совершенное состояние. Это введение героя в новый мир, а может быть, новое видение привычного мира, открытие в нем доселе неведомой глубины.

На самом деле подобное переживает любой из нас, когда движется по пути самопознания и переживает какой-либо переломный момент, когда ты вдруг понимаешь, что прежним уже не будешь, и можно двигаться только вперед, и что там ждет, не всегда бывает сразу ясно.

Таким образом, путь сказочного героя может быть близок и понятен каждому, ведь русские народные сказки учат в символической форме становлению индивидуальности человека, рассказывают о его пути внутрь собственной души, преодолении темного начала в себе и открытии сокровищ. Рассмотрим это на примере всем нам знакомой с детства сказке «Царевна-лягушка».

Путь героя – осознанный выбор

Как мы помним, начинается она с того, что царь велит сыновьям выбрать себе невест. А делают они это путем запускания стрелы, причем не глядя, вслепую. Почему именно так? Что символизирует собой этот акт? Почему именно вслепую?

Чему важному может научить эта сказка? И здесь, на мой взгляд, важен момент, что интеллект человека отключен, и выбор делает Душа. Ведь стрелы, которые пускают братья, символически представляют их стремления, порожденные их осознанными и неосознанными пред­ставлениями о том, что важно и ценно в жизни и ради чего стоит жить, а невесты, выбранные героями, представляют модели жизни, с которыми они (герои) «вступают в брак».

Так можно «жениться» на боярской жизни, если в жизни тебя больше всего привлекают слава и почести. Можно «жениться» на купеческой жизни, если для тебя важнее всего материальный достаток и желание утвердиться, приобретая блага физического мира. Для человека, сделавшего такой выбор, если пользоваться терминологией Э. Фромма «быть» значит «иметь».

Та и другая жизнь, как мы видим из сказки, протекает спокойно, без существенных изменений, все заранее предопределено и ясно. Если брать аналогии с нашей жизнью, то сценарий ее расписан, можно сказать до конца: ясно, в какой институт ты поступишь, где будешь потом работать, и как сложится дальнейшая судьба.

Братья, женившиеся на боярской и купеческой дочерях, остаются в том царстве, в котором родились и, судя по всему, проживут в нем до старости. Они не способны выйти за рамки обыденного и творить чудеса. «Старшие невесты пошли танцевать, мах­нули левыми руками - гостей забрызгали, махнули правыми руками - кость царю прямо в глаз попала». Купеческая и боярская жизни протекают без существенных перемен. Их герои остаются одними и теми же, они движутся через жизнь, но при этом внутренне не меняются.

Так чему же учат такие моменты в сказке?Посмотрим, что происходит с Иваном-царевичем. И здесь мы видим совершенно иную ситуацию. Его стрела попадает в болото и достается лягушке.

Когда же братья смеются над ним, говорят: «Зашиби да выброси!», он, движимый состраданием, говорит: «Нет, видно судьба моя такая – лягушку в жены взять». И с точки зрения здравого смысла, то есть обыденного сознания, он поступает более чем странно, то есть как Иванушка-дурачок, хотя напрямую так не называется, а вот с точки зрения иного, сказочного сознания…

Как мы видим дальше, получает он гораздо больше, чем братья, и его глазам открывается новый мир, ведь скрывающаяся под лягушачьей кожей Василиса Прекрасная оказывается гораздо умелее и мудрее жен старших братьев, она способна творить чудеса: «Махнула левой рукой - сделалось озеро, махнула правой - и поплыли по воде белые лебеди…»

Таким образом, она олицетворяет жизнь мудрую и красивую, а также поиск и «тайное» знание, которое позволяет облагородить нашу повседневную действительность.

В таком случае, чем помогает сказка? Решить многие внутренние задачи. И задача Ивана-царевича в данном случае – за убогой, некрасивой оболочкой разглядеть подлинную, прекрасную суть. Ведь царевна-лягушка принадлежит к Тридесятому царству, царству смерти и воскресения.

Лягушка символически связана с этими категориями. Осенью она умирает, погружается в состояние летаргии, и весной снова воскресает. В Индии лягушка считается певцом Матери-Земли, ее пение предвещает возобновление жизни, а в некоторых мифах она является опорой Вселенной.

Испытания героя – поиск себя и своего внутреннего центра

Иван-царевич проходит испытание, проявив чуткость и сострадание к лягушке, и она является ему в своем истинном облике – Василисы Прекрасной. Но следующего испытания, как мы помним он не проходит, хочет получить все и сразу, торопится избавить свою суженую от лягушачьей кожи и тем самым ее теряет.

В этом моменте тоже скрывается глубокий смысл: В начале пути Великое и Прекрасное открывается искателю, но не принадлежит ему по праву. Оно находится рядом и одновременно - в Тридесятом царстве. И для героя начинается новый период испытаний, ведь для того, чтобы снова обрести то, что тебе дорого нужно пройти долгий путь, победить Кащея бессмертного – для того, чтобы изменится самому, стать другим. Ведь долгое путешествие Ивана в поисках своей возлюбленной – это, по сути, дело путешествие внутрь себя, поиски истинного Я, своего внутреннего центра.

Инициация героя через сказочные образы

Как же проходит это странствие? Сначала герой идет, сам не зная куда, то есть бредет наугад, не зная направления пути. Как мы помним, он встречает на своем пути старичка, который объясняет, в чем была ошибка Ивана, и дает клубочек, путеводную нить судьбы.

Старик в данном случае может символизировать разум, но не рациональный, а высший, интуитивный, который всегда подсказывает душе нужное направление. Дальше герой движется уже осознанно.

Далее на его пути встречаются животные, которые могут символизировать различные аспекты его личности. И первым порывом Ивана-царевича бывает желание их уничтожить, но каждый из них, как мы помним, говорит: «Я тебе пригожусь», и герой щадит их, тем самым понимая, что за каждым недостатком скрывается достоинство.

Далее происходит еще один важный момент преображения героя – встреча с Бабой Ягой. Ведь кто такая на самом деле Баба Яга? Она хранитель перехода из мира живых в мир мертвых, что-то вроде Харона-перевозчика у древних греков.

Избушка на курьих ножках стоит на опушке леса, то есть на границе двух миров, и исследователи фольклора считаю, что она имеет своим прообразом домовину, в которой раньше на Руси хоронили покойников. Домовины стояли на столбах над землей, и вход в подобный склеп действительно был обращен в сторону леса, то есть – противоположно миру живых. И герой должен отправиться в это царство для того, чтобы вернуться победителем, тем, кто прошел через смерть и сумел возродиться.

Этим примером мы хотели показать, как русские народные сказки учат нас преодолению себя и поиску источника внутренних сил.

В самом образе Бабы Яги – ужасной старухи с костяной ногой – запечатлено отношение человека к иному миру. Ее образ сначала пугает, отталкивает, но если вдуматься, мы ее боимся не потому, что она такая безобразная, а она безобразная потому, что мы ее боимся. Ведь она олицетворяет собой наше видение мира, выходящее за рамки привычного, это олицетворение наших слабостей и страха перед неведомым, а самое неведомое для нас как раз то, что связано со смертью, с потусторонним миром.

