Животные арктики конспект. Внеклассное мероприятие "хрупкий мир арктики". Сев на ледяную глыбу

Самообразование — неотъемлемая составляющая профессионального роста и совершенствования специалиста любого профиля. Не исключением являются и Время не стоит на месте: появляются новые педагогические веяния, авторские методики, библиотеки пополняются современной методической литературой. И педагог, который стремится к совершенствованию в своей профессии, не может оставаться в стороне. Именно поэтому важной составляющей педагогического процесса является самообразование воспитателя в ДОУ. Младшая группа, так же как и подготовительная, нуждается во внедрении современных инноваций и педагогических методик. В нашей статье мы поможем воспитателю организовать работу по саморазвитию, отметим важные составляющие этого процесса, предложим перечень тем по самообразованию педагога в младших группах детского сада.

Цели и задачи самообразования воспитателя

В первую очередь следует четко осознать, воспитателя. Это способность педагога самостоятельно получать новые профессиональные знания и навыки. Какова цель такой работы? Это усовершенствование образовательного процесса за счет повышения уровня теоретического и практического мастерства педагога.

Самообразование воспитателя в ДОУ (младшая группа) предполагает постановку следующих педагогических задач:

  • оценка возрастных особенностей детей, определение проблемных моментов в работе с малышами;
  • ознакомление с методическими новинками;
  • применение современных педагогических веяний на практике, организация учебного и воспитательного процесса с учетом современных требований и использованием инновационных технологий;
  • совершенствование и повышение уровня профессионального мастерства.

Как выбрать тему для самообразования воспитателя младшей группы?

С чего начать самообразование воспитателя в ДОУ? Младшая группа детского сада - это малыши от двух с половиной до четырех лет. Поэтому рекомендуется начать саморазвитие педагога с оценки возможностей детей этой возрастной категории, их психологических и физиологических особенностей. Важно также отметить актуальные проблемы в работе с этой группой воспитанников, определить перспективы последующей работы. Только после этого можно выделить несколько тем, которые требуют профессионального исследования и диагностирования.

Самообразование воспитателя в ДОУ (младшая группа): темы работ

Как уже было отмечено выше, тематика педагогической деятельности определяется в каждом конкретном случае с учетом индивидуальных особенностей детского коллектива и самого воспитателя (его приоритетов, взглядов и методов работы, а также актуальности проблемы в конкретном ДОУ). Мы предлагаем лишь приблизительные темы, которые можно использовать для планирования деятельности по саморазвитию педагога:

  1. Использование интерактивных методов обучения и воспитания
  2. Современные методики раннего развития: формы, виды, эффективность.
  3. для детей младшей группы: подготовка и проведение.

Выбрать тему для самообразования можно в рамках годового плана ДОУ, рекомендуется также проконсультироваться с методистом учебного заведения. Важно, чтобы вопрос был актуальным, соответствовал общей направленности деятельности детского сада.

Формы работы

Самообразование воспитателя в ДОУ (младшая группа) предполагает работу непосредственно самостоятельную, с родителями, детьми и коллегами. Важно продумать предполагаемые формы работы. Так, самостоятельная работа педагога состоит из:

  • анализа методической литературы;
  • обмена педагогическим опытом;
  • внедрения полученных теоретических знаний на практике;
  • оценки результатов деятельности;
  • оформления итогов.

В работе с родителями можно использовать такие формы работы, как консультации, круглые столы, педагогические тренинги и другие.

Отличается разнообразием и работа с детьми. Проводить деятельность по выбранной воспитателем теме можно непосредственно во время образовательного процесса, а также при организации досуга малышей. Важно учитывать возраст воспитанников, планируя самообразование воспитателя в ДОУ: 2 младшая группа старше первой всего на год или даже полгода, но старшие воспитанники уже адаптировались к детскому садику, успели получить определенный объем знаний и умений по программе. В то время как 1 младшая группа только приспосабливается к новым условиям.

Для того чтобы эффективно организовать самообразование воспитателя в ДОУ (1 младшая группа и 2 младшая группа), следует упорядочить и продумать последовательность работы:

  1. Выбрать тему.
  2. Поставить цели и задачи.
  3. Определить формы работы.
  4. Оформить план работы.
  5. Изучить теоретический материал по выбранной теме.
  6. Проанализировать педагогический опыт.
  7. Разработать практическую деятельность.
  8. Применить знания на практике.
  9. Презентовать полученные результаты.

Оформление плана самообразования воспитателя

Как же правильно оформить самостоятельную деятельность педагога? Предлагаем в качестве примера следующий план:

  1. Титульная страница. На первой странице указывается заголовок: «Самообразование воспитателя в ДОУ (2 младшая группа)», имя педагога, образование, опыт работы, стаж, категория и другое.
  2. Указывается тема, поставленные цели и задачи работы.
  3. Определяются формы работы с родителями, детьми, педагогами.
  4. Оформляется перечень литературы.
  5. Описывается конкретная практическая деятельность педагога по выбранной теме с указанием дат.
  6. Вкладываются наработанные материалы: поделки детей, результаты исследований, собственные методические разработки и другое.
  7. Указываются формы презентации результатов.

План самообразования воспитателя ДОУ в младшей группе предполагает проведение познавательных мероприятий, а также вовлечение в работу родителей и других членов семьи ребенка.

Оформление результатов работы

Завершается подведением итогов работа на тему "Самообразование воспитателя в ДОУ". 1 младшая группа может лишь выполнять поставленные конкретные задания под руководством воспитателя. В то время как 2 младшая группа уже может продемонстрировать собственные поделки и самостоятельную работу, помогая воспитателю собрать необходимый практический материал. Как же оформить результаты работы по саморазвитию педагога? Можно применить такие формы:

  • тематический семинар;
  • круглый стол;
  • педагогический мастер-класс;
  • открытое занятие;
  • творческий марафон;
  • развлекательно-познавательная деятельность и другие.

