Натюрморт с фруктами и вазой. Рисуем натюрморт с фруктами. В букете цветов всегда есть главный цветок

Знаете ли вы, что процесс рисования не только воспитывает в человеке чувство прекрасного, но и помогает справиться со стрессовыми ситуациями, успокаивая нервы и рождая в душе умиротворение? В виду этого рекомендуется уделять данному занятию хотя бы немного своего свободного времени. Давайте изучим, как нарисовать натюрморт с фруктами карандашом.

Это также интересный опыт. Стоит показать вашему ребенку по-другому. Это не должна быть краска, это могут быть вырезы, царапины или пластилин, которые также могут заполнить поверхность листка бумаги. Адела, 6 лет Девочка рисовала то, что только что увидела. Работа была выполнена в моем присутствии. В ноябре мир пришел к сестре - Зосие. Аделька рада, что у нее есть сестра, она рисует, как мать, кормящая маленькую Зосию. Она наблюдала за цветами и называла карандаши, она даже исправляла меня, называя фиолетово-фиолетовый, потому что она учила в детском саду.

Общие сведения

Чтобы научиться изображать натюрморт с фруктами, необходимо изначально понять, что означает сам термин. Кроме того, нужно знать, какие атрибуты для создания собственного шедевра должен подготовить будущий художник. Картина с изображением неодушевленных предметов (не суть важно, одного или нескольких) носит название натюрморта. В переводе с французского языка этот термин звучит как "мертвая природа". В зависимости от полета фантазии в картинах можно использовать цветы, предметы домашнего обихода, фрукты и овощи. В натюрморте часто присутствует такой элемент, как ткань (любого цвета и фактуры).

Диаграмма персонажей - яремное, обогащенное яремное тело, которое сочетается с руками с прямоугольным контуром ствола. Форма мамы содержит упрощенные элементы волос, глаз, носа и рта. Аделька указала на грудь матери и положила маленькую Зосию на колени, покрытую одеялом. Она внимательно следила, сосредоточившись на работе, затем снова произнес стихи: «Зеленые глаза - сумасшедшая жизнь; Голубые глаза - королевская жизнь». В этом она взяла зеленый карандаш и нарисовала зеленые точки - ее глаза, сказав, что у ее матери зеленые глаза, потом волосы, и в конце она нарисовала стул.

Необходимые атрибуты

Чтобы справиться с предстоящей работой и освоить все нюансы, требуется заранее подготовить необходимые инструменты. Вам понадобится:

Лист бумаги или холст (здесь все зависит от того, какого размера вы хотите создать свой первый шедевр);

Простой карандаш;

Ткань и предметы, которые вы будете использовать в качестве натуры;

Пол был сделан двумя коричневыми линиями и одним черным, потому что между ними был промежуток. Держа карточку левой рукой, чтобы она не «убегала», энергично заполняла пространство мелкими катерами, последовательно продвигаясь по шкафу, подсчитывая ящики, цветочную полку, колонку громкоговорителей и цветок на банке. В статье представлены простые формы, разбросанные на листе бумаги, но они лежат лицом к лицу должным образом, хотя пропорции встряхиваются. Самая большая мать в кресле и то, что сейчас занято - это кормит маленькую Зосию.

Такой выстрел называется «аффективная трансформация». Последовательная схема закрывается снизу, а мать и Зодиак рисуются как рентгеновские лучи. Девушка смело выражает чувства и знания, демонстрируя наглядно, что она знает о данной ситуации. Работа может рассматриваться как описательный символизм, выраженный в контуре и пятне, составленном из линий.

Хорошее освещение.


Если предполагается раскрасить картину, то, кроме всего, вы должны определиться, какой вид красок будете использовать (акварель или масляные) и в соответствии с этим подобрать кисти и палитру. И, конечно же, не забудьте про воду.

Техника графики

Чтобы ваша картина получилась наиболее похожей на выбранную композицию, необходимо первоначально освоить технику. Следует научиться передавать блики, тени и фактуру. Натюрморт с фруктами карандашом начинают создавать с эскиза. Его изображают на отдельном листе. Здесь просто фиксируют расстановку предметов, не прорисовывая их полностью. Когда же эскиз будет готов, можно приступать к изображению элементов на основном полотне. Во время рисования не стоит слишком сильно надавливать на карандаш. В противном случае при удалении неправильно нарисованной линии на бумаге останутся следы. Создавая очертания предметов, не стоит прорисовывать каждую линию, наносите эскиз хаотичными движениями. Следует знать, что художники для отдельных линий используют карандаши различной мягкости. В процессе изображения набор позволяет создавать различные эффекты на бумаге. Именно поэтому, если вы хотите сделать все правильно и изобразить красивый натюрморт с фруктами, подходите к выбору "инструмента" с большой ответственностью.

Ида, лет 7, 5 Название: Принцесса и принц Ида - пример системы пояса. В нижней части листа травы, втянутого в ряд линий, над королевской парой, статуя лечилась статически, принцесса словно поднималась, паря над землей. Улыбающиеся облака и солнце - еще одна поясная и замковая архитектура закрывает правую сторону работы треугольной базой, предполагая, что замок находится на холме. Иллюстрированный, сказочный и литературный мир богат деталями, фигура принца имеет корону с красным кораллом, красную пуговичную рубашку и черный пояс.

Принцесса одета в большое красное сердце на груди, с бусами в волосах, с сапогами в бриджах, а рука в руке держит ключ от замка. Ида создал интересную человеческую схему. Количество пальцев, тщательно вычисленных, вводило неуловимое, где чувствует, что принцесса тянет принца в замок. У принца слишком длинные ноги в пропорции, но вся композиция выглядит неплохо, потому что фигура фигурирует в форме движения мягко заостренными ногами, согнутыми, движением рук и смелой рукой принцессы, что может указывать на «физическое усилие».

Создание эскиза

Как все понимают, чтобы начать работать, первоначально необходимо создать композицию. Вы должны определиться с основным фоном вашей картины, а также с тем, какие элементы будут на ней присутствовать - будете ли вы изображать один предмет или решите использовать несколько. К примеру, вы можете нарисовать натюрморт с фруктами и овощами или же разнообразить вашу картину букетом. В качестве фона желательно использовать однотонные ткани. Далее на ватмане определите центр композиции и набросайте эскиз будущей картины. Первое, что следует прорисовывать, это простые элементы: овал или круг. К примеру, обычное яблоко изображается с помощью круга, для зарисовки винограда используют детали в виде небольших шариков. Главное, следите за тем, что предметы располагались на своих местах, то есть соблюдайте пропорциональность.

На чертеже она использовала контур разных цветов, который она наполнила пятном. Шимон, возраст 12 Тема: «Путешествие к бабушке» Работа Саймона представляет собой улицу с точки зрения конвергентной перспективы, сделанной из воображения. Мальчик спокойный, очень дотошный, сначала думает, затем наброски с карандашом и завершает детали. Он концентрируется на своей работе, не смотрит на других. Саймон входит в фазу реализма. Рисунок набросал, угол улицы виден, хотя автомобиль на переднем плане сильно перерисован.

В этом возрасте у детей кризис, но Саймон отлично справляется с работой в мастерской, наблюдая отличные наблюдения, механическую и логическую память. Давайте не будем забывать, что работа исходит из воображения. Она пытается захватить явление солнечного света, проникающего в облака. Форма рисуется из крошечных тире, таким образом указывает на поиск формы. Он основан на творческом воображении и размышлениях о конкретном изображении, который вы хотели запомнить и который вызвал память во время вашей творческой работы.

Изображаем предметы

Когда вам удалось правильно расположить все объекты на листе, пора переходить к их прорисовке. Для этого в изображенные фигуры впишите фрукты с помощью более четких линий. Сделайте четкими все детали, контуры и удалите вспомогательные линии. Для создания правильного образа не забудьте с помощью карандаша правильно расположить тени. Это действие выполняют с помощью штриховки, изначально затемняя самые темные места с постепенным переходом к более светлым. Прорисовываются тени крайне острым карандашом при нанесении слоя за слоем. Заключительный этап состоит в проверке изображения всех предметов, особое внимание следует уделить тоновому раскладу.