И герою, оказавшемуся в такой ситуации, нужно действовать решительно, то есть не поддаваться страху, а проявить характер: «… не накормила, не напоила, баню не истопила, а уже расспрашиваешь».

Герой проявляет твердость, и Баба Яга помогает ему: парит в бане, омывая и очищая от грязи мира земного, готовит к встрече с Кащеем Бессмертным.

Кащей – одна из самых загадочных фигур русской сказки. Если смотреть этимологию этого слово, то ее можно связать со словом «кощуна» — а так на Руси в дохристианские времена называли сказки, басни мифы (слово «сказка» в известном нам значении появилось сравнительно недавно, в XIX веке).

С принятием христианства кощуна стала синонимом чего-то ложного, нечистого, срамословия. И здесь логично предположить, что под именем Кощея когда-то скрывались волхвы, знатоки традиций, хранители знаний, передававшихся через сказки-«кощуны» из поколения в поколение.

Можно сказать, что Кащей – это некий магический корень сказки, который присутствует в ней с самого начала, создавая своего рода возможность, ткань волшебства. Ведь это именно он наложил чары на Василису, «спрятав» ее таким образом, сокрыв его истинный облик с тем, чтобы Иван сумел за невзрачной оболочкой разглядеть суть. И именно это незримое «вторжение» в жизнь героя и заставляет последнего начать свое инициатическое путешествие.

Внутренняя борьба, осмысление и преображение

Как мы помним, Ивану, чтобы победить Кащея, необходимо найти его смерть, которая находится в яйце, яйцо в утке, утка в зайце и т.д. А все это – в сундуке, который либо подвешен на дубе, растущем на острове посреди океана, либо спрятан у его корней. И здесь стоит повнимательнее приглядеться к символике.

Русские народные сказки учат в символах видеть смыслы. Яйцо и дерево – это древние символы мироздания. Вспомним Мировое яйцо, из которого зародился мир, как, например об этом говориться в «Калевале»: «Из яйца, из нижней части, вышла Мать Земля сырая, из яйца, из верхней части встал высокий свод небесный». Или дуб Игддрасиль, который в скандинавской мифологии, является основой мироздания, древом жизни, судьбы.

Поэтому логично предположить, что на самом деле не смерть там спрятана, а источник жизни. И для того, чтобы до него добраться, герою необходимо познать все четыре стихии (землю, воду, воздух, огонь), из которых построен мир, и которые в разных сказках символизируют утка, щука, заяц и другие животные.

Так в традиционных культурах инициация заключала в себя испытания землей, водой и другими стихиями – символами наших психологических состояний. Герою нужно было преодолеть инерцию земли, пробудить силу жизни, которую имеет вода и обрести способность преображать мир вокруг себя подобно огню.

Таким образом, герой сказки проходит инициацию, в нем пробуждается его внутренняя сила, осознание себя, он обретает свою возлюбленную, которая может символизировать Божественную душу, и под конец становится царем в своем царстве. А царство – это, в первую очередь, его собственная душа, внутренний мир, и каждый из нас является в нем царем тогда, когда подчиняет все свои низшие инстинкты и стремления высшему началу.

Чему учат сказки в итоге, какова мораль? В финале героя ждет мудрость и зрелость, то есть способность привнести свет иной реальности в свою повседневную жизнь. И Иванушка-дурачок превращается в Ивана-царевича, то есть в того, кто достиг внутренней гармонии, просветления, и его «дурость», наивность оборачивается мудростью.

Недаром в одной из песен раннего Гребенщикова есть такой образ — Иван Бодхидхарма, который, по словам рок-критиков, является «одновременно Иваном – дураком и первым апостолом дзен (букв. – «посвященный в дхарму»).

И это не случайно, ведь пройдя свой путь, инициацию Иван действительно обретает то состояние просветления, что так ценили на Востоке, то есть способность видеть мир таким, какой он действительно есть, расширить грани повседневной действительности, и может помочь в этом другим. Вдумайтесь:

Он движется мимо строений, в которых

Стремятся избегнуть судьбы.

Он легче, чем дым,

Сквозь пластмассу и жесть

Иван Бодхидхарма склонен видеть деревья

Там, где мы склонны видеть столбы,

И если стало светлей,

То, видимо, он уже здесь.

Он вылечит тех, кто слышит,

И, может быть, тех, кто умен,

И он расскажет тем, кто хочет все знать,

Истории светлых времен.

Глубокий смысл таят в себе народные вымышленные истории, но совершенно ясно, чему учат сказки: добру, осмыслению себя, поиску света и мудрости.

(В статье использованы материалы философской школы «Новый Акрополь»).

О том, и , мы поговорим в следующих статьях.

Бекетова Татьяна

Настоящая работа посвящена проблеме актуальности изучения народных сказок с целью выяснения, чему учат сказки и какие народные идеалы воплощены в образах сказочных героев, убедиться в их актуальности сегодня.

Скачать:

Предварительный просмотр:

Региональный этап Российской научной конференции школьников «Открытие»

Секция: Литературоведение

Чему нас учат сказки нашего детства

Исследовательская работа

Выполнила : Бекетова Татьяна Викторовна, ученица 5 класса Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Утянская средняя общеобразовательная школа» село Уточка, Красногвардейский район, Белгородская область

Научный руководитель : Ткачёва Валентина Петровна, учитель русского языка и литературы Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Утянская средняя общеобразовательная школа» Красногвардейский район, Белгородская область

Уточка, 2013 год

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………………………..3

Глава 1. Общее знакомство со структурой сказок

  1. История сказки…………………………………………………………………………….5
  2. Классификация сказок…………………………………………………………………….6
  3. Структура сказки…………………………………………………………………………..8

Глава 2. Содержание сказок.

2.1. Передача содержания сказок через русские пословицы…………......................................9

2.2. Показ поступков сказочных героев………………………………………………………...12

ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………………………..14

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ ………………………………………………….................................15