К сожалению, не всегда педагоги осознают, для чего необходимо составлять план самообразования воспитателя ДОУ в младшей группе. Ведь дети этой возрастной категории совсем еще малыши, разве можно с ними организованно что-то делать, экспериментировать, использовать педагогические инновации, исследовать? На самом деле не только можно, но и нужно! Так как эти дети — наше современное поколение. Устаревшие, привычные опытному воспитателю методики образования попросту будут тормозить развитие этих малышей.

В работе крайне важно внедрять педагогические инновации, идти в ногу со временем с целью воспитания поколения, которое отвечает современным требованиям общества. В нашей статье мы предложили примерный план самообразования воспитателя ДОУ (2 младшая группа и 1 младшая группа), рассказали о возможных формах работы и организации деятельности. Но работа воспитателя — это прежде всего творчество и фантазия. Важно подойти к деятельности нестандартно, креативно — только тогда работа педагога будет эффективной и интересной для малышей.

48kb. 09.05.2011 14:24 52kb. 09.05.2011 14:24 166kb. 09.05.2011 14:25 91kb. 09.05.2011 14:25 77kb. 09.05.2011 14:26 136kb. 09.05.2011 14:26 587kb. 09.05.2011 14:28 66kb. 09.05.2011 14:29 211kb. 09.05.2011 14:29 1692kb. 09.05.2011 14:29 28kb. 22.05.2011 04:03 44kb. 09.05.2011 14:30 40kb. 09.05.2011 14:30 75kb. 09.05.2011 14:33 64kb. 09.05.2011 14:31 233kb. 09.05.2011 14:31 584kb. 09.05.2011 14:32 120kb. 09.05.2011 14:32 27kb. 09.05.2011 14:33 48kb. 09.05.2011 14:34

Арктика1.doc

Арктика.

  1. Утренний сбор.
Коммуникативная игра: Игра «Доброе утро!».

Дети встают в две шеренги лицом друг к другу.

Придумано кем-то
Просто и мудро
При встрече здороваться:
-Доброе утро. правые руки выставляют вперед и прислоняют ладошки
-Доброе утро!- левые руки выставляют вперед и прислоняют ладошки
Солнцу и птицам. поднимают руки вверх, тянутся
- Доброе утро!- машут правой рукой
- Улыбчивым лицам. улыбаются друг другу
- И каждый становится
Добрым, доверчивым...
Пусть доброе утро
Длится до вечера.

Воспитатель: «Сегодня мы с вами отправимся в путешествие, а вот куда, вы узнаете позже. Сначала поиграем. Вам надо раздобыть карту, того места, о котором сегодня пойдет речь. Каждая разгаданная загадка-это часть карты:


1. Этот мишка – чёрный нос –
Любит зиму и мороз.
Ну а летом ищет тень
И купается весь день.

(белый медведь)

2. Зверь в белую шубу одет.

(белый медведь)

3. Кто живет в морях холодных,
Среди айсбергов огромных?
Шевельнуться ему лень,
Спит весь день на льду тюлень.


4. У него рога ветвисты,
А бока чуть-чуть пятнисты.
Всех катать ему не лень,
Возит саночки олень.

5. Кто же это на рыбалку
Не спеша идёт, вразвалку.
Чует старый рыболов,
Что богатый ждёт улов.

(белый медведь)

6. В океане тёмно-синем
Лапой поудив моржа,
На полярной скользкой льдине
Отдыхаю не дрожа.

(белый медведь)


Карту складывают дети, после чего взрослый показывает где на глобусе и атласе Арктика. А как же нам попасть в Арктику? (ответы детей) Правильно на ледоколе, посмотрите много льда.

Я иду на ледоколе, руки вперед сложенные треугольником
Ледокол идет по льду.
То, трудяга, поле колет,
То ледовую гряду. У-у-у-у.

Воспитатель: «Вот молодцы. Приплыли. Что же такое АРКТИКА? А́рктика (др. греч. ἄρκτος - «медведь» (от греч. arktikos - северный), северная полярная область-Арктика лежит под созвездием Б. Медведицаы) (картинки вешаются на доску)- северная полярная область Земли.

Воспитатель: «Как мы добрались до Арктики? Правильно на ледоколе. А раньше не было таких современных кораблей, на чем могли попасть туда люди? На паровых судах. Посмотрите (воспитатель демонстрирует детям макет), как много вокруг водного пространства: (воспитатель втыкает в макет палочки-зубочистки с надписями морей и др.) Гренландское, Норвежское, Баренцево, Карское море, море Лаптевых, Чукотское море, море Бофорта и Баффина, море Лабрадор и это не полный список морей входящих вместе с Северным ледовитым океаном в состав единого ледника с участками многолетней мерзлоты.

Это Северный полюс (красный флажок, смотрим на глобусе)-центр, серединка Арктики, примыкают к вековому льду окраины материков Европа, Азия и Северной Америки (воспитатель кладет надписи на макет).

Центральная часть Арктики-Северный ледовитый океан, который не зависимо от времени года, остается скован льдами почти целиком.

Долгое время Арктика считалась территорией, не приспособленной для жизни людей («мёртвая земля» ), непроходимой ни водным, ни наземным путём.

Много лет русские и зарубежные мореплаватели и исследователи изучали Арктику, ее ландшафт, животный и растительный мир.

