И.С. Тургенев «Отцы и дети

Мы подготовили для вас цикл уроков с общим названием «Навигатор». Каждый урок содержит краткие сведения о конкретном произведении русской литературы и помогает сориентироваться в дополнительных материалах, посвящённых ему. Предлагаю поговорить о романе Тургенева «Отцы и дети».

Этот текст создавался в 1860 годы, в эпоху стремительных преобразований. Не случайно автор точно указывает начало действия: Базаров и Кирсанов приезжают в Марьино 20 мая 1859 года. Тургенев показывает, как чувствует себя дворянство в решающий период готовящихся перемен. В центре внимания - среда, в которой происходит социальное и идеологическое разделение на дворян-либералов и разночинцев-демократов.

В усадьбу отца приезжает молодой дворянин Аркадий Кирсанов, погостить с ним едет друг Аркадия - разночинец Евгений Базаров . В усадьбе между гостем и хозяевами дома постоянно завязываются споры об искусстве, устройстве общества, прогрессе, месте человека в мире. Намечается конфликт между «нигилистом» Базаровым и дядей Аркадия Павлом Петровичем, аристократом и сторонником определённых принципов. Их конфликт впоследствии приведёт к дуэли. Аркадий и Евгений знакомятся с красавицей-вдовой Анной Одинцовой . Евгений понимает, что вопреки своим взглядам начинает испытывать подлинную любовь. Но чувства Базарова оказываются неразделёнными, он переживает жесточайший внутренний конфликт и возвращается к старым родителям, где умирает из-за собственной врачебной ошибки.

В композиции романа отметим сжатость действия во времени . От начала действия романа до смерти Базарова проходит два месяца. Но подробно описаны лишь некоторые дни, насыщенные событиями. Роман чётко делится на три части , которые соотносятся с пространственным передвижением героев. Сперва в Марьине, усадьбе Кирсановых, происходит знакомство будущих идеологических противников. Затем начинается вторая часть — проверка героев и их идей жизнью. Аркадий и Базаров отправляются в город, где знакомятся с Одинцовой, и вскоре навещают ее в Никольском. Оттуда они приезжают в деревню Базарова. Мы видим Базарова в кругу семьи и можем оценить его жизненные перспективы после университета. С отъездом Базарова от родителей начинается заключительная смысловая часть: Базаров отдаляется от Аркадия и подводит черту в отношениях с Павлом Петровичем, затем по второму кругу отправляется в Никольское, чтобы распрощаться с Одинцовой, и возвращается к родителям, где расстаётся с жизнью вообще. Трёхчастная структура поддерживается введением в роман трёх усадеб. Это Марьино, Никольское и безымянное имение родителей Базарова.

Персонажи делятся не столько на «отцов» и «детей», сколько по принципу, сформулированному одной из героинь: «хищные» и «ручные».

К «ручным» относятся Николай Петрович Кирсанов - отец Аркадия, вдовец, добрый и чуткий человек, ценитель природы и искусства; Фенечка - молодая возлюбленная Николая Петровича, простая и милая женщина, прекрасная мать маленького сына; Аркадий Кирсанов - молодой дворянин, который постепенно отказывается от нигилизма и становится самим собой, и Катя - сестра Одинцовой, возлюбленная, а в будущем жена Аркадия, юная девушка, стремящаяся «поймать жизненную волну». Она оказывается неожиданно сильной натурой, которая освобождает Аркадия от чуждых ему представлений.

К «хищным» относится главный герой Евгений Базаров . Молодой врач и естествоиспытатель утверждает, что первична материя, а все движения души - лишь вымысел. Но неразделённая любовь противоречит его идеям. В итоге Базаров переживает неразрешимый конфликт: он не может ни отказаться от своей теории, ни забыть о сжигающем его чувстве.

Среди «хищников» и Павел Петрович Кирсанов - «состарившийся Печорин»: гордый, холодный человек, переживший когда-то роковую любовь, которая разрушила его душу.

Особое место занимает Анна Одинцов а, она слишком сильна и независима для «ручных», но оберегая себя от страстей и радикальных перемен, не приближается к «хищным».

Чтобы определить жанр, давайте обратимся к проблемам, затронутым в тексте.

Пути развития России .Как дворянство может проводить преобразования в стране? Например, Николай Кирсанов несет ответственность за имение и своих крестьян, занимается хозяйством, постоянно общаясь с простым народом. Но дело у него не идет, что показывает несостоятельность дворянства в новых условиях. Павел Кирсанов, устроивший свою жизнь «на английский вкус», абстрагируется от русской действительности, не касается хозяйственных проблем и, говоря с крестьянами, «морщится и нюхает одеколон». Но не лучше обстоят дела у разночинцев. Базаров хвалится, что умеет разговаривать с мужиками и не подозревает, что в глазах крестьян он «был все-таки чем-то вроде шута горохового».

  • Старое и новое . Персонажи всех сословий хотят казаться «прогрессивными», «передовыми» людьми. Объявляют себя нигилистами дворянин Аркадий Кирсанов и разночинец Ситников. Ревностно следят за новыми веяниями и Николай Петрович Кирсанов, и тайный советник Колязин, и комичный лакей Петр. Однако по-настоящему новый дух мы ощущаем только в Базарове, у остальных стремление казаться «передовыми» остается внешним или временным. Другая группа - истинные аристократы по образу жизни и психологии (Павел Петрович и Анна Одинцова) - остаются сторонниками прежних принципов.

Однако категории «старое и новое» существуют не только в плане политическом и социальном, но и в плане психологическом, философском. Дискуссии между Базаровым и Павлом Петровичем посвящены вечным темам: возможность прогресса, наука, искусство, вера, природа, сущность человека, любовь.

Эти темы - разные стороны глубинного вопроса, лежащего в основе мировоззрения человека: что первично - дух или материя ? Именно этот вопрос является в произведении главным. И именно с этими глобальными проблемами столкнутся в жизни герои романа.

Таким образом, роман включает в себя как вопросы социально-исторические, так и общечеловеческие. Перед нами социально-психологический роман .

Одним из важнейших средств для создания внутреннего мира героя и для сопоставления персонажей между собой, является антитеза . Противопоставлены социальные группы: дворяне и разночинцы, либералы и нигилисты, аристократия и народ. Для изображения героев испольузется психологический портрет . Важна и речевая характеристика (например, изысканно-манерная речь Павла Петровича). Не забывает Тургенев о комических средствах (это пародийная сцена дуэли). Композиционно связать разные временные и пространственные планы, соединить сюжетные линии, помогают лейтмотивы : обратите внимание на описания природы (лес, осина, лопух), на мотив загадки.

Урок по роману И.С. Тургенева «Отцы и дети»

«За невлюбленными людьми любовь идет как привиденье» (Юнна Мориц)

(Роль темы любви в разрешении конфликта романа)

Цель урока:

Проанализировать главы романа, посвященные любви героев, выяснить их роль для разрешения проблем, поднятых в произведении.