ПРИЛОЖЕНИЕ………………………………………………………………………………16

ВВЕДЕНИЕ

Сказки знакомы нам с детства, ведь нет сомнений в том, что бабушки и мамы читали их каждому из нас на ночь. «Скоро сказка сказывается…» - отсюда и возникло название «сказка», что значит устный рассказ. И прежде чем каждый из нас научился читать - все мы слушали сказки. С ними связаны наши первые представления о мире, добре и зле, о справедливости. В них выражены мысли и чувства, мечты и надежды народа. Характерным признаком сказки является поэтический вымысел, а обязательным элементом – фантастичность. Особенно ярко это проявляется в волшебных сказках. «Сказка - ложь, да в ней намек! Добрым молодцам урок!" - сказал А.С. Пушкин, а чтобы разгадать этот намек, нужно потрудиться - почувствовать сказку всей душой. И тот, кто найдет в ней урок, знание, станет счастливым человеком». А так хочется, чтобы все были счастливы! В начале учебного года на уроках литературы мы изучали сказки, а затем начали знакомиться с более серьёзными произведениями знаменитых писателей. Мне кажется, что сказки я буду любить всегда, в любом возрасте. Проведя анкетирование в нашей школе, где участвовало 30 человек взрослых и детей, я поняла, что сказки любят и читают даже взрослые. (Приложение 1). И мне захотелось выяснить, почему так читаемы сказки, и какую роль они играют в нашем воспитании. Актуальность темы обусловлена недостаточно глубокой степенью изученности на современном этапе роли сказки в жизни человека. Анкетирование, как среди учащихся школы, так и среди взрослых, было направлено на выяснение следующих вопросов: влияют ли сказки на формирование характера человека, чему учат, помогают ли в сложных ситуациях, почему все дети и даже взрослые любят сказки. Тема моей исследовательской работы: чему нас учат сказки нашего детства. Обратилась я к данной теме неслучайно. Каждый человек проявляет интерес к сказкам. Они приходят к нему в раннем детстве и остаются с ним на всю жизнь. Именно в бытовой среде, из уст в уста через сказки, люди как бы передают тайные сведения о прошлом и представления о будущем. Детство человека непрерывно связано со сказками. Мы часто просили бабушку рассказать или прочитать нам сказки. Ожидание волшебства охватывало нас: вот Баба Яга строит козни Ивану-царевичу, какая добрая и мудрая Василиса Прекрасная. Веселые и грустные, страшные и смешные, они знакомы нам с детства. Мы учимся у них различать добро и зло, учимся справедливости и честности, доброте и человечности. В них заключена глубокая народная мудрость. И порой бывают такие жизненные ситуации, в которых трудно разобраться, найти выход. Как быть? Как правильно поступить? На эти непростые вопросы, как всегда на помощь спешат сказки. Попытаемся разобраться…
Цель исследования – выяснить, чему учат сказки. Нужны ли нам сказки. Задачи исследовательской работы: 1) расширить представление о сказочных образах; 2) проанализировать поступки героев и их влияние на читателей; 3) выяснить, какие народные идеалы воплощены в образах сказочных героев, убедиться в их актуальности сегодня; 4) изучив дополнительную литературу, расширить свой кругозор, получить первоначальные навыки научно-исследовательской работы. Объект исследования: сказки, анкеты. Предметом исследования стали поступки героя русских народных сказок, литературных сказок, а также мнение учащихся и взрослых нашей школы. Методы исследования : анализ с поступков сказочных героев, сравнение и сопоставление поведения героев, анкетирование, обобщение полученного материала, использование поисково-исследовательских методов сбора информации. Гипотеза исследования - если изучить поступки героев сказок, то можно сделать вывод о том, что сказка способствует формированию определенных нравственных ценностей, идеала. Для девочек - это красна девица (умница, рукодельница...). А для мальчиков - добрый молодец (смелый, сильный, честный, добрый, трудолюбивый, любящий Родину). Чтобы не делать работу излишне широкой, я ограничилась рассмотрением только наиболее известных сказок, которые мне читали в детстве, и которые в детстве я читала сама.

Глава 1. ОБЩЕЕ ЗНАКОМСТВО СО СТРУКТУРОЙ СКАЗОК

  1. ИСТОРИЯ СКАЗКИ

Сказка ложь, да в ней намёк! Добрым молодцам урок! (А.С.Пушкин)

Вспомним свою книжную полку. Самые растрёпанные, самые заслуженные, самые любимые первые наши книги─ сказки. Мы их чуть ли не с рождения наизусть знаем. Читать не умели, а уж водили пальцем по строчкам, по картинкам и всем желающим и нежелающим рассказывали: ─Жили-были дед да баба, и была у них курочка-ряба. Сказка проходит через всё наше детство, через всю нашу жизнь. Мы даже и не представляем, как много знаем сказок. «Скоро сказка сказывается…»─ отсюда и возникло название «сказка», что значит устный рассказ. Главная мысль сказки ─ победа добра над злом. Положительные герои сказки всегда побеждают, отрицательные ─ наказываются. В стародавние времена сказку называли «басень». От глагола «баять» говорить. Сказочников называли «бахари», иногда «баутчики», «баяны». Ходили по Руси бахари, ходили скоморохи, носили по земле сказки. «Ай потешить вас сказычкой? А сказычка чудесная: есть в ней дивы дивные, чуды чудные…» Люди теснятся вокруг бахаря, слушают жадно, каждому охота узнать про дивы дивные. А он стрельнёт горячим, хитрым глазом в толпу и не спеша заводит: ─ В некотором царстве, в некотором государстве… Били бахарей царские стражники; государь Алексей Михайлович запрещал православному люду «баять басни бесовские». Сам же держал при дворе сказочников, награждал сукном на кафтаны и сапогами. Да что «тишайший» Алексей Михайлович! Иван Грозный и тот не обходился без сказки: три слепых старика бахаря неотлучно были у царской постели. Не всякая сказка для белокаменных палат. Были и такие, что прятались в убогой хижине при коптящей лучине, скрывались в шумной толпе на торговой площади. В богатых хоромах, в заросшей мохом, покосившейся избе всюду сказка была и любимой утехой, и помощником. Позднее бродячие бахари да скоморохи почти исчезли. В городском доме помнила сказку нянька, взятая из деревни, помнили кухарка, кормилица. Но главными и самыми искусными сказочниками остались крестьяне. Древняя сказка жила в крестьянской избе; отец дарил её сыну, бабушка внучке. Сказок много. И почти у всякой есть сёстры родные и двоюродные. Сказка меняется по тому, кто и где её рассказывает. Каждый сказочник по своему вкусу приноравливает, притесывает сказку к месту и людям. И в настоящее время фольклористы во многих станах мира собирают и записывают современное устное народное творчество. В результате собраны, изданы и переведены на многие языки мира сборники русских, английских, немецких, французских, итальянских, американских и других сказок народов земного шара.

1.2. КЛАССИФИКАЦИЯ СКАЗОК

В народной сказке выражены мечты народа о будущем, его веру в победу добра. Сказки имеют самобытный национальный характер:

  • в русской сказке мы найдём скоморохов, песенников, остроумно и едко посмеивающихся над царями и боярами
  • скандинавская сказка сурова
  • французская сказка изящна и иронична
  • в английских сказках проявляются черты рыцарского романа, повторяются сюжеты, связанные с морскими путешествиями, много смешных небылиц об эксцентричных героях, которые во что бы то ни стало хотят всё сделать «навыворот». Эти особенности английских сказок мы не встретим ни в немецких, ни в русских, ни в итальянских сказках.