Одним из известных русских исследователей был Денис Герасимов, по его чертяжам была составлена карта Северного Ледовитого океана. А Норвежский полярный исследователь Фритьоф Нансен называл Арктику Страной ледяного ужаса .

Как же исследуют Арктику?

Россия - первая и единственная страна, использующая так называемые дрейфующие полярные станции. Каждая такая станция представляет собой установленный на дрейфующей арктической льдине комплекс станционных домиков, в которых живут участники экспедиций, и необходимое оборудование.

А какие животные там живут (воспитатель демонстрирует энциклопедию и картинки животных вывешиваются на доску).

Теперь давайте поотгадываем животных, с которыми мы уже познакомились (взрослый предлагает детям вытащить игрушки из закрытой коробочки). Дети расставляют игрушки на макет.

Белый мишка средь снегов

Ходит-бродит, ищет что-то.

Пара чудных белых сов

Полетела на охоту.

Белой стайкой куропатки

На снегу играют в прятки.

Вот подкрался к ним песец,

Тоже белый, между прочим.

Может, с птичками хитрец

Поиграть немного хочет?

Моторика.

Спит на льдине целый день на раскрытой ладоне левой руки лежит сложенная в кулак правая рука

Толстый маленький тюлень.

У ленивого растяпы

Превратились в ласты лапы. вытащить из кулачка большой и указательный палец

Давайте вместе попробуем разделить лис бумаги пополам, так как в Арктике много льда и снега, а по вашему мнению снег какого цвета? (ответы детей) Белого, лист бумаги мы оставим белым. (приклеиваем животных).

А чем же питаются животные Арктики? Посмотрите это пищевая цепочка.

^ Игры в центрах:


1.

Центр активности

Игра «Собираем рыбок».

Понадобиться:


  • обручи

  • картинки рыбок

  • маски белого медведя

  • аудио запись
На полу лежат обручи, на 1 меньше, чем игроков. Дети в масках стоят в обручах, вокруг которого разложены картинки рыбок, когда начинает играть музыка дети выходят их обруча собирать рыбок, как только музыка прекращается все дети-б. мишки должны забежать в обручи-домики, тот который остался без обруча- домика, кладет на пол рыбок и выбывает из игры. Взрослый убирает 1 обруч и игра начинается сначала.

2.

Ц. Манипулятивных игр

Пазлы, лото. Умные игры «Мир животных».

3.

Ц. Экспериментирования

Разноцветный лед

4.

Ц. Литературы

Чтение рассказов Ю. Яковлева «Умка», «Умка ищет друзей». Подготовка книги о путешествии Умки (самостоятельное придумывание).

5.

Ц. Математики

Сосчитай и сравни количество.

6.

Ц. Кулинарии

Замешиваем соленое тесто. «Рыбки из соленого теста». Бутерброд «Рыбка»

7.

Ц. Науки и природы

Приклеиваем наклейки-животных в атлас «Мир животных», а затем выкладываем белого медведя стеклярусом.

8.

Ц. Конструирования

Аппликация «Айсберг» из мятой бумаги.

9.

Ц. ИЗО

Лепим белого медведя из пластилина.

10.

муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад комбинированного вида «Солнышко» п.г.т. Уренгой

Пуровский район

Конспект интегрированной непосредственно организованной образовательной деятельности с использованием технологии СИРС

«Животные белых просторов»

для детей старшей группы

Составила воспитатель:

Измайлова А.Ш.

Уренгой

2017 г.

Цель : Познакомить детей с особенностями природы, живыми существами Арктики .

Задачи :

Обучающие :

Формирование представлений о диких животных Крайнего Севера по их внешнему виду, образу жизни и повадках;

Расширение кругозора детей.

Упражнять в нахождении геометрических фигур по схеме, создавая определённый рисунок;

Упражнять в употреблении существительных уменьшительно-ласкательного значения

Развивающие :

Развивать связную речь и умение правильно строить предложение

Развитие внимания и зрительного восприятия.

Способствовать развитию логического мышления;

Воспитательные :

Формирование навыков сотрудничества, взаимопонимания, доброжелательности, самостоятельности, ответственности, инициативности.

Воспитывать любовь к животным , эстетическое отношение к природе.

Интеграция образовательных областей:

Познавательное, речевое, художественно-эстетическое.

Предварительная работа:

Познакомились с глобусом, дети рассматривали иллюстраций с климатическими условиями и с животными Арктики и Антарктиды ; дети имели возможность посмотреть мультфильм «Умка» ; дети рисовали «Северное сияние».

Оборудование :

Использование технических средств: СИРС, видеофильм «Об Арктике»;

Картинки с животными Арктики;

Коробка с цветиком-семицветиком и белым медвежонком;

Танграм;

Шаблон медведя на каждого ребенка,

Ватные диски,

Баночки для клея,

Кисточки,

Салфетки.

Ход мероприятия

Предложить детям выполнить аппликацию, на заранее подготовленных рисунках:

Нанести на силуэтное изображение медведя клей;

Нарезанную пряжу уложить на клей, аккуратно выравнивания контур;

Плотно прижать пряжу ватным диском к основе;

Стряхнуть остатки ниток.

Воспитатель: Ребята, подойдите ко мне, давайте вместе поиграем.

Оргмомент.

Солнце на небе проснулось,

Нам, ребятам улыбнулось.

Глазки тихо закрываем,

Руки к небу поднимаем.

Лучик солнышка возьмём

И к сердечку поднесем.

Воспитатель : Ребята, сейчас у нас зима, на улице холодно и морозно, а в сердечках ваших поселилось тепло и добро. Давайте этим теплом поделимся, передадим через ладошки друг другу. Как приятно тепло, добро, хорошее настроение пошло по ладошкам. И пусть хорошее настроение останется на протяжении всего дня ».