Задачи урока:

    Навыки работы с текстом (выбор главного, цитирование, анализ);

    Коммуникативные навыки (Монолог, диалог, элементы дискуссии);

    Воспитание нравственных понятий, культуры взаимоотношений

Ход урока

    Оргмомент

    Приветствие,

    Отметить отсутствующих

    Постановка целей урока.

    Активизация знаний

Вспомним, что на предыдущих уроках говорили о названии произведения, его жанре, главных аспектах повествования, героях

(Предполагаемые ответы: полифонический социально-психологический роман не только с политическими проблемами (идеологическая борьба. смена поколений общественных сил, конфликт либералов-аристократов и демократов–разночинцев, но и психологическими(проблемами отцовства)и даже философскими (проблема единства развития всего человечества, преемственности духовного опыта. творческого переосмысления жизненного кредо); герои- психологические пары- «герой времени» и обычный человек)

    Установочные вопросы:

    Можно ли сказать, что роман «Отцы и дети» - роман о любви?

    Можно ли вообще было обойтись без этого? Обязательно ли проводить всех героев через испытание любовью?

(Предполагаемые ответы: да. это роман о любви, любви совершенно разной, необходимо для раскрытия характеров героев, особенно Базарова, для лучшего понимания, выхода на идею романа)

    Работа с дидактическим материалом.

Задание: Определите, о ком из героев романа идет речь в данных отрывках?

(ответы учащихся: П.П. и княгиня Р., Н.П. и Фенечка, Базаров и А.С. Одинцова, Аркадий и Катя)

Вывод: 4 любовных сюжета, 4 взгляда на проблему любви

    Работа с текстом

1)Читаю ст-е Ф.И.Тютчева «Предопределение» С судьбой кого из героев можно соотнести его? Расскажите о нем, используя вопросы рабочей карточки №1 (! –необязательно отвечать на все вопросы, главное- монолог и цитаты, диалог)

Выводы: Эта любовь- любовь-наваждение, страсть во имя самой страсти. которая сломала жизнь П.П., он уже не мог жить по-прежнему после смерти княгини. Эта любовь не принесла ничего, кроме муки. Жизнь П.П. проиграна- такова его трагедия. П. П. смешон, нелеп, трагичен, ибо его эпоха,в нем живая и неизменная, ушла из реальной жизни безвозвратно.

2)Читаю ст-е Ф. И.Тютчева «Последняя любовь» О ком поведем речь? (о Н.П.) Расскажите о нем, используя вопросы рабочей карточки №2

Вывод: Любовь Н.П. и Фенечки естественна и проста. Это прежде всего семья, сын. Н.П.

Ведет себя достойно по отношению к Фенечке в трудной ситуации. Традиции, устои – великая сила. Такие люди,как Н.П.осуществляют связь поколений.

    Читаю стихи Тютчева Ф. И. «Кто б ни был ты…» Речь пойдет о Базарове.

Работаем (частично) с карточкой №3)

Вывод: Любовь-страсть раздваивает душу Базарова. Показывает, что этот циничный.грубый нигилист может быть романтиком. На первый взгляд, эта любовь похожа на любовь П.П., но нет,она не растоптала Базарова. Главное: она показала, что циник на словах, Базаров в душе человек очень нравственный. Считая любовь всего лишь физиологией, он не посмеет коснуться Одинцовой. Сам того не сознавая, он живет по очень высоким нравственным принципам, он способен любить по-настоящему, страстно, глубоко.

    Ст-е Тютчева «Пламя рдеет..» Любовь Аркадия

Вопросы карточки №4

Выводы: Земная любовь Аркадия и Кати, состоявшаяся без бурь и потрясений, которая естественно перейдет в брак, напоминает любовь Николая Петровича и Фенечки. Таким образом, в отношении к любви сын похож на отца. Но сказать. Что Аркадий – повторение отца было бы мало, в нем обыкновенность, нормальность отца переходит в ординарность, хотя Тургенев нигде не включает отрицательных черт в его характеристику

Итак, к какому выводу можно прийти? Что хотел сказать Тургенев,показывая любовные переживания героев?

(предполагаемые ответы: важно для понимания образа Базарова. Внешний конфликт перешел во внутренний, в душе героя, любовь поставила под сомнения авторитет нигилизма.

Но главное Другое! Тургенев объединяет традиции «литературы дома и бездомья». Столкнул их, выявил все достоинства и недостатки.

Драма П.П. Отверг путь отца, не создал Дома, потомства. Горький удел – греться у чужого огня.

16 глава обращение Базарова к Аркадию Безнадежная тоска о том, что ему не дано: быть отцом. Обрести семейство, Дом.

Страшным порождением философии бездомья оказался русский нигилизм. Ведущий к отрицанию преемственности. Снявший ответственность за поступки и убеждения.

    Д.З Анализ 27 главы. «Смерть Базарова», повторить предыдущие главы.

    Роман Ивана Сергеевича Тургенева «Отцы и дети».

    Разберёмся в прочитанном.

    Урок первый (главы 1-4).

    Знакомство с главными героями произведения.

    Цель урока: используя детальный анализ текста познакомить учащихся с главными героями произведения; активизировать их знания об эпохе крепостного права; работать над художественной деталью и сделать вывод о её роли в тексте.

    1. О чём говорит название произведения? (речь пойдёт о мировоззрениях двух поколений; надо разобраться, много ли общего у поколения детей и поколения отцов; интересно значение союза «и» – соединительный он здесь или играет роль противительного союза – на этот вопрос можно ответить, проанализировав весь роман, в конце работы над текстом).

    2. Кому посвящено это произведение? (из статьи учебника учащиеся уже знают о

    В.Г. Белинском)

    3. Как же связан роман с эпохой? (сообщение учащегося)

    В 1855 году закончилась проигранная Россией война с Турцией, поражение для страны было позорно. На войну ушло много денег из государственной казны -- сразу обнажились все недостатки в государственном устройстве России, прежде всего несостоятельность крепостного права, которое тормозило развитие и промышленной и аграрной отраслей.

    Произошло важнейшее событие во внутренней политике России: смена царствования. Умер царь Николай I (Его ещё в шутку называли не Николай Павлович, а Николай Палкин – за ту муштру, которую он ввёл в армии. За любую провинность прогоняли через строй – били палками – вспомните рассказ «После бала» Л.Н. Толстого). Смерть Николая I закончила эпоху репрессий (вспомните декабристов, которых когда-то Николай I сослал в Сибирь), эпоху подавления либеральной общественной мысли.

    Началась эпоха правления Александра I I . В России процветает стремление к образованию в различных слоях населения (раньше образованными были, в основном, дворяне). Разночинцы (это образованные люди из недворянских слоёв населения – дети крестьян, небогатых мещан, купцов) становятся реальной общественной силой, аристократия же (дворяне) свою передовую роль утрачивает. Разумеется, образование, которое получали разночинцы принципиально отличалось от дворянского. Дворянская молодёжь училась «для себя», поэтому предпочтение отдавалось знанию нескольких (часто – многих) иностранных языков, знанию литературы, искусства... Разночинцы же на такую вещь, как расширение кругозора, ни средств, ни времени не имели. Им необходимо было получить такую профессию, которая их будет кормить и приносить реальную пользу людям. Поэтому их, в основном, интересовали естественные науки, в первую очередь, – медицина. Духовный мир они часто отрицали. Именно на базе этих взглядов строится теория Евгения Базарова.