В литературной сказке есть фантазия, чудеса, всякого рода загадочные превращения и реальные события. Так у К.Паустовского события сказки «Теплый хлеб» происходят в совершенно реальных условиях зимней заснеженной деревеньки, в которой живёт мальчик «Филька, по прозвищу «Ну Тебя». Здесь, читая описание теплой зимы, охватывает нас предчувствие волшебных превращений. Самые известные русские литературные сказки «Сказка про Бову-королевича» и «Сказка о Еруслане Лазаревиче». По своему характеру и видам сказки тоже отличаются. Известный собиратель и исследователь сказки В.Я.Пропп в основу классификации положил сюжет и разделил сказки на: волшебные, авантюрные, бытовые, сказки о животных, кумулятивные. (Приложение 2) Все они объединены общим признаком: в них всегда есть вымысел. Этот самый существенный признак народной сказки, её душу прекрасно выразил А.С.Пушкин: «Сказка ложь, да в ней намёк…» Вот этот-то «намёк» и есть правда сказки, правда мыслей и чувств человека. Порою этот «намёк», это скрытое содержание сказки не сразу осознаётся. Но постепенно всё становится ясным. Сказки о животных, самые древние по происхождению. Зародились они у народов, которые жили охотой. Первоначально это были фантастические рассказы о животных, обладающих якобы магическими свойствами. Животные делились на покровителей рода и его врагов. Это давало повод рассказчикам приписывать животным особый умысел в их поведении и наделять их человеческими качествами: добротой или коварством, глупостью или хитростью. Хитрость и глупость, воплощённые в образах лисы и волка высмеивают свойства характера отдельных людей. Волшебные сказки столь же древнего происхождения, что и сказки о животных. В них сохранились представления древних о мире, о силах природы, которые виделись им добрыми и злыми духами, о человеке и его месте во Вселенной. Именно для волшебной сказки характерен герой, ищущий правду, справедливость, способный полюбить безобразную лягушку или чудовище за красоту душевную, за доброту. Причём добро должно быть бескорыстным Только в волшебных сказках Баба-Яга говорит: «Фу-фу, русским духом пахнет!» Авантюрные сказки близки по характеру волшебным сказкам. Здесь тоже происходят невероятные приключения героев, рассказывается о чудесных путешествиях, ставятся перед героем трудные задачи, которые решаются уже не с помощью волшебных сил, а благодаря его уму и находчивости. В бытовых сказках больше, чем в каких-либо других, отражена современная сказочнику эпоха. Высмеиваются глупость, лень, жадность. Эти сказки более кратки однолинейным сюжетом, несложными переживаниями героя. Здесь нет описания путешествий или приключений; действие происходит обычно в одной деревне или в одном городе, герои обычные жители этого города или деревни. Кумулятивная сказка. Особенность сюжета в том, что герои появляются постепенно. Это сказки такие, как «Теремок», «Звери в яме», «Зимовье зверей». Докучные сказки можно рассказывать сколько угодно, они бесконечны. Что в них такого привлекательного? Игра. Игра звуками, игра смыслом, полезная забава. Жил-был царь, у царя был двор, на дворе был кол, на колу мочало; не сказать ли с начала? Разве «докучная сказка» означает «скучать»? Нет бесконечная! Потому что нет сказке конца. И «докучать» значит умолять, просить неотступно. Потому что, едва договоришь сказку, уже несётся со всех сторон: «Ещё, ещё!...»

1.3. СТРУКТУРА СКАЗКИ

Сказка состоит из небольших эпизодов ─ частей, связанных между собой. Исследователь русской сказки В.Я. Пропп разработал схему построения сюжета:

  • зачин («В некотором царстве, в некотором государстве…»
  • существование запрета,
  • нарушение запрета,
  • наказание,
  • отправление в путь (испытания героя),
  • чудесные помощники,
  • достижение цели (битва, схватка),
  • погоня (использование чудесных элементов),
  • приезд домой (предательство, не узнавание),
  • признание героя,
  • концовка

Присказка ─ это шутливое вступление или концовка сказки. Начиная рассказывать длинную сказку, сказитель приговаривал: «Скоро сказка сказывается, да не скоро дело делается», «Это ещё не сказка, а только присказка. Сказка будет впереди, после обеда, поевши мягкого хлеба», «На море, на океяне, на острове Буяне, стоит дерево ─ золотые маковки. Это ещё не сказка, а присказка, а сказка вся впереди» Признаки сказки : троичность действия, повторы заклинаний, вопросов, постоянные эпитеты, сам строй речи, которая приобретает разговорную интонацию, отступая от привычных грамматических оборотов, особенно в начале сказки, упоминание о числе три (трёхголовый змей, три сестры, более позднее упоминание чисел семь, двенадцать, запрет и нарушение запрета, сказочные клеше: жили-были; долго ли, коротко ли; низко ли, высоко ли; в тридевятом царстве, тридесятом государстве, в сказке есть реальные и нереальные события, сказки читаются плавно, напевно. Образцы концовки: «…Стали они жить – поживать, добра наживать да медок попивать»

«…И я там был, мёд-пиво пил: мёд, говорят был горек, а пиво мутно. Отчего бы такая притча?»

«…Стал он с царевною жить да поживать, и теперь живут ─ хлеб жуют»

Глава 2. СОДЕРЖАНИЕ СКАЗОК

2.1 ПЕРЕДАЧА СОДЕРЖАНИЯ СКАЗОК ЧЕРЕЗ РУССКИЕ ПОСЛОВИЦЫ

Попробуйте, прочитав сказку и поразмышляв над ней, выразить свои размышления через русскую пословицу. Для этого обратимся к любому сборнику, в котором пословицы подобраны по тематическим разделам. Русские пословицы помогут нам яснее "высветить" намеки народной мудрости, скрытые в сказке, по-новому взглянуть на нее. Итак, попробуем вместе:
Иллюстрация Сказка Пословица
«Колобок" "Чем хвалимся, на том и провалимся".
"На языке медок, да на сердце – ледок".
«Теремок» "Не бравши топор, жилья не срубишь".
"Легко взято, легко и потеряно".
«Лиса и журавль» "Как аукнется, так и откликнется"
"Каков привет, таков и ответ"
«Чего себе не хочется, того и другому не делай»
«Курочка, мышка и тетерев» «Хочешь, есть калачи – не лежи на печи».
«Семь раз отмерь – один отрежь»
«Лисичка со скалочкой» «Тому худа, не отбыть, кто привык неправдою жить»
«Правда, как ни прячь, наружу выйдет»
«Легкий хлеб» «Хлеб горбом достают»
«Без труда не выловишь и рыбку из пруда»
«Крошечка- Хаврошечка» «Кто правдой живет, тот добра наживёт»
«Кто добро творит, того Бог благословит»
«Царевна-Несмеяна» «Не всё то золото, что блестит»
Делу время, потехе час»
Заюшкина избушка «На чужой каравай рот не разевай» Правда, интересно. Значит, сказки расширяют ещё и кругозор.