Давайте хорошее настроение подарим нашим гостям (подули на ладошки) .

Ребята, сегодня утром, приходил почтальон и вручил бандероль, адресованную детям группе «Непоседы» . Вы хотите узнать, что находится в бандерольке (Да)

Воспитатель достаёт из коробки «цветик-семицветик» .

Воспитатель :

Посмотрите, какой необыкновенный цветок, у него лепестки разного цвета. Как он называется? Из какой сказки?

Как вы думаете , а зачем нам его прислали? А еще здесь есть записка : «Дорогие ребята! Мы приглашаем вас посетить наш материк и помочь добраться до дому нашему другу, узнать много интересного . А поможет вам цветик – семицветик с заданиями»

1 -е задание: (беру лепесток) «Узнать кому мы должны помочь добраться до дома»

(дети первой подгруппы собирают танграм на компьютере, дети второй подгруппы подгруппы – танграм за столом)

Ребята, что же у вас получилось? (Белый медвежонок) Ой, а кто это у нас такой, маленький, беленький. Да это же Умка. (Воспитатель достает фигурку белого медвежонка)

Воспитатель: А вот где живёт наш Умка? Мы узнаем из 2-го задания. Отгадайте загадку:

Знает каждый ученик

Самый верхний материк.

Глобус мы перевернем

И название найдем. (Арктика )

Но где же находится Арктика? Это мы можем узнать, если рассмотрим…что? Глобус. А что такое глобус? (Это уменьшенная модель Земли).

Наша планета – это огромный – преогромный шар. Такой большой, что нужно много – много дней, даже месяцев, чтобы объехать его вокруг.

Предлагаю нам вместе с Умкой отправиться в путешествие, в Арктику. Дети, а вам не страшно отправляться в далёкое путешествие?

Наша научная экспедиция сегодня отправится за полярный круг, в зону арктических пустынь. А поплывем мы с вами на ледоколе. Правила поведения на корабле:

1. Без команды капитана нельзя выходить и подниматься на корабль

3. Нельзя кричать и бегать на корабле, толкаться запрещается

4. Если начнется кораблекрушение, то необходимо надеть спасательные жилеты, они у нас вот тут, первыми спасаем женщин и детей

Мы отправимся с вами туда,

Где царство холода и льда!

Воспитатель: Но нам нужно выполнить следующее задание, отрывайте следующий лепесток. (СИРС «Игра на внимание») Посмотрите, подул сильный ветер, один элемент из наших «снежинок» потерялся, давайте их найдем.

Ребята, вы молодцы! И с этим заданием мы справились хорошо! Но посмотрите, наш Умка грустит. Давайте с ним поиграем. (Презентация «Глазная гимнастика»)

Ну что же, поплыли!

Просмотр видеофильма.

На противоположных полюсах земного шара лежат пустынные, покрытые снегом и льдом, полярные области: Антарктида на крайнем юге, Арктика – на севере. Мы с вами сейчас находимся на Северном Ледовитом океане, а навстречу нам плывут огромные айсберги – ледяные скалы. Дети, как вы думаете, опасны ли айсберги человеку? Почему? Полгода в этих краях солнце не появляется на небе. Другие полгода оно не заходит за горизонт, однако его лучи слабы и почти не греют, отражаясь от снега.

Арктика – это зона островов, лежащих около Северного полюса. Климат этой полярной области очень разнообразен.

Холодные порывистые ветры гуляют по безмолвным снежным просторам, прижимая к земле и без того редкие низкорослые кустарнички карликовой березы и полярной ивы. Посмотрите дети на их изображение. Как вы думаете, чем они отличаются от берёзы и ивы средней полосы?

Здесь долгая холодная зима и короткое холодное лето, поэтому растительность скудная: мхи да лишайники.

Белыми пустынями называют огромное пространство севера, где только льды да снега. Все белым – бело до боли в глазах.

В Арктике несколько месяцев не заходит солнце - продолжается полярный день. Вспомните, мы с вами беседовали – что же такое полярный день?

А бывает ещё полярная ночь. Что же это такое?

В Арктике бывает очень красивое, необычное, завораживающее природное явление – Северное сияние. Давайте его посмотрим.

Но к этим суровым условиям приспособились обитатели севера. Какие?

Физкультминутка

Здесь всюду холод, лед и тень дети обнимают себя за плечи

Полгода - ночь, закрывают глаза ладонями

Полгода - день. выпрямляются, поднимают руки вверх

Из льда здесь люди строят дом, соединяют руки над головой - «крыша»

И океан покрыт весь льдом. разводят руки в стороны

Зверей ты здесь почти не встретишь. ставят ладонь козырьком над глазами

И птиц ты в небе не заметишь. делают махи руками

Лишь мишка, белый, словно иней, подражают походке медведя

Хозяин ледяной пустыни. руки на поясе, стоят смирно.

Воспитатель: Узнать, какие животные здесь обитают, нампомогут волшебные снежинки (дети срывают следующий лепесток)

Длинный мех бел, как снег.

Ест тюленей и рыб на обед.

Он отличный пловец -

И заботливый отец.

Трёхметровый великан,

Весит тыщу килограмм (белый медведь)

Дети кто нам расскажет про белого медведя?(сообщение ребенка)

Главный житель северных просторов - это белый медведь. Это самый крупный хищный зверь на Земле. Густая белая длинная шерсть и толстый слой жира предохраняют его от сильных морозов. Медведь - прекрасный пловец, вода для него родная стихия он может плавать даже под водой. Вылезет белый медведь из воды на льдину, отряхнется – и опять сухой. Он питается рыбой, тюленями и моржами. Когда приходит пора появлению потомства медведица забирается в снежную пещеру. Медвежата рождаются очень маленькими, слепыми, глухими, беспомощными растут и медведица не выходит из берлоги. Она согревает их своим теплом кормит малышей молоком. Белых медведей на Земле осталось совсем немного, поэтому охота на них запрещена. Они занесены в Красную книгу.