Это может быть, например, кукла, плюшевый медведь, игрушечный автомобиль или обычный предмет повседневного использования. Озирайся с ребенком! Мы создаем историю на нескольких листах бумаги, которые мы цепляемся. Это первая книга, вдохновленная миром воображения вашего ребенка.

Это требует большей подготовки для родителей или смотрителя, участвующих в поиске правильных материалов, но это поможет развить образ ребенка. Упражнение показывает вам, как обращаться с пространством по-разному на листе бумаги. Роль родителя и опекуна в помощи очень важна.


Натюрморт с фруктами - поэтапно

Давайте изучим, как создать картину на примере апельсина, винограда и киви. С этой целью лучше использовать реальные предметы, поэтому заранее их приобретите. Поверьте, для приобретения умений и тренировки лучше рисовать с натуры. Чтобы вам было легче создать свой первый шедевр, строго следуйте нашим указаниям.

Портрет «собранных» из различных газетных разрезов, тканей, меха, шерсти, пряжи, цветной бумаги, пластилина и т.д. из этих вырезанных или разрытых и хорошо сформированных элементов мы помещаем портрет, а затем приклеиваем к карточке. Магические очки Используя материалы, находящиеся под рукой, среди прочих. бумаги, старых очков, картона или картона, а также красок и кистей, создайте волшебные очки с ребенком. Поговорите с ним о мире, о том, что он видит и чувствует, что он хотел бы видеть через свои заколдованные очки, или мир, наблюдаемый в них, лучше или хуже.

Прорисовка деталей

Для начала намечаем расположение фруктов на бумаге. Для изображения половинок киви и апельсина следует провести наклонные линии и только после этого нарисовать овалы. Теперь можно приступать к непосредственной прорисовке фруктов. Начнем с апельсина. Для этого разделяем его эскиз с помощью вспомогательной линии на две части. После чего в каждой половине прорисовываем дольки, изображая их треугольными секторами.

Или вы можете сделать такие очки для всей семьи? Незабываемая фотография в таких аксессуарах будет очень оригинальной! Агнешка, возраст 5 Чаще всего раскрашенные дошкольники. Было исследовано, что чаще всего это человеческая форма. Шестилетние дети начинают видеть голову, связанную с шеей шеей. Они представляют его на своих рисунках с большим количеством деталей. Доминирование фронтальной системы, но есть смешанные и смешанные системы, например, в Древнем Египте. Движение - дети пытаются показать своими руками друг от друга, которые еще не согнуты в суставах, но изящно изгибаются или поднимаются.


Участок, где должен располагаться виноград, заполняем кружочками, а у киви рисуем только сердцевину. Штриховку эскиза целесообразно начать с винограда. Для этого с помощью самого мягкого карандаша (8 "М") круговыми движениями прорисовывайте каждый кружочек. Учтите, что самым светлым местом в виноградинках должна быть середина, а также края. Это делается для того чтобы ягоды не сливались между собой. Теперь перейдем к прорисовке апельсина. Для начала заштрихуем кожуру. Для этого с помощью карандаша "Т" наложим штриховку по форме фрукта. После чего нанесем пятнышки и точки. Это делается карандашом "ТМ". Так вы сможете передать фактуру апельсина.

Рядом с фигурой доминирует портрет, но мы также видим животных и детали окружающего ребенка мира. Например, к пяти годам птицы уже имеют овальный торс, остроконечную голову, глаз, клюв и хвост. Характеристика - это профиль профиля целиком. Другие животные, такие как голова кошки, включены в лобную систему, а остальные - в профиль. Детская работа обогащена цветами, травой и деревьями. Сначала это линия, из которой растут ветви, тогда ствол принимает форму прямоугольника с короной в виде линий, отклоняющихся от его верхней части.

Затем они появляются на листовых ветвях и образуют большее разнообразие форм. В дополнение к деревьям, особенно у мальчиков, автомобили построены из геометрических форм. Между пятым и шестым годами мы особенно признаем, что это автомобиль, велосипед, мотор, автобус и т.д. работы действительно выразительные, спонтанные и красочные. Красные, желтые, синие, зеленые и черные доминируют. Иногда цвета сливаются, но это неконтролируемое явление. Ребенок представляет мир очень причудливо. Вступая в школьный период, он ощущает форму с чувством гармонии и начинает создавать упорядоченные композиции.

Дольки фрукта прорисовываем карандашом "Т". Продвигаемся при этом от центра к краям. Чтобы более точно передать изображение фрукта, карандашом "ТМ" изображаем "перышки". Для придания рисунку большего сходства с оригиналом при помощи ластика делаем углы более круглыми и в центре вытираем небольшой кружочек. Пришло время изобразить киви. С этой целью карандашом "ТМ" наносим на его поверхность штрихи (без нажима). А чтобы придать фрукту большую реалистичность, сделаем на поверхности меленькие линии с более сильным нажимом. Теперь изобразим сердцевину. В центре киви карандашом "ТМ" прорисуем лучики (несколько слоев). Так передадим фактуру настоящего фрукта. Мягким карандашом рисуем семечки, затем при помощи ластика делаем середину более светлой.

Исследователи детского творчества отметили, что работа дошкольников более яркая и интересная, чем работа молодежи. В школьном возрасте сознание ребенка входит в новый мир - литературный мир. Концентрация в окружающем мире и попытки отразить объекты, связанные с ней эмоции заставляют художественную форму отставать. И только в этот момент один ребенок отказывается от такого удовольствия, которое выражается через пластику, а другое обогащает их опыт и развивается. Если классы пластического искусства в школах не подпитывают воображение ребенка, то тенденция отказаться от такого рода выражений возрастает.

Виноградный лист

Если у вас на рабочем поле осталось свободное место, можно добавить в натюрморт такой элемент, как виноградный лист. Для этого изобразим форму листа в виде лопаточки. После чего создадим прожилки, которые обязательно должны выходить из одной точки (это характерная черта виноградного листика). Делаем более точный эскиз формы листа. Теперь можно дополнить прожилки более мелкими ответвлениями и создать уголки данного элемента. Приступаем к штриховке. Карандашом "Т" от точки схождения прожилок наносим штриховые линии к концам элемента. Далее придадим объем.

Для этого карандашом "ТМ" наносим дополнительный слой. Но сделать его нужно только у краев и верхней части листа. Заключительный этап рисования включает в себя нанесение теней и более четкое изображение прожилок листа. Ваша картина готова. Многие полагают, что рисовать натюрморт с фруктами значительно легче, чем изобразить, к примеру, натюрморт с букетом. В принципе, большого отличия между данными картинами нет. При создании и того, и другого рисунка необходимо изображать каждую деталь. Единственное отличие заключается в том, что натюрморты с фруктами и цветами имеют больше элементов.

Вот почему пластиковые дошкольники часто перерастают свое богатство формы и содержания из работы ранних школьников. У детей, которым было показано, что они более игривы, по-видимому, имеют индивидуальность в показе мира. На этом этапе наблюдаются перцептивность, наблюдение, концентрация и концентрация. Ребенок наблюдает и изучает определенные «выражения» наизусть, анализирует и создает свой собственный образ. Есть фантастические и исторические мотивы, и фон раскрывает черты характера. Творческая работа - это не только забава, но и обучение и актерское мастерство.

И.А. Минеев

ОСНОВЫ РИСУНКА "Натюрморт"

ВВЕДЕНИЕ
Методическое пособие «Основы рисунка» может стать полезным для вас по овладению теоретическими и практическими основами изобразительной грамоты.
Изобразительная деятельность способствует развитию мышления, зрительного восприятия, познанию окружающей действительности, знакомству с особенностями художественного языка и т.д.
Практически любой человек может научиться рисовать. Конечно, выдающимися художниками искусства становятся далеко не все и даже те, кто наделен природными задатками.
Для этого необходимо развивать в себе многие качества, особенно работоспособность и творческое мышление при наличии художественного мастерства (технического совершенства). В данном учебном пособии материал изложен так, чтобы вы последовательно и в доступной для вас форме обогатили свои знания и умения и закрепили их практическими навыками.