2.2. ПОКАЗ ПОСТУПКОВ СКАЗОЧНЫХ ГЕРОЕВ

Через сказку воспринимаются первые и главные понятия нравственности: что такое "хорошо" и что такое "плохо". Сказочные герои всегда либо хорошие, либо плохие. Именно сказки рассказывают нам, что не следует открывать дверь чужим, что не нужно разговаривать с незнакомыми, наглядно демонстрируя, что может случиться, если не следовать советам взрослых. Это очень важно для определения симпатий окружающих нас людей, для разграничения добра и зла. Мы отождествляем себя с положительным героем. Таким образом, сказка прививает добро. Нравственные понятия, ярко представленные в образах героев, закрепляются в реальной жизни и взаимоотношениях с близкими людьми. Ведь если злодеи в сказках всегда бывают наказаны, то единственный способ избежать наказания - не быть злодеем. Как пел мультяшный сказочный герой кот Леопольд: "Если добрый ты, то всегда легко, а когда наоборот-трудно". Для полного восприятия и раскрытия смысла данного исследования я взял любимые сказки и постарался выделить главное в них: «Чему нас учит эта сказка?».
Сказка«Репка» Говорится о том, что стоит начать дело, и оно обязательно даст свои плоды. Это сказка о трудолюбии, но еще и о взаимовыручке и силе единства. С любой работой можно справиться сообща, причем помочь могут не только большие, но даже такие маленькие, как мышка.
Сказка«Колобок» Ожив, колобок отправился путешествовать. Встретил колобок зайца. Но не испугался колобок зайца, я считаю потому что, в сказках всегда заяц сам трусливый. Убежал от него колобок. Встретил колобок волка. Волки в сказках всегда злые, не умеют ждать, суетятся. Но ушёл колобок от волка. Встретил колобок медведя. Но и от медведя ускользнул колобок, так как медведи неповоротливые. Встретил колобок лису. Поддался лести и доверился хитрости, что его и сгубило. Встречая на своем пути преграды, Колобок пытается хитростью их избежать. Но в последний момент Колобок так уверился в своей ловкости и расхвастался этим перед лисой, что и сам оказался пойманным на хитрость. Так что на любую хитрость найдется еще более изысканная хитрость. Из этой сказки можно сделать вывод, что важно научиться распознавать лесть и не доверять хитрым авантюристам, а жить своим умом и сердцем. Нельзя уходить из дома без спроса и уж тем более доверять посторонним людям.
Большинство сказок - волшебные. Главная героиня в них - Баба-яга. Помните, какая она? Страшная, злая, косматая, нос - в потолок врос, слепая, у нее костяная нога, в ступе летает, помелом след заметает, живет в дремучем лесу, в избушке на курьих ножках, у избушки нет ни окон, ни дверей, забор вокруг из костей и черепов, детей жарит, на лопате их в печь пихает. Но главные герои этих сказок всегда шли не куда-нибудь, а именно к ней приходили в трудную минуту все Иваны-царевичи и Иваны-дураки. А она их кормила-поила, баньку им топила и спать на печь уложила, чтобы поутру указать нужный путь, помогала распутать самые сложные их проблемы, давала волшебный клубок, что сам приводит к нужной цели.
Слушая сказки, мы глубоко сочувствуем персонажам и переживаем описываемые события, примеряем на себя лучшие черты людей, познаем добро и зло, трусость и смелость, проявляем сочувствие и сострадание, заряжаемся положительной энергией, получаем знания о мире и учимся жить.
Сказка «Гуси–лебеди»
Эта сказка рассказывает о том, что может случиться, если не слушаться родителей. В сказке заложен замечательный смысл: нужно помогать другим, и тогда добро вернется добром. Эта сказка еще и о том, что не все люди добрые и что от таких людей лучше держаться подальше. Но если даже что-то и случилось, то не бывает безвыходных ситуаций. Всегда есть выход – и убегать от опасности не унизительно.
Ш.Перро «Золушка», Братья Гримм «Белоснежка и семь гномов»
Эти две сказки очень похожи. В них присутствует очень большой скрытый смысл. Будь скромен, добр, трудолюбив, отзывчив, и судьба вознаградит тебя. Несмотря на то, что Золушка и Белоснежка повстречали своих принцев, когда были красиво одеты и те ничего не знали об их трудолюбии, нравственности и интеллектуальных способностях, то всё равно именно внутренняя красота девушек привлекла к себе внимание принцев.
Сказка «Кот, лиса и петух»
Кот в этой сказке образец для подражания – трудолюбив, рассудителен, верный товарищ. В то же время петушок представляется непослушным, легковерным и слишком любопытным. Как только Лиса начинала петь свою песенку: «Петушок, петушок, золотой гребешок», - так петушок про всё на свете забывал и подкупался на лесть. Но у петушка тоже есть чему поучиться, помните, как громко он звал котика. Так же и детям нужно поступать – громко звать на помощь. Эта сказка о вере, дружбе, справедливости, силе и смелости.
Сказка «Заяц-хвастун»
Помните: «У меня не усы, а усищи, не лапы лáпищи, не зубы, а зýбищи - я никого не боюсь». Но хоть и хвастался заяц, и привирал по пустякам. Но когда до дела дошло, и вправду не испугался – помог вороне, за что она его и назвала храбрецом. Сказка учит отвечать за свои слова и приходить на помощь тем, кто в ней нуждается.
Сказка «Теремок»
У сказки "Теремок" тоже несколько концовок – медведь ломает домик, и звери разбегаются, или, наоборот, строят все вместе новый дом, еще лучше прежнего. Также есть вариации этой сказки – «Рукавичка» (украинская сказка), «Теремок» (в обработке А.Толстого) помните: ехал мужик с горшками и потерял один горшок»), «Под грибом» и «Зайкин корабль» (В.Сутева), «Грибок-Теремок» (А.Усачева). Конечно, главный смысл в том, что веселее держаться всем вместе, а одному быть трудно. Сказка учит дружелюбию и радушию. А то, что в конце медведь разрушает теремок, говорит о том, что всему должна быть своя мера.
Сказка «КурочкаРяба»
Незамысловатый сюжет сказки "Курочка Ряба" не так прост. Ведь раньше эта сказка была предназначена взрослым. Золотое яйцо символизирует смерть, которая пришла к старикам. Поэтому и стараются дед с бабой разбить свою «смерть» и продлить жизнь. Но мышка опережает! Рябая курочка в древней мифологии - посредник между миром живых и миром мёртвых. Курочка жалеет стариков и дарит им простое яичко - символ жизни. В этой сказке дети вместе с курочкой учатся сочувствию к ближнему.

Анализ сказки «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка» русская народная сказка (Приложение 3)

Сказочные клеше : жили-были, высоко, далеко

Главные герои : сироты, что характерно для сказки.

Используются уменьшительно-ласкательные суффиксы –еньки- (одни-одинёшеньки), -ушк- (Алёнушка, Иванушка), устаревшие слова (а жар-то их донимает).

Существование запрета: Алёнушка не разрешала Иванушке пить из копытца

Нарушение запрета: Иванушка не послушался и испил из копытца

Наказание: Иванушка стал козлёночком

Троекратность : братец Иванушка трижды обращается к сестрице Алёнушке

Чудесные помощники: купец

Достижение цели: расправа с ведьмой

Повтор слов :

А солнце высоко, колодец далеко, жар донимает, пот выступает;

Сестрица Алёнушка, хлебну я из копытца

Образ Алёнушки ─ образ мудрой девы, восходит к эпохе матриархата. Так в некоторых русских сказках встречается образ богатырши.