    4. Что мы узнаём из 1 главы о Николае Петровиче Кирсанове? Каковы его отношения с сыном? (главы 1-4)

    Роман «Отцы и дети» писался, когда менялись вековые устои России. Время действия в нём начинается 20 мая 1859 года и заканчивается зимой 1860 года. Именно тогда общество было расколото на несколько лагерей, каждый из которых проповедовал и утверждал свою систему ценностей и своё мировоззрение.

    Это было время накануне отмены крепостного права (его отменили в 1861 году).

    По-видимому, отмена крепостного права назрела, потому что Н.П. Кирсанов пытается сам в своём имении проводить реформу. Кстати, какие преобразования он ввёл? Насколько они удачны? Как нарисованы его крепостные?)

    5. Что мы узнаём из 2 главы о Евгении Базарове? Найдите описание его внешности.

    6. Тургенев – мастер детали. Какие детали в этой сцене помогают нам понять характер каждого из героев? (зачитываем текст: начало 2 главы до слов «крепко стиснул его обнажённую красную руку, которую тот не сразу ему подал»; в главе 3 со слов Аркадия «Какой зато здесь воздух!..» до слов «коляска проехала с полверсты, прежде чем разговор возобновился между ними» – играет ли какую-то роль в этом разговоре Базаров?; в главе 3 от слов «Конечно, – промолвил Аркадий, – но что за чудный день сегодня!» до слов «Николай Петрович, отроду не куривший, поневоле, хотя незаметно, чтобы не обидеть сына, отворачивал нос»).

    7. Как ведут себя отец и сын в разговоре про Фенечку (кто это такая?)? (глава 3)

    8. Найдите в 3 главе описание местности, по которой едут главные герои? Как выглядит Россия 50 годов 19 века, за два года до отмены крепостного права?

    9. В 4 главе появляется ещё одно значительное лицо – Павел Петрович Кирсанов. Найдите описание его внешности. Как он отнёсся к появлению Евгения Базарова в их доме? Как Базаров охарактеризовал братьев Кирсановых? О ком из них он более лестного мнения?

    Вывод: итак, что мы узнали о главных героях произведения?

    (Базаров, по-видимому, сильный человек, личность, под влиянием которой находится более слабый Аркадий Кирсанов; Николай Петрович – типичный русский барин, наиболее понятное и приятное лицо в произведении, он любит сына и пытается его понять, он вообще умеет любить без всякой позы и высоких слов; его брат не так прост и добр, как Николай Петрович, видом своим напоминает светского льва, человека привыкшего к поклонению; по всей видимости между Евгением Базаровым и Павлом Петровичем рано или поздно произойдёт схватка.

    Федеральное казенное профессиональное образовательное учреждение
    «Новокузнецкий государственный гуманитарно-технический колледж-интернат»
    Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации

    Зарегистрирован в м/о

    код №_____________

    от______ ______2015 г.

    Методист: Куропаткина Т.Ю.

    __________________

    Разработка открытого урока.

    Урок-диспут по теме: «Вечные темы

    в романе И.С. Тургенева «отцы и дети».

    Подготовила и провела :

    Кузнецова Ирина Юрьевна,

    преподаватель русского языка и

    литературы

    г. Новокузнецк, 2015 г.

    Пояснительная записка

    Урок-диспут по теме: «Вечные темы в романе И.С. Тургенева «отцы и дети».

    Урок-диспут – поиск студентами самостоятельного решения проблемы в споре, через сопоставление различных точек зрения.

    Диспут - (от латинского глагола disputare «рассуждать, спорить») - публичный спор на научную или общественно важную тему. Одной из наиболее интересных форм организации занятий и в то же время одной из самых сложных считается диспут.

    В своей практике я неоднократно применяла эту форму работы, и сейчас подробнее остановлюсь на ней.

    Дидактические возможности урока-диспута

      умения сопоставлять явления искусства,

      умения соотносить их с действительностью,

      умения аргументировать свою точку зрения.

        Развитие коммуникативных (в том числе полемических) и творческих умений.

    Дополнительные дидактические цели – формирование полемической культуры студентов, умения строить развернутое аргументированное выступление.

    Правила проведения урока-диспута

      Диспут – это мирный спор.

      Критикуй не человека, а идею.

      Выслушивай мнение собеседника до конца. Отстаивай свое мнение, говоря ясно, четко, аргументировано.

      Изменяй свое мнение, если оно оказалось ошибочным, под воздействием убедительных фактов и аргументов.

    Роман И.С. Тургенева «Отцы и дети» обозначает «вечные» проблемы ответственности человека перед Родиной и народом, смысле и цели жизни, добра и зла, верности слову, доброты, чуткости, чести, достоинства и т.д. Это близко и нам сегодня, поэтому эти вопросы, как правило, являются предметом дискуссии. При изучении романа «Отцы и дети» использовались следующие методические приемы: запись на карточках, т.е. по мере чтения романа, учащиеся выбирали и выписывали» рабочий материал: факты, детали, ключевые фразы героев..., например, карточка «Евгений Базаров» содержала в себе следующие параметры: внешность, происхождение, воспитание, черты характера, общественно-политические взгляды; пересказ-анализ глав романа с определением в форме заголовка или ключевой фразы проблемы, которая содержится в данной части; работа с опорными положениями, в частности с чертами, качествами, воззрениями двух персонажей: Е. Базарова и П.П. Кирсанова (схема опорных положений «Идейный спор Е. Базарова и П.П. Кирсанова»). Кроме того, было рекомендовано познакомиться с критическими стаями: Писарев Д.И. «Базаров», Герцен А.И. «Ещё раз о Базарове», Антонович М.А. «Асмодей нашего времени».

    Цель: формирование личностного отношения к проблемам романа, дать нравственную оценку духовной и физической деятельности Базарова, его отношению к людям, миру.

    Задачи:

    образовательные:

      Проанализировать образы-персонажи. Сопоставить высказывания Е. В. Базарова и П.П.Кирсанова на темы: отношение к нигилизму, аристократии, народу, природе, искусству;

      провести наблюдение над умением вести спор данных героев.

    развивающие:

      способствовать развитию речи обучающихся, обогащать их словарный запас; умение обобщать, логически верно излагать свои мысли;

      способствовать развитию навыков творческого восприятия и выразительного чтения произведений писателя;

      способствовать развитию мышления, творческих способностей и познавательной активности студентов;

      способствовать совершенствованию навыков самостоятельной работы в ходе исследовательско-поисковой деятельности;

      развивать умение вести дискуссию, защищать свои убеждения яркими и точными аргументами, формировать деловую культуру общения.