В детской мотивации развивается несколько десятков минут концентрации. Работа отражает интерес ребенка. Показаны характеристики личности. Динамические композиции для мальчиков, статичные у девочек. Много ландшафтных элементов, фоны с природой, со зданиями. Что характерно для работы школьников? Рядом с ним формируется топографическое зрение. Другой - закулисный, так называемый. рентгеновский рисунок. Это изображение - как в театре, объекты перекрываются. Существует кризис между одиннадцатью и пятнадцатью годами.

Мы не заинтересованы в мертвой природе бутылок, фруктов и драпировок. Существует много эскизов природы, пейзажных рисунков и работы воображения, которые заменяются реализмом. Пространство выражается в виде линейной и воздушной перспективы, а цвет - тонизирован. Молодые люди, чьи интересы сосредоточены на пластмассах, входят в период интеллектуального реализма, развивая воображение и творческое мышление. Опять же, работы молодежи отражают их личность, они становятся динамичными и капризными. Сознательная деформация форм, абстрактных цветов и хорошо продуманных композиций приходит к голосу одаренной молодежи.

ОСНОВЫ РИСУНКА

*

НАТЮРМОРТ




Натюрморт - слово французское (nature morte - в буквальном смысле означает «мертвая природа»). Натюрморт является одним из жанров изобразительного искусства, в основе которого лежит изображение неодушевленных предметов.
Рисунок - вид искусства и самый древний вид графики. Это средство мышления, познания человеком окружающего мира и образного отражения этого мира, самая высокоразвитая форма человеческого труда.
Рисунок лежит в основе всех видов изобразительного искусства и является ведущей дисциплиной в системе художественного образования. Рисунок -ядро, главный элемент конструкции любого вида изобразительного искусства (рис. 1.1).

Натюрморт, изучение форм по своей природе, структурные составы со счетами: дерево, металл, стекло, плетение - 12 тем. Архитектура сельского поселения. Коттеджи, церкви, деревянные церкви - 11 тем городского планирования, орнитологов, деревянных поселений, заработной платы и сельских рынков 7 тем. Техника производства: карандаш, перо и акварель для дополнительных групп.

Древняя архитектура мира и Европы

Польская архитектура с 10-го века до современной архитектуры Вроцлава и Гданьска. Древний Египет, Рим, Греция, Месопотамия, Ассирия и южноамериканские архитектурные достижения 27 тем. Пространственные формы, сплошная инфильтрация, зеркальное отражение, движение, метаморфоза, вращение 46 тем.

Иллюстрации литературных текстов

Иллюстрации для классики польской архитектуры, содержащиеся в классике поэзии и прозы. Иллюстрация городских пейзажей, персонажей, автомобилей, городской зелени - 19 тем элементы малой архитектуры, скамейки, сиденья с фонарями, управление городской площадью, площади и рельсы - 11 тем.

Архитектурный дизайн

Проекты простых архитектурных форм, элементы городского пространства, архитектурные объекты, игровые площадки, места, мосты, туристические приюты и т.д. 56 тем. Акварельные работы, нетипичные кадры, архитектурные зеленые, сады, памятники и свет.

Проекты архитектурных форм

Для выполнения своих собственных конструкций пресс-форм, чтобы соответствовать требованиям письменных инструкций. Задачи представляют формулу для вступительных экзаменов. функция, форма, эстетика и хорошее рисование.

Абстрактные архитектурные формы - дизайн

Часть курса, посвященная абстрактному дизайну форм, Идея классов - играть в форму, форму и структуру объекта, придавая ему свой индивидуальный смысл и стиль. Папиропластика и моделирование архитектуры. Часть курса, посвященного созданию макетов для проектных задач, обрабатываемых как задачи рисования. Материалом для работы являются брикеты, бальза, пена и другие пластмассовые компоненты. Задача завершить в классе - создать шедевр для вашего собственного архитектурного и абстрактного дизайна. Предмет акта реализуется исключительно на семинарах со студентами и взрослыми в дополнительных классах. 18 пейзажных тем, основанных на картинах мастеров, Дуда-Грача, Ивана Сыскина и других. Из-за климата первые произведения природы происходят весной на улице в Казимеже и Яновеце. 6 тем.

Мы готовим портфель для Академии

  • Самые большие имена архитектуры: Фостер, Хадид, Гери, Корбюзье, Райт - 44 темы.
  • Рассказы об архитектуре, легендарные мифы - 14 тем.
  • Быстрые зарисовки, впечатление лишено истощения затенения.
  • Задачи частично более обоснованы, чем рисование.
  • Интересный дизайн, это успех на экзамене.
  • Мы рисуем акриловые персонажи по своей природе.
  • Полная работа.
  • В течение этого периода мы особенно ориентированы на модели и модели.
В этом году все папки были приняты со счетом более 8 очков в 10, и наш студент Томаш Стельмаски перешел на 1-ю позицию в Варшаве, студия была единственной с максимальным счетом 10 баллов.

Рис. 1.1. Ленеарно-конструктивное решение натюрморта

Форма рисунка - это изображение, начертание на плоскости. Но познаваемый мир не плоскость, а трехмерное пространство. Все предметы этого мира трехмерны, они объемны, как и сам мир.
Цель рисунка - передать в двухмерном пространстве плоскости трехмерный объем. В основе обучения рисунку стоит задача развития способности мыслить объемами в пространстве и видеть сложность мира через простые понятия (рис. 1.2).



Рис. 1.2. Конструкция предметов быта

РИСУНОК
(бывает)

Учебным Краткосрочным Линейным


Творческим Техническим Тональным


Для работы над учебным рисунком натюрморта из геометрических тел нам необходимы такие материалы, как карандаш, резинка и бумага.
Карандаши используют твердо-мягкие и остро заточенные. Резинка должна быть мягкая и поделенная на две части по диагонали (эта операция дает две резинки с острыми углами). Резинка является таким же важным инструментом, как и карандаш. Бумага подбирается гладкой и высокой плотности, формата А2, A3.
Карандаши графитовые дифференцируются по твердости и обозначаются буквами Т (Н), ТМ (НВ), М (В) с цифровым показателем перед буквой. Степень мягкости карандашей обозначают буквой М, 2М, ЗМ и так далее. Степень твердости обозначают буквой «Т».
В качестве оборудования используется мольберт, на котором крепится лист бумаги таким образом, чтобы луч вашего зрения был перпендикулярен к центру листа (стороны которого должны быть параллельны сторонам мольберта), (рис 1.3.).



Рис. 1.3. Положение руки и карандаша при рисовании за мольбертом

Рисуют стоя и на вытянутую руку. Можно выполнять рисунок и сидя, но тогда вы ограничиваете свои движения в пространстве около рисунка, потому что на рисунок полезно смотреть как можно чаще с расстояния, превышающего расстояние вытянутой руки. Когда вы рисуете с натуры, мольберт не должен перекрывать вам постановку; если рисуете правой рукой, то натюрморт вы должны видеть слева от мольберта.

Рис. 1.4. Положение руки и карандаша при рисовании:


а - при работе над маленьким рисунком; б - при работе над большим рисунком на наклонной доске;
в - при рисовании под острым углом к бумаге; г - неправильное положение руки

От положения карандаша в вашей руке зависит многое в рисунке (рис 1.4.). Начиная работу над рисунком, нельзя держать карандаш в руке, как ручку для письма. Потому что в таком случае при работе с большими пропорциональными отношениями, требующей определенной свободы движений за мольбертом, вам никогда не провести прямую и ровную линию кисть руки скована и ограничена в движениях.
Карандаш нужно держать так, чтобы движения руки не были стеснены. В начале работы его нужно держать дальше от заточенной части. Это даст возможность делать быстрые и длинные штрихи, необходимые в начальной стадии выполнения рисунка, а также позволит все время видеть поле изображения. По мере продвижения работы над рисунком, к моменту окончания и уточнения формы изображаемых предметов, карандаш в руке передвигают так, чтобы его заточенная часть была ближе к пальцам. Так вырабатывается твердость руки для проведения точных штрихов и проработки мелких деталей.