Глава 3. РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В результате проведённого исследования мы пришли к следующим выводам:

1.Сказка – это вымышленная история со счастливым концом и обязательной победой добра над злом. Чаще всего в сказках присутствует волшебство и разные невероятные в обычной жизни приключения. Недоступное становится доступным, нереальное реальным. Именно поэтому читать сказки любят и дети, и взрослые (ПО результатам анкетирования из 30 человек – 30)
2. "Сказка будит и пленяет мечту.
Она дает ребенку первое чувство героического…
она учит его мужеству и верности;
она учит его созерцать человеческую судьбу,
сложность мира, отличие "правды от кривды". (И. А. Ильин). По результатам анкетирования: на вопрос, чему учат сказки, из 30 человек 20 ответили доброте, справедливости и вежливости. 3. Слушая сказки, мы глубоко сочувствуем персонажам и переживаем описываемые события, примеряем на себя лучшие черты людей, познаём добро и зло, трусость и смелость, проявляем сочувствие и сострадание, заряжаемся положительной энергией, получаем знания о мире и учимся жить. 4. Рассказывая и читая сказки, мы развиваем внутренний мир, получаем знания о законах жизни и способах проявления творческой смекалки. Чтение сказки формирует на всю жизнь основы поведения и общения, учит упорству, терпению, умению ставить цели и идти к ним. 5. Детские сказки – необходимый элемент воспитания, они доступным языком рассказывает нам о жизни, учат, освещают проблемы добра и зла, показывают выход из сложных ситуаций

ЛИТЕРАТУРА

1. Вороньев А.Н. Книга для чтения. Серия «Дружок» М., Просвещение, 2008.
2. . « Живая вода» Сборник русских народных сказок, пословиц, загадок. Москва «Детская литература»,1987 г. 3. Круглов Ю.Г. Русские народные сказки. М.: Просвещение, 2003.
4. Крючков С.В. Русские народные сказки. М.: Просвещение, 2005. 5. Мамин-Сибиряк Д.Н. Сказки и рассказы Москва «Астрель»,2006 г. 6. Отечественная литературная сказка Изд-во «Центр духовного возрождения черноземного края»,1995 г. 7. Ожегов С.И. Словарь русского языка Москва, «Русский язык»,1984 8. Сказки русских писателей – М.: «Детская литература», 1986. 9. Энциклопедический словарь юного филолога Москва, «Педагогика», 1984 10. Интернет – ресурсы: http://ocka3ke.ru – о СКАзКЕ.ru детские сказки онлайн, аудио, иллюстрации.

Приложение 1

Анкета № 1

Цель: выявление читательской активности, а также направленности читательского интереса.
1. Любишь ли ты читать?
Да - 25 человек 83%
Нет - 2 человек 8 %
Не очень - 3 человека 9 %


2. Какие сказки тебе больше нравятся? Волшебные - 65 % О животных – 20 % Бытовые – 15 %

3. Ваша любимая сказка. Были названы чаще всего: «Сказка о рыбаке и рыбке», «Аленький цветочек», «Принцесса на горошине», «Маша и медведь», «Каша из топора», «Белоснежка», «Русалочка» и др. 4. Чему учат сказки? - Добру, справедливости, героизму, милосердию, вежливости, хорошим манерам, ловкости, сообразительности, уму.

Вывод : Из данного анкетирования видно, что большинство читают волшебные сказки. Люди хотят верить в волшебство.

Приложение 2

Анкета № 2

Цель: выявление читательской активности, а также направленности читательского интереса.

  1. Влияют ли сказки на формирование характера человека

Да – 30 Нет – 0 Не знаю - 0

  1. Чему учат сказки? помогают ли в сложных ситуациях сказки?

(из 30 человек 20 ответили доброте, справедливости и вежливости)

  1. Помогают ли в сложных ситуациях сказки?

Да – 25 Нет – 4 Не знаю - 1

  1. Почему все дети и даже взрослые любят сказки

(показывают выход из сложных ситуаций).

Приложение 3

Жили-были муж да жена, у них были дочка Алёнушка да сынок Иванушка. Вот мать с отцом померли, и остались Алёнушка да сынок Иванушка одни-одинёшеньки, без родных, без знакомых.

Пошли они по белому свету странствовать.

Идут они по дальнему пути, по широкому полю, а солнышко-то их припекает, а жар-то их донимает.

Захотелось Иванушке пить:

─Сестрица Алёнушка, я пить хочу!

─Погоди, братец, дойдём до колодца.

А солнце высоко, колодец далеко, жар донимает, пот выступает.

Стоит коровье копытце, полно водицы.

─Не пей, братец, телёночком станешь!

Иванушка послушался сестрицу, и пошли они дальше.

Идут они да идут, а солнце высоко, колодец далеко, жар донимает, пот выступает.

Стоит лошадиное копытце, полно водицы.

─Сестрица Алёнушка, хлебну я из копытца!

Идут они чистым полем, широким раздольем, а солнце высоко, колодец далеко, жар донимает, пот выступает.

Стоит козье копытце, полно водицы.

Иванушка говорит:

─Сестрица Алёнушка, хлебну я из копытца!

─Не пей, братец, жеребёночком станешь!

Не послушался Иванушка и напился из козьего копытца.

Напился и стал козлёночком…

Зовёт Алёнушка братца, а вместо Иванушки бежит за ней беленький козлёночек.

Залилась Алёнушка слезами, села под стожок ─ плачет, а козлёночек возле неё скачет.

В ту пору ехал мимо купец:

─О чём, красная девица, плачешь?

Рассказала ему Алёнушка про свою беду.

Купец ей говорит:

─Поди за меня замуж. Я тебя наряжу в злато-серебро, и козлёночек будет жить с нами.

Алёнушка подумала, подумала и пошла за купца замуж.

Стали они жить-поживать, и и козлёночек с ними живёт. Ест-пьёт с Алёнушкой из одной чашки.

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение – Хотынецкая средняя общеобразовательная школа

Проектно-исследовательская работа на тему:

« Чему учат нас сказки »

ученица 2 «В» класса

Руководитель : Учитель начальных классов

Баумова Лидия Дмитриевна

пгт. Хотынец, 2016 год.

Паспорт проекта

1. Название проекта: «Чему учат сказки».

2. Цель проекта:

3. Задачи:

- узнать, что такое сказка, как она зарождалась;

Исследовать волшебные сказки;

Привлечь внимание одноклассников к этой проблеме.

5. Научный руководитель проекта:

6. Консультанты:

Баумова Лидия Дмитриевна - учитель начальных классов, высшая квалификационная категория.

Батова Светлана Владимировна – мама.

Вёрстка и дизайн:

Мама - Батова Светлана Владимировна

7. Тип проекта: информационно – поисковый.

8. По предметно – содержательной области: культурологический.

9. По количеству участников: личностный.

10. По характеру контактов: в рамках класса, в рамках школы.

11. Форма представления проекта: реферат (сообщение) и презентация.

12. Продукт проекта : книжка с иллюстрациями любимых сказок, сказка собственного сочинения «Старик, петух и коза».

13. Источники информации: осуществление расширенного поиска информации с использованием сети Интернет.

Этапы проекта

1. Подготовительный этап:

Сбор информации по теме проекта, выбор и чтение русских народных сказок. Поход в библиотеку.

2. Анкетирование:

Анкетирование одноклассников по теме: «Русские народные сказки». Сопоставление ответов и их анализ.

3. Обобщение:

Обобщение результатов сбора информации, сравнительный анализ, выводы.

4. Подготовка к презентации:

Обобщение собранных материалов, выводы, подготовка наглядности (зрительного ряда), редактирование визуальных образов (фотографии, анкеты, рисунки).