Толстый в складку богатырь -

В ластах и безухий.

Ковыряет со дна морского

Раковин покушать.

У него клыки, как сабли,

Мех короткий, но густой.

Угадайте – ка ребятки,

Что за богатырь такой. (Морж) .

Ребенок рассказывает про моржа.

Моржи коричневые, у них есть белые клыки, при помощи клыков они взбираются на льдины, втыкают клыки и поднимаются. Ласты помогают им во время плаванья. У моржа шерсти нет, у него очень толстая кожа и есть подкожный жир, который согревает моржа и никакой мороз ему не страшен. Подкожный жир лучше, чем теплая шуба.

Словно царскую корону,

Носит он свои рога.

Ест лишайник, мох зелёный.

Любит снежные луга. (Олень) .

Рассказ про оленя:

Северный олень ― очень осторожный и пугливый зверь. У него острое обоняние и тонкий слух, красивые рога. Посмотрите, какие стройные, сильные ноги у оленя. Он убегает от врагов, олень много бегает по снежным покровам. Оленю нужны широкие копыта, чтобы он не проваливался в снег. И еще он добывает себе корм, копытцами разрывает снег до земли и достает сухую траву – это самый любимый корм оленей.

Воспитатель: (беру лепесток) Игра «Угадай кто?» У всех животных , даже в таких суровых условиях рождаются детеныши, вам необходимо будет назвать их.

У белого медведя… (медвежонок) ;

У моржа (моржонок) ;

У оленя… (оленёнок) ;

У пингвина (пингвинёнок) ;

А у тюленя детёныш называется по-особенному, как? (белёнок) .

Воспитатель: Ой, посмотрите какой грустный медвежонок. Как вы думаете почему?

Дети: Он один, у него нет друзей.

Восп.: Как же нам ему помочь?

Дети: Давайте поможем Умке найти друзей. Мы с вами рисовали рисунки про Северное сияние. Давайте на этих рисунках изобразим друзей для Умки.

(Проводиться художественное творчество: аппликация, под песню "Про медведя" из мультфильма Умка.)

Воспитатель: Дети, посмотрите, Медвежонок стал веселый, у него появилось много друзей и эти друзья укажут ему путь к маме. Спасибо Вам!

Воспитатель: Ребята, у нас остался последний лепесток. Мы с вами находимся в Арктике. Какое же желание мы с вами можем загадать? (вернуться обратно в детский сад) А вы помните, что надо сказать:

Лети, лети - лепесток

Через запад на восток

Через север, через юг

Возвращайся сделав круг

Лишь коснешься ты земли

Быть по моему вели!

Вели, чтобы мы с детьми оказались в детском саду!

Итог занятия: Где находится Арктика (На Северном полюсе) . Что вы можете рассказать об Артике? (Там очень холодно, вечная мерзлота, снег, лед, полярная ночь, северное сияние.) Кого можно встретить из животных в Арктике ? (полярного волка, северного оленя, белого медведя, моржей, тюленей, полярную сову, песца, нарвала, косатку, белух, китов) Почему эти животные живут в Арктике ? (питаются рыбой, имеют толстый слой подкожного жира, умеют хорошо плавать, отлично нырять. У многих животных густой белый мех , делает их незаметными на снегу).

Стук в дверь. Входит почтальон с посылкой.

Почтальон: Здравствуйте! Это какая группа? («Непоседы») Замечательно! Вам пришла посылка с Северного Полюса от Умки. (дети получают угощения от Умки)

Воспитатель: Молодцы, ребята. Вы сегодня очень хорошо поработали. Спасибо.

Тема: «Дикие животные Арктики и Антарктики»

Подготовила и провела для детей средней группы

Воспитатель I КК И.Н. Анциферова

Образовательные области : познавательное развитие, речевое развитие, художественно- эстетическое развитие.

Оборудование : глобус, картинки животных севера, дидактические игры.

Методы и приемы : беседа, пальчиковая гимнастика.

Цель : Знакомство с Арктикой и Антарктикой, с особенностями природных условий Арктического края, с животными Арктики, их внешнему виду, образу жизни и повадках.

Задачи :

Обучающие:

Формировать у детей представление о животных севера;

Формировать обобщенные способы умственной деятельности и средства построения собственной познавательной деятельности;

Расширение словарного запаса.

Развивающие:

Развивать умственные операции сравнения и обобщения;

Развивать познавательный интерес ко всему живому, желание получать новые знания из книг; любознательность, наблюдательность фантазию;

Приобретать детьми опыт исследовательской деятельности, формировать умения реализовывать интересы;

Развитие мелкой и артикуляционной моторики, речевого дыхания.

Воспитательные:

Воспитывать эмоциональное отношение к животным севера.

Ход занятия .

1. Оргмомент. Пальчиковая гимнастика .

На Севере белый мишутка живет,

Но только, как бурый, он мёд не сосёт.

Наш Умка пытается рыбку ловить,

Чтоб вкусно покушать, и жить – не тужить.

(Загибают пальчики, начиная с мизинца к большому, на каждый ударный слог).

2.Воспитатель: Ребята, скажите, пожалуйста, какое сейчас время года?

Назовите приметы зимы. А как вы думаете, где всегда бывает много снега, холодно, морозно? Ребята, а вы знаете, что такое север? Как вы думаете, на чем можно путешествовать по северному полюсу? Посмотрим на глобус.