§ 2. Линия и штрих


Искусство рисунка, как и любое другое, имеет свой образный язык. К основным художественно-выразительным средствам рисунка относятся: линия, пятно, штрих, светотень, тон. С помощью этих средств художники передают свое восприятие мира, делятся со зрителем тем, как они осмыслили и оценили увиденное.
Линия - это главное выразительное средство рисунка. Линия художника отличается от чертежной. Ее эмоциональная палитра разнообразна: она может быть тонкой, изысканной и жесткой, колючей, угловатой, может быть решительной, смелой, порывистой и неуверенной, робкой.
Линия также может иметь пространственный характер: она то усиливается, то ослабевает или совсем исчезает, а потом снова появляется и звучит во всю силу карандаша. Применение разных по характеру линий дает художнику возможность решать пластические и пространственные задачи.
Начиная учиться рисовать, прежде всего нужно усвоить технические приемы владения карандашом, которые будут способствовать успешному усвоению практики изобразительнойграмоты.Начальные упражнения напоминаютфизическиеу-пражнения. Они развивают динамику и укрепляют мелкие мышцы кисти руки для определенной, требующей точности, длительной работы во время рисования. Не следует думать, что, проделав несколько раз эти упражнения, можно считать себя подготовленным.



Рис. 1.5. Упражнения на постановку руки.

а - прямые вертикальные линии;

б - примые горизональные линии;

в - прямые горигонтальные и вертикальные линии;
г - прямые диогональные линии в направлении с верху вниз;
д - прямые диогональные линии в направлении с низу верх;
е - прямые диогональные линии в направлении с низу верх и с верху вниз;
ж - горизонтальная волнистая линия с утолщением;
з - диогональные волнистые линии с утолщением в направлении с низу верх;
и - диогональные волнистые линии с утолщением в направлении с верху вниз;

Рисование начинают с выполнения простейших упражнений, которые помогут развить навыки начертания различных линий и овладеть техникой рисунка.



Рис. 1.6. Упражнения на передачу различного характера линий

Цель упражнений - развитие глазомера, приобретение навыков свободных и плавных движений руки рисующего при нанесении линий на бумагу во всех направлениях. Линии как главное средство для изображения предмета должны быть выразительными, разнообразными по толщине и кривизне, а также рационально использоваться в рисунке. Следует вырабатывать такой навык, чтобы линию проводить одним общим движением, что способствует выполнению быстрого, точного и выразительного рисунка. С этой целью упражнения подготовительного характера и первые рисунки необходимо выполнять от руки, на глаз (рис 1.5, 1.6.).


Штрих - это относительно короткие линии. Накапливаясь в одном месте больше, в других меньше, они создают различный тон на рисунках. Различное насыщение частей рисунка штрихами дает возможность выявить объем и форму изображаемого предмета.



Рис. 1.7. Пример нанисения штриха

Ровное покрытие достигается штриховкой одинаковой светлоты с постоянным интервалом, например, по диагонали квадрата. Для усиления тона первый слой карандаша можно перекрыть вторым - в другом направлении (рис 1.7.).

Добиться плавных переходов от темного к светлому и обратно можно двумя путями: смягчением границ тонов различной силы посредством растушевки или в один прием - постепенным изменением нажима грифеля и расстояния между штрихами (рис.1.8.).




Рис. 1.8. Распределение тональности на листе

Характер нанесения штриха согласовывается с формой предмета, что способствует не только выявлению формы на рисунке, но и подчеркиванию конструкции предмета. Всякий штрих случайного направления, положенный не по форме, выглядит на рисунке инородным, мешает изображению формы (рис 1.9.).


Рис. 1.9. Направления штрихов при выявлении объемов форм


Рисунок наглядно иллюстрирует, как штрихи, согласуясь с линиями, образующими форму тел вращения, принадлежат поверхности предметов и, следовательно, выразительно подчеркивают их форму.
Штрихи по форме могут быть в виде спиралей, перпендикулярных оси вращения предмета (сосуда).
В одном рисунке могут использоваться оба направления штрихов. Косое направление штрихов по форме целесообразно применять, например при рисовании шара. Для изображения плоских поверхностей (граненых предметов) применяются прямолинейные штрихи, для изображения кривых поверхностей - криволинейные.
При выборе штрихов учитывается относительное расположение предметов в глубине изображаемого пространства: близкое расположение штрихов друг к другу делает пятно более воздушным, отступающим в глубину; расположение штрихов с небольшими просветами с большей силой нажима увеличивает контраст между штрихами и просветами и по сравнению с первым случаем выдвигает пятно на передний план; расположение штрихов еще резче и с более четкими просветами между ними увеличивает еще больше контраст, усиливает энергичность штрихов, из-за чего все пятно выдвигается еще ближе.
При выполнении рисунка какой-либо постановки учитываются не только расположение предметов по глубине относительно рисующего, но и их окраска, освещенность, воздушная перспектива, дающие определенный тон, а также материал и фактура поверхности. Более сильные, контрастные средства используются для выражения переднего плана. Предметы, находящиеся на переднем плане, имеют более контрастную, резкую штриховку с более широкими просветами. Протяженные поверхности и тоновые пятна рекомендуется покрывать поперечными штрихами. В тоновом рисунке толщина и характер штрихов могут быть различными в зависимости от степени выявления той или иной поверхности предмета.
Следует отметить, что излишне жесткая и редкая (с большими просветами), пересекающаяся под большим углом штриховка, придает рисунку неприятный «проволочно-сетчатый» характер, разрушает поверхность изображенных предметов.

§ 3. Понятие о перспективе


Линейная перспектива - точная наука, которая учит нас изображать на плоскости предметы видимого мира в соответствии с кажущимся изменением их величины, очертаний и четкости, обусловленных степенью отдаленности от точки наблюдения.
«Перспектива» (от латинского«perspicere») в переводе означает «смотреть сквозь, правильно видеть».
Воздушная перспектива характеризуется исчезновением четкости и ясности очертаний предметов по мере их удаления от глаз наблюдателя.
Перспектива квадрата и круга. Квадрат в перспективе будет представлять собой либо трапецию, если две его стороны параллельны картинной плоскости, либо неправильный четырехугольник, если плоскость квадрата расположена под случайным углом (рис 1.10.). В первом случае две стороны квадрата будут параллельны линии горизонта, а стороны, идущие вглубь, сойдутся в центральной точке схода P, (а). Во втором случае стороны квадрата будут направлены в точки схода F, и F2, расположенные справа и слева от центральной (б), (рис 1.10.).




Рис. 1.10. Перспектива квадрата

Круг в перспективе имеет вид эллипса. Чем ближе к линии горизонта, тем уже становится эллипс, а при совпадении с линией горизонта он превращается в прямую линию. При построении перспективы окружности следует обратить внимание на то, что передняя половина окружности будет больше, а задняя меньше (рис 1.11.).




Рис. 1.11. Перспектива круга


Незнание законов перспективы в работе над рисунком с натуры и без нее, как правило, приводит к явным и порой невероятно нелогичным нарушениям в рисунке. На рисунке (1.12), геометрические тела изображены неправильно, в так называемой обратной перспективе, а также в чрезмерном перспективном искажении (рис 1.12.).





Рис. 1.12. Ошибки при рисовании геометрических тел


Точка зрения - от глаз рисующего. Прежде чем приступить к изображению предмета на листе бумаги, необходимо выбрать точку зрения, т.е. найти место, откуда будет выполняться рисунок с натуры. Точка зрения и место нахождения в процессе рисования с натуры должны оставаться неизменными. Выбранная точка зрения устанав ливает практическую связь между изображаемым предметом и рисующим.
Предметная плоскость - горизонтальная плоскость, накоторой располагаются натура, картина и рисующий. Предметной плоскостью называют еще горизонтальную поверхность стола или специальной подставки, на которых расположен изображаемый предмет (рис 1.13.).