5. Презентация:

Уметь донести до слушателей сведения о моей проектно – исследовательской работе «Чему учат сказки?». Показать компетентность моих исследований и высказываний.

Тема: «Чему учат сказки»

Актуальность темы:

Сказки живут очень долго. С ними связаны наши представления о мире, добре и зле. Сказки любят читать все дети. Сказки учат нас почитать родителей и благодарить их за труды и заботы. Они важны во все времена, потому что очень интересны, занимательны.

Постановка проблемы.

Почему в сказках всегда побеждает добро? Какова роль сказок в процессе обучения детей?

Цель проекта:

Изучить понятие сказки и проследить, как русский народ учил детей относиться к старшим, а также выяснить на примере сказок, всегда ли добро побеждает зло.

Задачи:

Узнать, что такое сказка, как она зарождалась;

Исследовать сказки;

Выявить основные мысли волшебных сказок;

Привлечь внимание одноклассников к этой проблеме.

Гипотеза:

Я предложила, что, наверно, взрослые не зря просят соблюдать нас правила поведения, уважительно относиться к старшим, не грубить взрослым и друг другу. Если изучить поступки героев сказки, то можно сделать вывод, что сказки способствуют формированию нравственных ценностей. Для девочек – это красна девица, умница, рукодельница… А для мальчиков – добрый молодец – смелый, честный, трудолюбивый, любящий свою Родину.

План проекта.

    Понятие сказки, виды сказок.

    Персонажи сказок.

    Чему учит нас сказка

    Анкетирование

    Выводы

Любят сказки все на свете,

Любят взрослые и дети.

Сказки тайну открывают,

Деток в гости приглашают,

Сказка - ложь, да в ней намёк,

Добрым молодцам урок.

Превращенья, чудеса

Очень часто происходят.

А добро там побеждает,

Всё плохое прочь уходит.

Понятие сказки, виды сказок

Сказка- это жанр литературного творчества. Главной особенностью сказки является то, что это всегда выдуманная история со счастливым концом, где добро побеждает зло. Сказку можно назвать самым мудрым и самым древним произведением устного народного творчества. Она прививает детям уважение к старшим, доброту, учит быть смелым и достойным.

Волшебный язык сказки пробуждает веру в то, что нам всё по плечу, что любую проблему можно решить, стоит только этого захотеть. Русские народные сказки – неисчерпаемый источник мудрости.

Сказка состоит из 3-х основных частей:

1. Зачин (Жили- были….)

3. Окончание (Вот и сказке конец….)

Чтобы привлечь внимание слушателей, в некоторых сказках применяются присказки и заставки. С давних пор сложилась традиция разделения сказок на три большие группы :

1. Сказки о животных.

2. Волшебные.

3. Социально-бытовые.

Также сказки можно разделить на народные и литературные. Народные сказки в свою очередь делятся на русские народные и сказки народов мира, а литературные (или авторские) делятся на сказки русских писателей и зарубежных писателей.

Но мы понимаем, что нельзя провести чёткую границу, отделить одну от другой. Например, популярные сказки о животных зачастую содержат волшебные элементы, и наоборот.

Более подробно рассмотрим волшебные сказки.

Волшебные сказки древнее других, они несут следы первичного знакомства человека с миром, окружающим его.

Персонажи сказок.

Персонажи волшебных сказок делятся на две группы. К одной относятся положительные герои, а к другой – отрицательные. Любимый герой русских народных сказок Иван царевич. Зачастую это младший из трёх сыновей царя. Он борется всегда со злом, помогает слабым и обиженным. Иванушка – дурачок – также очень важный герой, стоящий на стороне добра и светлых сил. Он не блещет умом, но именно благодаря своему поведению и нестандартному мышлению, проходит все сказочные испытания и побеждает противника.

Значительное место в волшебных сказках занимают героини – женщины, воплощающие народный идеал красоты, ума, доброты и смелости.

Василиса Прекрасная или Премудрая (они нередко сливаются в один образ). Это «писаные красавицы», о таких «ни в сказке сказать, ни пером описать». Типы положительных героинь включают в себя три категории женщин: богатырш и воительниц, как Марья Моревна , мудрых дев, как Елена и Василиса, добрых и страдающих сирот или падчериц. Трудолюбивых и честных, как Золушка и Алёнушка .

Воплощением зла в русских сказках чаще всего выступают Кощей Бессмертный, Змей Горыныч и Баба Яга. Главная героиня - Баба-яга . О глубокой древности Бабы Яги говорит двойственность ее свойств: она может быть и помощником, и противником.

В сказках нередко действует Змей Горыныч - многоголовое чудовище, с которым борется и которого побеждает герой. Он обладает способностью к полету, умеет дышать огнем. При его приближении наступает тьма, поднимается ветер, земля «стонет».

Кощей Бессмертный - воплощение скупости, лицемерия и сластолюбия. Называют Кощея Бессмертным не потому, что он не может умереть, а потому, что Смерть его слишком далеко спрятана.

Главные особенности волшебных сказок

В волшебных сказках мы часто находим мотив испытания. Например, сказка «Морозко», в которой добрую девушку Настеньку злая мачеха отправила замерзать в зимний холодный лес. Добрый волшебник Морозко по традиции сначала испытывает девушку, а потом награждает её.


Главные особенности волшебных сказок - это мотивы превращения. Например, в сказке «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка» братец Иванушка превратился в козлёнка, а в сказке «Царевна-лягушка» лягушка превращается в прекрасную, добрую царевну.

Необычно в волшебной сказке и место действия героев. Действие волшебных сказок, как правило, начинается в незнакомом для крестьянина царском дворе, а затем переносится уже в совершенно фантастический мир - за моря и океаны, в тридевятое царство и тридесятое государство, в страшное подземелье и т.п.

Чему учит нас сказка?

Для полного восприятия и раскрытия смысла своего проекта я взяла свои любимые сказки и постаралась выделить главное из них: «Чему учит нас сказка?»

Сказка « Гуси- лебеди »

Сказка привлекает занимательным сюжетом, даёт пример помощи в беде, пример торжества добра над злом. Но она ещё и поучительна: хочешь, чтобы к тебе хорошо относились, умей сам уважать других.

Сказка « Царевна-лягушка »

Эта сказка прославляет труд, доброту и подлинную красоту человеческих отношений. Она учит нас терпению, учит не судить о людях по внешнему виду, а оценивать их по делам, по внутренним достоинствам.


Сказка « Маша и медведь »

Предостерегает, что в лес одним нельзя ходить - можно попасть в беду, а уж если так случилось - не отчаивайся, старайся найти выход из сложной ситуации.

Сказка «Петушок- золотой гребешок»

На примере героев сказки воспитываются чувства ответственности за своих друзей, желания прийти на помощь в трудную минуту.


Сказка «Крошечка - Хаврошечка»

Сказка воспитывает в людях добро, учит взаимовыручке, взаимопомощи, помогает завести настоящих друзей. А так же учит смелости и честности.

Анкетирование.

Вопросы:

а) волшебные

б) социально - бытовые

в) про животных

3. Любимый положительный персонаж сказок?

4. Любимый отрицательный персонаж сказок?