Это уменьшенная модель Земли. Наша планета - это огромный-преогромный шар. Такой большой, что нужно много-много дней, даже месяцев, чтобы объехать его вокруг.

Короной снежной с двух сторон

Наш шар прекрасный окружен!

Два полюса, два братика-

Антарктика и Арктика

Вот здесь находится Северный полюс, добраться до него можно на самолете или ледоколе. Люди на Северном полюсе не живут постоянно, проводят научно-исследовательскую работу, изучают климат, жизнь животных.

3. Беседа о животных Арктики и Антарктиды.

Рассматривание с детьми картинок диких животных холодных стран.

Закрепление в словаре обобщающего понятия "животные Северных стран". Воспитатель рассказывает детям о том, чем питаются животные Арктики и Антарктиды, где они живут, как называются их детёныши. Даётся характеристика внешнего вида животных, обращается внимание детей на части тела животных (туловище, голова, хвост, рога, копыта, ласты, клыки и т.д.).

4. Работа по развитию речевого дыхания :

«Сдуй снежинки» - сдувание с ладошки кусочков бумаги, ватки.

5. Отгадывание загадок :

Он медлительный, клыкастый,

Лапы у него как ласты,

И в бассейне зоопарка

Зверю северному жарко.

(Морж)

Приезжайте в Антарктиду!

На родном материке

Я гуляю с важным видом

В черно-белом сюртуке.

(Пингвин)

Сев на ледяную глыбу,

Я ловлю на завтрак рыбу.

Белоснежным я слыву

И на севере живу.

А таежный бурый брат

Меду и малине рад.

(Белый медведь)

На полярном берегу

Все законы строгие.

Но морозы и пургу

Терпят ластоногие.

Хоть от края и до края

Ледяной суровый мир,

Но от холода спасает

Их подкожный толстый жир.

(Тюлень)

6. Дидактические игры : «Животные холодных стран», «Животные Севера».

Игра : « У кого кто?»

У белого медведя медвежонок, а у белки….

У тюленя тюлененок, а у лисы…..

У моржа моржонок, а у лося…

У северного оленя олененок, а у волка…

У вороны вороненок, а у пингвина…

У галки галчонок, а у полярной совы…

7.Подведение итогов.

Итак, давайте подведем итог. Где находится Арктика (На Северном полюсе).

Что вы можете рассказать об Артике? (Там очень холодно, вечная мерзлота, снег, лед, полярная ночь, северное сияние).

Кого можно встретить из животных в Арктике? (полярного волка, северного оленя, белого медведя, моржа, тюленя, полярную сову, песца, нарвала, касатку, белуху, кита).

Почему эти животные живут в Арктике? (питаются рыбой, имеют толстый слой подкожного жира, умеют хорошо плавать, отлично нырять, у многих животных густой белый мех, делает их незаметными на снегу).


Когда нам подарили набор «География » от фирмы «Умница», мы с дочкой принялись за изучение нашей Земли. Поначалу мы довольно увлеченно разглядывали географическую карту, перемещались по ней на своих книжках-кораблях, повторяя названия материков и океанов. Надо сказать, что занятия Таисии нравились, однако чем дальше мы продвигались, тем яснее мне становилось, что простое заучивание названий материков и фактов о них (пусть даже и в игровой форме) приведет нас не туда. Все-таки истинная задача географии – это формирование представления об окружающем мире, а не заучивание карты. И чтобы материки не оставались лишь загадочными пятнами с ничего не значащими названиями, нужно было что-то менять в наших играх.

Поэкспериментировав с занятиями, я пришла к тому, что самый интересный и полезный способ изучать наш мир – это устраивать мини-путешествия в разные его уголки. Поэтому сейчас мы изучаем географию так: отправляясь в путешествие в очередную точку земного шара, мы, прежде всего, находим его на карте и глобусе, а затем уже с головой погружаемся в атмосферу этого места. Играем в подвижные и ролевые игры на эту тему, рисуем, ставим опыты, отгадываем загадки, смотрим картинки и мультфильмы, которые помогают поближе познакомиться с изучаемой средой. По возможности я стараюсь сделать тематическую сенсорную коробку, чтобы можно было еще и прикоснуться к тому, о чем мы говорим.

Первое путешествие, о котором я решила рассказать в рамках новой рубрики « » – это путешествие на Северный полюс. Пожалуй, на данный момент, эта экспедиция была у нас самой эмоционально насыщенной. Мы целую неделю всей семьей играли в эскимосов, прыгали по льдинам, рисовали море с тюленями и моржами, смотрели на северное сияние (на youtube, разумеется ), сидя в темной комнате. Да и много чего еще интересного уместилось у нас в это тематическое занятие, растянувшееся на 2,5 недели, обо всем можно подробно почитать в этой статье.

Предложенные в статье игры хорошо подходят для детей от 3 до 7 лет – для младших и старших дошкольников. Не стоит стремиться проиграть все варианты игр за один раз, лучше растянуть их на протяжении 1-3 недель, при этом постоянно чередуя подвижные игры с теми, что требуют усидчивости.

Находим Арктику на карте

Прежде всего, нужно понять, куда мы направляемся. Поэтому мы достаем географическую карту и смотрим, где находится пункт назначения. Карту можно повесить на стену, чтобы она всегда была на виду. Но нам больше нравится расстилать карту на полу и перемещать по ней любимые игрушки на их книжках-кораблях.

Доезжая по карте до Северного полюса, мы попутно называем океаны, по которым проплываем и другие места, которые нам уже знакомы.