Рис. 1.13. Перспектива уходящих в даль рельс

Картинная плоскость - воображаемая прозрачная вертикальная плоскость, поставленная под прямым углом к направлению взгляда и расположенная между изображаемым предметом и рисующим. Картинной плоскостью называют еще плоский лист бумаги или холст, на котором изображают предмет, пишут картину.
Линия горизонта - линия пересечения картинной плоскости с плоскостью горизонта. Линия горизонта всегда находится на уровне глаз рисующего.


§ 5. Перспектива плоскости


Положим на стол картонный прямоугольник так, чтобы одна сторона его была параллельна линии горизонта.
Прежде всего с помощью карандаша (способом визирования) определим пропорции лежащей фигуры: что меньше- длина (горизонтальное направление) или ширина (измеряется по вертикали).
На бумагу легкими линиями сначала наносят ближнюю сторону, на которой отмечают длину, а затем параллельно ей дальнюю - на расстоянии, определяемом на глаз. Пропорции длины и ширины нужно передать на рисунке точно.
Чтобы определить направление боковых сторон, надо, держа карандаш вертикально в вытянутой руке, навести его поочередно на крайние точки ближней стороны прямоугольника и запомнить величину углов между карандашом и боковыми сторонами. Эти углы и строят на рисунке. При продолжении линий боковых сторон они, естественно, пересекутся в одной точке на линии горизонта.
Изменим теперь положение картонного прямоугольника: закрепим его в вертикальном положении. Глядя на него чуть сбоку, повторим упражнение. Построение, очевидно, аналогично предыдущему, но для определения углов карандаш нужно уже держать горизонтально.
Далее повернем лежащий прямоугольник одним из углов на себя.
На листе бумаги отмечаем точку, определяющую вершину ближнего к нам угла. Угол наклона сторон прямоугольника проверяем с помощью карандаша, держа его в вытянутой руке горизонтально. Наводим карандаш на вершину картонного прямоугольника и, когда поверхность карандаша совпадет с вершиной указанного угла, запоминаем величины углов наклона сторон прямоугольника (а), (рис 1.14.).



Рис. 1.14. Последовательность рисования с натуры прямоугольника

На рисунке легко наносим вспомогательную горизонтальную линию, проходящую через отмеченную точку вершины, и проводим линии сторон прямоугольника, фиксируя величины углов наклона (б).
Когда направления сторон найдены, на соответствующих линиях отмечаем точками длину левой и правой сторон, после чего проводим дальние две стороны. Взаимно параллельные линии сторон прямоугольника будут пересекаться в двух точках схода, справа и слева на линии горизонта. На рисунке эти точки схода лежат за пределами листа бумаги; поэтому, намечая стороны прямоугольника, направляем их в предполагаемое место точек схода, продолжая линии сторон насколько возможно (в) (рис 1.14.).
Чтобы выразительнее передать иллюзию пространства в линейном рисунке прямоугольника, нанесем яркий штрих у вершины ближайшего угла, а затем ослабим линии по мере их удаления в глубину (г) (рис 1.14.).
Перспективное построение прямоугольника следует повторить несколько раз, меняя углы наклона и положение линии горизонта.
Принцип перспективного построения треугольника и шестиугольника тот же, что и прямоугольника, но здесь при выполнении рисунка используются дополнительные вспомогательные линии насамих фигур ах, помогающие уяснить конструкцию последних (рис 1.15, 1.16.).



Рис. 1.14. Последовательность рисования с натуры прямоугольника Рис. 1.15. Этапы рисования шестиугольника с натуры

В треугольнике это высота, в шестиугольнике - параллельные линии, соединяющие противоположные вершины и образующие вместе с соответствующими сторонами прямоугольник, затем диагонали указанного прямоугольника, определяющие центр фигуры, линия, проходящая через центр, на которой лежат оставшиеся две вершины шестиугольника. При построении следует учитывать перспективное сокращение - отрезков одинаковой длины при удалении их в глубину.


Рис. 1.16. Этапы рисования треугольника с натуры

Изучив способы перспективного построения на рисунке плоских фигур, можно перейти к рисованию объемных тел, ограниченных со всех сторон плоскостями, которые являются гранями этих тел.

§ 6. Рисование куба



Рис. 1.17. Перспектива плоскости основания куба

Чтобы избежать механической перерисовки только той части предмета, которую мы видим, любой объект рисования надо изучать со всех сторон, надо понять его конструкцию. На рисунке предмет необходимо строить объемно, изображая и видимые, и невидимые части, определяющие его форму (рис 1.17.).

Рассмотрим последовательность выполнения рисунка куба (рис 1.18.).


1. Рисунок начинают с композиционного размещения предмета на листе. Изображение намечают легкими линиями с боков, сверху и снизу. С учетом ракурса, пропорции и перспективы находят и определяют основные конструктивные точки вершин углов куба.


2. С учетом перспективных сокращений по конструктивным точкам вершин углов намечают общую форму конструкции куба.


3. Уточняют пропорции и перспективное построение объемно-пространственной формы куба. Определяют границы собственной и падающей теней.


4. С помощью светотональных отношений выявляют объемную форму куба. Наносят собственные и падающие тени. Определяют фон.


5. Полная тональная проработка формы. Работа светотональными отношениями: свет, тень, полутень и рефлекс.

6. Подведение итогов. Проверка и обобщение рисунка (цельность).





Рис. 1.18. Последовательность работы над рисунком куба

§ 7. Рисование призмы

Продолжая рассматривать принципы построения конструкции объемных тел, необходимо ознакомиться с изображением геометрических форм (1.19.) гранных предметов (трехгранная и шестигранная призмы).




Рис. 1.19. Разновидности призм

Трехгранная призма характеризуется шестью точками пространственных углов оснований и тремя линиями ребер.
Ось призмы определяется линиями, проведенными от пространственных углов оснований перпендикулярно к ее противоположным сторонам. Из точек их пересечения проводят вертикальную линию, которая и будет осью призмы. При построении трехгранной призмы необходимо правильно выбрать точку зрения. Предмет должен быть изображен таким образом, чтобы он выглядел трехмерным, с двумя видимыми плоскостями и передним ребром, несколько смещенным в сторону. Трехгранная призма при таком повороте будет наиболее выразительна, объемна и целесообразна при условии, что предмет расположен в оптимальном перспективном ракурсе.
Большие трудности испытывают студенты при определении величин отрезков граней в перспективном ракурсе на основании призмы (рис 1.20.).



Рис. 1.20. Рисование трехгранной призмы

Чтобы избежать ошибок, рекомендуется использовать дополнительную окружность (в плане, вид сверху), на которой, в соответствии с видимым положением предмета, точно определяются пространственные углы основания призмы. Таким образом, для правильного изображения призматических форм необходимо построить цилиндрическую схему с последующим построением в ней гранных форм.
Построение трехгранной призмы следует начинать с проведения горизонтальной линии (она должна быть проведена строго горизонтально). Это дает возможность правильно определить положение поверхности оснований призмы по отношению к оси тела. После чего следует провести вертикальную осевую линию. Отмечая радиус основания, нарисовать окружность (эллипс) в перспективном ракурсе.

Для правильного определения пространственных точек углов основания на эллипсе необходимо над ним, в соответствии с радиусом эллипса, по одной оси нарисовать круг. Рисуя его, проверить, насколько правильно он нарисован, так как на искаженном круге невозможно будет точно определить пространственные точки и величины отрезков граней. От того, как верно они определены на круге, во многом будет зависеть правильность изображения поверхности основания призмы и всего предмета в целом.
Точно определив на круге видимое положение точек пространственных углов основания призмы, перенесите их на эллипс. Для определения ее верхнего основания следует повторить рисунок эллипса, после чего, соединяя вертикальными линиями ребер пространственные точки оснований, получают построение изображения трехгранной призмы. На перспективном изображении призмы окружность (эллипс) нижнего основания должна быть несколько шире верхней.
Производя построение предмета на плоскости, следует строго соблюдать пропорции и перспективу. Для большей выразительности ее объёмно-пространственной характеристики следует выделить ближние края формы более контрастными линиями, ослабляя и смягчая их по мере удаления. Во время продолжительного, многочасового занятия рисунком можно постепенно избавиться от всех вспомогательных линий. Рисунок в процессе построения следует выполнять легким нажимом карандаша на бумагу, с тем, чтобы по мере уточнения изображения можно было корректировать и удалять ненужное.