    воспитательные:

      воспитывать почтение и уважение к женщине, любовь к Родине;

      воспитывать духовно-нравственную культуру студентов.

    Методы обучения:

    Формирование социальных компетенций учащихся.

    Проблемный метод обучения.

    Метод активного диалога.

    Форма организации учащихся:

    индивидуальная, фронтальная, групповая.

    Тип урока:

    обобщение изученного материала.

    Оборудование:

    компьютер, мультимедийный проектор, экран, презентация по теме, тексты романа И.С.Тургенева «Отцы и дети»

    Ход урока- диспута

    1.Вступительное слово учителя

    1. Эпиграфы к диспуту: “Нынешняя молодёжь привыкла к

    роскоши. Она отличается дурными

    уважает старших. Дети спорят с

    родителями, жадно глотают еду и

    изводят учителя”.

    Сократ (470-399гг. до н.э.)

    Как грубо ошибаются многие, даже

    лучшие из отцов, которые почитают

    необходимым разделять себя с детьми

    строгостью, суровостью, недоступной

    важностью! Они думают этим

    возбудить к себе уважение, и в самом

    деле возбуждают его, но уважение

    холодное, боязливое, трепетное, и тем

    отвращают от себяих и невольно

    приучают к скрытости и лживости”

    В.Г.Белинский

    2.Сегодня мы с вами собрались поговорить и поспорить по проблеме, ответ на которую не может найти человечество, это – проблема “отцов” и “детей”. Я не зря сказала, что это проблема человечества, но все-таки в чем она заключается, а может она сегодня уже не актуальна? Разрешим ли конфликт между отцами и детьми? Отчего возникают конфликты? Давайте подумаем и поразмышляем над этими вопросами.

    Слово учителя: - Как по-вашему, актуален сегодня роман И. Тургенева “Отцы и дети”? Почему?

    Современный исследователь Ю. В. Лебедев пишет, что «Отцы и дети» - это не только роман, знакомящий читателя с общественной жизнью 60-х годов ХIХ века. Это и роман о необходимости любви - любви сыновней и отцовской, любви человека к своему народу».

    Чем вы можете подтвердить или опровергнуть это мнение?

    Роман И.С. Тургенева «Отцы и дети» - роман актуальный для своего времени. Он затрагивал вопросы, волновавшие русскую общественность в 60-ые годы 19 века. Тургенев показал достоинства и недостатки нового течения, владевшего умами молодых людей того времени. Но роман этого великого писателя не вошел бы в золотой фонд русской классической литературы, если бы ограничился только вопросами современности.
    В «Отцах и детях» Тургенев решал вечные проблемы: проблему взаимоотношений различных поколений, проблему счастья, проблему любви.

    3 . Тренинг “Семейные трудности”.

    В течение 5 минут необходимо перечислить основные затруднения, с которыми сталкиваются родители и дети. В число этих затруднений можно включать все, что, на ваш взгляд, мешает нормальной семейной жизни. Перечень семейных затруднений записываете в столбик. Справа нужно оставить немного места для того, чтобы с каждым “затруднением” можно было поставить балл от 1 до 10, по степени значимости, по вашему мнению.

    На втором этапе, после озвучивания проблем, составляется общая шкала затруднений, на доске записываются только те проблемы, которые получили большее количество баллов.

    4 . Обсуждение вопросов.

    В результате этого упражнения мы очертили круг проблем, из-за которых нарушается мир в нашей семье.

    Как вы думаете, как решать эти проблемы?

    Можно ли решить проблему поколений?

    Какие вопросы сложно решать детям и родителям? Почему?

    Какова роль семьи в развитии и воспитании ребенка?

    5. Вопросы для обсуждения:

    1. Проблема отцов и детей в зеркале двух столетий. «Кто нам милей – отцы иль дети?». По роману И.С.Тургенева «Отцы и дети». Конфликт «отцов» и «детей».

    2. Женщины в жизни мужчины. Любовь в романе И.С.Тургенева «Отцы и дети».

    3. Кто ты, Е.Базаров? Ваше мнение о Евгении Базарове. Ваше мнение: в чём прав и в чём не прав Базаров? Как решается эта проблема в наше время?

    4. Смерть. Зачем И.Тургенев убивает Е.Базарова?

    Примерные ответы на вопросы:

    ПЛАН ОТВЕТА

    1. Общественно-политическая обстановка в России 60-х гг.

    2. Конфликт непримиримых мировоззрений:

    а) П. П. Кирсанов-типичный представитель своей эпохи;

    б) Евгений Базаров - разночинец-демократ.

    3. Дуэль П. П. Кирсанова и Базарова; ее значение для идейных противников.

    4. Духовное одиночество Базарова.

    5. Переосмысление жизни Базаровым.

    6. Трагизм и величие положения Базарова.

    1. События, которые И. С. Тургенев описывает в романе, происходят в серединеXIX века. Это время, когда Россия переживала очередную эпоху реформ. Мысль, заключенная в заглавии романа, раскрывается очень широко, поскольку речь в нем идет не только о своеобразии различных поколений, но и о противостоянии дворянства, сходящего с исторической сцены, и демократической интеллигенции, выдвигающейся в центр общественной и духовной жизни России, представляющей ее будущее.

    Философские раздумья о смене поколений, о вечном движении жизни и вечной борьбе старого и нового звучали не раз в произведениях русских писателей и до Тургенева («Горе от ума» А. С. Грибоедова). Подобные мысли и чувства, наряду со спорами о крестьянской общине, о нигилизме, об искусстве, об аристократизме, о русском народе, звучат и в романе Тургенева. Но есть еще и общечеловеческие проблемы, над которыми размышляет автор.

    2. В центре романа - фигура разночинца Базарова, воплощающая тип человека новейшего поколения. «Отцы» представлены братьями Кирсановыми и родителями Базарова. Рассмотрим позиции наиболее ярких представителей непримиримых мировоззрений «отцов» и «детей» - Павла Петровича Кирсанова и Евгения Базарова.

    а) Павел Петрович был типичным представителем своей эпохи и среды, в которой прошла его молодость. Он следовал «принсипам» везде и во всем, продолжая даже в деревне жить так, как он привык жить. Ему лет сорок пять, он всегда выбрит, ходит в строгом английском костюме, воротничок его рубашки всегда бел и накрахмален. Лицо правильное и чистое, но желчное. «Весь облик Павла Петровича, изящный и породистый, сохранил юношескую стройность и то стремление вверх, прочь от земли, которое большей частью исчезает после двадцати годов». По внешности и по убеждениям Павел Петрович «аристократ до мозга костей». Он сохранил неизменными свои аристократические привычки: переодевался к завтраку, обеду и ужину, пил в назначенный час «свой какао», доказывал в спорах необходимость «принсипов». Каковы же его «принсипы»? Во-первых, он придерживался тех же взглядов на государственное устройство, что и большинство дворян его времени, не переносил инакомыслия. Он любил порассуждать о русских крестьянах, но при встрече с ними нюхал носовой платок, смоченный одеколоном. Толкуя о России, о «русской идее», употреблял огромное количество иностранных слов. Он с пафосом говорит об общественном благе, о служении отечеству, но сам сидит сложа руки, удовлетворившись сытой и спокойной жизнью.