Замечательно будет, если вы найдете Арктику не только на карте, но и на глобусе. Я обнаружила, что уже после того, как дочь немного ориентировалась на карте, могла показать все материки, примерное расположение нашего города, она совершенно потерялась на глобусе, и отказывалась узнавать на нем, казалось бы, знакомые материки. Поэтому полезно параллельно с картой изучать еще и глобус, к тому же это будет формировать у ребенка представление о Земле, как о шаре.

Презентация на тему «Арктика» для детей

Для получения элементарных знаний об Арктике, пожалуй, лучше всего будет посмотреть с ребенком . В ней вкратце рассказываются самые интересные факты об Арктике: какая здесь природа, какие животные обитают, какие народы живут и как выглядят их дома, презентация даст первое представление о полярной ночи и северном сиянии. Нашу презентацию вы можете СКАЧАТЬ ЗДЕСЬ .

А закрепить знания, полученные из презентации, вам поможет дидактическая игра с карточками, прочитать о ней подробнее и скачать материалы можно ниже.

Вдобавок к презентации можно посмотреть на youtube различные видео об Арктике. Так, например, Таисию очень впечатлило видео о северном сиянии. Мы, кажется, пересмотрели все возможные видео об этом удивительном явлении (при этом обязательно выключая свет, дабы создать условия полярной ночи ). Видео о полярном сиянии нужно посмотреть хотя бы потому, что фотографии не передадут полной картины.

Сенсорная коробка «Северный полюс»

Одно дело посмотреть картинки и послушать то, что вы рассказываете о Северном полюсе, и совсем другое – потрогать руками. Для этой цели как нельзя лучше подойдет , которая плюс ко всему предоставляет еще и огромный простор для сюжетно-ролевых игр.

Немного о том, из чего сделать сенсорную коробку . Со снегом в нашей Арктике я не стала слишком мудрить, и воспользовалась одним из самых простых вариантов – рисом. Сверху положила немного ватных шариков, получилось что-то вроде сугробов. Ледяными глыбами также могут стать кусочки сахара-рафинада.

Из чего еще можно сделать снег? Хорошо подойдут манка, крупная соль, вата, настоящий снег с улицы, покрошенный пенопласт и даже пена для бритья.

Чтобы сделать Северно-ледовитый океан, в воду я добавила немного синей гуаши и желатин, получилось такое голубое желе с рыбами. После застывания желе сверху на него можно положить ватные диски – это льдины. Конечно, для сохранности желе после игры такой океан необходимо убирать в холодильник, но в этом есть и большой плюс – вовремя игры океан всегда холодный, что полностью соответствует его северно-ледовитости

Океан также можно сделать из гидрогеля или из обыкновенной воды. Но с водой вариант, пожалуй, самый неудобный, вода будет все время расплескиваться, увлажняя снег и все окружающее пространство.

Для создания атмосферы отлично подойдут различные тематические комплекты, вроде этого .

В наших играх белый медведь охотился за рыбой, нападал на тюленя, обустраивал себе берлогу,

приплывшие на ледоколе ученые-полярники пытались познакомиться с местными эскимосами и пофотографировать животных,

чукча катался на олене и пытался подружиться с эскимосами и т.д.

Подвижные игры

Подвижные игры, как полагается, самая интересная и любимая детьми часть занятий. Если просмотры презентации, чтение книг про Арктику не чередовать с активными играми, то это станет просто скучно, и ни один ребенок не захочет этим заниматься. Варианты игр:

  • Пальчиковая гимнастика
Кто на Севере живет? Кто там ест и кто там пьет? (попеременно хлопаем в ладоши и ударяем кулачками друг об друга)
Звери необычные, к холоду привычные. (обнимаем себя за плечи, показываем как мы замерзли)
Вот песец из норки смотрит, (делаем кольцо из большого и указательного пальца, смотрим в получившуюся «норку»)
Белый мишка важно ходит, («шагаем» указательным и средним пальчиками)
Ну, а морж, как капитан,
Покоряет океан (ладони складываем «лодочкой», и «плывем» волнообразно вперед)
Гордый северный олень (руки скрещиваем над головой)
Грузы возит целый день. (одна рука «шагает» большим и указательным пальцами, другая лежит на ней, сжатая в кулак)

Опыты и другие игры на тему «Северный полюс»

    Таяние снега

Если вы занялись изучением Северного полюса в зимнее время, то обязательно во время прогулки захватите с собой немного снега с улицы. Дома положите снег в светлую или прозрачную посуду и понаблюдайте, во что превратится снег в тепле. Чтобы ускорить процесс, можно поставить посуду со снегом возле батареи. Когда снег окончательно растает, обратите внимание ребенка на то, что получившаяся вода очень грязная (мы еще для сравнения наливали в другую посуду чистую водопроводную воду), а это объясняет, почему нельзя есть снег!

Во время нашего путешествия на Северный полюс я объясняла дочке, что из-за длинной и холодной зимы земля здесь промерзает очень сильно, и поэтому в Арктике почти ничего не растет. Чтобы лучше понять, что значит «земля промерзает», мы проделывали такой опыт.

Заранее я подготовила 2 стаканчика с землей, один из них поставила в морозилку. После того как почва замерзла, вместе с Таисией мы попробовали проткнуть палочкой землю в стаканчиках, оказалось, что в замороженную землю воткнуть палку не получается. Затем мы стали наливать воду в стаканчики, и вновь замороженная земля оказалась неприступной – вода осталась на поверхности земли. Таким образом, мы воочию увидели, что в промерзшей земле растениям выжить сложно.