Рис. 1.21. Последовательность работы над рисунком шестигранной призмы

Шестигранная призма - форма характеризуется двенадцатью точками пространственных углов основания и шестью линиями ребер (1.21.).
Ее ось определяется линиями, проведенными от противоположных пространственных углов основания, где точка их пересечения будет центром, через который проходит ось призмы. Для правильного определения ее пространственных углов, так же, как и при построении трехгранной призмы, необходимо начинать работу с построения эллипса и окружности под ним. В соответствии с видимым положением предмета при данной точке зрения следует правильно определить на окружности точки пространственных углов правильного шестигранника. Необходимо обратить внимание на поворот призмы, не следует рисовать шестигранную призму при симметричном расположении ее плоскостей. Поэтому при выборе места рисования нужно сесть так, чтобы предмет выглядел наиболее выразительно, объемно, как, например, показано на рисунке с права.
Перспективное построение шестигранной призмы производят тем же способом, как и при изображении трехгранной призмы. Сложность состоит в правильном определении с видимого положения перспективно сокращенных граней, их пропорциональных отношений. В этом случае также следует пользоваться вспомогательной окружностью в плане у нижнего основания призмы, как показано на рисунке с права. Построив окружность основания призмы, нужно определить шесть пространственных углов по окружности. При этом важно правильно отложить равные отрезки с учетом поворота призмы, т.е. с видимого положения. Соединяя точки легкими линиями, необходимо проследить за параллельностью противоположных сторон. Получив точки пространственных углов основания, так же, как и в первом случае, следует перенести их на нижнее основание эллипса. Необходимо отметить, что при переносе пространственныхуглов на основание эллипса учитывают перспективное сокращение его дальней половины, хотя эти изменения и несущественны. Главное, не допустить обратной перспективы.
Соединив линиями все точки на основаниях, приступают к проверке выполненных работ. Замеченные ошибки, не откладывая, исправляют. В целях достижения наибольшей выразительности изображения пространственной формы нужно ближние вертикальные и горизонтальные линии ребер усилить, а дальние - ослабить. При необходимости про-должения работы над рисунком следует избавиться от вспомогательных линий построения при помощи ластика.

Трехгранная пирамида - форма характеризуется тремя точками пространственных углов основания, точкой вершины и шестью линиями ребер.
Для правильного изображения пирамиды рисунок следует начинать с построения ее основания, что аналогично построению призматической формы. Соединив точки пространственных углов основания линиями, необходимо найти конструктивную ось пирамиды и точку ее вершины.
Положение конструктивной оси определяется линиями, проведенными от пространственных углов основания перпендикулярно к его сторонам. От точки пересечения проводят вертикальную линию. Затем необходимо определить положение точки вершины пирамиды на осевой линии, что осуществляется в соответствии-спропорциональной величиной высоты натурной модели. После чего следует соединить вершину с пространственными углами основания.

Четырехгранная пирамида , в отличие от трехгранной, характеризуется четырьмя точками пространственных углов основания, точкой вершины и восемью линиями ребер (рис 1.22.).
Конструктивная ось пирамиды, аналогично трехгранной, определяется соединением линиями их противоположных пространственных углов. Из точки пересечения проводят вертикальную (осевую) линию, на которой должна быть обозначена точка вершины пирамиды.



Рис. 1.22. Последовательность работы над рисунком четырехгранной пирамиды

§ 8. Рисование тел вращения


Тела вращения характеризуются осью, радиусами оснований и конструктивными точками образующей поверхности тел. Чтобы лучше разобраться в принципах конструктивного построения формы цилиндра и конуса, следует обратить внимание, где они изображены в виде прозрачных проволочных моделей. На рисунках ясно выражены конструктивная основа и объемно-пространственная характеристика формы предметов (рис 1.23.).



Рис. 1.23. Разновидности сферических тел вращения

Задача состоит в том, чтобы научиться грамотно и правильно изображать их на плоскости. Для этого необходимо усвоить основные принципы и способы конструктивного построения таких изображений.
Прежде чем перейти к построению тел вращения необходимо обратить внимание на одно обстоятельство.
В изображении тел вращения одним из наиболее сложных элементов является рисование окружностей их оснований в перспективе. Для наглядности приведен пример на рисунке (1.24.), где показаны типичные ошибки, допускаемые студентами при рисовании оснований цилиндров.



Рис. 1.24. Ошибки часто встречаемые при рисовании окружностей предметов



Рис. 1.25. Перспектива окружности

Так, основание первого представляет собой фигуру из двух дуг, образующих при пересечении острые углы по краям, из-за чего отсутствует впечатление круга в ракурсе. Во избежание подобных ошибок, попробуем выполнить следующую работу (рис 1.25.). Вырежем из картона круг, вставим по его краям симметрично две кнопки с пластмассовой головкой. Затем, держа большим и указательным пальцами головки кнопок, рассмотрим круг в разных наклонных положениях. Вращая его вдоль оси, мы увидим, как окружность изменяет форму, превращаясь из круга в более узкую фигуру. Но как бы мы ни поворачивали круг, он никогда не образует углов, а принимает форму замкнутой кривой с плавным изгибом очертаний боковых контуров. Для примера рассмотрим рисунок колец, расположенных в разном перспективном ракурсе на рисунке с права. В зависимости от положенияколецвракурсе,и хформапостепенно изменяется. Чем выше линия горизонта, тем больше расширяется кольцо (круг, окружность) и наоборот, по мере приближения к линии горизонта кольцо сужается, превращаясь постепенно в форму в виде прямой линии, когда линия горизонта (уровень глаза) окажется на одном уровне с кольцом.
При низком расположении линии горизонта изменение форм колец происходит точно таким же образом, как и в первом случае. Внимания заслуживает положение кольца на уровне глаз наблюдателя, когда оно представляет собой прямую линию. В этом случае не только кольцо, но и любая горизонтальная плоскость будет видна как прямая линия, причем не только при горизонтальном, но и вертикальном, и наклонном их положении.


Рассмотрев и изучив окружности и их изменения в перспективном ракурсе, можно перейти к способам и приемам изображения окружностей на плоскости (рис 1.26.).



Рис. 1.26. Последовательность работы над рисунком перспективного построения эллипса

Окружность - это замкнутая геометрическая линия, все точки которой стоят от центра на равном расстоянии.
Эллипс - это замкнутая кривая линия, которая строится на двух взаимно перпендикулярных осях: большой - горизонтальной и малой - вертикальной, делящих друг друга пополам в точке пересечения.
В рисунке под эллипсом следует понимать перспективное изображение окружности, где нет углов, а есть плавный переход от ближней части к дальней (рис 1.27.).



Рис. 1.27. Перспективное построение элипса

Для правильного перспективного построения эллипса необходимо рассмотреть способы и приемы изображения квадрата с окружностью на плоскости, используя для этого перспективно лежащий квадрат и его диагонали, на которых отмечаются дополнительные точки. Построение эллипса есть начальный этап работы над построением цилиндра и других тел вращения в вертикальном положении на горизонтальной плоскости.



§ 9. Рисование цилиндра

Цилиндр - геометрическое тело, форма которого состоит из трех поверхностей: двух одинаковых по форме плоских кругов и одной, образующей форму, цилиндрической поверхности (рис 1.28.).