    б) Павлу Петровичу противопоставлен главный герой романа - разночинец-демократ Евгений Базаров. Если Павел Петрович говорит о себе: «Мы люди старого века... без принсипов шагу ступить, дохнуть нельзя», то Базаров о себе скажет: «Мы действуем в силу того, что мы признаем полезным... В теперешнее время полезнее всего отрицание, - мы отрицаем». По убеждениям Базаров нигилист, то есть «человек, который не склоняется ни перед какими авторитетами, который не принимает ни одного принципа на веру», - так о нигилизме говорит Аркадий под влиянием Базарова. Политические взгляды Базарова сводятся к резкой критике существующего положения в стране. Он трезво судит о людях как о существах, соединяющих в себе потребности душевные и телесные, а нравственные различия объясняет «безобразным состоянием общества»: «Исправьте общество, и болезней не будет». В суждениях его чувствуется смелая мысль, стройная логика.

    Но все, что лишено материалистического объяснения, Базаров отрицает. Если Павел Петрович - человек дворянской культуры, то Базаров - человек знания. Вечным принципам, принятым на веру, он противопоставляет реальные знания и научный эксперимент. Природу он понимает как «мастерскую», в которой человек - «работник».

    3. Антагонизм воззрений Павла Петровича и Базарова раскрывается в горячих спорах между ними. Но в спорах с Базаровым Павел Петрович не может победить нигилиста, не может поколебать его нравственные устои, и тогда он прибегает к последнему средству решения конфликта - к дуэли. Базаров принимает вызов полоумного «аристократишки». Они стреляются, и Евгений ранит Кирсанова. Решить их противоречия дуэль не смогла. Автор подчеркивает нелепость поведения Павла Петровича, потому что смешно и бессмысленно полагать, что можно силой заставить молодое поколение думать так же, как и поколение «отцов». Они расстаются, но каждый из них остается при своем мнении. Правда, Павел Петрович вынужден был признать благородство Базарова, который оказал ему помощь после ранения: «Вы поступили благородно...» Нелепая дуэль помогает Базарову увидеть в противнике человека, его достоинства и недостатки. Он обнаруживает, что не так уж непреодолима пропасть между ним и Павлом Петровичем. Да и Павел Петрович разглядел и по достоинству оценил благородство Базарова.

    4. Николай Кирсанов также не в силах противостоять Базарову, так как это «рыхлая» и «слабая» натура. Ему вполне достаточно в жизни Пушкина, виолончели и Фенички.

    Старики Базаровы тоже не понимают своего сына. Жизнь стремительно движется вперед, и между ними и их сыном неизбежно возникает пропасть. Василий Иванович, отец Базарова, это осознает и склоняет голову перед молодежью: «Конечно, вам, господа, лучше знать; где ж нам за вами угнаться? Вы ведь нам на смену пришли».

    5. Базаров в романе стоит особняком, как личность, он неизмеримо значительнее других героев. Даже Одинцова, незаурядная, умная, пытливая, красивая, но эгоистичная, не могла сравниться с ним. Она лишь помогла открыть ему в самом себе те «тайники», о которых Базаров не подозревал. Он не только страдает от любовной неудачи, но и по-новому мыслит, по-новому относится к жизни. И уже не отрицанием прошлого, а остро болезненным постижением пресекающейся жизни, отнятых целей веет от прощальных слов умирающего Базарова.

    6. Своим романом «Отцы и дети» Тургенев открыл для всех эпох важный процесс смены отживающих форм сознания новыми, трудность их прорастания, мужество и самоотречение передовых людей, трагичность их положения и величие их духа.

    ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ

    1. В чем смысл названия романа?

    2. В чем проявилось столкновение временных и вечных идеалов в романе?

    3. Какова роль диалога в романе?

    2. Любовная тема очень широко развернута в романе. Она является мерилом жизненности героев. Это чувство проверяет их «на прочность», обнажает истинную сущность человека. По мнению Тургенева, любовь в жизни играет колоссальную роль. Это чувство составляет смысл жизни, без него жизнь бессмысленна. Способность героев испытывать любовь - это для писателя одно из основных качеств в человеке и в его героях.
    Основная любовная линия романа связана с образами Евгения Базарова и Анны Сергеевны Одинцовой. Нигилист Базаров отрицал любовь как отношение душ. Он искренне считал, что любовь – выдумки романтиков. Между людьми существует лишь привычка, взаимная симпатия и отношения тел. На мой взгляд, такое отношение главного героя к любви связано с его отношением к женщинам. Всю свою жизнь Евгений Васильевич считал, что женщина - существо второго порядка. Она создана для развлечения мужчин. И хотя герой проповедовал, наряду с другими, и идеи женского феминизма, мне кажется, что все же он не воспринимал женщин всерьез.
    Таким образом, жизнь Базарова была подчинена рассудку, рационализму. Но все в его жизни изменилось в один миг. Чтобы испытать своего героя и показать всю абсурдность его убеждений, Тургенев ставит на жизненном пути героя преграду – любовь. Базаров, убежденный в силе своей натуры, в своем отличие от других, вдруг … влюбился. Влюбился страстно и неистово, как страстна и неистова была его натура: «Одинцова протянула вперед обе руки, а Базаров уперся лбом в стекло окна. Он задыхался; все тело его видимо трепетало. Но это было не трепетание юношеской робости, не сладкий ужас первого признания овладел им: это страсть в нем билась, сильная и тяжелая - страсть, похожая на злобу и, быть может, сродни ей...»
    Как видим, любовь Базарова противоречива. Она смешана со злобой на себя: влюбился, как дурак, как простой человечишка! Но герой ничего не может с собой поделать. Свое чувство к Одинцовой он пронесет до конца жизни и перед смертным одром захочет увидеть дорогую ему Анну Сергеевну: «Прощайте, - проговорил он с внезапной силой, и глаза его блеснули последним блеском. - Прощайте... Послушайте... ведь я вас не поцеловал тогда... Дуньте на умирающую лампаду, и пусть она погаснет...»
    Интересно, как ведет себя при последней встрече с Базаровым его возлюбленная – Анна Сергеевна Одинцова. Она боится заразиться от Евгения Васильевича, и только чувство приличия заставляет ее подойти к нему ближе. Что же, эта женщина не любила Базарова? А ведь могло показаться, что именно она первая начала выказывать знаки внимания герою. Да, действительно, это так. Но сначала Одинцова заинтересовалась Базаровым как интересным и умным человеком. Затем, почувствовав к нему больше, чем просто симпатию, Анна Сергеевна испугалась. Она не захотела променять свое спокойствие и авторитет в обществе на сильные, но неведомые ей чувства. Сердцем Одинцова понимает, что хочет любви, но ее холодный и бесстрастный ум останавливает героиню. Поэтому Одинцова так несчастна. В эпилоге мы узнаем, что эта героиня вновь вышла замуж, но опять по расчету, а не по любви. Что ж, Одинцова сделала свой выбор в жизни.
    Несчастен в любви и антипод, а во многом, двойник Базарова – Павел Петрович Кирсанов. Вся его жизнь пошла прахом из-за несчастной, роковой любви, которую Кирсанов так и не может забыть. Безответная страсть иссушила героя, превратила его в мертвеца, заполняющего свою жизнь «принсипами» и догматами.
    Другой тип отношений представляет в романе пара Аркадий – Катя. Аркадий, как «ученик Базарова» и «нигилист», должен был бы тоже отрицать любовь. Но его натура и воспитание берут свое. Аркадий – простой человек, видящий свой идеал в семье, детях, хозяйстве. Он немного мягкотел, легко поддается влиянию. Из-под одной твердой руки (Базарова) Аркадий опадает в другие (Катя). Но герой счастлив, впрочем, как и его супруга. Прекрасна сцена их объяснения в любви. Тургенев хочет нам сказать: вот моменты, ради которых стоит жить. И горе тем, кто их никогда не испытывал: «Он схватил ее большие, прекрасные руки и, задыхаясь от восторга, прижал их к своему сердцу. Он едва стоял на ногах и только твердил: «Катя, Катя...», а она как-то невинно заплакала, сама тихо смеясь своим слезам. Кто не видал таких слез в глазах любимого существа, тот еще не испытал, до какой степени, замирая весь от благодарности и от стыда, может быть счастлив на земле человек».
    Счастлив в семейной жизни и отец Аркадия, Николай Петрович. Он обожал свою первую жену, а после ее смерти встретил Фенечку и полюбил девушку всей душой. Тургенев показывает, что настоящая любовь выше всех предрассудков. Несмотря на то, что Фенечка – простолюдинка и намного моложе Николая Петровича, эти герои счастливы вместе. И тому есть прямое доказательство – их сын Митенька.
    Тургенев рисует в своем романе не только несчастливых в любви мужчин, но и женщин. Если мужчина без любви «засыхает», уходит в общественную деятельность или науку, то женщина становится несчастной и смешной. Она проживает свою жизнь зря, не выполняя природного предназначения. Пример тому - образ феминистки Кукшиной в романе. Эту некрасивую и нелепую женщину бросил муж. Она «блистает» своими прогрессивными взглядами, а на самом деле ищет любви, которой ей так не хватает.
    Любовная тема – одна из ведущих тем романа И.С. Тургенева «Отцы и дети». Все герои писателя испытывают это чувство в той или иной степени, так, как могут или умеют. Именно любовь становится для них тем мерилом, которое выявляет истинную сущность героев, придает им смысл жизни или делает несчастными.