5. Сказка ложь, да в ней намёк – добрым молодцам урок. Почему так говорят?

6. Скоро сказка сказывается, да не скоро дело делается. Почему так говорят?

7. Почему в сказках всегда побеждает добро?

8. Чему учат нас сказки?

В анкетировании приняло участие 25 детей. 18 обучающихся нашего класса и друзья.




Вывод: у большинства детей любимый положительный персонаж Василиса Прекрасная, или Премудрая (13 человек). У 11 детей любимый герой Иван – царевич и только у 4 детей любимый герой Иванушка - дурачок.


У 12 детей любимый отрицательный персонаж – Кощей Бессмертный.

9 человек любят Бабу-Ягу, а 8 – Змея Горыныча.


Сказка ложь, да в ней намек – добрым молодцам урок. Почему так говорят? 8 детей (32%) считают, что в сказке есть смысл. 17 детей (68%) ответили, что сказки чему-нибудь учат, в них есть важные поучительные уроки, которые помогут в жизни.


Скоро сказка сказывается, да не скоро дело делается. Почему так говорят?

Так говорят, потому что герой проходит сложные испытания. Так ответили

7 детей (28%). 18 детей (72%) считают, что сказку можно прочитать быстро, а дело надо сделать аккуратнее, медленнее.


Все дети, участвующие в анкетировании, считают, что добро всегда побеждает зло, так как добро сильнее зла.


Сказки учат нас быть добрыми. Так считают все дети класса.

Выводы

Цель моего проекта достигнута. Вывод:

Сказка учит: мир делить на хороших и плохих людей, зверей и прочих существ. Но добрых всегда больше, их и любит удача, а у злых плохой «конец».

Сказка формирует образ положительного героя: доброго, умного, сильного, верного своему слову.

Сказка учит не бояться трудностей. Главный герой всегда берётся за выполнение любой работы, какой бы невыполнимой она не казалась. И в том, что он побеждает, немалую роль играет вера в себя, смелость и помощь друзей.

Сказка учит: не имей сто рублей, а имей сто друзей. А самый верный способ найти друга- это не отвернуться от него в нужный момент. У сказочного героя всегда много друзей: людей, зверей, птиц, рыб. Потому что он не отказывает в помощи тем, кого встречает на своём пути, и они, в свою очередь, не бросают нашего героя в беде.

Сказка учит любить и уважительно относиться к родителям, ценить их за данное нам воспитание.

Сказка учит, что добро возвращается к тому, кто помогает другим, и добро всегда побеждает зло.

Сказка учит патриотизму. Главный Герой всегда с готовностью выходит защищать родную землю от чудищ-захватчиков.

И, главное, сказка учит, что добро циклично, оно всегда возвращается к тому, кто помогает другим, и добро всегда побеждает зло. Не это ли модель идеального мира?

Список литературы, источники

1. Русская литературная сказка 18-20 вв. В 2 т.: Том 1. – 2-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2003. – 256с.

2. Фольклор народов Росси. В 2 т.: Т. 1. – 2-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2003, - 320с.

3. Сказки русский писателей. – М.: Детская литература, 1986. – 383с.

4. Материалы из интернета.

Александр Волков,

"Волшебник Изумрудного города"

Вы знаете, у меня нет сердца, но я всегда стараюсь помочь в беде слабому, будь это даже простая серая мышь!

Мозги - не самое лучшее на свете.

Вот еще! - удивился Страшила. - Почему ты так думаешь?

― Раньше у меня были мозги, ― пояснил Железный Дровосек. ― Но теперь, когда приходится выбирать между мозгами и сердцем, я предпочитаю сердце.

Ганс Христиан Андерсен,

"Снежная королева"

Она хотела выбрать такого человека, который бы умел отвечать, когда с ним говорят, а не такого, что умел бы только важничать.

Сильнее, чем она есть, я не могу ее сделать. Не видишь разве, как велика ее сила? Не видишь, что ей служат и люди, и животные? Ведь она босая обошла полсвета! Не у нас занимать ей силу! Сила - в ее милом, невинном детском сердечке.

Антуан де Сент-Экзюпери,

"Маленький принц"

Твоя роза так дорога тебе потому, что ты отдавал ей все свои дни.

Зорко одно лишь сердце. Самого главного глазами не увидишь.

Ты навсегда в ответе за всех, кого приручил.

Астрид Линдгрен,

"Малыш и Карлсон"

Послушай, папа, - сказал вдруг Малыш, - если я действительно стою сто тысяч миллионов, то не могу ли я получить сейчас наличными пятьдесят крон, чтобы купить себе маленького щеночка?

– Один звонок – это "Немедленно прилетай!", два звонка – "Ни в коем случае не прилетай!", а три звонка значит – "Какое счастье, что на свете есть такой красивый, умный, в меру упитанный и храбрый человечек, как ты, лучший в мире Карлсон!".

– А зачем мне для этого звонить? – удивился Малыш.

– А затем, что друзьям надо говорить приятные и ободряющие вещи примерно каждые пять минут, а ты сам понимаешь, что я не могу прилетать к тебе так часто.

Алан Александр Милн,

"Винни-пух и все-все-все"

Если когда-нибудь наступит день, когда мы не сможем быть вместе, сохрани меня в своем сердце, и я буду там навеки.

Джеймс Барри,

"Питер Пэн и Венди"

Вы просто подумайте о чем-нибудь хорошем, ваши мысли сделают вас легкими, и вы взлетите.


А знаешь, старушка, - сказал Питер, греясь у камина и глядя на Венди, вертевшую в руках чулок с огромной дыркой на пятке, - нет ничего приятнее на свете, чем сидеть вечерком у огня в кругу своей семьи, наслаждаясь заслуженным отдыхом!

Джоан Роулинг,

"Гарри Поттер и Дары Смерти"

Пустые слова не могут изменить того, что бренные останки его родителей лежат здесь, под снегом и камнем, ничего не ведающие, ко всему равнодушные. Вдруг полились слезы, он не успел их удержать; горячие, обжигающие, они мгновенно замерзали на щеках и не было смысла вытирать их. Пусть текут, что толку притворяться? Гарри стиснул губы, уставившись на снег, скрывающий место последнего упокоения Лили и Джеймса. Теперь от них остались только кости или вовсе прах, они не знают и не волнуются о том, что их живой сын стоит здесь, так близко, и его сердце все ещё бьется благодаря их самопожертвованию, хотя он уже готов пожалеть, что не спит вместе с ними под занесенной снегом землей.

Роальд Даль,

"Чарли и шоколадная фабрика"

Милый ты что-нибудь принес?

Ничего, с капустой вкуснее всего капуста.

Эта история о простом маленьком мальчике по имени Чарли Бакит. Он не был быстрее, сильнее или умнее других детей. У его родителей не было ни богатства, ни влияния, ни связей, и вообще они едва сводили концы с концами. Чарли Бакит был самым счастливым мальчиком на всем белом свете, просто он этого не знал.

Астрид Линдгрен,

"Пеппи Длинный Чулок"

Когда сердце горячее и сильно бьется, замерзнуть невозможно.

Может, она и не всегда умеет себя прилично вести. Но у нее доброе сердце, а это куда важнее.