Рис. 1.28. Перспективное построение цилиндр

Изображение цилиндра следует начинать с определении основных пропорциональных величин - диаметра оснований и высоты (рис 1.29.).
Построение плоскостей кругов оснований производят тем же способом, что и при изображении окружностей - вписыванием в квадрат.
Ось вращения тела (ось цилиндра) всегда перпендикулярна к плоскостям кругов основания. При прорисовывании окружности в квадратах их вертикальные и горизонтальные оси попадают своими концами в середины сторон квадрата, т.е. в точки касания окружности со сторонами поверхности цилиндра.
Рассматривая форму каркаса цилиндра, видим, что нижнее основание шире верхнего, следовательно, ближняя высота поверхности цилиндра больше, чем дальняя. Ихраз личия обусловлены перспективной закономерностью. При этом необходимо заметить, что чрезмерно широкое нижнее основание цилиндра не способствует правильному и убедительному построению рисунка цилиндра. Поэтому ширина нижнего эллипса относительно верхнего должна быть чуть больше, равно как при наблюдении цилиндра с дальней точки зрения, а не с ближней.
При изображении окружностей оснований эллипса на гипсовом цилиндре его нижнее основание следует прорисовывать насквозь, т.е. видимым, с последующим его удалением для продолжения работы с помощью светотеней. Это даст возможность проследить за различиями в размерах оснований.
Завершив перспективное построение окружностей оснований цилиндра, приступайте к прорисовке краев формы образующей поверхности, соединяющей оба круга. При этом линии не должны быть чрезмерно контрастными, так как они находятся дальше, чем ближние поверхности цилиндра - ближние края эллипса и его изображающая поверхность. Однако без усиления линий ближних краев оснований получить в рисунке достаточное впечатление объемно-пространственной формы невозможно.



По окончании работы над построением рисунка цилиндра необходим; приступить к его проверке. Проверять следует, отходя от своего места на расстояние не менее 2-4 м, в зависимости от размера рисунка. Чем больше его размер, тем с большего расстояния его следует рассматривать.
Внимательно проверив допущенные в процессе работы ошибки, их следует, не откладывая, исправить.
Изображение цилиндра в горизонтальном положении имеет свои особенности в отличие от построения цилиндра в вертикальном положении. Это обусловлено его цилиндрической образующей поверхностью, связывающей между собой оба круглых основания цилиндра. Для примера рассмотрим каркас цилиндра.



Рис. 1.29. Последовательность рисования цилиндра




Цилиндр в горизонтальном положении можно строить на основе прямоугольной призмы (рис 1.30.).


1.30. Последовательность построения лежащего цилиндра

Это облегчает объемно-пространственное и конструктивное построение цилиндра, позволяет правильно определить ось вращения по отношению к оси эллипса и, следовательно, правильно строить окружности оснований (эллипсы). Определив линию горизонта и положение предмета в пространстве относительно угла зрения (в этом случае цилиндр находится несколько сбоку, а точка зрения выше цилиндра), нужно наметить его местоположение. При построении очень важно правильно определить углы горизонтальных направлений предмета на плоскости, поэтому изображение призмы начинают с построения ее основания, у которого все стороны попарно равны высоте цилиндра и диаметру оснований окружностей (рис 1.31.). В последующем эта призма будет служить каркасом для построения цилиндра в горизонтальном положении.



Рис. 1.31. Перспективное сокращение окружности основания лежащих предметов

Построение призмы производят с ближайших к нам точек на пересечении сторон параллелепипеда. В соответствии с положением предмета нужно наметить горизонтальную, уходящую по направлению к точкам схода линию основания сторон призмы. Направления этих двух основных линий, идущих к точкам схода, должны определять основу для правильного построения призмы, а затем - цилиндра.

§ 10. Рисование конуса

Конус определяется радиусом окружности основания и точкой вершины, поэтому при его построении, так же, как и при по- строении конструкции цилиндра, работу следует начинать с построения окружностей оснований в перспективном ракурсе.
Построив окружность (эллипс) основания конуса, необходимо определить его вершину (рис 1.32.).


Рис. 1.32. Перспективное построение конуса

Для чего от центра основания эллипса проводят вверх вертикальную линию - ось вращения, перпендикулярную к большой оси эллипса. Следует напомнить студентам, что ось вращения и есть ось конуса, которая, независимо от положения в пространстве относительно угла зрения рисующего, всегда перпендикулярна к кругу основания конуса. Определив ось конуса с учетом его пропорции, отмечают точкой его вершину. После этого на окружности основания симметрично намечают пространственные точки образующей и соединяют их с точкой вершины конуса.

§11. Рисование шара



Рис. 1.33. Последовательность рисования шара

Шар имеет замкнутую сферическую поверхность, особенность строения которой аключается в том, что все ее конструктивные точки находятся на равном удалении от центра. Таким образом, поверхность шара рассматривается как форма, образованная вращением окружностей (образующих) вокруг оси (диаметра), Линейно-конструктивное построение шара не представляет особой сложности, значительно сложнее выявить его форму светотенью (рис 1.33.). На рисунке с низу наглядно показаны приемы и методы построения шара с двумя и более образующими, поэтому останавливаться на них нет необходимости.



Рис. 1.34. Линейно-конструктивное построение шара

Для построения достаточно ограничиться двумя тремя пересекающимися образующими. Отложив от центра радиусы шара, проводят замкнутую кривую - контур шара, после чего можно приступить к лепке его формы светотенью, удалив предварительно вспомогательные линии построения (рис 1.34.).

§ 12. Рисование группы геометрических тел


Рис. 1.35. Последовательное рисование группы геометрических тел

Этапы рисования геометрических тел группы (рис 1.35.):

I этап.
Компоновка, размещение группы предметов на плоскости листа.
Наметив на листе бумаги местоположение группы предметов, следует приступить к определению размеров отдельных предметов. Соотнося их друг с другом с учетом взаимного расположения, следует наметить легкими линиями основные контуры предметов.

II этап.
Перспективное построение конструкций объемных тел.
Строя изображение предметов в перспективе, важно уделять особое внимание пропорциональному соотношению частей предметов между собой и с целым, так как правильно взятые пропорции в рисунке во многом предопределяют исход всей работы над построением изображения и всего рисунка в целом. Чтобы проследить за ходом построения отдельного предмета, нужно прорисовывать легкими линиями все его основные очертания, а затем нанести на теневые участки легкую светотень, тем самым подготавливая рисунок к полной светотональной проработке форм.
Прежде чем перейти к светотональной проработке форм, необходимо проверить правильность решения предыдущих этапов работы. От того, насколько правильно построен и подготовлен рисунок к завершающему этапу, будет зависеть дальнейший ход работы. По мере завершения двух первых этапов работы не следует считать рисунок окончательным и безошибочным, так как в процессе рисования, как правило, допускаются те или иные ошибки. Поэтому переходить к детальной проработке форм следует, исправив ошибки и еще раз проверив пропорции, построение и перспективу.

III этап.
Светотеневая проработка форм и подведение итогов работы.
Данный этап можно отнести к одним из самых трудоемких и длительных, когда студенту предстоит довести рисунок до определенной степени завершенности, применяя все свои знания и умения практического выражения характера формы светотенью.


§ 13. Рисование драпировки



Рис. 1.36. Рисунок драпировки (тональное решение): 1- свет; 2 - полутон; 3 - собственная тень; 4 - рефлекс; 5 - падающая тень

Драпировка - это ткань, наброшенная на предмет или закрепленная на плоскости в одной или нескольких точках, спадающая вниз и образующая различные складки (рис 1.36.)



Рис. 1.37. Последовательность рисования драпировки


Рисуя ткань, закрепленную в двух точках опоры на вертикальной плоскости, прежде всего необходимо проследить, как образуются складки. Главные складки идут от опорных точек вертикально вниз и имеют вид конусов, а между ними образуются дугообразные складки.
В рисовании драпировки сохраняется та же последовательность, что и в предыдущих учебных рисунках: после общей компоновки на листе намечаем направление складок (рис, 1.37, а), строим форму, состоящую из выпуклых и углубленных частей ткани (рис. 1.37, б); далее приступаем к выявлению формы складок при помощи светотени (рис. 1.37, в). При тональной разработке складок штрих лучше всего класть по форме их движения, а в углублениях - вдоль натяжения поверхности ткани.