    Слово учителя:

    Убеждения Базарова, несомненно, привлекают внимание читателя, серьезно задумывающегося о времени и о себе. Вспомните: каждый человек сам себя воспитать должен, не ссылаясь на обстоятельства или что-то еще. Базаров везде остается самим собой, всегда является хозяином своего слова, привычек, действий и всей своей жизни. У него обостренное чувство справедливости. Он ненавидит ложь, пустое фразерство, болтовню. А его отношение к труду? Для героя труд – естественное состояние. Без труда – скучно. Тяжелое душевное состояние можно переломить лишь увлеченной работой. По мнению многих людей, трудовая деятельность человека стоит у Базарова на первом месте. Чем еще вам близок и интересен Базаров?

    Далее – диспут. Вопросы для обсуждения выведены на доске. Как показывает практика, образ Базарова вызывает у учащихся противоречивые мнения. В процессе обсуждения ученики приходят к выводу о том, что герой, который отвергал любовь, утилитарски смотрел на природу и искусство, оказывается перед лицом вечных ценностей истинно трагическим героем. Он вступает в борьбу с ними, считая их устаревшими, проявляет в борьбе всю силу духа и гибнет как боец, хотя и остается несломленным. И Тургенев утверждает необходимость этих ценностей для человека, а так же поиск, критическое отношение к жизни, творческий труд и силу духа, которые присущи Базарову. Поэтому и звучит примиряюще эпилог: законы природы и творческие искания человека, его бунтующее сердце необходимы для жизни, но они действуют, по мысли автора, в разных сферах, примирить их может только смерть. Взгляд писателя на человека трагичен: человеческие идеалы чаще всего не осуществляются, подвиг не находит награды, но вечные ценности - это то, на чем держится мир.

    Затем предлагается групповое задание: обсудить мнение критиков А.И.Герцена, Д.И.Писарева и М.А.Антоновича о Базарове. Необходимо обозначить сущность спора и определить, на чьей вы стороне?

    Эта работа тоже вызывает полярность мнений, что убеждает учащихся в том, что фигура Базарова очень необычная, его личность нестандартная, тем и интересная. Все ребята сходятся во мнении о том, что Базаров – это человек будущего, т. е. нашего настоящего, т. к. сегодня многие люди много трудятся, увлечены любимым делом, но мало читают, интересуются культурой, историей, цинично относятся к любви. Целесообразно отметить мнение критика Д.И. Писарева, который, имея в виду людей базаровского типа, так говорил о выборе ими жизненного пути: «Доживши до тех пор, когда приходится выбирать себе определенный род занятий, молодой человек, не испорченный богатством и барственной ленью, начинает всматриваться до тех пор, пока не отыщет себе такой труд, который ему приятен и который может его прокормить. Рассматривая различные сферы занятий, молодой человек, сколько-нибудь способный размышлять, непременно ставит себе некоторые вопросы, на которые ему необходимо получить от себя ответы. Не бесчестно ли это занятие, т.е. не вредит ли оно естественным интересам большинства? Не подействует ли оно подавляющим образом на мои умственные способности? Обеспечит ли оно мою нравственную самостоятельность, т.е. буду ли я моим трудом удовлетворять действительным потребностям общества? Чтобы поставить и решить в ту или иную сторону несколько подобных вопросов, не надо быть ни гениальным мыслителем, ни героем или фанатиком человеколюбия. Надо просто быть неглупым человеком».

    Дайте нравственную оценку вашей будущей профессии?

    Ребята отмечают, что их профессия самая интересная и значимая. Она позволит им не только материально и профессионально «вырасти», но и направлена на удовлетворение потребностей общества и человека.

    Чем же современны взгляды Тургенева?

    Учащиеся отвечают, что утверждением нравственных законов, бескорыстных духовных исканий, без которых нет человека, раскрытием человеческого могущества, равного творческой силе природы, утверждением вечных ценностей как основы не только нравственности, но и самой жизни. О том, как современны эти идеи и как опасно забвение этих истин, неустанно говорят нынешние события нашей жизни.

    3. Задание

    В статье «Базаров» Писарев писал о романе: «Создавая Базарова, Тургенев хотел разбить его в прах и вместо того отдал ему полную дань справедливого уважения. Он хотел сказать: наше молодое поколение идет по ложной дороге, и сказал: в нашем молодом поколении вся наша надежда».