  • Спасаем замерзших животных

Пусть эта игра не слишком отвечает требованиям реальности, но все же она довольно интересная. И так, легенда такова, что животные из Африки каким-то образом попали на Северный полюс, где и замерзли в одном из ледников. И нам нужно срочно их спасти, разморозить лед любым доступным нам способом (поливать теплой водой, посыпать солью), а затем обратно отправить животных в Африку. Об этой игре я уже писала ранее в статье про .

  • Собираем пазл

Наш арктический пазл вы можете СКАЧАТЬ ЗДЕСЬ .

  • Дидактическая игра на тему «Арктика»

Эта дидактическая игра способствует закреплению знаний, полученных во время просмотра презентации. Для игры понадобятся карточки с животными и другими характерными явлениями Арктики (Наши карточки можно СКАЧАТЬ ЗДЕСЬ ).

Сначала все карточки складываются в колоду картинками вниз. В процессе игры ведущий достает по одной карточке из колоды и показывает играющим. Задача игроков – назвать, что на ней изображено. Тот, кто первый угадывает, забирает карточку себе. Естественно, побеждает игрок, набравший наибольшее количество карточек.

Загадки про Арктику для детей

В перерывах между играми можно разгадать несколько загадок про животных Арктики.

Сев на ледяную глыбу,
Я ловлю на завтрак рыбу.
Белоснежным я слыву
И на Севере живу.
А таежный бурый брат
Меду и малине рад. (белый медведь)
У ленивого растяпы
Превратились в ласты лапы.
Спит на льдине целый день
Толстый маленький … (тюлень)
Сильное животное, живет в холодном крае,
Огромными клыками сражается с врагами,
Мороза не боится, он гладок, толстокож,
На льдине обожает спать неуклюжий… (морж)
***
Что за хищник за такой,
С шерстью бело-голубой?
Хвост пушистый, мех густой,
В норы ходит на постой.
Птицы, яйца, грызуны –
Для него всегда вкусны.
Тоже псовая порода. (песец)
Словно царскую корону,
Носит он свои рога.
Ест лишайник, мох зеленый.
Любит снежные луга. (олень)

Поделки на тему «Арктика» для детей

Когда я готовила сенсорную коробку, то намеренно не стала «селить» в нее эскимосов, так как подумала, что дочке будет интересно самой сделать обитателей Крайнего Севера и их жилища. Поделки действительно получились довольно необычными.

Эскимос . Я подумала, что лепить эскимоса из пластилина с нуля – довольно трудоемкая задача для 3-летнего ребенка, поэтому своих эскимосов мы сделали, нарядив в пластилиновые одежды человечков из Лего Дупло. И шуба, и шапка – это раскатанные и растянутые пальцами пластилиновые прямоугольники, в которые мы обернули своих человечков. Слева на фото – эскимос, наряженный дочерью, справа – мой.

Иглу из бумажного стаканчика. Здесь нужно заранее проделать в бумажном стаканчике дверной проем и нарезать из ватных дисков небольшие «кирпичики». А уже потом вместе с ребенком обклеить стаканчик ватными «кирпичиками».

Иглу из рафинада . Об этом варианте постройки иглу я уже писала ранее в статье « ». Правда для малышей построить из рафинада иглу, сужающееся кверху, может оказаться нелегкой задачей, поэтому можно построить облегченную версию, как на фото.

Конечно, иглу из рафинада не такое долговечное как из стаканчика, но зато сладкое. Таисия, естественно, не удержалась от поедания сахара во время строительства

Рисуем северное сияние . Мы рисовали северное сияние обычной гуашью. Думаю, отлично также будет смотреться, если рисовать акварельной водой или, например, мыльными пузырями. Сверху на рисунок можно приклеить блестки (глиттер).

Когда встает вопрос, чем же нарисовать Северно-Ледовитый океан, рисование льдом напрашивается само собой. Ведь в этом случае можно будет еще и почувствовать леденящий холод

Воду для льда можно подкрасить гуашью или жидкой акварелью.

Вокруг океана в качестве снега можно приклеить вату, ватные диски или кусочки салфеток, а льдины сделать из фольги. Также можно приклеить заранее раскрашенных и вырезанных обитателей Арктики.

Ну и еще пара вариантов «арктических» поделок:

Белый медведь из ватных дисков и салфеток

Морж из трех кругов . Кругами могут быть окрашенные бумажные тарелки.

Оригинально смотрятся и довольно просты в исполнении различные аппликации из ваты. Например, можно обклеить ватой изображения белого медведя или иглу (скачанные из интернета).

Если ребенок любит раскрашивать, то можно предложить ему раскраски с силуэтами арктических животных, их также легко скачать в интернете. Раскрашивать можно и пластилином, размазывая его по картинке.

Мультфильмы и книги-помощники

Ну и напоследок, хочется упомянуть несколько хороших книг и мультфильмов, которые помогут лучше вжиться в атмосферу Севера. Вот что читали мы:

  • Разворот из книги «» (Ozon , Лабиринт , My-shop )

Кстати, эта книга поможет также в изучении Африки (здесь есть и пустыня, и джунгли). В ней довольно четко подмечены все основные характерные признаки той или иной местности.

  • Разворот про животных Арктики в «Атласе животных » (Ozon , Лабиринт , My-shop )

  • Развороты про Аляску и про северное сияние в «Атласе приключений » (Ozon , Лабиринт , My-shop )

Что касается, художественной литературы на тему Севера, то для детей помладше можно посоветовать книгу «» (Ozon , Лабиринт , My-shop ), для детей постарше – книгу Сакариаса Топелиуса «Сампо-Лопаренок» (Лабиринт , My-shop )

Мультфильмы про Арктику : для малышей – «Умка», для детей чуть старше – «В Яранге горит огонь», «Сампо из Лапландии».

На этом у меня все, желаю вам интересных занятий!