Рис. 1.38. Перспективное построение цилиндра

После освоения рисунка простых геометрических тел и в соответствии принципами «от простого к сложному» и «от общего к частному» следует перейти к рисованию более сложных форм. К ним, прежде всего, следует отнести предметы быта, такие, как мебель, ящики, коробки, телевизоры, холильники, книги, посуда и многое дргое. Бытовые предметы, простые ясные по форме и конструкции, наиболее близки в своей основе к простым геометрическим телам. Геометрические тела: шар, куб, призма, цилиндр, конус, пирамида - составляют основу строения любых сложных форм (рис 1.39.).

Первый этап.
Композиционно разместить рисунок на плоскости листа. Провести среднюю линию и наметить на ней соотношение высот горлышка, тулова и основания крынки. Провести через намеченные отрезки высот горизонтальные линии, на которых отмея-ить симметрично относительно серединной линии ширину горлышка, основания и самой широкой части тулова крынки. По опорным точкам наметить общий контур (рис 1.38, а).
Второй этап.
В соответствии с законами линейной перспективы прорисовываем овалы основания крынки, самого широкого места тулова, верхнего и нижнего основания горлышка. Наметим границу света и тени (рис 1.38, б).
Третий этап.
Переходим к передаче объема крынки светотенью. Штрихи следует накладывать по форме крынки. Необходимо показать самые светлые места (блики), постепенный переход от света к тени, тень и рефлексы. Закрывая тоном тень на большой форме крынки, важно подчеркнуть линии светораздела. При рисовании необходимо все время сравнивать риунок с натурой (рис 1.38, в).
Для закрепления знаний о законах линейной перспективы и понимания конструктивной основы различных объектов полезно выполнить рисунки простых предметов быта в различных поворотах и наклонах.


Рис. 1.39. Ленейно-конструктивные рисунки предметов быта

Ленейно - конструктивные рисунки. Принцип конструктивного рисунка предметов быта основан на анализе элементов, образующих его форму (соотношение частей предмета с простейшими геометрическими телами - цилиндром, шаром, конусом и т.д.). В качестве модели возьмем керамиче-скую крынку. Прежде чем приступить к рисованию крынки с натуры, следует проанализировать ее форму, т.е. рассмотреть из каких геометрических форм она состоитя.

§ 15. Рисование натюрморта

В изобразительном искусстве натюрмортом (франц. nature morte - мертвая природа) называют изображение различных предметов, размещенных, как правило, в реальной, бытовой среде и организованных в единую композиционную группу.
Рисование натюрморта следует начинать с предварительного анализа всей постановки. Для этого полезно рассмотреть ее с разных точек зрения и выбрать наиболее интересную. Также немалое значение имеет освещение натюрморта. Наиболее выразительно предметы будут выглядеть при верхнебоковом освещении.



Рис. 1.40. Последовательность рисования натюрморта

Весь процесс рисования натюрморта состоит из ряда этапов (рис 1.40.).

Первый этап.

Композиционное размещение рисунка на листе. Если вся постановка имеет большую протяженность в вертикальном направлении, то лист бумаги располагаем большей стороной по вертикали. Если натюрморт имеет одинаковую протяженность по вертикали и по горизонтали, целесообразно сделать несколько вариантов композиционного решения, размещая изображение в разных форматах, и наиболее выразительный вариант перенести на основной лист.

На этом этапе необходимо выделить композиционный центр, т.е. главный предмет в смысловом отношении. Остальные предметы натюрморта должны быть подчинены композиционному центру.

Начиная работу на основном листе, намечаем общую форму, в которую вписывается силуэт всего натюрморта, уточняем соотношения общих масс предметов и их пропорций (рис 1.40, а).

Второй этап.

Линейно-пространственное построение форм предметов с учетом их перспективного сокращения. При построении предметов постановки необходимо исходить из характера их форм и конструкций, учитывать изменения их форм в перспективе и пропорциональные соотношения предметов между собой и каждого предмета отдельно. На этом этапе следует прорисовывать как видимые, так и невидимые части предметов (рис 1.40, б).

Третий этап.
Выявление объемности предметов с помощью светотени. Передача объемности предметов, выявление пространственных планов и степени освещенности достигается, как нам уже известно, при помощи тона и различных по нажиму линий. Когда все предметы постановки прорисованы, приступают к прокладке светотени, легко намечая основные большие плоскости света, полутона и тени. Легким штрихом намечают падающие тени. Определив основные тональные отношения (рис 1.40, в), приступаем к дальнейшей лепке формы предметов тоном. В процессе этой работы необходимо выявить не только объем, но и разность фактур. Для передачи пластики предметов штрих следует класть по форме. Необходимо обращать внимание на передачу пространственных планов. Предметы на переднем плане требуют более тщательной прорисовки, нежели предметы, лежащие на дальнем плане. Необходимо учесть, что фон играет вспомогательную роль и способствует выявлению характера предметов натюрморта, поэтому не стоит его тщательно прорабатывать.
В процессе работы над рисунком натюрморта для достижения цельности необходимо постоянно сравнивать предметы друг с другом, соблюдать тональные отношения между предметами и фоном.


Четвертый этап.
На завершающем этапе, когда рисунок в основном закончен, обобщаем все его части. Сравнивая рисунок с натурой, необходимо отказаться от излишней детализации, добиться цельности и выразительности, обобщая второстепенные детали и задние планы.
Последовательность рисования натюрморта «основана на принципах академической школы: от общего к частному и опять к общему.
Подводя итог, выделим общие задачи, которые ставятся при рисовании натюрморта с натуры:
1. Определение пропорций;
2. Взаимное расположение предметов в пространстве;
3. Линейно-конструктивное построение с учетом законов перспективы;
4. Лепка светотенью объемной формы каждого предмета;
5. Передача тоновых отношений между предметами натюрморта;
6. Тональное и композиционное обобщение рисунка.



Рис. 1.41. Ленейно-конструктивные рисунки предметов быта

Важно продумать, как лучше расположить натюрморт на листе бумаги - в вертикальном или горизонтальном положении (рис 1.41.).
Целесообразно сделать несколько вариантов композиционного решения, разместив изображение в разных форматах. Наиболее выразительное композиционное решение переносят на основной лист.
При рисовании натюрморта необходимо выделить его композиционный центр, т. е. главный в смысловом отношении предмет. Остальные предметы постановки являются второстепенными и подчинены композиционному центру.
Очень важно скомпоновать всю группу предметов так, чтобы лист бумаги был заполнен равномерно. Рисунок не должен упираться в края листа, но и не должен «плавать» на нем. Удачным будет такое композиционное размещение, в котором изображение умещается на листе целиком и не возникает желания сдвинуть рисунок в ту или иную сторону.

СОДЕРЖАНИЕ

Введение
§ 1. Общие сведения о рисунке
§ 2. Линия и штрих
§ 3. Понятие о перспективе
§ 4. Основные элементы перспективного изображения
§ 5. Перспектива плоскости
§ 6. Рисование куба
§ 7. Рисование призмы
§ 8. Рисование тел вращения
§ 9. Рисование цилиндра
§ 10. Рисование конуса
§11. Рисование шара
§ 12. Рисование группы геометриеских тел
§ 13. Рисование драппировки
§ 14. Рисование бытовых предметов
§ 15. Рисование натюрморта
Литература

Литература
Беда Г. В. Живопись. - М., 1986.
Беда Г. В, Основы изобразительной грамоты. - М., 1989.
Герчук Ю. Я. Язык и смысл изобразительного искусства. - М., 1994.
К и р ц е р Ю. М. Рисунок и живопись. - 2-е изд. - М., 1998.
КулебакинГ. И. Рисунок и основы композиции. - 3-е изд., перераб. и доп. - М., 1988.
Рисунок / Под ред. А.М.Серова. - М., 1975.
Ростовцев Н. Н. Академически:»: рисунок. - 3-е изд., перераб. и доп. - М., 1995. Ростовцев Н. Н. История метедов обучения рисованию: Зарубежная школа рисунка. -М., 1981.