    Согласны ли вы с этой оценкой романа?

    Образ Базарова в романе И. С. Тургенева «Отцы и дети», отношение к нему автора.

    ПЛАН ОТВЕТА

    1. Общественно-политическая обстановка создания романа «Отцы и дети».

    2. И. С. Тургенев о своем герое.

    3. Базаров - «новый человек»: демократизм; суровая жизненная школа; «я работать хочу»: увлечение естественными науками; гуманизм героя; чувство собственного достоинства.

    4. Нигилизм Базарова.

    6. Любовь в жизни Базарова и ее влияние на взгляды героя.

    7. Смерть и мировоззрение Базарова - главный смысл финала.

    1. Роман «Отцы и дети» был написан И. С. Тургеневым в период революционной ситуации в России (1859- 1862) и отмены крепостного права. Писатель раскрыл в романе перелом общественного сознания России, когда дворянский либерализм вытеснялся революционно-демократической мыслью. Это размежевание общества и нашло отражение в романе в лице Базарова, разночинца-демократа («дети») и братьев Кирсановых, лучших из дворян-либералов («отцы»).

    2. Сам Тургенев двойственно воспринимал созданный им образ. Он писал А. А. Фету: «Хотел ли я обругать Базарова или его превознести? Я этого сам не знаю, ибо я не знаю, люблю ли я его или ненавижу!» А в заметке по поводу «Отцов и детей» Тургенев пишет: «Базаров - мое любимое детище... Это самая симпатичная изо всех моих фигур».

    3. Личность Базарова, выразителя идей революционной демократии, интересует Тургенева, ведь это герой времени, вобравший в себя отличительные черты эпохи социального перелома. Тургенев выделяет в Базарове демократизм, проявляющийся в благородной привычке к труду, которая вырабатывается с детства. С одной стороны, пример родителей, с другой - суровая жизненная школа, учеба в университете на медные гроши. Эта черта выгодно отличает его от Кирсановых и для Базарова является основным критерием оценки человека. Кирсановы - лучшие из дворян, но они ничего не делают, не умеют взяться за дело. Николай Петрович играет на виолончели, читает Пушкина. Павел Петрович тщательно следит за своей внешностью, переодевается к завтраку, обеду, ужину. Приехав к отцу, Базаров говорит: «Я работать хочу». И Тургенев постоянно. подчеркивает, что «лихорадка работы» характерна для деятельной натуры героя. Черта поколения демократов 60-х годов - увлечение естественными науками. Окончив медицинский факультет, Базаров вместо отдыха «режет лягушек», готовя себя к научной деятельности. Базаров не замыкается только в тех науках, которые имеют непосредственное отношение к медицине, а обнаруживает обширные познания и в ботанике, и в агротехнике, и в геологии. Понимая ограниченность своих возможностей вследствие плачевного состояния медицины в России, Базаров все-таки никогда не отказывает в помощи нуждающимся, не считаясь со своей занятостью: лечит и сына Фенички, и крестьян окрестных деревень, помогает отцу. И даже смерть его произошла из-за заражения при вскрытии. Гуманизм Базарова проявляется в его желании принести пользу народу, России.

    Базаров - человек с большим чувством собственного достоинства, ничуть не уступает в этом отношении аристократам, а в чем-то даже их превосходит. В истории с дуэлью Базаров проявил не только здравый смысл и ум, но благородство и бесстрашие, даже способность иронизировать над собой в момент смертельной опасности. Его благородство оценил даже Павел Петрович: «Вы поступили благородно...» У Но есть вещи, которые Тургенев отрицает в своем герое, - это нигилизм Базарова в отношении природы, музыки, литературы, живописи, любви - всего того, что составляет поэзию жизни, что возвышает человека. Все, что лишено материалистического объяснения, Базаров отрицает.

    Он считает прогнившим весь государственный строй России, поэтому он отрицает «все»: самодержавие, крепостное право, религию - и то, что порождено «безобразным состоянием общества»: народную нищету, бесправие, темноту, невежество, патриархальную старину, семью. Однако положительной программы Базаров не выдвигает. Когда П. П. Кирсанов говорит ему: «...Вы все разрушаете... Да ведь надобно же и строить», Базаров отвечает: «Это уже не наше дело... Сперва нужно место расчистить».

    4. Когда Базаров клеймит насмешкой дутые, отвлеченные «принсипы», он побеждает. И автор разделяет его позицию. Но когда Базаров вступает в сферу утонченных переживаний, которые он никогда не принимал, от уверенности его не остается и следа. Чем труднее приходится Базарову, тем ощутимее и авторское сопереживание ему.

    5. В любви к Одинцовой выразилась способность Базарова к сильному чувству и уважение к женщине, ее уму и характеру - ведь самыми заветными мыслями он делился именно с Одинцовой, наполняя свое чувство разумным содержанием.

    Тургенев отражает глубокие психологические переживания героя, страстную их напряженность, цельность и силу. В любовном конфликте Базаров выглядит крупной личностью. Отвергнутый, он одерживает нравственную победу над эгоистичной женщиной, но его чувства к ней и разрыв трагичны для Базарова. Любовь к Одинцовой помогла Базарову пересмотреть свои взгляды, переосмыслить свои убеждения. У него появляется новый психологический настрой: замкнутость, самоуглубленность, тяготение к ранее чуждым ему проблемам. С болью говорит Базаров о краткости человеческого существования: «Узенькое местечко, которое я занимаю, до того крохотно в сравнении с основным пространством... и часть времени, которую мне удается прожить, так ничтожна перед вечностью...» Наступает сложная переоценка ценностей. Впервые Базаров теряет веру в свое будущее, но не отказывается от своих стремлений и выступает против успокоенности. Бескрайняя Русь с ее темными, грязными деревнями становится предметом его пристального внимания. Но он так и не приобретает умения «рассуждать о делах и нуждах» мужиков и только помогает в лекарской практике отца деревенскому населению. V Величие Базарова Тургенев показал во время его болезни, перед лицом смерти. В речи умирающего боль от сознания близкого неминуемого конца. Каждая реплика, обращенная к Одинцовой, - сгусток духовных страданий: «Вы посмотрите, что за безобразное зрелище: червяк полураздавленный» а еще топорщится. И ведь тоже думал: обломаю дед много, не умру, куда! задача есть, ведь я гигант!.. Я нужен России... Нет, видно, не нужен. Да и кто нужен?» Зная, что умрет, он утешает родителей, проявляет чуткость к матери, скрывая от нее грозящую ему опасность, обращается с предсмертной просъбой к Одинцовой - позаботиться о стариках: «Ведь таких людей, как они, в вашем большом свете днем с огнем не сыскать...» Мужество и стойкость его материалистических и атеистических взглядов проявились в отказе от исповеди, когда он, уступая мольбам родителей, согласился принять причастие, но только в бессознательном состоянии, когда человек не отвечает за свои поступки. Писарев отмечал, что перед лицом смерти «Базаров становится лучше, человечнее, что является доказательством цельности, полноты и естественного богатства натуры». Не успевший реализовать себя в жизни, Базаров только перед лицом смерти избавляется от своей нетерпимости и впервые по-настоящему ощущает, что реальная жизнь гораздо шире и многообразней его представлений о ней. В этом заключается главный смысл финала. Об этом же писал сам Тургенев:

    «Мне мечталась фигура сумрачная, дикая, большая, до половины выросшая из почвы, сильная, злобная, честная - все-таки обреченная на гибель, - потому что она все-таки стоит еще в преддверии будущего».

    ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ

    1. Кто и что повлияло на духовную эволюцию Базарова?

    2. Что вы принимаете в Базарове и с чем можете поспорить?

    4. Базаров не раз говорит о своем презрении к народу: «...Что ж, коли он заслуживает презрения!»

    Как вы думаете, с какой целью Тургенев избрал для своего героя именно такую смерть: он умирает, заразившись при вскрытии трупа мужика - одного из тех, кого презирал Базаров?

    6. Рефлексия

    1. Что нового я сегодня узнал?

    2. Чем мне помог сегодняшний разговор?

    3. Что мне понравилось, а что нет?

    Метод “Незаконченное предложение”.

    Сегодня я понял, что..

    Сегодня я имел возможность…

    Сегодня мне было трудно, потому что..

    Сегодня я взял для себя…

    Слово учителя:

    Да будет ночь, звезда, свеча

    И переполненность неспетым;

    Рука да будет горяча,

    Да будет утро, но с рассветом.

    Да будет солнце сквозь листву,

    Да будет дождь, летящий косо,

    Да будет мир, и знак вопроса

    В конце строки: Зачем живу?

    Урок по роману И.С. Тургенева «Отцы и дети»

    «За невлюбленными людьми любовь идет как привиденье» (Юнна Мориц)

    (Роль темы любви в разрешении конфликта романа)

    Цель урока:

    Проанализировать главы романа, посвященные любви героев, выяснить их роль для разрешения проблем, поднятых в произведении.

    Задачи урока:

      Навыки работы с текстом (выбор главного, цитирование, анализ);

      Коммуникативные навыки (Монолог, диалог, элементы дискуссии);

      Воспитание нравственных понятий, культуры взаимоотношений

    Ход урока

      Оргмомент

      Приветствие,

      Отметить отсутствующих

      Постановка целей урока.

      Активизация знаний

    Вспомним, что на предыдущих уроках говорили о названии произведения, его жанре, главных аспектах повествования, героях

    (Предполагаемые ответы: полифонический социально-психологический роман не только с политическими проблемами (идеологическая борьба. смена поколений общественных сил, конфликт либералов-аристократов и демократов–разночинцев, но и психологическими(проблемами отцовства)и даже философскими (проблема единства развития всего человечества, преемственности духовного опыта. творческого переосмысления жизненного кредо); герои- психологические пары- «герой времени» и обычный человек)

      Установочные вопросы:

      Можно ли сказать, что роман «Отцы и дети» - роман о любви?

      Можно ли вообще было обойтись без этого? Обязательно ли проводить всех героев через испытание любовью?

    (Предполагаемые ответы: да. это роман о любви, любви совершенно разной, необходимо для раскрытия характеров героев, особенно Базарова, для лучшего понимания, выхода на идею романа)

      Работа с дидактическим материалом.

    Задание: Определите, о ком из героев романа идет речь в данных отрывках?

    (ответы учащихся: П.П. и княгиня Р., Н.П. и Фенечка, Базаров и А.С. Одинцова, Аркадий и Катя)

    Вывод: 4 любовных сюжета, 4 взгляда на проблему любви

      Работа с текстом

    1)Читаю ст-е Ф.И.Тютчева «Предопределение» С судьбой кого из героев можно соотнести его? Расскажите о нем, используя вопросы рабочей карточки №1 (! –необязательно отвечать на все вопросы, главное- монолог и цитаты, диалог)

    Выводы: Эта любовь- любовь-наваждение, страсть во имя самой страсти. которая сломала жизнь П.П., он уже не мог жить по-прежнему после смерти княгини. Эта любовь не принесла ничего, кроме муки. Жизнь П.П. проиграна- такова его трагедия. П. П. смешон, нелеп, трагичен, ибо его эпоха,в нем живая и неизменная, ушла из реальной жизни безвозвратно.

    2)Читаю ст-е Ф. И.Тютчева «Последняя любовь» О ком поведем речь? (о Н.П.) Расскажите о нем, используя вопросы рабочей карточки №2

    Вывод: Любовь Н.П. и Фенечки естественна и проста. Это прежде всего семья, сын. Н.П.

    Ведет себя достойно по отношению к Фенечке в трудной ситуации. Традиции, устои – великая сила. Такие люди,как Н.П.осуществляют связь поколений.

      Читаю стихи Тютчева Ф. И. «Кто б ни был ты…» Речь пойдет о Базарове.

    Работаем (частично) с карточкой №3)

    Вывод: Любовь-страсть раздваивает душу Базарова. Показывает, что этот циничный.грубый нигилист может быть романтиком. На первый взгляд, эта любовь похожа на любовь П.П., но нет,она не растоптала Базарова. Главное: она показала, что циник на словах, Базаров в душе человек очень нравственный. Считая любовь всего лишь физиологией, он не посмеет коснуться Одинцовой. Сам того не сознавая, он живет по очень высоким нравственным принципам, он способен любить по-настоящему, страстно, глубоко.

      Ст-е Тютчева «Пламя рдеет..» Любовь Аркадия

    Вопросы карточки №4

    Выводы: Земная любовь Аркадия и Кати, состоявшаяся без бурь и потрясений, которая естественно перейдет в брак, напоминает любовь Николая Петровича и Фенечки. Таким образом, в отношении к любви сын похож на отца. Но сказать. Что Аркадий – повторение отца было бы мало, в нем обыкновенность, нормальность отца переходит в ординарность, хотя Тургенев нигде не включает отрицательных черт в его характеристику

    Итак, к какому выводу можно прийти? Что хотел сказать Тургенев,показывая любовные переживания героев?

    (предполагаемые ответы: важно для понимания образа Базарова. Внешний конфликт перешел во внутренний, в душе героя, любовь поставила под сомнения авторитет нигилизма.

    Но главное Другое! Тургенев объединяет традиции «литературы дома и бездомья». Столкнул их, выявил все достоинства и недостатки.

    Драма П.П. Отверг путь отца, не создал Дома, потомства. Горький удел – греться у чужого огня.

    16 глава обращение Базарова к Аркадию Безнадежная тоска о том, что ему не дано: быть отцом. Обрести семейство, Дом.

    Страшным порождением философии бездомья оказался русский нигилизм. Ведущий к отрицанию преемственности. Снявший ответственность за поступки и убеждения.

      Д.З Анализ 27 главы. «Смерть Базарова», повторить предыдущие главы.